Главная / Физика / «Приемы и методы работы с одаренными детьми при изучении физики»

«Приемы и методы работы с одаренными детьми при изучении физики»

Доклад


«Приемы и методы работы с одаренными детьми при изучении физики»


В последнее время значительно упал интерес к физике как к предмету. Физика, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области математики и химии, литературы и истории, географии и астрономии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя физики.

Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного физического образования направлено прежде всего на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении физики.

Известно, что современный урок физики рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).

Дети не одинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, я не работаю на среднего ученика, так как знаю, что это приведет к снижению уровня знаний, будет затормаживать способности учащихся и угасанию интереса к предмету физика. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их логическое мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата.

Для успешного усвоения данного совокупного содержания образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических методов обучения: информационно-рецептивного, конструктивно-репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского и.т.д. Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:

1. Предъявление новой информации;

2. Прямое и вариативное применение учениками этой информации с включением в неё предметных действий;

3. Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений и предусматривающих в разных сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.

В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно размышляющей деятельности учителя и ученика, преобладанию методов проблемного обучения, предельному вниманию к эмоциональной окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы ценностей. Данный метод предполагает, индивидуализированную и одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый работает в меру своей способности. В качестве непременного условия реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающее во все обучение индивидуализацию, групповую и коллективную формы самостоятельной работы, предоставляющий широкий простор для свободы выбора, самопроявления учащимися своей личности, творческой активности в диалоге, дискуссии, при решении проблем. Успешность обучения, его результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе непременно методологическим, усвоению предметных и надпредметных способов деятельности; достижению доступного уровня творческого применения знаний и умений, способности к решению проблем и самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих интересов и системы ценностей. Таким образом, идет планомерная и параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся повышенного уровня обучаемости, т.е. с одаренными детьми.


Что же такое обученность? И что такое обучаемость?

Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету).

Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика. Выделяют три уровня обучаемости:

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

II уровень – высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости – способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.

Как правило, большинство учащихся в классе имеют второй уровень обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать индивидуальную работу с ними, то это приведет к затормаживанию способностей. Чтобы этого не произошло, я разрабатываю индивидуальный план работы на каждого ученика, по которому мы совместно работаем в течении года.

В 7 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8-10 минут

Объясняю новый материал.

Провожу закрепление новой информации.

Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

3. Решить задачу по образцу.

4. Решить обратную задачу.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети.

Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика.

Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

Учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулировать их творческую деятельность.

Использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Я разработала индивидуальный план работы с одаренными на уроках физики.

В плане к каждой теме курса имеются задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

В плане нашли широкое отражение самостоятельные работы:

Приготовить сообщения по данной теме;

Приготовить и продемонстрировать экспериментальное задание;

На проведение анализа с последующими выводами;

На формирование приемов обобщений с последующими выводами;

Выдвижение гипотез и их защита;

Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;

Создание мини проекта и его защита;

Составление текста с физическими ошибками;

Решение задач на смекалку.


Данный план можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данный план мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.


Приложение (индивидуальный план работы с одаренными детьми на уроках физики в 7 классе)











































Приложение №1 (Индивидуальный план работы с одаренными детьми на уроках физии в 7 классе)

Система заданий повышенной трудности.

Раздел V. Давление.

1. Приготовить сообщения по данной теме.





«Чего не знали древние», «Первые водопроводы», из «книги рекордов Гиннеса», «Атмосферное давление в живой природе», «Атмосфера Земли», «Магдебурские полушария»

2. Приготовить и продемонстрировать экспериментальное задание.



Демонстрация опыта с шаром Паскаля.

Имеются стакан воды линейка. Определить давление на дно стакана, если в воде будет растворено 20г. соли.

Подготовить экспериментальное задание подтверждающее, что воздух обладает массой.

Определение высоты вашего дома с помощью барометра – анероида.

С конструируйте автоматическую поилку для кур.

Определите плотность собственного тела.



3. На проведение анализа с последующими выводами.









Какая из граней параллелограмма оказывает большее давление и почему?

От чего зависит давление оказываемое жидкостью на дно сосуда?






4. Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем.


Презентация прибора, предназначенного для измерения атмосферного давления – барометра.

Презентация по теме «Водный транспорт»

5. Создание мини проекта и его защита.



Изготовление фонтана (чертеж, макет, описание )

6. Задания на группировку объектов.




Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Паскаль, Архимед, Гидравлические машины, водопровод, воздухоплавание, барометр, ареометр, водный транспорт.

7. Задания на моделирование физических ситуаций и явлений.


Водный и воздушный транспорт будущего.

8.Задания на прогнозирование физических явлений.





Подумайте, что было бы, если бы на нас не давило атмосферное давление

Представьте, что атмосферное давление на земле увеличилось в два раза, что произойдет с человеком и со всем живым на земле




Раздел VI Работа. Мощность. Энергия.

1. Приготовить сообщения по данной теме.


«Архимед», «Рычаг Архимеда», «ТЭС, ГЭС, АЭС и их использование», «Ветреные электра станции»

2. Приготовить и продемонстрировать экспериментальное задание.

Определите работу и мощность, развиваемою вами при подъеме по канату, при потягивании на перекладине.

Уравновесьте метровую линейку грузом массой 100граммов.

Измерьте с помощь миллиметровой линейки плечи рычагов ножниц, ключа дверного замка. Определите выигрыш в силе данных простых механизмов.

3. На проведение анализа с последующими выводами.


Где в повседневной жизни встречаются простые механизмы, на сколько они важны.

4. Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем.

Презентация одного из видов простых механизмов – блока.

«Золотое правило» механики

5. Создание мини проекта и его защита.


«Рычажные весы и их разнообразие»

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: джоуль, весы, потенциальная, рычаг, уголь, сила, плечо, ватт, кинетическая, точка опоры, нефть, блок.

7. Задания на моделирование физических ситуаций и явлений.

Энергия будущего.

8. Задания на прогнозирование физических явлений.

Если Солнце перестанет излучать, что произойдет с нашей планетой.

Что будет с животными, если их конечности станут в несколько раз короче?


































«Приемы и методы работы с одаренными детьми при изучении физики»
  • Физика
Описание:

в последнее время значительно упал интерес к физике как к предмету. Физика на мой взгляд это уникальный и удивительный школьный предмет  в котором интегрированы из области математики, химии, литературы, истории и астрономии а также географии. повышение интереса к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках - эта задача каждого учителя физики. извествно что современный урок физики рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учётом трёх уровней усвоения знаний. Дети неодинаковы, способности различаются как в психическои так и физическом плане. Учитывая всё это я не работаю на среднего ученика, так,как я знаю что всё это приведёт к снижению уровня знаний, будет затормажевать  способности учащихся и угасанию интереса к предмету физика. Для успешного усвоения совокупного содержания образования необходимо сочетание нескольких дидактических методов

Автор Тапенова Айгуль Газизовна
Дата добавления 10.03.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 814
Номер материала 57718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓