Главная / Биология / Приемы и методы организации пространства выбора в основной школе на уроках биологии.

Приемы и методы организации пространства выбора в основной школе на уроках биологии.

Приемы и методы организации пространства выбора в основной школе на уроках биологии.

Особенности преподавания биологии поточно-групповым методом

Лесникова М.Ю., учитель биологии


Основная ступень – самое проблемное звено в структуре современной школы, так как резко проявляется разрыв между знаниями, которые дает школа, и личным опытом и самостоятельностью учащихся. Исходя из необходимости решения этой проблемы, становится особо актуальной задача, стоящая перед основной школой: подготовка подростка к сознательному, осмысленному выбору в разных жизненных ситуациях, подготовка к выбору собственной образовательной траектории и жизненной позиции.

Эту задачу в основной школе можно решить разными путями. Направление, выбранное МАОУ «СОШ №55» г. Перми, – это создание пространства выбора на основе любопытства, любознательности и интереса учащихся, создание пространства проб и ошибок. В рамках апробации проекта Департамента образования г. Перми «ММОШ «Основная школа – «Пространство выбора» в нашей школе апробируются элементы новой образовательной модели, созданные на основе выбора учащихся: поточно-групповой метод обучения по отдельным предметам в 5-6 классах (природоведение, литература, обществознание, биология, русский язык и литература), краткосрочные курсы в 5-6 классах (разработано 32 программы), профессиональные и социальные практики в 8 классах. Классы, как таковые, перестают существовать, а параллель превращается в поток, который 1 раз в каждую учебную четверть делится на учебные группы.

Условия выбора, которые соблюдались при разделении учащихся на учебные группы:

  1. Повышенный интерес к заявленным направлениям деятельности.

  2. Развитое умение задавать вопросы.

  3. Компетентность преподавателя.

  4. Однородность группы учащихся по проявляемому интересу к виду деятельности.

  5. Подготовленность к обсуждаемой теме.

  6. Базовые коммуникационные навыки и умения.

  7. Наличие дополнительных источников информации.

  8. Достаточное пространство для работы групп.

В своей работе я хочу поделиться с аудиторией, каким образом, в нашей школе организовано обучение биологии.

Обучение биологии в 6 классе ведется в рамках учебной группы по общеобразовательной программе «Биология» (авторский коллектив под руководством Пономаревой). Данная программа модифицирована, ее содержание отличается от утвержденной МО РФ программы введением компонента «Цветоводство».

Данный Компонент введен с целью создания условий для приобретения учащимися личного опыта в области ухода и выращивания растений; знакомство с профессией цветовода, обучения школьников специфическим знаниям, необходимым для профессии цветовода; углубления знаний обучающихся о разнообразии мира растений.

В рамках реализации курса решаются следующие задачи:
формирование познавательного интереса при сборе информации о растениях, дополнительных знаний о комнатных растениях, развитие эстетического вкуса, умения ценить красоту в себе и окружающем мире.

Средствами эффективного усвоения программы является реализация в течение года четырех индивидуальных проектов. Почему выбор пал именно на эту технологию? Мне близко то, что в основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы, а это поможет решить те задачи, которые стоят перед ОУ. (Так как контингент, с которым я работала, не имел опыта работы над проектом, то в рамках краткосрочных курсов был проведен курс «ПРОЕКТ»).

Следует отметить, что выбор тем проектов осуществляют сами учащиеся, исходя из собственных интересов и потребностей. В текущем учебном году учащимся были предложены следующие проекты: «Цветочный гороскоп», «Необычные плоды», «Журнал «Культивар», «Энциклопедия «Букварь цветовода»», «Влияние талой воды на прорастание семян», «Узамбаркская фиалка», «Садик в бутылке».

Каждый проект рассчитан на 1 учебную четверть (7-8-9 недель) в режиме урочно- внеурочных занятий. Работа над проектом идет по этапам: выбор конкретной темы, постановка целей и задач, планирование деятельности, сбор сведений (поиск информации), оформление проекта, подготовка к представлению результатов, представление результатов.

На первом этапе проектной деятельности (выбор конкретной темы; постановка целей и задач, планирование деятельности), осуществляемом в рамках урока, учащиеся определяются с темой проекта, определяют круг источников информации, специалистов, которые могли бы им помочь в работе над проектом, определяют, что будет являться продуктом данного проекта, определяемся какие носители информации нам помогут в достижении целей проекта.

Таким образом, на данном этапе окончательно формулируется цель проекта – например, разработать сборник сведений о цветах в форме Гороскопа, либо создать авторскую энциклопедию, вырастить растение, создать цветочную композицию. Далее происходит процесс подробного описания планируемого продукта, пошаговое планирование работы по его созданию, анализ необходимых ресурсов.

Последующие этапы проектной деятельности реализуются учащимися во внеурочное время дома или в школе. Учителем выделено специальное время для индивидуальных консультаций. При консультировании учитель может выступать в разных ролях - консультанта, инструктора, эксперта. Здесь необходимо соблюдать правило: ни в коем случае не предлагать готовые ответы, а представлять учащимся возможность самостоятельно их находить.

Презентация продукта проводится на уроке в конце учебной четверти. Представление и защита продукта проектной деятельности происходит в различных формах: мультимедийная презентация (созданные учащимися мультимедийные презентации, могут быть использованы учителем на других уроках биологии, природоведения, окружающего мира в качестве дидактического материала), устное выступление. Во время выступления учащиеся представляют свой продукт, организовывается его обсуждение учебной группой.

В ходе работы обучающегося над проектом учитель имеет возможность оценить уровень сформированности универсальных учебных действий:

1) мыследеятельностных: целеполагание и формулирование задачи, обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности,  рефлексия;

2) презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта), результатов деятельности;

3) коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействовать внутри учебной группы;

4) поисковые: использовать различные приемы поиска информации, находить информацию (контекстный поиск) в Интернет, формулирование ключевых слов, выведение информации на бумагу, осуществление фиксации изображений хода и результатов проектной деятельности;

5) информационных: структурирование информации, выделение главного, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации, создание презентации на основе цифровых изображений, редактирование текста средствами текстового редактора, избирательное отношение к информации в окружающем информационном пространстве, отказ от потребления ненужной информации.


Таким образом, в рамках изучения данного курса учащиеся не только углубляют изученный материал, но и узнают специфику профессии цветовода, научаются самостоятельно организовывать собственную деятельность, быть готовыми к самостоятельным действиям и принятию решений.


Приемы и методы организации пространства выбора в основной школе на уроках биологии.
  • Биология
Описание:

Основная ступень – самое проблемное звено в структуре современной школы, так как резко проявляется  разрыв между знаниями, которые дает школа,  и личным опытом и самостоятельностью учащихся. Исходя из необходимости решения этой проблемы, становится  особо актуальной   задача, стоящая перед основной школой:  подготовка подростка к сознательному, осмысленному выбору в разных жизненных ситуациях, подготовка к выбору собственной образовательной траектории и  жизненной позиции.  

Эту задачу в основной школе можно решить разными путями. Направление, выбранное МАОУ «СОШ №55» г. Перми,   – это создание пространства выбора на основе любопытства, любознательности и интереса учащихся, создание пространства проб и ошибок.

Автор Лесникова Марина Юрьевна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 773
Номер материала 56289
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓