Инфоурок Литература КонспектыПричастие как часть речи. Правописание причастий.

Причастие как часть речи. Правописание причастий.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Причастие как часть речи. Правописание причастий..ppt

Скачать материал "Причастие как часть речи. Правописание причастий."

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок русского языка
 в 10 классе

    1 слайд

    Урок русского языка
    в 10 классе

  • Причастие как часть речи.Правописание причастий.                     Тема урока:

    2 слайд

    Причастие как часть речи.
    Правописание причастий.
    Тема урока:

  • Расставьте     ударение:


Поднятый...

    3 слайд


    Расставьте ударение:


    Поднятый поднята
    Премированный премирован
    Принявший принята
    Понявший понята
    Занявший занята
    Начатый начата
    Созданный создана
    Налитый налита

  • ПРИЧАСТИЕГЛАГОЛПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-Образовано от глагола
-Заменяется глаголом

Име...

    4 слайд

    ПРИЧАСТИЕ
    ГЛАГОЛ
    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
    -Образовано от глагола
    -Заменяется глаголом


    Имеет грамматические признаки:
    -время
    -вид
    -переходность
    -возвратность

    -Согласуется с определяемым существительным

    Изменяется по
    -родам
    -числам
    -падежам
    Имеет краткую и полную форму (страдательные)

  • В раздумиях о бренной жизни нашей,
Где прошлое в родстве с текущим  днем,
Хо...

    5 слайд


    В раздумиях о бренной жизни нашей,
    Где прошлое в родстве с текущим днем,
    Хочу сравнить ее с застольной чашей,
    Наполненной искрящимся вином.
    («Чаша жизни»)

    Пройдет туман невысказанной боли,
    Осядет мелочь, ложь и суета.
    Не сломлен я и за себя спокоен,
    Ты не пришла, так значит, ты не та.
    («Ты не пришла»)


    Григорий Кунич
    Л.М.Линник

    Мой мир! Он соткан из фантазий.
    Мой мир! Он слеплен из тревог,
    Случайных много в нем оказий,
    И много, много брошенных дорог.
    («Мой мир…»)

  • Образование причастийПричастия настоящего времени
(от основы настоящего време...

    6 слайд

    Образование причастий
    Причастия настоящего времени
    (от основы настоящего времени)

    Причастия прошедшего времени
    (от основы инфинитива)

    действительные
    страдательные
    действительные
    страдательные
    -ущ
    -ющ

    -ащ
    -ящ
    от глаг.
    Ι спр.
    от глаг.
    ΙΙ спр.
    -ом
    -ем

    -им
    от глаг.
    Ι спр.
    от глаг.
    ΙΙ спр.
    -вш




    -енн


    -нн

    -ить
    -чь
    -ть

  • Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий:


1.Бор…щийся,  та...

    7 слайд

    Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий:


    1.Бор…щийся, та…щий, стро…щий, вид…щий, ка…щийся.

    2.Невид…мый, организу…мый, муч…мый, слыш…мый, реша…мый .

    3.Засе…вший, накле…вший, ненавид…вший, выгор…вший, отча…вшийся.

    4.Увенч…нный, вытащ…нный, развеш…нный(повсюду), навеш…нная(дверь)

  • Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий:


1.Борющийся,  хл...

    8 слайд

    Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий:


    1.Борющийся, хлопочущий, тающий, строящий, видящий, кающийся.

    2.Невидимый, организуемый, мучимый, слышимый, решаемый .

    3.Засеявший, наклеивший, ненавидевший, выгоревший, отчаявшийся.

    4.Увенч..нный, вытащ..нный, развеш..нный(повсюду), навеш..нная(дверь)

  • Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательныхНННВ суффиксах   -ованн-(-ев...

    9 слайд

    Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
    Н
    НН
    В суффиксах -ованн-(-еванн-) полных и кратких форм отглагольных прилагательных: фаршированный
    2. В полных страдательных
    причастиях прошедшего времени
    (есть приставка, зависимое слово, образовано от глагола сов. вида)
    закрашенный, крашенный кистью, решённый
    Запомни: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, жеманный, желанный, чванный, чеканный, медленный и др.
    В отглагольных прилагательных (нет приставки, зависимого слова, образовано от глагола несов. вида)
    путаный
    В кратких причастиях
    задача решена
    Запомни: посажёный (отец), названый (брат), приданое (но бесприданница) смышлёный
    Искл: кованый, жёваный, клёваный

  •       Варе…ые овощи-
    Моще…ые улицы-
    Ноше…ое платье-
    Ране…ый боец-

    10 слайд

    Варе…ые овощи-
    Моще…ые улицы-
    Ноше…ое платье-
    Ране…ый боец-

  • В  творческой мастерской…

    (Взволновать) и (экзальтировать) дама, (очаров...

    11 слайд

    В творческой мастерской…

    (Взволновать) и (экзальтировать) дама, (очаровать) (импровизировать) спектаклем, взяв в руки (иллюстрировать) журнал, принялась благодарить (квалифицировать) работников театра

  • В творческой мастерской …

«На зва..ом обеде в честь губернатора города N.  …...

    12 слайд

    В творческой мастерской …

    «На зва..ом обеде в честь губернатора города N. …...


    Пече… ый, моче…ые , зажаре… ый, сваре…ный , соле..ый, копче…ый, фарширова…ый, маринова…ый


  • Различай:
Девушка умна и воспитанна               Она воспитана бабушкой
Учен...

    13 слайд

    Различай:
    Девушка умна и воспитанна Она воспитана бабушкой
    Ученица скромна и сдержанна Атака сдержана танками
    Она сосредоточенна и собранна Войска сосредоточены на горе

  • Сумма собра..а по копеечке, сестра расея..а,
Рожь рассея..а по полю, публика...

    14 слайд

    Сумма собра..а по копеечке, сестра расея..а,
    Рожь рассея..а по полю, публика капризна и избалова…а, актриса избалова..а вниманием
     

  • С.Н.Макарова

Тихое поле над логом....

    15 слайд

    С.Н.Макарова

    Тихое поле над логом.
    Чистый холодный овес,
    И за обветренным стогом
    Рощица тонких берез.
    Родина! Свет предосенний
    Неомраченного дня.
    Желтым потерянным сеном
    Чуть золотится стерня.
    Бледные ломкие стебли
    Жмутся к косому плетню.
    Эту неяркую землю
    Каждой кровинкой люблю

  •  Итог урока:
-Сегодня на уроке мне удалось…..
-Самым интересным для меня было…

    16 слайд

    Итог урока:
    -Сегодня на уроке мне удалось…..
    -Самым интересным для меня было…

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Причастие как часть речи.конспект урока.doc

 

                         Урок русского языка в 10 классе

                             Причастие как часть речи

                              Правописание причастий.

      Караваева Нели Зейналабидиновна, учитель русского языка и литературы

 

Технология развития критического мышления представляет собой целостную

систему, формирующую навыки работы с информацией. Технология представляет

собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала

заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления

материала и помочь ему обобщить приобретенные знания.

Целью технологии развития критического мышления является развитие

мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов,

 осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед учителем стоит задача “вызвать” уже имеющиеся знания

или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а также активизировать,

заинтересовать учащихся.

На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и

приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать

чтение или слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.

 

 

 

 

 

   Цель урока:

          1)обучающая: а) обобщить, систематизировать расширить знания  

         учащихся по теме «Причастие»; б) закрепить умение написания

        суффиксов причастий, н и нн в причастиях и отглагольных  

         прилагательных;

     2)развивающая: а) развивать логическое мышление учащихся и их

        аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы

        по теме; б) обучать правильной монологической речи;

    3) воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, чувства языка,

       внимание к происходящим в языке процессам через работу с текстом,

          продолжить формирование навыков самостоятельной работы с опорой на

          алгоритм, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;

 

Тип урока: урок совершенствования знаний, навыков          

     Вид урока: урок-практикум

 

                                                      Ход урока.

1.Организационный. момент.

 2.Слово учителя:  Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться,

вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться

хорошо говорить, писать, а также понимать произведения  художественной

 

 

 

 

 

 литературы.  И поэтому я предлагаю вам орфоэпическую разминку (слайд1)

 Расставьте ударение:

  

Ø Поднятый                                                          поднята

Ø Премированный                                               премирован

Ø Принявший                                                       принята

Ø Понявший                                                         понята

Ø Занявший                                                          занята

Ø Начатый                                                            начата

Ø Созданный                                                        создана

Ø Налитый                                                            налита

 

-Что объединяет все эти слова? К какой части речи они относятся?

О непростом положении причастий в мире морфологии, о трудностях

 правописания  наречий мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Объявление темы урока (слайд2)

3. Постановка учебной проблемы. «Вызов»

    -Откройте, пожалуйста, учебники на стр.182 (параграф 50). Прочтите название.

     «Причастие как глагольная форма». Сравните с темой нашего урока. Нет ли

      здесь противоречия? Что такое причастие? Часть речи или особая форма

       глагола? Аргументируйте свой ответ.

    - Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.

 

 

 

 

 

Подумайте и запишите ваши знания в виде кластера (графический систематизатор

знаний) (работа в парах)       (слайд 4)

4. «Реализация  смысла»

 Я предлагаю вашему вниманию красивые поэтические строки, авторами

которых являются поэты - наши земляки, жители Новопокровского района,

Григорий  Кунич,  Любовь  Линник (слайд 5). Найдите в тестах причастия,

определите их грамматические категории. Выпишите  в составе словосочетаний.

(работа в группах).

4.1. Образование причастий.

  - Каковы особенности образования причастий? Какие суффиксы участвуют в

  образовании причастий настоящего времени? Прошедшего времени? Прочитав

  параграф 51, ответьте на вопрос ( слайд 6).

4.2. Правописание причастий.

   -Опираясь на схему образования причастий, вставьте пропущенные буквы,

     обозначьте суффиксы (работа в группах) (слайд 7) Проверьте себя. Есть ли

    ошибки? Проанализируйте их, чтобы они  не стали вашими спутницами     

    (слайд 8)

- Следующая орфограмма, связанная с правописанием причастий, это одна и две

  буквы н. В суффиксах каких причастий пишется одна буква н? Две буквы н?

  Приведите примеры (работа в парах).

  -А сколько Н пишется в отглагольных прилагательных? Чем они отличаются от

  причастий? Назовите три отличия отглагольного прилагательного от причастия.

 

 

 

 

 

 

Запишите их в тетрадь (индивидуальная работа). Сверьте ваши ответы с

   правильными  (слайд 9).

  - Сформулируйте вопросы к предложенным словам (слайд 10)  Кто больше?

    (работа в группах). ( Слова какой части речи представлены на слайде? Как

   нужно изменить слово, чтобы в нем писалось две буквы н?) Запишите ответы

    на ваши вопросы в тетрадь.

 4.3. Конструирование предложений с причастиями.  Приглашение в

      творческую мастерскую (задания на выбор –слайд11, 12).

  4.5.   -Какой аспект правописания причастий остался нерассмотренным?

     Обратитесь к параграфу  52.  Говоря о написании одной и двух букв н ,

     необходимо различать краткие причастия и краткие прилагательные. Как

    это сделать на практике? Давайте проанализируем представленные слова.

       (слайд 13)

—  Девушка умна и воспитанна               Она воспитана бабушкой

—  Ученица скромна и сдержанна           Атака сдержана танками

—  Она сосредоточенна и собранна       Войска сосредоточены на горе

4.6. Самостоятельная работа. Сформулируйте задания к предложенным словам

и выполните его(слайд14)

4.7. Роль причастий в тексте (слайд15) .

      Прочитайте текст. Какова его тема? Проблема? Какую роль в тексте играют

      причастия?

 

 

 

 

 

 

5 . «Рефлексия».     Методика незаконченных предложений (слайд 16)

Мир причастия сложен и интересен одновременно.  И в этом мы убедились .

Чтобы оценить сегодняшний урок, я предлагаю вам закончить предложения:

       -- Сегодня на уроке мне удалось...

       – Самым интересным для меня было...

Домашнее задание: параграф 50- 52,дифференцированное задание:

1.   Комплексный анализ текста;  2. Тестовые задания.

 

        

  

 

 

 

 

 

 

 

 

.                                                                                                                                                                                                             

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Причастие как часть речи. Правописание причастий."

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: а) обобщить, систематизировать расширить знания учащихся по теме «Причастие»; б) закрепить умение написания суффиксов причастий, н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Тип урока: урок совершенствования знаний, навыков. Вид урока: урок-практикум. Урок построен с применением методов и приемов ТРКМЧП

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 855 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.08.2020 340
    • RAR 233.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна
    Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75642
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 66 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов