Главная / Русский язык и литература / Причастие как часть речи. Правописание причастий.

Причастие как часть речи. Правописание причастий.

Название документа Причастие как часть речи. Правописание причастий..ppt

Урок русского языка в 10 классе
Причастие как часть речи. Правописание причастий. Тема урока:
Расставьте ударение: Поднятый поднята Премированный премирован Принявший при...
ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -Образовано от глагола -Заменяется глаголом И...
В раздумиях о бренной жизни нашей, Где прошлое в родстве с текущим днем, Хоч...
Образование причастий Причастия настоящего времени (от основы настоящего врем...
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий: 1.Бор…щийся, та…щи...
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий: 1.Борющийся, хлопо...
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Н НН В суффиксах -ованн-(-е...
Варе…ые овощи- Моще…ые улицы- Ноше…ое платье- Ране…ый боец-
В творческой мастерской… (Взволновать) и (экзальтировать) дама, (очаровать) (...
В творческой мастерской … «На зва..ом обеде в честь губернатора города N. ….....
Различай: Девушка умна и воспитанна Она воспитана бабушкой Ученица скромна и ...
Сумма собра..а по копеечке, сестра расея..а, Рожь рассея..а по полю, публика ...
С.Н.Макарова Тихое поле над логом. Чистый холодный овес, И за обветренным ст...
Итог урока: -Сегодня на уроке мне удалось….. -Самым интересным для меня было…
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок русского языка в 10 классе
Описание слайда:

Урок русского языка в 10 классе

№ слайда 2 Причастие как часть речи. Правописание причастий. Тема урока:
Описание слайда:

Причастие как часть речи. Правописание причастий. Тема урока:

№ слайда 3 Расставьте ударение: Поднятый поднята Премированный премирован Принявший принят
Описание слайда:

Расставьте ударение: Поднятый поднята Премированный премирован Принявший принята Понявший понята Занявший занята Начатый начата Созданный создана Налитый налита

№ слайда 4 ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -Образовано от глагола -Заменяется глаголом Имее
Описание слайда:

ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -Образовано от глагола -Заменяется глаголом Имеет грамматические признаки: -время -вид -переходность -возвратность -Согласуется с определяемым существительным Изменяется по -родам -числам -падежам Имеет краткую и полную форму (страдательные)

№ слайда 5 В раздумиях о бренной жизни нашей, Где прошлое в родстве с текущим днем, Хочу с
Описание слайда:

В раздумиях о бренной жизни нашей, Где прошлое в родстве с текущим днем, Хочу сравнить ее с застольной чашей, Наполненной искрящимся вином. («Чаша жизни») Пройдет туман невысказанной боли, Осядет мелочь, ложь и суета. Не сломлен я и за себя спокоен, Ты не пришла, так значит, ты не та. («Ты не пришла») Григорий Кунич Л.М.Линник Мой мир! Он соткан из фантазий. Мой мир! Он слеплен из тревог, Случайных много в нем оказий, И много, много брошенных дорог. («Мой мир…»)

№ слайда 6 Образование причастий Причастия настоящего времени (от основы настоящего времени
Описание слайда:

Образование причастий Причастия настоящего времени (от основы настоящего времени) Причастия прошедшего времени (от основы инфинитива) действительные страдательные действительные страдательные -ущ -ющ -ащ -ящ от глаг. Ι спр. от глаг. ΙΙ спр. -ом -ем -им от глаг. Ι спр. от глаг. ΙΙ спр. -вш -ш -енн -нн -т -ить -чь -ть

№ слайда 7 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий: 1.Бор…щийся, та…щий,
Описание слайда:

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий: 1.Бор…щийся, та…щий, стро…щий, вид…щий, ка…щийся. 2.Невид…мый, организу…мый, муч…мый, слыш…мый, реша…мый . 3.Засе…вший, накле…вший, ненавид…вший, выгор…вший, отча…вшийся. 4.Увенч…нный, вытащ…нный, развеш…нный(повсюду), навеш…нная(дверь)

№ слайда 8 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий: 1.Борющийся, хлопочущ
Описание слайда:

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий: 1.Борющийся, хлопочущий, тающий, строящий, видящий, кающийся. 2.Невидимый, организуемый, мучимый, слышимый, решаемый . 3.Засеявший, наклеивший, ненавидевший, выгоревший, отчаявшийся. 4.Увенч..нный, вытащ..нный, развеш..нный(повсюду), навеш..нная(дверь)

№ слайда 9 Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Н НН В суффиксах -ованн-(-еван
Описание слайда:

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных Н НН В суффиксах -ованн-(-еванн-) полных и кратких форм отглагольных прилагательных: фаршированный 2. В полных страдательных причастиях прошедшего времени (есть приставка, зависимое слово, образовано от глагола сов. вида) закрашенный, крашенный кистью, решённый Запомни: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, жеманный, желанный, чванный, чеканный, медленный и др. В отглагольных прилагательных (нет приставки, зависимого слова, образовано от глагола несов. вида) путаный В кратких причастиях задача решена Запомни: посажёный (отец), названый (брат), приданое (но бесприданница) смышлёный Искл: кованый, жёваный, клёваный

№ слайда 10 Варе…ые овощи- Моще…ые улицы- Ноше…ое платье- Ране…ый боец-
Описание слайда:

Варе…ые овощи- Моще…ые улицы- Ноше…ое платье- Ране…ый боец-

№ слайда 11 В творческой мастерской… (Взволновать) и (экзальтировать) дама, (очаровать) (имп
Описание слайда:

В творческой мастерской… (Взволновать) и (экзальтировать) дама, (очаровать) (импровизировать) спектаклем, взяв в руки (иллюстрировать) журнал, принялась благодарить (квалифицировать) работников театра

№ слайда 12 В творческой мастерской … «На зва..ом обеде в честь губернатора города N. …... П
Описание слайда:

В творческой мастерской … «На зва..ом обеде в честь губернатора города N. …... Пече… ый, моче…ые , зажаре… ый, сваре…ный , соле..ый, копче…ый, фарширова…ый, маринова…ый

№ слайда 13 Различай: Девушка умна и воспитанна Она воспитана бабушкой Ученица скромна и сде
Описание слайда:

Различай: Девушка умна и воспитанна Она воспитана бабушкой Ученица скромна и сдержанна Атака сдержана танками Она сосредоточенна и собранна Войска сосредоточены на горе

№ слайда 14 Сумма собра..а по копеечке, сестра расея..а, Рожь рассея..а по полю, публика кап
Описание слайда:

Сумма собра..а по копеечке, сестра расея..а, Рожь рассея..а по полю, публика капризна и избалова…а, актриса избалова..а вниманием  

№ слайда 15 С.Н.Макарова Тихое поле над логом. Чистый холодный овес, И за обветренным стого
Описание слайда:

С.Н.Макарова Тихое поле над логом. Чистый холодный овес, И за обветренным стогом Рощица тонких берез. Родина! Свет предосенний Неомраченного дня. Желтым потерянным сеном Чуть золотится стерня. Бледные ломкие стебли Жмутся к косому плетню. Эту неяркую землю Каждой кровинкой люблю

№ слайда 16 Итог урока: -Сегодня на уроке мне удалось….. -Самым интересным для меня было…
Описание слайда:

Итог урока: -Сегодня на уроке мне удалось….. -Самым интересным для меня было…

Название документа Причастие как часть речи.конспект урока.doc



Урок русского языка в 10 классе

Причастие как часть речи

Правописание причастий.

Караваева Нели Зейналабидиновна, учитель русского языка и литературы



hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngТехнология развития критического мышления представляет собой целостную

систему, формирующую навыки работы с информацией. Технология представляет

собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала

заинтересовать ученика, затем предоставить ему условия для осмысления

материала и помочь ему обобщить приобретенные знания.

Целью технологии развития критического мышления является развитие

мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.

В основе урока, построенного по данной технологии, лежат три фазы: вызов,

осмысление, рефлексия.

На стадии вызова перед учителем стоит задача “вызвать” уже имеющиеся знания

или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а также активизировать,

заинтересовать учащихся.

На стадии осмысления идет работа с информацией. Использование методов и

приемов данной технологии позволяет сохранить активность ученика, сделать

чтение или слушание осмысленным.

На стадии рефлексии информация анализируется и творчески перерабатывается.











Цель урока:

1)обучающая: а) обобщить, систематизировать расширить знания

учащихся по теме «Причастие»; б) закрепить умение написания

суффиксов причастий, н и нн в причастиях и отглагольных

прилагательных;

2)развивающая: а) развивать логическое мышление учащихся и их

аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы

по теме; б) обучать правильной монологической речи;

3) воспитывающая: воспитание чувства патриотизма, чувства языка,

внимание к происходящим в языке процессам через работу с текстом,

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с опорой на

алгоритм, сочетая данный вид деятельности с работой в парах и группах;



Тип урока: урок совершенствования знаний, навыков

Вид урока: урок-практикум



Ход урока.

1.Организационный. момент.

2.Слово учителя: Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться,

вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться

хорошо говорить, писать, а также понимать произведения художественной











литературы. И поэтому я предлагаю вам орфоэпическую разминку (слайд1)

Расставьте ударение:

  • Поднятый поднята

  • Премированный премирован

  • Принявший принята

  • Понявший понята

  • Занявший занята

  • Начатый начата

  • Созданный создана

  • Налитый налита



-Что объединяет все эти слова? К какой части речи они относятся?

О непростом положении причастий в мире морфологии, о трудностях

правописания наречий мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Объявление темы урока (слайд2)

3. Постановка учебной проблемы. «Вызов»

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр.182 (параграф 50). Прочтите название.

«Причастие как глагольная форма». Сравните с темой нашего урока. Нет ли

здесь противоречия? Что такое причастие? Часть речи или особая форма

глагола? Аргументируйте свой ответ.

- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.











Подумайте и запишите ваши знания в виде кластера (графический систематизатор

знаний) (работа в парах) (слайд 4)

4. «Реализация смысла»

Я предлагаю вашему вниманию красивые поэтические строки, авторами

которых являются поэты - наши земляки, жители Новопокровского района,

Григорий Кунич, Любовь Линник (слайд 5). Найдите в тестах причастия,

определите их грамматические категории. Выпишите в составе словосочетаний.

(работа в группах).

4.1. Образование причастий.

- Каковы особенности образования причастий? Какие суффиксы участвуют в

образовании причастий настоящего времени? Прошедшего времени? Прочитав

параграф 51, ответьте на вопрос ( слайд 6).

4.2. Правописание причастий.

-Опираясь на схему образования причастий, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте суффиксы (работа в группах) (слайд 7) Проверьте себя. Есть ли

ошибки? Проанализируйте их, чтобы они не стали вашими спутницами

(слайд 8)

- Следующая орфограмма, связанная с правописанием причастий, это одна и две

буквы н. В суффиксах каких причастий пишется одна буква н? Две буквы н?

Приведите примеры (работа в парах).

-А сколько Н пишется в отглагольных прилагательных? Чем они отличаются от

причастий? Назовите три отличия отглагольного прилагательного от причастия.











Запишите их в тетрадь (индивидуальная работа). Сверьте ваши ответы с

правильными (слайд 9).

- Сформулируйте вопросы к предложенным словам (слайд 10) Кто больше?

(работа в группах). ( Слова какой части речи представлены на слайде? Как

нужно изменить слово, чтобы в нем писалось две буквы н?) Запишите ответы

на ваши вопросы в тетрадь.

4.3. Конструирование предложений с причастиями. Приглашение в

творческую мастерскую (задания на выбор –слайд11, 12).

4.5. -Какой аспект правописания причастий остался нерассмотренным?

Обратитесь к параграфу 52. Говоря о написании одной и двух букв н ,

необходимо различать краткие причастия и краткие прилагательные. Как

это сделать на практике? Давайте проанализируем представленные слова.

(слайд 13)

  • Девушка умна и воспитанна Она воспитана бабушкой

  • Ученица скромна и сдержанна Атака сдержана танками

  • Она сосредоточенна и собранна Войска сосредоточены на горе

4.6. Самостоятельная работа. Сформулируйте задания к предложенным словам

и выполните его(слайд14)

4.7. Роль причастий в тексте (слайд15) .

Прочитайте текст. Какова его тема? Проблема? Какую роль в тексте играют

причастия?













5 . «Рефлексия». Методика незаконченных предложений (слайд 16)

Мир причастия сложен и интересен одновременно. И в этом мы убедились .

Чтобы оценить сегодняшний урок, я предлагаю вам закончить предложения:

-- Сегодня на уроке мне удалось...

Самым интересным для меня было...

Домашнее задание: параграф 50- 52,дифференцированное задание:

  1. Комплексный анализ текста; 2. Тестовые задания.



















.







Причастие как часть речи. Правописание причастий.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: а) обобщить, систематизировать расширить знания учащихся по теме «Причастие»; б) закрепить умение написания суффиксов причастий, н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Тип урока: урок совершенствования знаний, навыков. Вид урока: урок-практикум. Урок построен с применением методов и приемов ТРКМЧП

Автор Караваева Нели Зейналабидиновна
Дата добавления 08.08.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1369
Номер материала MA-060355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓