Профориентанционное занятие.
Тема. Формула выбора профессии
Цель: Формирование
психологической готовности к осознанному профессиональному выбору профессии с
учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, а также
профессиональных предпочтений.
Задачи:
1. Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками
профессионального труда;
2. Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в
профессиональном самоопределении
Категория:
обучающиеся 9- х классов.
Количество:
15 человек
Время
проведения: 1 час
Оборудование:
диагностические бланки, ручка для каждого обучающегося.
Принадлежности для типов профессий: Ч-Ч, Ч- Т, Ч-З, Ч-ХО (медицинский халат ,
нетбук, краски, картинки по типу профессий).
Предварительная
подготовка:
- Опрос
среди обучающихся
9-х классов. «Кем
вы хотите стать?» проводится заранее обучающимся, по просьбе психолога.
-Слова второму ведущему
даются заранее.
-Представителей
профессий и корреспондента выбирают заранее и дают им тексты с описанием
профессий.
Интерпретация по
типу профессий должна лежать на столе, для того чтобы учащийся по окончанию
занятий мог забрать описание типа профессий.
Ход занятия
1. Организационный
момент.
Слайд №1 ( тема занятия).
Взаимное приветствие.
Звучит музыкальная
заставка.
Ведущий
(ученик). Добрый день, уважаемые
телезрители! В эфире программа «Формула выбора профессии» и мы, её ведущие Горшкова Ольга Александровна
(ведущий - психолог) и Иванова Света (ведущий - ученик).
2.
Этап подготовки учащихся к
активному и сознательному усвоению нового материала.
Ведущий
(психолог) сообщает, что передачу открывает регулировщик дорожного транспорта (обучающийся
выбирается заранее).
Слова
регулировщика:
Здравствуйте
ребята, предлагаю со мной поиграть. Упражнение называется
«Светофор»
- Поднимите
руки те, у кого сегодня горит зеленый цвет – хорошее настроение.
-
Поднимите руки те, у кого сегодня горит желтый цвет – настроение ни плохое, ни
хорошее.
-
Поднимите руки те, у кого сегодня горит красный цвет – плохое настроение.
Для того,
чтобы поднять настроение, предлагаю поиграть в игру «Регулировщик»
Я называю
цвета, а вы поднимаете руки следующим образом:
Зеленый
цвет – поднимаете правую руку;
Желтый
цвет – поднимаете левую руку;
Красный
цвет – кладете руки на парту.
Упражнение
делается медленным темпом, в дальнейшем темп
ускоряется.
Обсуждение:
-
Поменялось ли у вас настроение.
Ведущий
(психолог) -
Спасибо регулировщику за хорошее настроение.
3.Этап
усвоение новых знаний.
Ведущий
(психолог) спрашивает:
- Как правильно
выбрать ту единственную, свою профессию, которая бы соответствовала интересам,
способностям и склонностям, чтобы она полностью устраивала, и её избрание
позволило приносить пользу обществу? (дети
отвечают).
Ведущий (психолог) комментирует. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод «проб и
ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет
то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и
удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный
процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
Возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром
профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со
своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.
Ведущий (ученик) продолжает. Об этом и многом другом пойдёт речь в нашей передаче «Формула выбора профессии».
Каждый
человек хотя бы раз в жизни выбирал себе профессию. Чтобы принять правильное
решение, необходимо учесть множество факторов – свои желания, психологические
особенности и возможности, способности, склонности, а также потребности
общества и рынка труда.
Почему
люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему
два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и
успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а
другие хуже? (Ответы детей).
Ведущий
(ученик) продолжает. Все дело в том, что
разные люди обладают разными способностями.
Слайд
№ 2; 3. Способности
Способности
тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью
профессиональной пригодности человека. Способности - это
умения, индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность
успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает
запахи и помнит их, то это способность нужна химику, дегустатору, повару и
др.
Способности делят на
общие и специальные.
Общие
способности необходимы
для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов
деятельности (организаторские - для учителя, менеджера, предпринимателя и др.).
Специальные
способности важны
для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо
развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, часовщику,
хирургу и т. д.).
Успешная работа по любой
профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.
Общие
способности условно, их можно разделить на три группы:
Первая
группа способностей представлена у большинства людей в степени овладения
практически любой профессией. Профессии,
связанные с движением транспорта, требуют от человека
хорошего зрения и слуха. Такие специальности как
милиционер, официант, массажист, тренер и многие другие требуют повышенного
уровня развития физической силы, выносливости и ловкости.
Однако, эти качества более или менее легко поддаются
развитию и тренировке. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто
выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными,
водолазными и аварийно-спасательными работами. Хорошее
здоровье не повредит представителю любой
профессии. От состояния здоровья зависит не только
ваша физическая, но и умственная работоспособность, и настроение, и способность
к самообладанию.
Вторая
группа способностей, связанная с умственным развитием,
- во-первых:
для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения
навыков внимания, памяти и мышления, которые нужны для овладения широким кругом
профессий;
- во-вторых: для
успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей.
Достаточно
высокий уровень общего умственного развития является условием успешной
профессиональной деятельности в таких профессиях как учитель, врач, менеджер,
юрист, психолог, предприниматель, коммерсант, секретарь-референт,
инженер, бухгалтер, экономист.
Слайд
№4 Классификация профессий академика Е.А.Климов
Ведущий
(психолог) комментирует. Академик Е.А.Климов предложил
классифицировать профессии.
Он выделил следующие 4 группы: Ч-П,
Ч–Т, Ч-Ч, Ч-ХО, Ч- З.
Ведущий (психолог)
сообщает. Сегодня у нас в студии представители
пяти типов профессий. Познакомившись с ними, мы узнаем, какие профессии
относятся к этим типам, и
какими качествами должен обладать человек, выбравший ту или иную профессию.
Знакомьтесь, тип профессий «Человек-человек».
Слайд №5.
«Человек-человек»
(3минуты)
Для этого типа профессий
главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общности. Профессии «Человек - человек» - самые гуманные, наполненные
общением и радостью взаимопонимания. Это
такие профессии, как учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, продавец
и другие. Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к людям должны
сочетаться у специалистов этой сферы с высокой эмоциональной устойчивостью,
выдержкой, самоконтролем, умением владеть собственными чувствами.
Ведущий (психолог)
комментирует. Спасибо, друзья, за интересную информацию. А мы передаем слово
следующей группе.
Слайд №6.
«Человек -
художественный образ». (3минуты)
В
профессиональной деятельности представителей профессий «Человек –
художественный образ», главными моментами являются творчество, вдохновение.
Предметом труда является художественный образ, целью - достижение красоты,
гармонии, эстетики в окружающем человека мире. По целям и задачам труда можно выделить, профессии организаторские (режиссёр,
балетмейстер), собственно творческие, созидательные (писатель, живописец,
композитор, актёр). Исполнительские (изготовитель художественных изделий,
кондитер, портной) и исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
Ведущий
(психолог) комментирует. И так
продолжаем работу в прямом эфире. И передаем слово следующей группе.
"Человек - знаковая система"
Слайд
№7. (3минуты)
«Человек - знаковая система».
Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в
процессе жизнедеятельности. Условно работу со знаковыми системами можно
разделить на несколько групп:
1.Работа со словами, текстами, книгами (корректор, лингвист), связанная
с наиболее развитой и всеобщей знаковой системой - языком. Если у вас есть
способности к усидчивой работе и вам доставляет удовольствие делать записи,
систематизировать и хранить их, то имеет смысл ближе познакомиться с данной
группой профессий.
2.Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер,
фармацевт). Люди данных профессий переносят мир
реального производства в мир чисел, занимаются научными исследованиями в
области химии и физики. Необходимы такие качества, как терпение, аккуратность,
организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время
умение принимать нестандартные решения.
3.Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер, инженер
проектировщик, строитель). Это профессии, связанные с составлением или использованием
географических карт, работой с графиками, чертежами. Здесь требуется умение
перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Необходимы
наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся
такие предметы, как геометрия, география, черчение, трудовое обучение, вы
занимаетесь конструированием по схемам и чертежам - то эта информация для вас.
4. Работа с компьютером, информационными системами, в сети
Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо
знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках
математики и информатики и вы знаете, что компьютер - это не только устройство
для игр, или у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии вас могут заинтересовать.
Итак,
подводя итог, скажем, что к группе «Человек - знаковая система» относятся
следующие профессии: бухгалтер, оператор ПК, фармацевт, диспетчер, физик,
маркетолог, химик-технолог, лингвист, оператор почтовой связи, корректор,
экономист, крупье, библиотекарь, программист, переводчик, историк, налоговый
инспектор.
Ведущий
(психолог) комментирует. Спасибо.
Продолжаем друзья. И передаем слово следующей группе.
"Человек-техника"
Слайд
№8.
«Человек
- техника». (3минуты)
Это
профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание
различных технических устройств. Техника - это все разнообразие машин и
механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей
деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых
особенностях склада характера человек, работающего и интересующегося техникой,
таких как развитое пространственное и конкретное мышление, способность к
абстрагированию, точность и аккуратность, хорошее зрение и развитая мелкая
моторика. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора,
слесарь, слесарь-инструментальщик, слесарь-монтажник, техник,
техник-товаровед, инженер- конструктор и многие рабочие специальности.
Ведущий
(психолог) комментирует. Спасибо
группе профессий типа "Человек-техника". Передаем слово следующей
группе. "Человек-природа"
Слайд №9
«Человек — природа». (3минуты)
Выбирая профессию, связанную
с преобразованием природы, её использованием, человек берёт на себя
ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих
поколений. Профессии, связанные с исследованием и освоением природы,
воздействием на её процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим
и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими
успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие,
ответственность и настойчивость в достижении целей. Но в этих профессиях чаще,
чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование
отдалённых результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных
условиях, в одиночестве или в команде. К этой категории относятся профессии: физиолог,
микробиолог, садовник-цветовод-декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог,
технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
Ведущий
(ученик) комментирует..
Не
последнюю роль в выборе профессий играют профессионально - важные качества
личности. Знание своих качества личности можно узнать свой тип профессий.
Слайд
№10 Профессионально - важные качества личности
Ведущий
(психолог) комментирует. Спасибо за
интересную информацию. Надеемся, что у наших телезрителей остаётся все меньше и
меньше сомнений в том, какую профессию они выберут.
4.
Этап закрепления новых знаний.
Практическая
работа.
Звучит музыкальная
заставка.
Ведущий (психолог) Наша передача открывается рубрикой новостей «Свежая хроника». Сегодня её представляет
специальный корреспондент Иванова Света(корреспондент
ученица). Она получала от редакции задание провести опрос среди обучающихся на тему «Выбор профессий », а также выявить интересы по пяти типам профессий. О том, какие
результаты она получила, мы сейчас и узнаем.
Корреспондент
(выбран заранее). Мною был проведен опрос в МБОУ «ООШ №19» среди
обучающихся 9-х
классов. На вопрос «Кем вы хотите стать?» получены следующие ответы:
Демонстрация слайда №11 (Статистика популярных профессий среди обучающихся 9 -х классов).
(10минут)
Ведущий
(психолог) сообщает. Сейчас наш корреспондент проведет
исследование, который позволяет выявить, какие
профессии преобладают у присутствующих в классе участников.
Обучающимся раздаются бланки
опросника склонностей. Дифференциально-
диагнотический опросник «ДДО» Методика Е.А.Климова; модификация
А.А.Азбель.).
Обучающиеся подчитывают результаты и определяют
тип профессии, характерный для него.
Ведущий
(психолог)комментирует. Поднимите руки те, у кого желание иметь ту или иную
профессию совпала, с вашими склонностями и способностями по типу профессий
исходя из исследования.
Диагностика
интересов, склонностей и способностей
Дифференциально -
диагностический опросник «ДДО»
Методика
Е.А.Климова; модификация А.А.Азбель
Время
обследования: 10-15 минут
Инструкция: Предположим,
что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если
бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей (а или б), что бы вы
предпочли? Если указанная деятельность вам нравится, то в бланке ответов под
тем же номером поставьте – «+»; если не нравится – «–». Например: 3а +; 3б
– и т.д.
Если
у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу.
Оценка описаний в паре не должна совпадать, так как вы
одно из них до этого предпочли. Оценки описаний заносятся в бланк ответов в
клетки с соответствующими номерами.
Я
предпочту
1а
|
Выращивать и дрессировать служебных
собак
|
1б
|
Разрабатывать новые модели
электронной бытовой техники
|
2а
|
Спасать людей после аварий,
землетрясений
|
2б
|
Заверять документы, оформлять договора, доверенности
|
3а
|
Петь в музыкальной группе
|
3б
|
Следить за состоянием и развитием растений
|
4а
|
Проектировать новое производственное
оборудование, дома
|
4б
|
Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать
его
|
5а
|
Переводить научные тексты
|
5б
|
Писать рассказы, сценарии, фельетоны
|
6а
|
Разрабатывать мероприятия по охране
редких растений
|
6б
|
Тренировать младших или товарищей в выполнении
каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
7а
|
Заниматься флористикой, оформлять
помещение цветами
|
7б
|
Ремонтировать оргтехнику, компьютеры, телефоны
|
8а
|
Давать людям консультации по
туристическим маршрутам
|
8б
|
Корректировать фотоснимки с помощью компьютера,
сочинять музыку
|
9а
|
Управлять автомобилем, автобусом, локомотивом поезда
|
9б
|
Исправлять смысловые и стилистические ошибки в
готовящихся к печати текстах
|
10а
|
Разводить декоративных рыб и ухаживать за
аквариумами в офисах
|
10б
|
Выполнять вычисления, расчеты
|
11а
|
Изучать генетику, выводить новые сорта растений
|
11б
|
Отлаживать работу автомобиля и заменять механизмы в
случае неисправности
|
12а
|
Оказывать людям психологическую помощь, работать на
телефоне доверия
|
12б
|
Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать
новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т.д.)
|
13а
|
Оформлять витрины
универмагов; заниматься оформлением концертов, шоу
|
13б
|
Лечить кошек. Собак, лошадей и т.д.
|
14а
|
Осуществлять сборку компьютеров, медицинских
приборов, аппаратов
|
14б
|
Сопровождать людей в сложных туристических походах в
роли инструктора
|
15а
|
Работать в фондах архивов, находить необходимые
документы
|
15б
|
Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки
|
16а
|
Делать лабораторные анализы в больнице
|
16б
|
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними,
назначать лечение
|
17а
|
Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы
|
17б
|
Строить дома по планам, делать разводку
электричества в соответствии с проектом
|
18а
|
Искать нужных людей, проводить подбор персонала в
различные фирмы
|
18б
|
Производить архитектурно-восстановительные работы
исторических мест
|
19а
|
Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров,
велосипедов и другое спортивное оборудование
|
19б
|
Работать с финансовыми законами, кодексами
|
20а
|
Разрабатывать средства защиты от вредителей и вирусов
|
20б
|
Писать компьютерные программы
|
Бланк
ответов
ФИ______________
«
ДДО»
1а
|
1б
|
2а
|
2б
|
3а
|
3б
|
4а
|
4б
|
5а
|
5б
|
6а
|
***
|
6б
|
***
|
7а
|
***
|
7б
|
8а
|
***
|
8б
|
***
|
9а
|
***
|
9б
|
***
|
10а
|
***
|
***
|
10б
|
***
|
11а
|
11б
|
12а
|
12б
|
13а
|
13б
|
14а
|
14б
|
15а
|
15б
|
16а
|
***
|
16б
|
***
|
17а
|
***
|
17б
|
18а
|
***
|
18б
|
***
|
19а
|
***
|
19б
|
***
|
20а
|
***
|
***
|
20б
|
***
|
П
|
Т
|
Ч
|
ЗС
|
ХО
|
Обработка
результатов:
После заполнения бланка ответов
подсчитайте количество «+» и «-» в каждом столбике, найдите их алгебраическую
сумму. Это число и будет показателем склонности к одному из типов профессий.
Все значения могут быть от 0 до 8 баллов.
Максимальное количество баллов в определенной степени указывает на
преобладающее проявление профессиональных склонностей к данной группе
профессий.
При получении одинакового количества
баллов (6-8) к двум и более группам профессий можно делать вывод о том, что
интересы выражены во всех этих областях.
При получении 2-4-х баллов к трем и более
типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко
выражены и ваши профессиональные склонности осознаются вами недостаточно.
Интерпретация
результатов:
1. Человек – Природа.
Вас могут заинтересовать профессии,
труд в которых направлен на объекты природы: животный мир, растения,
микроорганизмы. В этом типе можно выделить профессии, связанные с природопользованием,
охраной природы, профессии сельскохозяйственного труда и перерабатывающей
сельскохозяйственные продукты промышленности. Люди, охраняющие наши природные
богатства, имеют профессии эколога, лесника, инспектора рыбоохраны. К
профессиям этого типа относятся также такие профессии, как геолог, метеоролог,
океанолог, биолог, ботаник и др.
Человеку, выбирающему профессию этого
типа, необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение,
наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность. Большие
требования в этом типе профессий предъявляются к наблюдательности, которая
необходима и при уходе за растениями и животными, и при изучении природных
факторов, и при поиске природных ископаемых. Наблюдательность тесно связана с
внимательностью, сосредоточенностью, созерцательностью личности, направленной
на внешний мир. Кроме этого, для профессий, связанных с путешествиями,
экспедициями, необходима физическая выносливость, сила, ловкость.
Деятельность большинства профессий данного
типа не имеет ни жесткой регламентации, ни заданных алгоритмов и темпов —
поэтому нет и жестких требований к эмоциональной устойчивости, психическим
процессам.
В силу того, что профессии этого типа
характеризуют отношение человека к природе, для профессий типа «человек —
природа» более важными оказываются личностные качества — склонность к
творчеству, любовь к природе, всему живому, аккуратность, добросовестность,
хорошая наблюдательность, а в ряде случаев особое терпение, настойчивость,
выдержка, способность к планированию и прогнозу, самостоятельность в мышлении
и поведении.
Примеры
профессий: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод,
работник теплицы, птицевод, зоотехник, ветеринар, кинолог, семеновод, ботаник и
др.
2. Человек – Техника.
Вас могут заинтересовать профессии,
связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами,
аппаратами, объектами неживой природы. Область техники следует понимать очень
широко, так надо учитывать, что к области техники относятся не только
«железки», но и всевозможные неметаллические материалы: ткани, пластмассы и
разные другие полуфабрикаты.
Поэтому тип профессий «человек — техника»
является самым большим по объему и разнообразным из всех типов. Сюда относятся
все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различные
манипуляции с объектом или сам объект.
Особенность технических объектов состоит в
том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим
признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении от работника требуется
точность, определенность действий. В мире техники имеется очень много
возможностей для новаторства, изобретательности. В связи с этим техническая
фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их
части — важные условия успеха в данной области.
Несмотря
на разнообразие профессий этого типа, как-то: а) огромная разница в величинах
объектов труда — от колоссальной паровой турбины до видимого только под
микроскопом транзистора, б) различное состояние объектов труда и операций с
ним — бурение нефтяной скважины или прокат трубы; в) разнообразие средств и
орудий труда — от гигантского экскаватора до тончайшего микроскальпеля, у всех
у них есть общее: непосредственное, с помощью органов чувств или
опосредованное, инструментальное оперирование объектом в пространстве.
Человеку, выбирающему профессии этого
типа, необходимы: физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное
и слуховое восприятие, развитое образное пространственное мышление, хорошая
координация движений. В технической деятельности, технических способностях
следует различать три стороны:
— техническое понимание - умение быстро и
точно усваивать строение и работу технических устройств;
— техническую исполнительскую
деятельность, которая требует умения обращаться с инструментами и машинами для
изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;
— конструктивно-техническую деятельность —
улучшение существующих и создание новых технических конструкций и изделий.
Ведущими свойствами в технических
способностях следует считать техническое мышление (понимание и творческое,
самостоятельное решение новых задач) и пространственное воображение. Поэтому
для выполнения трудовой деятельности человеку в типе профессий «человек —
техника» необходимо иметь пространственно-образное представление, уметь
оперировать объектом в уме, иметь его пространственно временную развертку —
техническое мышление, умение концентрировать и переключать внимание,
зрительно-моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость. Показателем
хорошего уровня развития пространственного мышления может служить успешность в
геометрии, стереометрии, черчении.
Примеры профессий: шофёр, токарь, слесарь,
инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др.
3. Человек
– Человек.
Большая
часть времени у представителей профессий данного типа посвящена работе с
людьми. Эти профессии связаны с обучением и воспитанием, обслуживанием людей,
с руководством людьми. Непременным условием успешной профессиональной деятельности
всех специальностей этого типа является профессиональное общение —
необходимость устанавливать контакты с другими людьми. Потому для них характерна
коммуникативность (общительность), эмпатия (способность к сопереживанию),
самообладание и выдержка, организационные умения.
Умение точно, правильно и быстро
реагировать на внезапно возникшую ситуацию, самообладание, высокая реактивность
— совершенно необходимое качество хирурга, но это же качество не так уж нужно,
например, официанту. Доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию –
качества, которые очень хочется видеть в любом человеке. Но для педагога и
врача они профессионально необходимы, без них просто невозможно честно и
творчески выполнять свои профессиональные обязанности.
Если человек не обладает терпением и
выдержкой при взаимодействии с другими людьми, невнимателен к ним, то в этом
случае можно говорить о профессиональной непригодности работника к профессии
типа «человек — человек».
Внутри этого типа
выделяют шесть подтипов:
I
подтип — работники просвещения,
II
подтип — работники торговли и общественного питания,
III
подтип — работники социально-бытового обслуживания,
IV
подтип — медицинские работники,
V
подтип — культпросветработники,
VI
подтип – работники юстиции.
У всех работников этого
типа профессий есть общие для них особенности.
1. Направленность личности на тип деятельности в
области межличностных отношений (обращенность своего «я» к другим людям).
2. Общительность как легкость вступления в общение.
3. Эмпатия — способность к сопереживанию.
4. Социальный интеллект — чистота, четкость,
эмоциональная выразительность.
5. Речь — чистота, четкость, эмоциональная
выразительность.
6. Внешность — экспрессия лица и поведения.
7. Умение управлять собой и другими людьми.
Коммуникативность
человека проявляется в стремлении к общению, сопереживании другому человеку,
интересе к людям. А организаторские склонности проявляются в способности к самостоятельному
принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в
деятельности и общении, в планировании деятельности.
Профессии
этого типа требуют от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с
людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, требуют подготовки к
какой-либо области производства, науки, техники, искусства.
Примеры
профессий: работники медицины, культуры, сферы обслуживания, юрист, педагог,
тренер, журналист и др.
4. Человек
– Знаковая система.
Вас могут заинтересовать группы профессий,
труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде
условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков, на создание систем условных
знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.
Внутри типа профессий «человек — знаковая
система» по форме знаковых систем выделяются следующие классы профессий.
A. Оперирование словесными (вербальными)
знаковыми системами.
В словесной форме информация создается
(лингвисты, историки, философы), обрабатывается (корректоры, редакторы),
размножается (машинистки, наборщики и операторы фотонаборных автоматов),
анализируется (библиографы, инженеры по научно-технической информации,
нотариусы), хранится (паспортистки, архивисты и архивариусы), передается
пользователям (сортировщики почтовых отправлений и произведений печати,
почтальоны, телефонистки, телеграфисты).
Б. Оперирование
абстрактно-формализованными знаками (математический язык).
Широко распространены математические и
химические знаковые системы. Математики, астрономы, механики, экономисты, физики,
химики создают научную информацию. Бухгалтеры, метрологи, статистики,
программисты операторы и другие анализируют и обрабатывают такую информацию.
B. Оперирование наглядно-схематическими
знаковыми системами (наглядно-схематическая документация).
Чертежники, картографы, топографы,
штурманы изучают и оперируют внутренними, скрытыми от глаз свойствами машин,
механизмов, явлений.
Г. Оперирование наглядно-схематическими
знаками как средством отображения информации в системах управления (профессии
диспетчерско-операторского типа). Операторы-диспетчеры, операторы-технологи,
машинисты (водители транспортных средств) и др.
Профессионал типа «человек — знаковая
система» должен обладать хорошо развитыми всеми свойствами внимания (концентрацией,
переключением, распределением и устойчивостью); вербальной памятью (память на
знаки, символы, слова) и вербальным (логическим) мышлением; оперативностью и
подвижностью нервной системы, а также такими качествами, как аккуратность,
усидчивость, добросовестность.
Оперирование различной формой знаковых
систем требует соответственно и разных профессионально важных качеств. Так,
если при оперировании вербально-знаковыми системами необходима хорошая
словесно-логическая память и вербальное мышление, то при оперировании наглядно-схематическими
- хорошая образная память и образное мышление.
Итак, если у вас хорошо развита память,
все свойства внимания, и вы человек наблюдательный, то у вас есть необходимые
возможности для овладения профессиями «человек — знаковая система».
Примеры
профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист,
бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь – машинистка, учёный –
теоретик и другие.
5. Человек
– Художественный образ.
Вас могут
заинтересовать профессии, направленные на художественные объекты или условия их
создания. Сюда относятся специальности, связанные с изобразительной,
музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью.
Представители профессий типа «человек —
художественный образ» занимаются эстетическим преобразованием окружающего мира,
вносят в него красоту и гармонию. Одни профессионалы этого типа создают
художественные ценности, художественные образы, другие их воспроизводят,
третьи анализируют, описывают.
Для этого типа профессий характерно
деление на творческие профессии (художник, музыкант, актер, архитектор,
модельер, писатель), рабочие профессии (маляр, ретушер, резчик, парикмахер,
косметолог, портной, повар, закройщик, фотограф, вышивальщица, кружевница,
мозаичник).
Содержание деятельности рабочих профессий
заключается в репродуцировании художественного образа с помощью различных
средств и орудий труда, поэтому в профессионально важные качества наряду с
образным мышлением и памятью входят и такие, как мышечно-кинетическая
чувствительность, координация движений, пространственные представления, т. е.
качества, являющиеся профессионально важными и для типа профессий «человек —
техника».
Специфическими профессионально важными
качествами для типа профессий «человек — художественный образ» являются образное
мышление и образная память, пространственное воображение, ручная умелость
(мануальные способности), а также специальные способности к разным видам
художественной деятельности.
Для профессионалов этого типа сформулированы
требования к специальным способностям, таким как, например, для хореографа—к
танцевально-музыкальным, для дирижера — к музыкальным и организаторским, для
ювелиров, художников-декораторов — к художественной культуре и т. д.
Выбор профессий, связанных с искусством,
должен основываться на интересах, склонностях, положительном опыте и степени
овладения навыками, а также на рекомендациях экспертов (квалифицированных
специалистов) в этой области. Однако такая оценка может зависеть от
художественных вкусов, предпочтений и пристрастий, т. е. может быть довольно
субъективной.
Если вы
занимались пением, музыкой, рисованием, лепкой, танцами, театром, пантомимой, или
литературным творчеством, вышивкой и др, то специальные способности у вас,
наверное, уже проявились.
Примеры
профессий: художник-оформитель, музыкант, фотограф, ювелир, ретушёр, хореограф,
маляр, вышивальщица, росписчик дерева, керамики, архитектор,
садовод-декоратор, модельер и др.
Ведущий
(психолог) комментирует
Слайд
№12. Формула
выбора профессий
Итак, к избираемой
профессии нужно готовиться, формируя и развивая в конкретной деятельности свои
интересы, склонности и способности, т.е. «хочу» и «могу». Но при выборе
профессии необходимо знать и учитывать третью составляющую - «надо», то есть
рынок труда.
Рынок труда - это: (ответы обучающихся)
·
отношения,
которые возникают между работником и работодателем во время найма на работу и
увольнения с работы;
·
взаимодействие совокупного спроса на рабочую силу и
совокупного предложения рабочей силы;
·
соотношение предложений со стороны ищущих работу и
спроса на труд со стороны работодателя.
На рынке труда спрос на работников и предложения рабочей силы постоянно
меняются. Чем больше работодатель готов заплатить за какую-то работу, тем
больше желающих эту работу выполнять и наоборот.
Несовпадение интересов работодателей, с одной стороны, возможностей и
запросов молодежи, с другой, создает особые сложности в сфере занятости
молодежи.
Слайд №13; 14; 15; 16; 17;
Астрологический прогноз
Ведущий
(ученик) сообщает. К нам в студию пришел
астролог, который расскажет астрологический прогноз для
всех зодиакальных знаков.
Ведущий
(психолог) В заключении хочу дать несколько рекомендаций по выбору профессии.
Слайд
26; 27;28;29;30;
5.Этап
подведение итогов
Обратная связь.
v
Что вам понравилось на
занятии?
v
Что вам не понравилось
на занятии?
v
Стали ли вы лучше
понимать себя?
v
Определились ли вы в
выборе профессии?
v
Нужна
ли вам тренинговая программа?
v
Может
ли она помочь в выборе профессии?
До встречи.
Смотрите
приложение к занятию.
Список использованной литературы:
1.Грецов А.Г. Выбираем
профессию. Советы практического психолога [Текст] –
СПб.: Питер. 2006. -160 - c.
2.Тюшев Ю.
Выбор профессии: тренинг для подростков [Текст] СПб.: Питер, 2007. - 180 -с
3.Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения. – [Текст] Ростов-на-Дону. Изд-во Изд-во «Феникс»,
1996 -185-с.
Резапкина
Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для
подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. [Текст] – М.: Генезис, 2000. – 128-с.: ил.
2. Интернет ресурсы Мастер презентаций http://www.deti-66.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.