Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока: Электролиз
урок – презентация
9 класс
2 слайд
Цель урока:
Обобщать и систематизировать
знания по теме. Знать о практическом использовании электролиза в промышленном производстве металлов. Уметь обобщать, выделять главное, использовать теоретические знания на практике.
3 слайд
План урока:
I. Повторение тем: «Электролитическая диссоциация», «Сильные и слабые электролиты»
II. Изучение материала по плану:
1. Определение сущности процесса электролиза.
2. Правила для определения результатов электролиза:
а) процессы на катоде;
б) процессы на аноде;
3. Закон Фарадея.
4. Области использования электролиза
III. Закрепление материала.
4 слайд
Повторение темы: «Электролитическая диссоциация»
Электрический ток – это направленное движение электрически заряженных частиц.
Вещества, в которых заряженные частицы могут перемещаться на значительные расстояния, называются проводниками. В металлах (проводниках I рода) такими частицами являются электроны.
Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток за счет перемещения ионов, называются электролитами (проводниками II рода).
5 слайд
По рисунку 1 объясните термин «Электролитическая диссоциация». Расскажите о процессе диссоциации. Как называют положительные и отрицательные ионы?
Рис.1. Диссоциация электролита с:
А) молекулярной;
В) кристаллической структурой (ионный кристалл)
6 слайд
В водных растворах одни электролиты полностью распадаются на ионы, другие – частично (часть молекул электролита остается в растворе в недиссоциированном виде) (рис.2).
Рис.2. Водный раствор:
а — полностью диссоциированного электролита;
б — частично диссоциированного электролита
7 слайд
Чем больше молекул электролита распадается на ионы, тем сильнее электролит. Диссоциация сильных электролитов – необратимый процесс, слабых – обратимый.
8 слайд
II. Изучение нового материала.
1. Сущность процесса электролиза.
Движение ионов в растворе или расплаве электролита является беспорядочным. Но если в электролит опустить электроды и пропустить постоянный электрический ток, то ионы будут двигаться упорядоченно к электродам: катионы – к катоду, анионы – к аноду. На катоде идет процесс восстановления, катионы принимают электроны. На аноде идет процесс окисления, анионы отдают электроны. Это явление называют электролизом.
9 слайд
Что такое электролиз? В чем заключается сущность электролиза?
Электролиз – это окислительно – восстановительный процесс, протекающий на электродах в растворах или расплавах электролитов при пропускании электрического тока.
Сущность электролиза заключается в том, что за счет электрической энергии осуществляется химическая реакция, которая не может протекать самопроизвольно.
10 слайд
2. Правила для определения результатов электролиза.
а) Электролиз в расплавах (электроды нерастворимые).
NaCl ↔ Na+ + Cl-
К А
Na+ + 1e = Na; 2Cl- – 2e = Cl2
В результате на катоде выделяется металлический натрий, на аноде – газообразный хлор.
2NaCl ↔ 2Na + Cl2
11 слайд
Электролиз в растворах.
При электролизе водных растворов могут участвовать не только ионы растворенного вещества, но и ионы и молекулы растворителя.
Например:
Водный раствор соли МеАn содержит:
катионы Ме+ и Н+; анионы Аn- и ОН-
и молекулы Н2О.
12 слайд
На катоде возможны восстановительные процессы:
Ме+ + е = Ме (1)
2Н+ + 2е = Н2 (2) в кисл. ср.
2Н2О + 2е = Н2 + 2ОН- (3) в нейтр и
щел. Ср.
13 слайд
На аноде возможны окислительные процессы:
Окисл. анионов Аn- (4)
4ОН- – 4е = 2О2 + 4Н+ (5) в щел. ср.
2Н2О – 4е = О2 + 4Н+ (6) в нейтр и кисл
Окисл. матер. анода (7)
Окисляющийся анод называют активным.
Неокисляющийся – инертным. Инертные аноды изготавливают из графита, угля, платины.
14 слайд
Какие из этих процессов будут преобладать?
На катоде:
В растворах процесс на катоде зависит от активности восстанавливаемого металла:
а) Если металл расположен в ряду напряжений справа от олова, то идет процесс (1) – на катоде выделяется металл.
б) Если металл расположен слева от алюминия, его катион не восстанавливается; идут процессы (2) или (3) (в зависимости от среды раствора) – выделяется водород
в) Если металл расположен между Al и Sn, возможно одновременное протекание процессов (1), и в зависимости от среды раствора (2) или (3), т.е. выделяются и металл и водород.
15 слайд
На аноде:
1. Если анод активный, окисляется материал анода – процесс 7
На инертном аноде:
2. Анионы безкислородных кислот (кроме НF) окисляются легче, чем ОН и НО; идет процесс 4
3. Анионы кислородных кислот и фторидов окисляются труднее, чем ОН и НО идут процессы 5 или 6 в зависимости от среды раствора, т.е выделяется кислород
16 слайд
1-й закон Фарадея:
Массы веществ, выделившихся на катоде и аноде, пропорциональны количеству прошедшего через раствор или расплав электричества.
m = Э∙I∙t ∕ F
где Э – эквивалент вещества(г∕моль)
t – время электролиза, (с)
I – сила тока (А)
F – постоянная Фарадея (F=96,500Кл∕моль)
17 слайд
Применение электролиза:
активных металлов
щелочей
Получение О2, F2, Н2
окислителей
органических соединений
Рафинирование металлов
пластика (Б.С.Якоби)
Гальвано стегия
полирование
Электро фрезерование
18 слайд
Тест по теме «Электролиз»
При электролизе раствора сульфата
цинка с инертными электродами на
аноде выделяется:
а) цинк;
б) кислород;
в) водород;
г) сера.
19 слайд
2. Объем кислорода (н.у.)
выделившегося на инертном аноде
при пропускании электрического
тока силой 20 А в течение 2.5 ч
через раствор сульфата калия,
равен:
а) 10,4;
б) 11,2;
в) 6,8;
г) 20,6.
20 слайд
3. При электролизе 240 г 15%-го раствора
гидро-ксида натрия на аноде
выделилось 89,6 л (н. у.) кислорода.
Массовая доля вещества в растворе
после окончания электролиза равна
(в %):
а) 28,1;
б)32,1;
в) 37,5;
г) 40,5.
21 слайд
4. При электролизе раствора хлорида
натрия образуются:
а)натрий и хлор;
б)гидроксид натрия, хлор и водород;
в)кислород и хлор;
г)натрий, хлор и соляная кислота.
22 слайд
5.При электролизе расплава гидроксида
натрия на аноде выделяется:
а) натрий;
б) водород;
в) кислород;
г) вода.
23 слайд
6.При электролизе раствора хлорида кальция на катоде выделилось 5,6 г водорода. Какова масса (в г) вещества, выделившегося на аноде?
а) 198,8;
б) 99,4;
в) 89,6;
г) 44,8.
24 слайд
7.Медный купорос массой 100 г растворили в воде и провели электролиз до обесцвечивания раствора. объем (в л, н. у.) собранного газа равен:
а) 2,24;
б)4,48;
в) 11,2;
г) 22,4.
25 слайд
8.Платиновый электрод:
а)инертный;
б)растворимый;
в)расходуется в процессе
электролиза;
г)не расходуется в процессе
электролиза.
26 слайд
9.Процесс на катоде при электролизе растворов солей зависит от:
а)природы катода;
б)активности металла;
в)состава аниона;
г)не зависит от перечисленных
факторов.
27 слайд
10.При электролизе раствора нитрата меди( П) с медными электродами на аноде будет происходить:
а)выделение диоксида азота;
б)выделение монооксида азота;
в)растворение анода;
г)выделение кислорода.
28 слайд
Правильно
29 слайд
Неправильно
30 слайд
Карточка №1.
Какие вещества получаются при электролизе водных растворов:
а) нитрата натрия; б) сульфата калия?
2. Какие процессы происходят на катоде и аноде при пропускании постоянного электрического тока через расплав соли хлорида магния?
Карточка №2.
Составьте схему электролиза расплава хлорида серебра, протекающего на угольных электродах.
Отличаются ли друг от друга продукты электролиза водных растворов сульфата калия и фосфата натрия?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Электролиз
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме. Знать о практическом использовании электролиза в промышленном производстве металлов. Уметь обобщать, выделять главное, использовать теоретические знания на практике.
Ход урока: I.Повторение темы «Электролитическая диссоциация», «Сильные и слабые электролиты».
II. Изучение нового материала.
План
1. Определение сущности процесса электролиза.
2. Правила для определения результатов электролиза:
а) процессы на катоде;
б) процессы на аноде;
3. Закон Фарадея.
4. Области использования электролиза.
III. Закрепление нового материала.
6 656 166 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Розалия Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.