Класс: 5.
Учебник: Н. Я. Виленкин.
Продолжительность
урока: 45 минут.
Тема: Умножение и деление
десятичной дроби на натуральное число.
Цель урока: организация деятельности
учащихся по обобщению и закреплению понятий и навыков умножения и деления
десятичной дроби на натуральное число.
Задачи
Обучающие:
- повторить и обобщить правила умножения и деления
дроби на натуральное число;
- отработать навык умножения и деления дроби на
натуральное число.
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- развивать память, внимание, логическое мышление,
умение сопоставлять, делать выводы, умение переносить знания в новые ситуации;
- развивать умение слушать, работать с учебником,
-развивать математическую речь.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и
коммуникативных умений учащихся при работе
- воспитывать познавательный интерес к
предмету;
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку; учебник математики
5 класса (автор Н.Я. Виленкин); раздаточный материал
Тип урока: урок обобщения и закрепления
изученного материала.
Методы организации учебной
деятельности:
- частично-поисковый;
- наглядный,
- словесный.
Формы обучения:
- работа по вариантам (выполнение теста)
- фронтальная работа (в ходе устной работы);
- индивидуальная работа
Формы организации учебной деятельности:
- опрос по цепочке в ходе устной работы;
- самопроверка.
Панируемые результаты - в ходе урока учащиеся смогут:
самостоятельно сформулировать правило умножения и
деления десятичной дроби на натуральное число; применить правило при
решении упражнений.
1. Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас
необычный урок, мы побываем в сказочном мире. А мы знаем, что сказка ложь да в
ней намек добрым молодцам урок.
Давайте поближе познакомимся с героем
сказки «По щучьему веленью». Ребята, вы читали эту сказку? А кто знает, как
звали главного героя сказки? (Емеля)
Верно. Представьте, что все мы с вами
попали в сказку. Главный герой этой сказки, Емеля.
«В некотором царстве, в некотором
государстве жили-были старик со старухой, и было у них 3 сына. Старшие –
хозяйственные, сноровистые, только вот в учебе далеко не пошли.
Младший же – Емелюшка – учился в
далеком городе. С детства он полюбил решать задачи, да примеры. Решает он их
день-деньской и даже поздней ноченькой. Приехал на каникулы Емелюшка домой, а
дома – то все работают от зари до зари. Емеля же – на печи сидит, примеры
решает… всю печь примерами исписал. А братья завидуют ему, что он ни чего не
делает, да назло ему дают, на их взгляд трудные примеры на умножение и деление
десятичных дробей на натуральное число. А цель нашего путешествия, помочь Емеле
решить эти задачи, и показать братьям, что учеба это главный труд.
Ребята, давайте поможем Емеле пройти
первое испытание. Оно состоит из трех частей. В первом задание братья ошибки сделали!
А Емелю это еще больше забавляет!
У: Ребята, давайте посмотрим, какие
ошибки они допустили и поможем Емеле их исправить.
2.Актуализация опорных знаний (повторение правил).
Индивидуальная работа. На доске записаны примеры, двое учащихся
самостоятельно решают у доски.
1)
6:8=0,075
2)
43,2:24=1,8
3)
41,48:34=122
4)
2:40=0,5
Устная работа.
На интерактивной доске изображена
печь, на которой написаны примеры на вычисления.
Ребята посмотрите внимательно на эти столбики и
подумайте, какие правила вы будете использовать.
Ребята, а кто знает автора этой
сказки?
Выполнив следующее задание, вы это узнаете.
Подумайте, как применяя законы арифметических действий можно найти
значения выражений устно:
17,3*0,5*2
0,25*56,34*4
2,5*0,4*50*0,02
5*78,23*0,2
Ответы: 78,23- народная
сказка
2,3-А.С. Пушкин
1,3-Братья Грим
Проверка самостоятельной работы
учащихся у доски и их оценивание.
3.
Решение
задач
Видят братья, что
Емеля снова сидит на печи и ничего не делает. Решили они отправить его туда, не
зная куда, привезти то, не зная что. Взял у отца лодку и поплыл по реке.
Задача: Плыл Емеля 1,4 часа против
течения и 2,2 часа по течению. Скорость лодки 15 км/ч, а скорость течения 2
км/ч. Сколько километров проплыл Емеля на своей лодке за все это время?
(План решения обсуждается всем
классом, один человек записывает решение на доске, остальные оформляют решение
в тетради.)
1. Как найти скорость, с которой
Емеля плыл по течению реки?
2. Как найти скорость движения против
течения?
3. Как найти расстояние, которое
проплыл Емеля по течению реки?
4. Как найти расстояние, которое
проплыл Емеля против течения?
5. Что нужно сделать, чтобы ответить
на вопрос задачи?
1) (15+2)*2,2=37,4 (км) – Емеля
проплыл по течению
2) (15-2)*1,4=18,2 (км) - Емеля
проплыл против течения
3) 37,4+18,2=55,6 (км) – путь,
который проплыл Емеля за время рыбалки.
Ответ:
Ничего не нашел Емеля, но вспомнил
формулу нахождения скорости по течению и против течения. На обратном пути Емеля
решил порадовать братьев. Поймал в реке щуку.
Заговорила щука голосом человечьим:
«Не губи меня, Емелюшка, отпусти назад в реку – мало нас щук сейчас в реке, а таких
как я – математических, одна. К тому же у меня есть детки малые. А за это я
тебе подарю свои волшебные математические чешуйки». Сжалился Емелюшка, и
отпустил ее, а взамен получил задачки…»
У: Ребята, давайте поможем нашему
герою их решить!
На доске изображена щука с чешуйками,
за которыми скрыты задания. Дети выходят по желанию к доске решать примеры,
выбирают номер чешуйки, остальные работают в тетради.
Выполните деление и умножение в
столбик:
1) 394,2/9=…
2) 82,44/12=…
3) 22,5/64=
4) 6,25*2=…
5) 0,58*12=…
6) 8,36*42=…
Найдите значение выражения, применив
распределительный закон умножения:
7)
24*0,37+24*0,13=24(0,37+0,13)=24*0,5=12
8)14,8*36+14,8*64=14,8(36+64)=14,8*100=1480
9)
5,98/23+3,22/23=(5,98+3,22)/23=9,2/23=0,4
Решить уравнение:
10) (х+2,4)/8=2,3
Х+2,4=2,3*8
Х+2,4=18,4
Х=18,4-2,4
Х=16
11) 4у+7у+1,8=9,5
4у+7у=9,5-1,8
4у+7у=7,7
(4+7)у=7,7
11*у=7,7
у=7,7/11
у=0,7
Мы выполнили все задания и видим,
что чешуйки позволили ещё раз повторить правила умножения и деления десятичных
дробей на натуральное число.
Отправили братья Емелю в лес за
дровами. А за лесом тем был царский дворец. Захотелось Емеле посмотреть на
царевну Несмеяну, которая там жила, а через лес дороги нет, деревья очень
густые…
Зашумели деревья и говорят: «Коль
решишь правильно задания, пропустим… »
4.Самостоятельная работа
У: ребята, давайте поможем Емеле
встретиться с Царевной Несмеяной!
Открываем тетради и выполняем тест.
Тест по теме:
«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
Вариант 1. Поставьте букву или символ правильного ответа
в таблицу :
1.
Выполните
умножение: 0,0245*100
с)2,45 б)
0,245 в)245 г) 0,00245
2.
Выполните
умножение : 5,73*7
о)401,1 к)40,11 л)4,011 н) другой ответ
3.
Выполните деление: 3,74:10
о)0,0374 п)37,4 а)0,374 н) другой ответ
4. Выполните
деление: 77,8:25
р)31,12 з) 3,112 ь)0,31 ф) другой ответ
5. Решите
уравнение: 2у+2,4=5,8
в)4,1 п)6,8 ?) другой
ответ; к) 1,7
6.
Округлите число: до сотых
а) н) р) м)
другой ответ.
7. Какая из
данных десятичных дробей на координатном луче
расположена левее:
!) л) о)
р)
Если совпали все
буквы - оценка «5»
Если 1 или 2
буквы не совпали – оценка «4»
Если 4 буквы не
совпали – оценка «3»
Тест по теме:
«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
Вариант 2. Поставьте букву или символ правильного ответа
в таблицу :
1.Выполните умножение: 0,576*10
п)5,76 б) 57,6 в)576
г) 0,00576
2. Выполните умножение : 2,43*6
о)1,458 р)14,58 к)0,41 ?) другой ответ
3.
Выполните деление: 4,45:10
г)0,0445 д)44,5 а)0,445 и) другой ответ
4. Выполните
деление: 48,8:61
р)8 в) 0,8 ь)0,085 ф) другой ответ
5. Решите
уравнение: 3а+8а=1,87
в)17 п)1,7 д) другой
ответ; и) 0,17
6. Округлите
число: до сотых
л) к) р) !)
другой ответ
7. Какая из
данных десятичных дробей на координатном луче
расположена правее:
о) л) ю)
р)
Если совпали все буквы - оценка «5»
Если 1 или 2
буквы не совпали – оценка «4»
Если 4 буквы не
совпали – оценка «3»
(с обратной стороны доски написаны
ответы, учащиеся сверяют результаты и выставляют себе оценки). Ребята у вас
получились слова сказка! и правило.
А какой вывод мы можем сделать?
Сказочное путешествие помогло нам вспомнить все правила и применить их на
практике.
5. Домашнее задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.