Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация,урок на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.15.1. в 9кл."

Презентация,урок на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.15.1. в 9кл."

Скачать материал

Тема: «Обучение сочинению – рассуждению на лингвистическую тему (С 2)» .Урок- практикум.

Цели:

Образовательная: обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, подготовка к написанию части С2 на ОГЭ;

Развивающая: развитие мыслительно-речевой деятельности у учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли, создание условий для развития коммуникативных навыков;

Воспитательная: развитие системы ценностных отношений к русскому языку, воспитание бережного отношения к слову автору, к собственному слову, к культуре речи.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Прослушайте стихотворение поэта 18 века Сумарокова(1слайд)

Язык наш сладок. чист, и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы в него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

(Склад-речь, складно- хорошо говорить)

1.1.К чему Сумароков нас призывает?  (учиться говорить выразительно, красиво, писать грамотно)

1.2.А зачем вам это нужно?  Что нужно знать, чтобы  написать С2 на ОГЭ?

(знать технологию написания сочинения на лингвистическую тему,  знать лингвистические термины,  изобразительно-выразительные средства,  уметь находить их в речи)

Вот вы и определили цели нашего  урока(слайд2)   Запись в тетради темы урока.

2.Беседа.Подготовка к части С2.

2.1.Что  изучает лингвистика?  (Наука  о  языке,  языкознании. Изучает  морфологию,  синтаксис)

2.2.Какие  разделы  науки о  языке вы знаете? (Слайд3).

2.3.Практикум (работа с текстом):

  Беседа:

-Сегодня мы работаем по тексту А. Лиханова, писателя, журналиста. Открываем вариант 2 (стр.11). (слайд4).

-Вспомним пошаговую инструкцию по написанию части С2 и в этой последовательности будем работать.

                    1 часть(до создания черновика):

-знакомимся с высказыванием. Осмысливаем его. Определяем ключевые слова. Что такое «ключевое слово»?

-определяем основную мысль высказывания(о каких свойствах языка, языковых явлениях идет речь),

-читаем текст, обращаем внимание на идею текста, главную мысль,

-находим примеры языковых явлений, подчеркнутых в высказывании, помогающих нам понять основную мысль текста. (слайд 6 ).

Работаем над перечисленными этапами:

1.Работа над высказыванием А.И.Горшкова.  С каким  разделом о языке связано это высказывание? (Речь) (Слайд 5).

2. Вспомните  изобразительно-выразительные средства .

Предлагаю вам тест. (Слайд 7-14)

Критерии оценки: (15 слайд)

+7= «5»

+5-6= «4»

+3-4= «3»     Оцените себя!   (Сдают листочки учителю)

Ключ: 4,4,2,3,4,1,1

3.Чтение текста.

3.1.О чём нам говорит автор. Идея текста?

3.2.Находим примеры языковых явлений. Что нам может помочь? Какие задания  1,2 части нужно посмотреть? (А3.В1)

Предложения№4,6,7-лексические повторы( «приговаривая», «гладила»)  Показывают, как долго и упорно ухаживала вахтерша за Пряхиным.

Предложение№5 – «расширенные болью зрачки»- позволяет ярче представить  болезненное состояние Алексея. «Златом-серебром»- сказочные слова  делают речь образной .яркой.

Предлож.№19- «весь бы мир в магазин превратился»-подчеркнута эмоциональность речи женщины.

2часть работы- создание сочинения- рассуждения.  Творчество-это всегда труд. Обратите внимание, какую подготовительную работу мы уже проделали. Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе 3 вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». (Слайд 16).

-Вспомните из каких частей состоит сочинение- рассуждение на лингвистическую тему?

                      1.Вступление.Тезис-высказывание.

                       2.Основная часть.2 аргумента.

                        3.Вывод.

Составляем рабочие материалы:

1.Что может быть во вступлении? (Слайд 18). Лексика: автор анализирует, характеризует подчеркивает.. Не могу не согласиться. Разделяю точку зрения автора, поддерживаю мнение..

2.Приступаем к основной части. Последовательность раскрытия аргументов: определение термина + его роль в тексте + № предложения, где употребляется термин + его цель употребления в тексте. (Слайд №19). Обратите внимание на лексику этой части.

Например: В русском языке существует множество средств выразительности: метафоры, эпитеты, гиперболы. Чтобы привлечь особое внимание читателя, произвести  на него сильное впечатление, Лиханов,  мне кажется, усиливает в тексте присутствие лексических повторов (предложения 4,6.7).Слова «приговаривая, приговаривая», «гладила и гладила» создают картину долгого, упорного выхаживания вахтершей Пряхина.

3.Как завершаем сочинение-рассуждение?  (Слайд20). Лексика завершающей части.

4.Сегодня вы убедились еще раз, что русский язык – явление уникальное, удивительное. Изучение лингвистики- это один из путей, позволяющих нам овладеть мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

-Как вы понимаете слова-философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел»? (Слайд 24-25).

5.Рефлексия. Определите своё настроение сегодня на уроке.

Вернёмся к высказыванию Сумарокова. Как  же добиться правильности нашей речи, умения говорить грамотно, выразительно? Вспомните, о чем мы сегодня говорили.

(расширять лексикон свой, следить за своей речью, не употреблять слов- паразитов, сделать свою речь образной…)

Д\З написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (закончить сочинение по тексту А.Лихачева).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация,урок на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.15.1. в 9кл.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-практикум и презентация на  тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"(9 класс).На данном уроке идет подготовка к ОГЭ, к заданию 15.1,повторяется тема "Выразительные средства языка".В ходе урока-практикума учащиеся выполняют тест по теме "Выразительные средства языка",работают с текстом А.Лиханова из сборника И.П.Цыбулько "ГИА по русскому языку,типовые экзаменационные задания".Выполняют пошаговые действия по плану написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Практикум рассчитан на 2 часа.На уроке используется деятельностный подход.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 663 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку "Синтаксический разбор простого предложения" (7 класс по программе I вида)
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор
  • 06.10.2020
  • 1431
  • 57
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 590
    • DOCX 17.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Любовь Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Любовь Васильевна
    Волкова Любовь Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19529
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 22 регионов

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе