Главная / Начальные классы / Презентация" Изучение фразеологизмов в начальной школе".

Презентация" Изучение фразеологизмов в начальной школе".

Фразеологизм и его роль в речевом развитии младшего школьника Выполнила: Гуры...
Цель работы Определить, какую роль играет фразеологизм в речевом развитии дет...
Задачи Что такое фразеологизм? Происхождение фразеологизма Выяснить, знают ли...
Актуальность Речь младших школьников отличается скудностью словарного запаса,...
Тянуть кота за хвост. Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затяг...
Чтобы выявить уровень знаний обучающихся о фразеологизме, проведено исследова...
Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»?
Знаете ли вы, что обозначает это понятие?
Где вы встречались с фразеологизмами?
Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы?
Выводы анкетирования Многие ребята встречались с понятием «фразеологизм» Боль...
«Нет слова, которое так замашисто, бойко Вырвалось бы из – под самого сердца...
«Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.» С.И. Ожегов
В моей работе мне помогли словари «В словаре приведены фразеологизмы, использ...
СТИЛИ РЕЧИ Книжный Разговорный Публицистический Сфера употребления фразеологи...
Примеры стилей речи Книжный – сложить оружие, карточный домик, краеугольный к...
Узелки на память Свойства фразеологизмов Цельность значения (склонить голову ...
Фразеологизмы, пришедшие из мифологии Сизифов труд. Ахиллесова пята. Гордиев ...
Фразеологизмы, пришедшие из истории 	Блоху подковать. 	Воюют не числом, а уме...
Фразеологизмы, пришедшие из крестьянского быта Бабье лето. Поворачивать оглоб...
Фразеологизмы, пришедшие из наблюдений за животными Хитер как лиса. Злой как ...
Фразеологизмы, пришедшие из народных сказок В тридевятом царстве, в тридесято...
Фразеологизмы, пришедшие из литературы Свинья под дубом. А воз и ныне там. Ме...
Топорная работа. Без сучка без задоринки. Снять стружку. Разделать под орех....
Фразеологизмы, пришедшие из христианства Всемирный потоп. Манна небесная. Име...
Узелки на память Синонимы Антонимы Два сапога пара – одного поля ягода (Один ...
Упражнение 1 Наиболее эффективным приемом ознакомления с фразеологизмом- это...
Упражнение 3 Подбери фразеологизм Делать из мухи слона Жить как кошка с собак...
Упражнение 4 Определи значение фразеологизма Неаккуратно Слегка закусить Выпо...
Он неверующий. Только и видели. Чуть свет. Намотает на ус. В час по чайной ло...
Упражнение 6 Сгруппируйте фразеологизмы по значению: Бездельничать, обманыват...
Хитер как... Белая… Труслив как... … лапчатый Изворотлив как... Надут как... ...
Словарик распространённых фразеологизмов Как белка в колесе Ловить ворон Бить...
Мини сочинение Однажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом не...
Роль фразеологизмов в речи
Тема « Фразеологизм и его использование в речи младших школьников» оказалась ...
Спустя рукава Засучив рукава Рука об руку Не покладая рук Сидеть сложа руки В...
литература Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных кла...
1 из 42

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Фразеологизм и его роль в речевом развитии младшего школьника Выполнила: Гурылев
Описание слайда:

Фразеологизм и его роль в речевом развитии младшего школьника Выполнила: Гурылева Евгения 4 «А» класс МБОУ СОШ №134 Приокский район Г. Нижний Новгород, 2013 Руководитель: Шепелева Татьяна Юрьевна

№ слайда 3 Цель работы Определить, какую роль играет фразеологизм в речевом развитии детей
Описание слайда:

Цель работы Определить, какую роль играет фразеологизм в речевом развитии детей младшего школьного возраста?

№ слайда 4 Задачи Что такое фразеологизм? Происхождение фразеологизма Выяснить, знают ли мл
Описание слайда:

Задачи Что такое фразеологизм? Происхождение фразеологизма Выяснить, знают ли младшие школьники, что такое фразеологизм? Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов в речи. Показать на различных упражнениях, как использованный фразеологизм делает нашу речь яркой и выразительной , обогащает словарный запас детей.

№ слайда 5 Актуальность Речь младших школьников отличается скудностью словарного запаса, в
Описание слайда:

Актуальность Речь младших школьников отличается скудностью словарного запаса, в ней вовсе отсутствуют фразеологизмы – средства выразительности языка. Это связано с тем, что дети отдают предпочтения информационным технологиям, нежели чтению художественной литературы. Чтобы восполнить этот пробел, я решила обратиться к теме «Фразеология».

№ слайда 6 Тянуть кота за хвост. Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затягива
Описание слайда:

Тянуть кота за хвост. Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затягивать решение вопроса.

№ слайда 7 Чтобы выявить уровень знаний обучающихся о фразеологизме, проведено исследование
Описание слайда:

Чтобы выявить уровень знаний обучающихся о фразеологизме, проведено исследование в форме анкетирования Вопросы: Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»? Знаете ли вы, что обозначает это понятие? Где вы встречались с фразеологизмами? при чтении книги в разговорной речи на уроках нигде 4. Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы? Опрошено 108 учащихся 2, 3, 4 классов

№ слайда 8 Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»?
Описание слайда:

Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»?

№ слайда 9 Знаете ли вы, что обозначает это понятие?
Описание слайда:

Знаете ли вы, что обозначает это понятие?

№ слайда 10 Где вы встречались с фразеологизмами?
Описание слайда:

Где вы встречались с фразеологизмами?

№ слайда 11 Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы?
Описание слайда:

Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы?

№ слайда 12 Выводы анкетирования Многие ребята встречались с понятием «фразеологизм» Большин
Описание слайда:

Выводы анкетирования Многие ребята встречались с понятием «фразеологизм» Большинство из них не знают, что обозначает это понятие Чаще всего фразеологизмы встречаются в книге и на уроке Практически все считают, что надо использовать фразеологизмы в речи

№ слайда 13 «Нет слова, которое так замашисто, бойко Вырвалось бы из – под самого сердца, Т
Описание слайда:

«Нет слова, которое так замашисто, бойко Вырвалось бы из – под самого сердца, Так бы кипело и животрепетало, Как метко сказанное слово.» Н.В. Гоголь Фразеологизм – это устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.

№ слайда 14 «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.» С.И. Ожегов
Описание слайда:

«Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.» С.И. Ожегов

№ слайда 15 В моей работе мне помогли словари «В словаре приведены фразеологизмы, используем
Описание слайда:

В моей работе мне помогли словари «В словаре приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеологизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают стилистическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка»

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 СТИЛИ РЕЧИ Книжный Разговорный Публицистический Сфера употребления фразеологизмо
Описание слайда:

СТИЛИ РЕЧИ Книжный Разговорный Публицистический Сфера употребления фразеологизмов

№ слайда 19 Примеры стилей речи Книжный – сложить оружие, карточный домик, краеугольный каме
Описание слайда:

Примеры стилей речи Книжный – сложить оружие, карточный домик, краеугольный камень. Разговорный – водить за нос, ломать голову, кривить душой. Публицистический – сдержать слово, из года в год, под открытым небом.

№ слайда 20 Узелки на память Свойства фразеологизмов Цельность значения (склонить голову ) У
Описание слайда:

Узелки на память Свойства фразеологизмов Цельность значения (склонить голову ) Устойчивость (нельзя вставлять, заменять, убирать слова) Воспроизводимость (если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит заново Выступает в роли одного члена предложения ( Мы заблудились в трех соснах. )

№ слайда 21 Фразеологизмы, пришедшие из мифологии Сизифов труд. Ахиллесова пята. Гордиев узе
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из мифологии Сизифов труд. Ахиллесова пята. Гордиев узел. Вавилонское столпотворение. По библейскому преданию, в древности Все говорили на одном языке. Однажды в городе Вавилоне люди задумали построить (сотворить) высокую башню (столп), чтоб добраться до неба и увидеть Бога. Всевышний рассердился и сделал так, что все люди стали говорить на разных языках и не понимали друг друга. Они толпились вокруг столпа, каждый что-то говорил, но никто никого не понимал. Строительство башни прекратилось. В современном мире это выражение стало фразеологизмом. Его употребляют тогда, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, суматохе.

№ слайда 22 Фразеологизмы, пришедшие из истории 	Блоху подковать. 	Воюют не числом, а умение
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из истории Блоху подковать. Воюют не числом, а умением. Вот тебе, бабушка и Юрьев день. Во всю Ивановскую. В долгий ящик отложить. Сирота казанская. В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства, город Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону конечно, не татарских "мужиков", простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей–мурз. князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Многие из них принимали христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть "казанскими сиротами" – при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и "жалованья".

№ слайда 23 Фразеологизмы, пришедшие из крестьянского быта Бабье лето. Поворачивать оглобли.
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из крестьянского быта Бабье лето. Поворачивать оглобли. Распоясался. На воде вилами написано. Дым коромыслом. В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" – к туману, дождю, "коромыслом" – к ветру, непогоде, а то и буре.

№ слайда 24 Фразеологизмы, пришедшие из наблюдений за животными Хитер как лиса. Злой как вол
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из наблюдений за животными Хитер как лиса. Злой как волк. Грязный как свинья. Трусливый как заяц. Сонная тетеря. Собака на сене. Мокрая курица. Как баран на новые ворота.

№ слайда 25 Фразеологизмы, пришедшие из народных сказок В тридевятом царстве, в тридесятом г
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из народных сказок В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Встань передо мной, как лист перед травой. По щучьему велению, по моему хотению. Молочные реки, кисельные берега. Ни в сказке сказать, ни пером описать Сказка ложь – да в ней намек. Сказка про белого бычка. Долго ли, коротко ли… Пир на весь мир.

№ слайда 26 Фразеологизмы, пришедшие из литературы Свинья под дубом. А воз и ныне там. Медве
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из литературы Свинья под дубом. А воз и ныне там. Медвежья услуга. Сильнее кошки зверя нет. (И.А.Крылов) Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь Да за пояс не заткнешь. (А.С. Пушкин)

№ слайда 27 Топорная работа. Без сучка без задоринки. Снять стружку. Разделать под орех. Ка
Описание слайда:

Топорная работа. Без сучка без задоринки. Снять стружку. Разделать под орех. Калачом не заманишь. Заварить кашу. Толочь воду в ступе. Ставить в тупик. Зеленая улица. На всех парах. На один покрой. Трещать по швам. Семь раз отмерь. Один раз отрежь. Шито белыми нитками. Фразеологизмы, пришедшие из профессиональной сферы

№ слайда 28 Фразеологизмы, пришедшие из христианства Всемирный потоп. Манна небесная. Имеющи
Описание слайда:

Фразеологизмы, пришедшие из христианства Всемирный потоп. Манна небесная. Имеющие уши да услышат. Внести свою лепту. Земля обетованная. Исчадие ада. На сон грядущий. Не сотвори себе кумира. Ноев ковчег.

№ слайда 29 Узелки на память Синонимы Антонимы Два сапога пара – одного поля ягода (Один дру
Описание слайда:

Узелки на память Синонимы Антонимы Два сапога пара – одного поля ягода (Один другого не лучше) Засучив рука – спустя рукава Тяжел на подъем – легок на подъем Как и слово, фразеологизм может иметь

№ слайда 30 Упражнение 1 Наиболее эффективным приемом ознакомления с фразеологизмом- это ос
Описание слайда:

Упражнение 1 Наиболее эффективным приемом ознакомления с фразеологизмом- это осознание значения в контексте Ежатки – детки хоть куда, И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах. Упражнение 2 Закончите стихотворение, назовите фразеологизмы, объясните их смысл. Фальшивят, путают слова, Поют (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: От этой песни (уши вянут).

№ слайда 31 Упражнение 3 Подбери фразеологизм Делать из мухи слона Жить как кошка с собакой
Описание слайда:

Упражнение 3 Подбери фразеологизм Делать из мухи слона Жить как кошка с собакой Взять быка за рога Ехать зайцем Медведь на ухо наступил Крутиться как белка в колесе

№ слайда 32 Упражнение 4 Определи значение фразеологизма Неаккуратно Слегка закусить Выполни
Описание слайда:

Упражнение 4 Определи значение фразеологизма Неаккуратно Слегка закусить Выполнить сразу два дела Приобрести что-то ненужное Пускать туда, где он опасен Абсолютно безразлично Опытный человек Никогда Рано Как с гуся вода Стреляный воробей Пускать козла в огород Писать как курица лапой Когда рак на горе свистнет Вставать с петухами Купить кота в мешке Заморить червячка Убить двух зайцев

№ слайда 33 Он неверующий. Только и видели. Чуть свет. Намотает на ус. В час по чайной ложке
Описание слайда:

Он неверующий. Только и видели. Чуть свет. Намотает на ус. В час по чайной ложке. Шиворот-навыворот. Рукой подать. С гулькин нос. Тьма тьмущая. Показать, где раки зимуют. Откуда ни возьмись. Хоть глаз выколи. Ф о м а п р о п а л р а н о з а п о м н и т м е д л е н н о н а о б о р о т б л и з к о м а л о м н о г о п р о у ч и т ь в н е з а п н о т е м н о Упражнение 5 Разгадай кроссворд

№ слайда 34 Упражнение 6 Сгруппируйте фразеологизмы по значению: Бездельничать, обманывать,
Описание слайда:

Упражнение 6 Сгруппируйте фразеологизмы по значению: Бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в три колонки. Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

№ слайда 35 Хитер как... Белая… Труслив как... … лапчатый Изворотлив как... Надут как... Нем
Описание слайда:

Хитер как... Белая… Труслив как... … лапчатый Изворотлив как... Надут как... Нем как... Упрям как... Голоден как... Упражнение 7 Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой

№ слайда 36 Словарик распространённых фразеологизмов Как белка в колесе Ловить ворон Бить ба
Описание слайда:

Словарик распространённых фразеологизмов Как белка в колесе Ловить ворон Бить баклуши Закадычный друг Камень за пазухой Не робкого десятка Лицом к лицу Гол как сокол Где раки зимуют Собаку съел Рука об руку Медвежья услуга Мастер на все руки Валять дурака Спать без задних ног Сидеть сложа руки Фома неверующий Скатертью дорога Душа в пятки уходит Курам на смех У чёрта на куличиках Жить на широкую ногу Не разлей вода Засучив рукава

№ слайда 37 Мини сочинение Однажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом небе
Описание слайда:

Мини сочинение Однажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом небе от счастья. Папа позвал с нами дядю Андрея, с которым они были не разлей вода. Мы выехали рано утром, я не выспался и всю дорогу клевал носом. Весь день мы ловили рыбу, улов был хорош. Только я устал самую малость.

№ слайда 38 Роль фразеологизмов в речи
Описание слайда:

Роль фразеологизмов в речи

№ слайда 39 Тема « Фразеологизм и его использование в речи младших школьников» оказалась для
Описание слайда:

Тема « Фразеологизм и его использование в речи младших школьников» оказалась для меня очень интересной. Я узнала о том, какие существуют фразеологические словари. А происхождение и значение многих фразеологизмов связано с историей русского народа. Фразеологизмы передаются из поколений в поколения. А для детей начальной школы есть много упражнений для того, чтобы научиться находить фразеологизмы, определять их значения, подбирать синонимы и антонимы, рисовать словесные картины и т.д. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Употребляйте в своей речи фразеологизмы! Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной! Они обогащают словарный запас обучающихся!

№ слайда 40 Спустя рукава Засучив рукава Рука об руку Не покладая рук Сидеть сложа руки В по
Описание слайда:

Спустя рукава Засучив рукава Рука об руку Не покладая рук Сидеть сложа руки В поте лица Оцените работу

№ слайда 41 литература Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных класса
Описание слайда:

литература Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М., « Просвещение»,1978 г. Большой фразеологический словарь для детей. Т. В. Розе. М., ОЛМА Медиа Групп,2009 г. В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.,2009 г. Н. М. Шанский. В мире слов. М, 1985г. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. З. Розенталь . Занимательно о русском языке. Просвещение, 1985г.

№ слайда 42
Описание слайда:

Презентация" Изучение фразеологизмов в начальной школе".
  • Начальные классы
Описание:

Данная презентация была представлена на научном обществе учащихся " Эврика".Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, речь учащихся отличается малым словарным запасом.Работа над фразеологизмами поможет сделать речь детей яркой, понятной, выразительной.

Учащиеся узнают о присхождении фразеологизмов.Получат ответ на вопрос : " Зачем нужно использовать в своей речи фразеологизмы?"

В данной работе показаны упражнения для работы с фразеологизмами в 1-4 классах.Представлены фразеологические словари, с которыми нужно работать в начальной школе.

Через овладение языком формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Автор Шепелева Татьяна Юрьевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2213
Номер материала 11803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓