Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация" Изучение фразеологизмов в начальной школе".

Презентация" Изучение фразеологизмов в начальной школе".

Скачать материал
Скачать материал "Презентация" Изучение фразеологизмов в начальной школе"."

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 4 классФРАЗЕОЛОГИЗМЫПредмет
русский язык

    1 слайд

    4 класс
    ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
    Предмет
    русский язык

  • Фразеологизм и его роль в речевом развитии младшего школьникаВыполнила:
Гурыл...

    2 слайд

    Фразеологизм и его роль в речевом развитии младшего школьника
    Выполнила:
    Гурылева Евгения
    4 «А» класс
    МБОУ СОШ №134
    Приокский район
    Г. Нижний Новгород, 2013
    Руководитель:
    Шепелева Татьяна Юрьевна

  • Цель работыОпределить, какую роль играет фразеологизм в речевом развитии дете...

    3 слайд

    Цель работы
    Определить, какую роль играет фразеологизм в речевом развитии детей младшего школьного возраста?
    Когда считают цыплят?
    Чего не утаишь в мешке?
    Аппетит приходит во время
    еды.
    Цыплят по осени считают.
    Шила в мешке не утаишь.
    Когда приходит аппетит?
    Что любят деньги?
    Деньги любят счет.
    Терпи, казак, атаманом будешь.
    Какой праздник для кота однажды кончается?

  • Задачи Что такое фразеологизм?
Происхождение фразеологизма
Выяснить, знают ли...

    4 слайд

    Задачи
    Что такое фразеологизм?
    Происхождение фразеологизма
    Выяснить, знают ли младшие школьники, что такое фразеологизм?
    Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов в речи.
    Показать на различных упражнениях, как использованный фразеологизм делает нашу речь яркой и выразительной , обогащает словарный запас детей.

  • Актуальность    Речь младших школьников отличается скудностью словарного запа...

    5 слайд

    Актуальность
    Речь младших школьников отличается скудностью словарного запаса, в ней вовсе отсутствуют фразеологизмы – средства выразительности языка. Это связано с тем, что дети отдают предпочтения информационным технологиям, нежели чтению художественной литературы. Чтобы восполнить этот пробел, я решила обратиться к теме «Фразеология».

  • Тянуть кота за хвост.Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затяги...

    6 слайд

    Тянуть кота за хвост.
    Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затягивать решение вопроса.

  • Чтобы выявить уровень знаний обучающихся о фразеологизме, проведено исследова...

    7 слайд

    Чтобы выявить уровень знаний обучающихся о фразеологизме, проведено исследование в форме анкетирования

    Вопросы:
    Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»?
    Знаете ли вы, что обозначает это понятие?
    Где вы встречались с фразеологизмами?
    при чтении книги
    в разговорной речи
    на уроках
    нигде
    4. Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы?
    Опрошено 108 учащихся 2, 3, 4 классов

  • Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»?

    8 слайд

    Встречались ли вы с понятием «фразеологизм»?

  • Знаете ли вы, что обозначает это понятие?

    9 слайд

    Знаете ли вы, что обозначает это понятие?

  • Где вы встречались с фразеологизмами?

    10 слайд

    Где вы встречались с фразеологизмами?

  • Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы?

    11 слайд

    Как вы считаете, нужны ли фразеологизмы?

  • Выводы анкетированияМногие ребята встречались с понятием «фразеологизм»
Больш...

    12 слайд

    Выводы анкетирования
    Многие ребята встречались с понятием «фразеологизм»
    Большинство из них не знают, что обозначает это понятие
    Чаще всего фразеологизмы встречаются в книге и на уроке
    Практически все считают, что надо использовать фразеологизмы в речи

  • «Нет слова, которое так замашисто, бойко
Вырвалось бы из – под самого сердца...

    13 слайд

    «Нет слова, которое так замашисто, бойко
    Вырвалось бы из – под самого сердца,
    Так бы кипело и животрепетало,
    Как метко сказанное слово.»
    Н.В. Гоголь

    Фразеологизм – это устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение.

  • «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.»...

    14 слайд

    «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.»
    С.И. Ожегов

  • В моей работе мне помогли словари          «В словаре приведены фразеологизмы...

    15 слайд

    В моей работе мне помогли словари
    «В словаре приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеологизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают стилистическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка»

  • 16 слайд

  • 17 слайд

  • СТИЛИ РЕЧИКнижныйРазговорныйПублицистическийСфера употребления фразеологизмов

    18 слайд

    СТИЛИ РЕЧИ
    Книжный
    Разговорный
    Публицистический
    Сфера употребления фразеологизмов

  • Примеры стилей речиКнижный – сложить оружие, карточный домик, краеугольный ка...

    19 слайд

    Примеры стилей речи
    Книжный – сложить оружие, карточный домик, краеугольный камень.
    Разговорный – водить за нос, ломать голову, кривить душой.
    Публицистический – сдержать слово, из года в год, под открытым небом.

  • Узелки на памятьСвойства фразеологизмовЦельность значения (склонить голову )...

    20 слайд

    Узелки на память
    Свойства фразеологизмов
    Цельность значения (склонить голову )
    Устойчивость (нельзя вставлять, заменять, убирать слова)
    Воспроизводимость (если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит заново

    Выступает в роли одного члена предложения
    ( Мы заблудились в трех соснах. )


  • Фразеологизмы, пришедшие из мифологии Сизифов труд.
Ахиллесова пята.
Гордиев...

    21 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из мифологии
    Сизифов труд.
    Ахиллесова пята.
    Гордиев узел.
    Вавилонское столпотворение.
    По библейскому преданию, в древности
    Все говорили на одном языке. Однажды
    в городе Вавилоне люди задумали
    построить (сотворить) высокую башню
    (столп), чтоб добраться до неба и увидеть Бога. Всевышний рассердился и сделал так, что все люди стали говорить на разных языках и не понимали друг друга. Они толпились вокруг столпа, каждый что-то говорил, но никто никого не понимал. Строительство башни прекратилось.
    В современном мире это выражение стало фразеологизмом. Его употребляют тогда, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, суматохе.



  • Фразеологизмы, пришедшие из истории	Блоху подковать. 
	Воюют не числом, а уме...

    22 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из истории
    Блоху подковать.
    Воюют не числом, а умением.
    Вот тебе, бабушка и Юрьев день.
    Во всю Ивановскую.
    В долгий ящик отложить.
    Сирота казанская.
    В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло
    столицу татарского Казанского ханства, город
    Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону конечно, не татарских "мужиков", простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей–мурз. князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Многие из них принимали христианство, получали от царя подарки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть "казанскими сиротами" – при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и "жалованья".

  • Фразеологизмы, пришедшие из крестьянского быта     Бабье лето. 
       Повора...

    23 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из крестьянского быта
    Бабье лето.
    Поворачивать оглобли.
    Распоясался.
    На воде вилами написано.

    Дым коромыслом.
    В старой Руси избы часто топили
    "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь.
    И по форме дыма предсказывали погоду.
    Идет дым "столбом" - будет ясно,
    "волоком" – к туману, дождю,
    "коромыслом" – к ветру, непогоде, а то и буре.

  • Фразеологизмы, пришедшие из наблюдений за животнымиХитер как лиса.
Злой как в...

    24 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из наблюдений за животными
    Хитер как лиса.
    Злой как волк.
    Грязный как
    свинья.
    Трусливый как заяц.
    Сонная тетеря.
    Собака на сене.
    Мокрая курица.
    Как баран на новые ворота.

  • Фразеологизмы, пришедшие из народных сказокВ тридевятом царстве, в тридесятом...

    25 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из народных сказок
    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    Встань передо мной, как лист перед травой.
    По щучьему велению, по моему хотению.
    Молочные реки, кисельные берега.
    Ни в сказке сказать, ни пером описать
    Сказка ложь – да в ней намек.
    Сказка про белого бычка.
    Долго ли, коротко ли…
    Пир на весь мир.


  • Фразеологизмы, пришедшие из литературы 
Свинья под дубом.
А воз и ныне там.
М...

    26 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из литературы

    Свинья под дубом.
    А воз и ныне там.
    Медвежья услуга.
    Сильнее кошки зверя нет.
    (И.А.Крылов)

    Но жена не рукавица:
    С белой ручки не стряхнешь
    Да за пояс не заткнешь.
    (А.С. Пушкин)



  • Топорная работа. 
Без сучка без   задоринки. Снять стружку. Разделать по...

    27 слайд

    Топорная работа.
    Без сучка без задоринки.
    Снять стружку.
    Разделать под орех.

    Калачом не заманишь.
    Заварить кашу.
    Толочь воду в ступе.
    Ставить в тупик.
    Зеленая улица.
    На всех парах.
    На один покрой.
    Трещать по швам.
    Семь раз отмерь.
    Один раз отрежь.
    Шито белыми нитками.

    Фразеологизмы, пришедшие из профессиональной сферы

  • Фразеологизмы, пришедшие из христианства
Всемирный потоп.
Манна небесная.
Име...

    28 слайд

    Фразеологизмы, пришедшие из христианства

    Всемирный потоп.
    Манна небесная.
    Имеющие уши да услышат.
    Внести свою лепту.
    Земля обетованная.
    Исчадие ада.
    На сон грядущий.
    Не сотвори себе кумира.
    Ноев ковчег.

  • Узелки на памятьСинонимыАнтонимыДва сапога пара – одного поля ягода
(Один дру...

    29 слайд

    Узелки на память
    Синонимы
    Антонимы
    Два сапога пара – одного поля ягода
    (Один другого не лучше)
    Засучив рука – спустя рукава
    Тяжел на подъем – легок на подъем
    Как и слово, фразеологизм может иметь

  • Упражнение 1
     Наиболее эффективным приемом ознакомления с фразеологиз...

    30 слайд

    Упражнение 1
    Наиболее эффективным приемом ознакомления с фразеологизмом- это осознание значения в контексте
    Ежатки – детки хоть куда,
    И что же тут дивиться?
    Ведь мама держит их всегда
    В ежовых рукавицах.

    Упражнение 2
    Закончите стихотворение, назовите фразеологизмы,
    объясните их смысл.
    Фальшивят, путают слова,
    Поют (кто в лес, кто по дрова).
    Ребята слушать их не станут:
    От этой песни (уши вянут).





  • Упражнение 3Подбери фразеологизмДелать из мухи слонаЖить как кошка
с собакойВ...

    31 слайд

    Упражнение 3
    Подбери фразеологизм
    Делать из мухи слона
    Жить как кошка
    с собакой
    Взять быка за рога
    Ехать зайцем
    Медведь на ухо
    наступил
    Крутиться как
    белка в колесе

  • Упражнение 4Определи значение фразеологизма

Неаккуратно
Слегка закусить
Выпо...

    32 слайд

    Упражнение 4
    Определи значение фразеологизма


    Неаккуратно
    Слегка закусить
    Выполнить сразу два дела
    Приобрести что-то ненужное
    Пускать туда, где он опасен
    Абсолютно безразлично
    Опытный человек
    Никогда
    Рано


    Как с гуся вода
    Стреляный воробей
    Пускать козла в огород
    Писать как курица лапой
    Когда рак на горе свистнет
    Вставать с петухами
    Купить кота в мешке
    Заморить червячка
    Убить двух зайцев

  • Он неверующий.Только и видели.Чуть свет.Намотает на ус.В час по чайной ложке....

    33 слайд

    Он неверующий.
    Только и видели.
    Чуть свет.
    Намотает на ус.
    В час по чайной ложке.
    Шиворот-навыворот.
    Рукой подать.
    С гулькин нос.
    Тьма тьмущая.
    Показать, где раки зимуют.
    Откуда ни возьмись.
    Хоть глаз выколи.
    Ф о м а
    п р о п а л
    р а н о
    з а п о м н и т
    м е д л е н н о
    н а о б о р о т
    б л и з к о
    м а л о
    м н о г о
    п р о у ч и т ь
    в н е з а п н о
    т е м н о
    Упражнение 5
    Разгадай
    кроссворд

  • Упражнение 6Сгруппируйте фразеологизмы по значению:
Бездельничать, обманывать...

    34 слайд

    Упражнение 6
    Сгруппируйте фразеологизмы по значению:
    Бездельничать, обманывать, работать старательно.
    Запишите их в три колонки.
    Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.

  • Хитер как... 
Белая…
Труслив как... 
… лапчатый
Изворотлив как... 
Надут как....

    35 слайд

    Хитер как...
    Белая…
    Труслив как...
    … лапчатый
    Изворотлив как...
    Надут как...
    Нем как...
    Упрям как...
    Голоден как...
    Упражнение 7
    Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой

  • Словарик распространённых фразеологизмовКак белка в колесе
Ловить ворон
Бить...

    36 слайд

    Словарик распространённых фразеологизмов
    Как белка в колесе
    Ловить ворон
    Бить баклуши
    Закадычный друг
    Камень за пазухой
    Не робкого десятка
    Лицом к лицу
    Гол как сокол
    Где раки зимуют
    Собаку съел
    Рука об руку
    Медвежья услуга


    Мастер на все руки
    Валять дурака
    Спать без задних ног
    Сидеть сложа руки
    Фома неверующий
    Скатертью дорога
    Душа в пятки уходит
    Курам на смех
    У чёрта на куличиках
    Жить на широкую ногу
    Не разлей вода
    Засучив рукава

  • Мини сочинениеОднажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом неб...

    37 слайд

    Мини сочинение
    Однажды папа взял меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом небе от счастья. Папа позвал с нами дядю Андрея, с которым они были не разлей вода. Мы выехали рано утром, я не выспался и всю дорогу клевал носом. Весь день мы ловили рыбу, улов был хорош. Только я устал самую малость.

  • Позволяет быстро и кратко донести мысль, обеспечить её понимание вне зависимо...

    38 слайд

    Позволяет быстро и кратко донести мысль, обеспечить её понимание вне зависимости от возраста и образования детей
    Особенность происхождения и употребления помогают лучше понять смысл фразеологизма
    Фразеологизм – источник ярких образов, с помощью которых они лучше запоминаются
    Роль фразеологизмов в речи

  • Тема « Фразеологизм и его использование  в речи младших школьников» оказалась...

    39 слайд

    Тема « Фразеологизм и его использование в речи младших школьников» оказалась для меня очень интересной. Я узнала о том, какие существуют фразеологические словари. А происхождение и значение многих фразеологизмов связано с историей русского народа. Фразеологизмы передаются из поколений в поколения.
    А для детей начальной школы есть много упражнений для того, чтобы научиться находить фразеологизмы, определять их значения, подбирать синонимы и антонимы, рисовать словесные картины и т.д.
    Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?
    Употребляйте в своей речи фразеологизмы!
    Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной!
    Они обогащают словарный запас обучающихся!

  • Спустя рукаваЗасучив рукаваРука об рукуНе покладая рукСидеть сложа рукиВ поте...

    40 слайд

    Спустя рукава
    Засучив рукава
    Рука об руку
    Не покладая рук
    Сидеть сложа руки
    В поте лица
    Оцените работу

  • литератураН.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных клас...

    41 слайд

    литература
    Н.Н. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.
    М., « Просвещение»,1978 г.
    Большой фразеологический словарь для детей. Т. В. Розе. М., ОЛМА Медиа Групп,2009 г.
    В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.,2009 г.
    Н. М. Шанский. В мире слов. М, 1985г.
    В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. З. Розенталь . Занимательно о русском языке. Просвещение, 1985г.

  • Спасибо за
сотрудничество

    42 слайд

    Спасибо за
    сотрудничество

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация была представлена на научном обществе учащихся " Эврика".Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, речь учащихся отличается малым словарным запасом.Работа над фразеологизмами поможет сделать речь детей яркой, понятной, выразительной.

Учащиеся узнают о присхождении фразеологизмов.Получат ответ на вопрос : " Зачем нужно использовать в своей речи фразеологизмы?"

В данной работе показаны упражнения для работы с фразеологизмами в 1-4 классах.Представлены фразеологические словари, с которыми нужно работать в начальной школе.

Через овладение языком формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 701 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 1864
    • PPTX 8.2 мбайт
    • 51 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шепелева Татьяна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шепелева Татьяна Юрьевна
    Шепелева Татьяна Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23179
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 610 человек

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 835 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 353 человека