Описание презентации по отдельным слайдам:
Формирование предметных и литературных знаний и умений на уроках русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования Секция учителей русского языка и литературы Доклад на августовской конференции учителя русского языка и литературы КГУ «Уланская средняя школа» Дюйсеновой Л.С.
Эпиграф: Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Августин Аврелий.
На уроках русского языка Различные виды диктантов: Словарные, выборочные – для закрепления и повторения орфограмм. Проверочные и контрольные – для текущего или рубежного контроля знаний. Объяснительные и предупредительные – при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок. Свободные и творческие- для развития связной речи и расширения запаса слов.
Работа с текстом Карточки Тестирование Работа с опорными схемами и таблицами
На уроках литературы Творческие задания – развивают художественное, исследовательское, образное мышление. Эвристический диалог- формирует наглядно-образное мышление. Работа с текстом на уроке. Выразительное чтение
Нестандартные формы уроков Уроки- Деловые игры Пресс-конференции Соревнования КВН Театрализованные Фантазии Игры Конференции Интегрированные экскурсии
При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения. Мала пчела да стоять не велит. Обычай бычий а дров не видал. Лесом шел да струны тонки. Мороз невелик а загрызет. Ехал в Казань а ум телячий. Гусли звонки а оба черны. Совесть без зубов да и та работает. Чугун чугуна дразнит а попал в Рязань.
Отрабатывая умение ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, беру на уроки предложения из произведений наших классиков: 1)Прием его был очень прост: он начисто отгрыз ей хвост.2) Обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. 3) Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном: Под Австерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал, Зато был фрунтовой профессор! (Пушкин). 4)У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока. 5)Обыкновенно мы говорим: все дороги приводят в Рим. ( Маяковский)
Лингвистические «угадайки» Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Лингвистические «почемучки» Я любовался яркой зеленью молодой травы. На лугу зеленеет трава. Вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»
Вопросы занимательного характера: Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. 1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь? 2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына? 3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».
Вопросы-шутки: 1.Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? Как можно проверить их правильность?
Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса. у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - наша задача.
Реализации этих задач помогает: сочетание традиционных и нетрадиционных форм уроков (лекции, семинары, конференции, гостиные, зачёты. путешествия . *учёт индивидуальных способностей учащихся; *тематический учёт знаний; *осуществление межпредметных связей; *целесообразное использование групповой работы.
Моё педагогическое кредо: видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить его, уважать интересы и потребности этого маленького человека, узнавать эти потребности и помогать ребенку реализовать их; -на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции; любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у учащихся уважение и любовь к родному языку.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
За время работы в школе мною накоплен , может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы . Мною было отмечено, что у многих детей отсутствует познавательный интерес на уроках русского языка и литературы. К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.
Для этого я изготавливаю наглядные пособия, подбираю раздаточный материал (карточки с заданиями, таблицы, схемы.
Выстраиваю работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к тому или иному выводу. Думаю, что все методы хороши, если заставляют ребят активно работать на уроке, помогают быстро и надолго усвоить материал. Я постоянно нахожусь в творческом поиске, и цель моей работы- научить, заинтересовать, разжечь желание и стремление узнать предмет глубже.
В своей работе стараюсь проводить комплексное обучение: развиваю речь (монологическую, диалогическую, письменную), мышление, формирую орфографические, пунктуационные навыки.
Как, наверное, каждый из педагогов, я считаю своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства
к учению.
Родной язык они часто воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.
Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность,
чем грозная необходимость.
Августин Аврелий
Формирование интереса к предмету –
одна из главнейших задач учителя-предметника.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса предмету у каждого ребенка.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
По моему мнению, одной из главных задач учителя-предметника - изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках русского языка и литературы.
Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 28.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | Презентации |
Просмотров | 1464 |
Номер материала | 55166 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: