Главная / История / Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу истории России

Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу истории России

Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по ...
Содержание Пояснительная записка. 1.1 Актуальность 1.2 Основные понятия и тер...
Задачей изучения истории является: формирование у учащихся гражданской позици...
Результат изучения истории в школе Предполагается, что результатом изучения и...
Пояснительная записка Программа раздела включает материал по истории России с...
Актуальность , выбранного раздела «Древнерусское государство в IX-XIII вв.» м...
Дренерусская народность; Норманнская теория; Феодализм,; Раннефеодальное госу...
Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорук...
Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорук...
Цели изучения раздела 1. Обучающая цель: Учащиеся должны знать особенности да...
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного ...
Ожидаемые результаты освоения раздела программы В результате изучения раздел...
Для развития творческости учащихся используется не одна отдельно взятая техн...
Методы Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по п...
Формы организации деятельности Фронтальные (при проверке первичного усвоения,...
Поурочное планирование по разделу № Тема урока Тип урока Способы, приёмы орга...
Разработка урока Тема урока: Монгольское нашествие. Русские земли под властью...
Оборудование урока: Учебник Борисова Н.С. История России с древнейших времён ...
Проблема урока Почему татаро – монголы смогли покорить Русь, находящуюся на б...
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 1.ОРГМОМЕНТ1минута. П...
Тест по теме «Культура Руси XII – начале XIII»: 1. Агнец – это : а) ангел; б)...
Задание на доске по теме: Культура Руси XII – начале XIII в. 1. Назовите важн...
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и...
Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной бор...
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и...
Преимущества монголо - татарской армии. Кочевой образ жизни способствовал раз...
Фрагменты закона Чингисхана 1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или к...
Результаты работы с историческим источником общественные отношения - 2 3 4 5 ...
Схема:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и...
Завоевания монголов Дата Направление Последствия 1206- 1211 гг. Восточная Ази...
Битва на реке Калке
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и...
ПОХОД ХАНА БАТЫЯ НА РУСЬ 1236 1240
В первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасно...
Ордынское владычество на Руси
В результате урока «Нашествие» мне открылись: 1) Две самые главные причины по...
Домашнее задание: 1) Определите основные экономические, политические, социаль...
1 из 38

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по кур
Описание слайда:

Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу истории России Древнерусское государство в IX-XIII вв. Выполнила: учитель истории МБОУ СОШ № 81 Гончарова Наталья Юрьевна Нижний Новгород 2014 г.

№ слайда 2 Содержание Пояснительная записка. 1.1 Актуальность 1.2 Основные понятия и термин
Описание слайда:

Содержание Пояснительная записка. 1.1 Актуальность 1.2 Основные понятия и термины 1.3 Персоналии 2. Цели и задачи изучения раздела «Древнерусское государство в IX-XIII вв. ». 3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. 4. Ожидаемые результаты освоения раздела «Древнерусское государство в IX-XIII вв. ». 5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. 6. Система знаний и система деятельности. 7. Поурочное планирование раздела. 8. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем. 9. Список литературы.

№ слайда 3 Задачей изучения истории является: формирование у учащихся гражданской позиции,
Описание слайда:

Задачей изучения истории является: формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Цель изучения истории определяется способностью к формированию: гуманистического мировоззрения; необходимых моральных ориентиров, включающих нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства; экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы; социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений, толерантность к иному образу жизни и образу мыслей.

№ слайда 4 Результат изучения истории в школе Предполагается, что результатом изучения исто
Описание слайда:

Результат изучения истории в школе Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

№ слайда 5 Пояснительная записка Программа раздела включает материал по истории России с др
Описание слайда:

Пояснительная записка Программа раздела включает материал по истории России с древнейших времен до конца XIII в.. Материал раздела «Древнерусское государство в IX-XIII вв.» способствует реализации единой концепции исторического образования. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести: образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде; специфика культуры Киевской Руси и культуры Руси XII – начала XIII в.; монгольское нашествие и политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель. По всем этим вопросам недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними. Вместе с тем учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа.

№ слайда 6 Актуальность , выбранного раздела «Древнерусское государство в IX-XIII вв.» мног
Описание слайда:

Актуальность , выбранного раздела «Древнерусское государство в IX-XIII вв.» многоаспектна: Восточные славяне - русские, украинцы и белорусы - преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства - Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи. Глобальные перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. В их изучении на смену традиционным взглядам все активнее пробиваются новые точки зрения, вводятся свежие комплексы источников, меняются тематические приоритеты. Древняя Русь, монгольское нашествие, иго - когда-то благополучная, едва ли не закрытая для споров тема, уже несколько лет «подпитывает» журнально-газетную полемику, выходят в свет новые исторические исследования по данной теме. Особенный интерес для историков, представляют вопросы: какова суть системы властвования монголов на Руси, каким образом складывались отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, наконец, какую роль сыграло монголо-татарское иго в истории русского государства. Интерес к этим вопросам обострился у публицистов в 90-е годы. Попытки обосновать причины нашего отставания подтолкнули разных политических деятелей к историческим экскурсам. Просчеты советских экономической и политической систем, конечно, трудно объяснить 250-летним монгольским игом. Кроме того, сейчас перед Россией как в 13 веке стоит проблема выбора направления, ориентации: Восток или Запад. Актуальность раздела учебной программы «Древнерусское государство в IX-XIII вв.»

№ слайда 7 Дренерусская народность; Норманнская теория; Феодализм,; Раннефеодальное государ
Описание слайда:

Дренерусская народность; Норманнская теория; Феодализм,; Раннефеодальное государство; Феодальная рента; Феодальная раздробленность; Вотчина; Удел; Боярская республика; Монголо-татары; Монголо-татарское нашествие; Монголо-татарское иго. Основные понятия и термины

№ слайда 8 Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорукий;
Описание слайда:

Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Чингисхан; Батый; Александр Невский. Персоналии

№ слайда 9 Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорукий;
Описание слайда:

Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Чингисхан; Батый; Александр Невский.

№ слайда 10 Цели изучения раздела 1. Обучающая цель: Учащиеся должны знать особенности данно
Описание слайда:

Цели изучения раздела 1. Обучающая цель: Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода. 2. Развивающая цель: Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода Древнерусского государства в IX - XIII вв.; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями. 3. Воспитывающая цель: Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

№ слайда 11 Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного мат
Описание слайда:

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. К 10-ому классу (когда обучающиеся повторно изучают раздел «Древнерусское государство в IX – XIII вв.») учащиеся должны уметь использовать аппарат учебника, дидактических материалов, нормативно-правовых актов, уметь работать в группах, парах, уметь устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выражать свои взгляды, обладать способностью осознавать проблему, выдвигать гипотезы. Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского и проектного метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

№ слайда 12 Ожидаемые результаты освоения раздела программы В результате изучения раздела у
Описание слайда:

Ожидаемые результаты освоения раздела программы В результате изучения раздела учащиеся должны: - получить целостное представление об историческом пути образования Древнерусского государства в IX в.; - научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Норманнская теория, феодальная раздробленность на Руси, татаро-монгольское нашествие и иго на Руси; - уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по отдельным тематическим блокам (сравнительная характеристика культуры Киевской Руси и Культура Руси XII- начала XIII в.); - уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.

№ слайда 13 Для развития творческости учащихся используется не одна отдельно взятая техноло
Описание слайда:

Для развития творческости учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. Технология критического мышления. Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия». Использовать как приём обучения на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Игровые технологии. По Г.К. Селевко существуют следующие виды игры: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Учебное исследование. Уже в определении этой технологии говорится о деятельности, связанной с решением творческой или исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом, хотя и прогнозируемым. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

№ слайда 14 Методы Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по пред
Описание слайда:

Методы Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»; на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»; на этапе проверка произведённого решения – «точность». Эвристическое обучение. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества (по А.В. Хуторскому). Педагогическим инструментарием служат эвристические методы обучения: методы гипотез, символического и образного видения, взаимообучения, самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, «мозгового штурма» и др. Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Система деятельности включает развитие критического, аналитического, творческого мышления. Опору на умения и навыки выстраивания причинно-следственных связей между фактом, событием и явлением, умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели. Формирование умения выдвигать гипотезы, строить аналогии, давать оценочные суждения и т.д. Совершенствование опыта индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии. В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Используются следующие методы учения: эвристическая беседа, диалог, полилог, работа с учебником, дополнительным раздаточным материалом, репродукциями картин и картами, решение исторических и проблемных задач, доклады-обобщения с презентациями Power Point, выделение в тексте исторических фактов, понятий, теорий, составление на основе текста таблиц, диаграмм, тезисов, краткого и развёрнутого планов.

№ слайда 15 Формы организации деятельности Фронтальные (при проверке первичного усвоения, пр
Описание слайда:

Формы организации деятельности Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе). Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала). Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний).

№ слайда 16 Поурочное планирование по разделу № Тема урока Тип урока Способы, приёмы организ
Описание слайда:

Поурочное планирование по разделу № Тема урока Тип урока Способы, приёмы организации учебной деятельности На развитие, каких творческих способностей направлено 1. Восточныеславяне вVI-IXвв. Образование Древнерусского государства. Урок повторенияизученного ранее материала Дифференциация, групповая и фронтальная работа. Способность быстроусваивать информацию, воспроизвести. Развитие памяти. 2. Киевская Русь. Комбинированный урок Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа. Способностьинтерпретировать информацию, воспроизвести при работе с документами, картами, выстроить логическую цепочку из фактов и явлений. 3. Культура Киевской Руси. Урок– исследование Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Дифференциация, групповая и фронтальная работа. Беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления, зоркость при определении проблем ,Развитие коммуникабельности, индивидуальных творческих способностей 4. Русскиеземли вXII-началеXIIIв. Наследники Киевской Руси. Проблемный урок Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа. Беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления, зоркость при определении проблем, нестандартность мышления при выдвижении гипотез. 5. Культура РусиXII –началаXIIIв. Урок - исследование Отбор, классификация и интерпретация данных, постановка проблемы, выдвижение гипотез. Дифференциация, групповая и фронтальная работа. Беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления, зоркость при определении проблем ,Развитие коммуникабельности, индивидуальных творческих способностей 6. Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. Проблемный урок Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа. Беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления, зоркость при определении проблем, нестандартность мышления при выдвижении гипотез.

№ слайда 17 Разработка урока Тема урока: Монгольское нашествие. Русские земли под властью Зо
Описание слайда:

Разработка урока Тема урока: Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. Цель урока: познакомить учащихся с возникновением монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств; выяснить причины поражения в борьбе против монгольских завоевателей и последствия цивилизационного выбора для Руси. Образовательные задачи: дать представление об основных событиях XIII века на Руси, показать характер их влияния на цивилизационный процесс, подвести к пониманию смысла и значения цивилизационной альтернативы в отечественной и мировой истории. Развивающие задачи: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, применять элементы цивилизовационного анализа исторических событий, развитие познавательной активности учащихся, активизация логического мышления, развитие умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты. Воспитательные задачи: воспитывать гордость за свою Родину, за свой народ. Воспитывать уважение к человеку как личности и формировать умение объективно оценивать роль личности в истории.

№ слайда 18 Оборудование урока: Учебник Борисова Н.С. История России с древнейших времён до
Описание слайда:

Оборудование урока: Учебник Борисова Н.С. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс. М.: Просвещение, 2011 г.; тексты документов; Карта «Русские земли в XII-XII веках», «Куликовская битва». Тесты; Видеоролики; Опорный конспект; персональный компьютер, проектор.

№ слайда 19 Проблема урока Почему татаро – монголы смогли покорить Русь, находящуюся на боле
Описание слайда:

Проблема урока Почему татаро – монголы смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Каковы последствия татаро-монгольского ига для Руси?

№ слайда 20 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 1.ОРГМОМЕНТ1минута. Прив
Описание слайда:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 1.ОРГМОМЕНТ1минута. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Записывают число и вид работы 2.Проверка домашнего задания (7 минут) Задача: актуализация знаний учащихся Проверка домашнегозадания. Учитель предлагает учащимся письменно на листочках выполнить тестовые задания, заранее им подготовленныеи устное задание на доске. Учащиесявыполняют предложенный учителем тест по ранее изученной теме, а именно «Культура РусиXII– началаXIIIв.» Затем вместе с учителем устно выполняют задание расположенное на проекционной доске.

№ слайда 21 Тест по теме «Культура Руси XII – начале XIII»: 1. Агнец – это : а) ангел; б) яг
Описание слайда:

Тест по теме «Культура Руси XII – начале XIII»: 1. Агнец – это : а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь. 2. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу; б) в книге; в) на картине. 3. Длань – это... (рука, ладонь.) 4. Духовник а) играет на духовых инструментах; б) создаёт духи; в)совершает духовные обряды . 5. Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане ( высокий монашеский головной убор с покрывалом). 6. Лепота – это: а) лепные узоры; б) настой из липы; в) красота. 7. Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки. ( Толмач – переводчик). 8. Алкать значит: а) кричать; б) жаждать; в) бежать. 9. Какой храм стоит на рукотворном холме?( Храм Покрова на Нерли). 10. Какой храм имеет 13 глав-куполов? Что означает это количество глав? (Софийский собор в Киеве. Главы символизируют единство Иисуса Христа и 12 апостолов). 11. Какой собор построен как футляр более древнего?( Успенский собор во Владимире). 12. Стены какого собора почти полностью покрывает рельеф? (Дмитриевский собор во Владимире).

№ слайда 22 Задание на доске по теме: Культура Руси XII – начале XIII в. 1. Назовите важнейш
Описание слайда:

Задание на доске по теме: Культура Руси XII – начале XIII в. 1. Назовите важнейшие памятники древнерусской литературы («Поучение детям» Владимир Мономах, «Слово о полку Игореве»). 2. Как называется собор? Где он находится? (Дмитриевский собор во Владимире). 3. В чем отличия архитектуры Новгородской земли от архитектуры Владимиро – Суздальской земли? (Владимиро – Суздальская земля - храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью. Новгородская земля - храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Они были небольшими).

№ слайда 23 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и за
Описание слайда:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и задач(2 минуты). 4. Изучение новогоматериала (25 минут). Задача: получение учащимися новых знаний и закрепления знаний, полученных в 6 –омклассе. Подводка к новой теме.Слова учителя: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: чистыми полями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными. Всем ты преисполнена, земля Русская!..Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...». Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Вопрос классу: почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Ответына эти вопросыпомогут определить тему нашего урока: «Монголо-татарское нашествие на Русь». Тему записать в тетрадь. В ходе урока мы углубим свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» и постараемся решить проблему: почему монголо - татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития? Каковы последствия татаро-монгольского ига для Руси? Мы сможем решить первую часть поставленной проблемы, пройдя три ступени. Начертим схему в тетради. Первая ступень. Вопрос: каким образом, разобщенным племенам кочевников удалось осуществить нашествие столь организованно? Первый шаг – объединение племен и создание единого государства. Итут на историческую арену выходит один из самых известных его участников – Чингисхан. Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году становиться ханом всех монгольских племен.Запишитетезис со слайда. И просмотрите видеоролик. Учащиеся слушаютрассказ учителя, записывают тему в тетрадь. Записывают тезис со слайда, смотрятвидеоролик. Записывают схему, которую учитель выводит на доску.

№ слайда 24 Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе
Описание слайда:

Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году становиться ханом всех монгольских племен.

№ слайда 25 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и за
Описание слайда:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и задач(2 минуты). 4. Изучение новогоматериала (25 минут). Задача: получение учащимися новых знаний и закрепления знаний, полученных в 6 –омклассе. Вопрос: учителя вспомните признаки государства и выделите тот признак, с помощью которого можно разрозненные племена объединить в единый народ. Работа с историческим источником. Как вы считаетекак Чингисхан и его войско относилось к другим государствам? Армия монголо-татар имела ряд преимуществ. Работа с учебником стр. 87-88. Прочитайте текст ивыделите на ваш взгляд эти преимущества. Запишите тезисы к себе втетрадь. Эта вторая ступень к решению проблемы. Продолжить заполнение схемы 3. Раздробленность Руси как причина поражений Для того, чтобы перейти на третью ступень, предлагаю вам провестиэксперимент.Его результаты помогут закончить нашу схему и решить поставленную проблему. Вопрос учителя:Какой вывод в решении нашей проблемы помог вам сделать проведенный эксперимент. Ответ учащихся: единая территория, централизованная власть, армия, система налогов, законы. Устная работа с историческим источником. Читают фрагменты закона Чингисхана и выполните задание. Озвучивают результаты сравнить с информацией на доске. Ответ: враждебно. Стремление к завоеваниям. Читают,записывают преимущества в себе в тетрадь. Сравнивают с информацией на доске. Эксперимент: Трое желающих учеников выходят к доске и пытаются разорвать предложенные им лоскуты материи – неудачно. Затем они с легкостью разрывают данные им нити из той же самой ткани. Ответ: последней ступенью к успешному завоеванию стала раздробленность русского государства. Окончательноезаполнение схемы.

№ слайда 26 Преимущества монголо - татарской армии. Кочевой образ жизни способствовал развит
Описание слайда:

Преимущества монголо - татарской армии. Кочевой образ жизни способствовал развитию необходимых качеств; Десятичная система организации армии; Железная дисциплина; Использование военного опыта и орудий завоеванных народов.

№ слайда 27 Фрагменты закона Чингисхана 1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто
Описание слайда:

Фрагменты закона Чингисхана 1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти. 2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза. 3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти. 4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти. 5. Он поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. 6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это. 7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды. 8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится. 9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву. 10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей. 11. Он предписал... учреждение постоянных почт... 12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана. 13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности. 14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право) жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой. Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы: а) общественные отношения; б) семейные отношения; в) быт; г) взаимоотношения с покоренным населением.

№ слайда 28 Результаты работы с историческим источником общественные отношения - 2 3 4 5 9 1
Описание слайда:

Результаты работы с историческим источником общественные отношения - 2 3 4 5 9 10 11 семейные отношения – 8 13 быт - 6 7 взаимоотношения с покоренным населением -12

№ слайда 29 Схема:
Описание слайда:

Схема:

№ слайда 30 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и за
Описание слайда:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и задач(2 минуты). 4. Изучение новогоматериала (25 минут). Задача: получение учащимися новых знаний и закрепления знаний, полученных в 6 –омклассе. Рассказ учителя о первоначальныхзавоеваниях монголо-татар. На проекционную доску выведена таблица завоеваний, учитель просит записать военные походы монголо-татар. Краткий рассказ учителя о битве на реке Калке по карте, вымещенной на проекционную доску. Учащиеся смотрятна доску, записывают даты себе в тетрадь. Учащиеся слушают. Записывают самое основное (элемент лекции).

№ слайда 31 Завоевания монголов Дата Направление Последствия 1206- 1211 гг. Восточная Азия П
Описание слайда:

Завоевания монголов Дата Направление Последствия 1206- 1211 гг. Восточная Азия Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства. 1211-1215 гг. Китай Захват Северного Китая. 1218 г. Корея Завоевание государства. 1219-1221 гг. Средняя Азия Завоевание.

№ слайда 32 Битва на реке Калке
Описание слайда:

Битва на реке Калке

№ слайда 33 Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и за
Описание слайда:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащегося 3. Постановка целей и задач(2 минуты). 4. Изучение новогоматериала (25 минут). Задача: получение учащимися новых знаний и закрепления знаний, полученных в 6 –омклассе. 1237 – 1238 – падениесеверо- восточной Руси -декакбрь1237 – Рязань - январь - февраль1238 – Коломна, Москва, Владимир (3-7.02), Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Углич, Галич, Дмитров, Тверь,Переяславль- Залесский, Юрьев и др. - 4 марта1238 – битва на р. Сити – победа монголов - март 1238 – не дошли 100 верст до Новгорода – разворот на север. Оборона Козельска Наиболее памятной для обеих сторон стала оборона г.Козельска 1238 г., продолжавшаяся семь недель, за что монголы назвали Козельск «злым городом» На рисунке (средневековая миниатюра) – оборона Козельска 1238г. Оборона Козельска Наиболее памятной для обеих сторон стала оборона г.Козельска 1238 г., продолжавшаяся семь недель, за что монголы назвали Козельск «злым городом» На рисунке (средневековая миниатюра) – оборона Козельска 1238г. Слушаютречь учителя, смотрят как он показывает продвижение монгольского войска по карте Древней Руси.

№ слайда 34 ПОХОД ХАНА БАТЫЯ НА РУСЬ 1236 1240
Описание слайда:

ПОХОД ХАНА БАТЫЯ НА РУСЬ 1236 1240

№ слайда 35 В первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасность
Описание слайда:

В первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов

№ слайда 36 Ордынское владычество на Руси
Описание слайда:

Ордынское владычество на Руси

№ слайда 37 В результате урока «Нашествие» мне открылись: 1) Две самые главные причины пораж
Описание слайда:

В результате урока «Нашествие» мне открылись: 1) Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами: …………………………………………… 2) Два самых важных имени: …………………. 3) Два самых важных события (даты):……………………………………………… 4) Два самых важных качества личности правителя (человека): …………………………..

№ слайда 38 Домашнее задание: 1) Определите основные экономические, политические, социальные
Описание слайда:

Домашнее задание: 1) Определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси, используя § 8 и другие источники ; 2) Подготовиться к контролю знаний по разделу.

Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу истории России
  • История
Описание:

аПрограмма раздела включает

материал по истории России с

древнейших времен до конца XIII

в..  Материал раздела 

«Древнерусское государство в

IX-XIII вв.» способствует

реализации единой концепц

ии исторического образования. 

Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

vобразование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; vисторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде; vспецифика культуры Киевской Руси и культуры Руси XII – начала XIII в.; vмонгольское нашествие и политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

По всем этим вопросам недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними. Вместе с тем учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. 

Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа.

здела включает материал по истории России с 

Автор Гончарова Наталья Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 462
Номер материала 25514
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓