Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Эргономический мониторинг
как форма психолого-педагогического сопровождения
в условиях учреждения дополнительного образования
и 1 класса
общеобразовательной школы
(технология организации работы)
Разработана и аппробирована Степановой Мариной Павловной
2 слайд
Эргономика
научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности.
3 слайд
Мониторинг
научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений(Ильенкова С. Д. и др. Социальный менеджмент. М., 1998.).
4 слайд
Эргономический мониторинг
пролонгированное («растянутое во времени») исследование методом структурированного наблюдения особенностей проявлений активности и работоспособности учащихся в условиях учебной деятельности.
5 слайд
Требования к мониторингу:
Единство критериальности наблюдения
Единообразие условий наблюдения
Цикличность проведения «срезов»-наблюдений
Структуризация результатов наблюдения по единству критериальности и формирование банка эмпирических данных
Обязательная регистрация результатов наблюдения и последующий анализ эмпирических данных
6 слайд
Критериальность наблюдения:
Основная характеристика деятельности, как процесса – проявление активности
Активность – совокупность динамичных (двигательных) и статичных проявлений деятельности учащегося в момент работы по выполнению учебной задачи (всех действий, как направленных на выполнение задачи, так и вне ее рамок)
Активность может проявляться в движении, направленности внимания, его произвольности и т.п.
Работоспособность – индивидуальная возможность пролонгированного выполнения целенаправленных действий по решению учебной задачи.
7 слайд
Обоснование актуальности и описание технологии
Ключевое составляющее понятия «эргономический»- соответствие требований нагрузки психофизиологическим возможностям субъекта труда (эргономика- раздел психологии труда и трудовой деятельности).
Мониторинг – оптимальный по достоверности и результативности метод диагностического контроля в рамках заданной критериальности.
Применительно к концептуальным разработкам здоровьесберегающей педагогики, эта технология, позволяет достоверно установить шкалу индивидуального ресурса учащегося относительно процессов утомления\восстановления работоспособности в рамках урока.
8 слайд
Практическое значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное во времени), структурированное (четко дифференцированная функциональная критериальность) диагностическое исследование, каковым является мониторинг, позволяет не только определиться с проявлением и ранжированием во времени урока степени вовлеченности учащегося в работу по выполнению учебной задачи, с тем, чтобы в дальнейшем прогнозировать колебания его мотивационной и познавательной активности, но и, опираясь на данные банка диагностических данных, судить о формирующемся темпераменте и психотипе ребенка, т.е. о его индивидуальных особенностях, которые формируют ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД).
9 слайд
Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа процесса адаптации первоклассника. А в дальнейшем, - установление возможностей индивидуальной нормы учебной выносливости учащегося.
Технология рекомендована к освоению школьным психологом, социальным педагогом, учителем (при условии, что специалист, проводящий исследование, не вовлечен в процесс проведения урока- например, при посещении урока коллеги).
10 слайд
Методология:
методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного по диапазону критериальности; регистрация результатов наблюдения, анализ диагностических данных по принципу статистической достоверности.
11 слайд
Алгоритм реализации технологии:
структурированное наблюдение во время урока за каждым учащимся циклично – скрининг данных каждые 5 минут;
регистрация результатов наблюдения в протоколе регистрации (см. приложение 1)
выявление и фиксация в протоколе признаков утомления и их топономику (проективное соответствие зонам телесно\эмоциональной координации.)
регистрация данных в индивидуальной карточке учащегося
выход на класс 1 раз в месяц в течение учебного года
общий анализ данных в конце учебного года
оформление аналитического отчета с прогнозом психофизиологического профиля учащегося (темперамент, психотип, ИСУД, как личностные и регулятивные ресурсы )
разработка системы рекомендаций для педагога и классного руководителя основной школы по организации эффективного взаимодействия с учащимся
12 слайд
Анализ данных наблюдения:
При нарастании утомления ребенок подсознательно применяет ряд приемов для разрядки возникшего напряжения. По их характеру и повторяемости можно судить об особенностях аффективно-волевой сферы («Топография симптома» К.Теппервайнен)
13 слайд
Анализ данных наблюдения:
При нарастании утомления ребенок подсознательно применяет ряд приемов для разрядки возникшего напряжения. По их характеру и повторяемости можно судить об особенностях аффективно-волевой сферы («Топография симптома» К.Теппервайнен)
14 слайд
Признаки утомления и топономика аспекта эмоционально-аффективной сферы при утомлении учащегося
При регистрации проявления работоспособности учащегося, рекомендую применять принцип «стенографирования»-заменять значком-символом сочетание характерных проявлений. Рекомендации по стенографировании регистрации результатов:
Треугольник – высокая степень активности, признаки агрессии, «лишние» движения, навязчивые действия (раскачивания, «ерзание» и пр. )
Квадрат – оптимальное сочетание активного движения и соблюдения «позы школьника» и других требований школьной дисциплины;
Круг – пассивное участие в учебной ситуации (руку не поднимает, но при вызове – отвечает, прислушивается и т.п.)
Зигзаг – активность, направленная на игровые формы деятельности, посторонние занятия, общение и т.п.
15 слайд
Знак может иметь сочетанное значение – например, треугольник, вписанный в квадрат, может означать шустрого беспокойного, но активно участвующего в работе по учебной задаче, когда постоянная готовность ответить учителю сочетается с массой лишних движений, других видов деятельности, не связанных с уроком.
Впрочем, специалист, работающий в рамках мониторинга может сам разработать свою собственную систему «скорописи», применение которой необходимо, иначе работа по регистрации данных каждые 5 минут по каждому учащемуся не представляется выполнимой.
16 слайд
Бланк регистрации результатов
наблюдения поведенческих проявлений
в режиме эргономического мониторинга
учащегося 1 А Б В класса в течение 20 \ 20 уч.года
фамилия, имя_____________________________________________________________
17 слайд
Протокол динамического наблюдения
18 слайд
Список используемой литературы
. Белкин А. С. и др. Основы педагогических технологий: (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. С.22.
2. Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995. С.256.
3. ШишоевС.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. С.354.
4. Ильенкова С. Д. и др. Социальный менеджмент. М., 1998. С.271.
5. Вербицкая Н.О., Жаворонков В.Д. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы. Екатеринбург, 2000. С.42-43.
6. Шерлок Т. Прошлое как политика: историческая наука и историческое образование в России в эпоху реформ и революций // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №2. С.48-57.
7. Там же.
8. Сахаров А.Н. Ни о каком кризисе отечественной исторической науки не может быть и речи // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №2. С. 2-11.
9. См.: Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы /Интервью с Ж.-П. Титцем, секретарем Комитета по образованию Совета Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №6. С. 9-13.
10. О педологических извращениях в системе наркомпросов (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.) // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917—1947 гг. М., 1947. Вып. 1. С. 190—191.
11. Коротаева Е.В., Назарова Л.Д. Некоторые характеристики педагогического мониторинга. // Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. / Под ред. А.С. Белкина. Екатеринбург, 1999. С.19-20.
19 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Пояснение к реализации технологии «Эргономический мониторинг»
Ключевое составляющее понятия «эргономический»- соответствие требований нагрузки психофизиологическим возможностям субъекта труда(эргономика- раздел психологии труда и трудовой деятельности).
Мониторинг – оптимальный по достоверности и результативности метод диагностического контроля заданной критериальности.
Применительно к концептуальным разработкам здоровьесберегающей педагогики, эта технология, позволяет достоверно установить шкалу индивидуального ресурса учащегося относительно процессов утомления\восстановления работоспособности в рамках урока. Практическое значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное во времени), структурированное (четко дифференцированная критериальность) диагностическое исследование, каковым является мониторинг позволяет не только определиться с проявлением и ранжированием во времени урока степени вовлеченности учащегося в работу по выполнению учебной задачи, с тем, чтобы в дальнейшем прогнозировать колебания его мотивационной и познавательной активности, но и, опираясь на данные банка диагностических данных, судить о формирующемся темпераменте и психотипе ребенка, т.е. о его индивидуальных особенностях, которые формируют ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД).
Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа процесса адаптации первоклассника.
А в дальнейшем, - установление возможностей индивидуальной нормы учебной выносливости учащегося.
Технология рекомендована к освоению школьным психологом, социальным педагогом, учителем (при условии, что специалист, проводящий исследование, не вовлечен в процесс проведения урока- например, при посещении урока коллеги).
Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного по диапазону критериальности; регистрация результатов наблюдения, анализ диагностических данных по принципу статистической достоверности.
Алгоритм реализации технологии:
6 655 791 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.