Главная / Школьному психологу / Презентация:Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения

Презентация:Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения

Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения в...
Эргономика научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в...
Мониторинг научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анал...
Эргономический мониторинг пролонгированное («растянутое во времени») исследов...
Требования к мониторингу: Единство критериальности наблюдения Единообразие ус...
Критериальность наблюдения: Основная характеристика деятельности, как процесс...
Обоснование актуальности и описание технологии Ключевое составляющее понятия ...
Практическое значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяжен...
Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа пр...
Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченно...
Алгоритм реализации технологии: структурированное наблюдение во время урока з...
Анализ данных наблюдения: При нарастании утомления ребенок подсознательно при...
Анализ данных наблюдения: При нарастании утомления ребенок подсознательно при...
Признаки утомления и топономика аспекта эмоционально-аффективной сферы при ут...
Знак может иметь сочетанное значение – например, треугольник, вписанный в ква...
Бланк регистрации результатов наблюдения поведенческих проявлений в режиме эр...
Протокол динамического наблюдения
Список используемой литературы .     Белкин А. С. и др. Основы педагогических...
Спасибо за внимание!
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения в ус
Описание слайда:

Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения в условиях учреждения дополнительного образования и 1 класса общеобразовательной школы (технология организации работы) Разработана и аппробирована Степановой Мариной Павловной

№ слайда 2 Эргономика научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в ко
Описание слайда:

Эргономика научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности.

№ слайда 3 Мониторинг научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа
Описание слайда:

Мониторинг научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений(Ильенкова С. Д. и др.  Социальный менеджмент.   М., 1998.). 

№ слайда 4 Эргономический мониторинг пролонгированное («растянутое во времени») исследовани
Описание слайда:

Эргономический мониторинг пролонгированное («растянутое во времени») исследование методом структурированного наблюдения особенностей проявлений активности и работоспособности учащихся в условиях учебной деятельности.

№ слайда 5 Требования к мониторингу: Единство критериальности наблюдения Единообразие услов
Описание слайда:

Требования к мониторингу: Единство критериальности наблюдения Единообразие условий наблюдения Цикличность проведения «срезов»-наблюдений Структуризация результатов наблюдения по единству критериальности и формирование банка эмпирических данных Обязательная регистрация результатов наблюдения и последующий анализ эмпирических данных

№ слайда 6 Критериальность наблюдения: Основная характеристика деятельности, как процесса –
Описание слайда:

Критериальность наблюдения: Основная характеристика деятельности, как процесса – проявление активности Активность – совокупность динамичных (двигательных) и статичных проявлений деятельности учащегося в момент работы по выполнению учебной задачи (всех действий, как направленных на выполнение задачи, так и вне ее рамок) Активность может проявляться в движении, направленности внимания, его произвольности и т.п. Работоспособность – индивидуальная возможность пролонгированного выполнения целенаправленных действий по решению учебной задачи.

№ слайда 7 Обоснование актуальности и описание технологии Ключевое составляющее понятия «эр
Описание слайда:

Обоснование актуальности и описание технологии Ключевое составляющее понятия «эргономический»- соответствие требований нагрузки психофизиологическим возможностям субъекта труда (эргономика- раздел психологии труда и трудовой деятельности). Мониторинг – оптимальный по достоверности и результативности метод диагностического контроля в рамках заданной критериальности. Применительно к концептуальным разработкам здоровьесберегающей педагогики, эта технология, позволяет достоверно установить шкалу индивидуального ресурса учащегося относительно процессов утомления\восстановления работоспособности в рамках урока.

№ слайда 8 Практическое значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное
Описание слайда:

Практическое значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное во времени), структурированное (четко дифференцированная функциональная критериальность) диагностическое исследование, каковым является мониторинг, позволяет не только определиться с проявлением и ранжированием во времени урока степени вовлеченности учащегося в работу по выполнению учебной задачи, с тем, чтобы в дальнейшем прогнозировать колебания его мотивационной и познавательной активности, но и, опираясь на данные банка диагностических данных, судить о формирующемся темпераменте и психотипе ребенка, т.е. о его индивидуальных особенностях, которые формируют ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД).

№ слайда 9 Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа проце
Описание слайда:

Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа процесса адаптации первоклассника. А в дальнейшем, - установление возможностей индивидуальной нормы учебной выносливости учащегося. Технология рекомендована к освоению школьным психологом, социальным педагогом, учителем (при условии, что специалист, проводящий исследование, не вовлечен в процесс проведения урока- например, при посещении урока коллеги).

№ слайда 10 Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного
Описание слайда:

Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного по диапазону критериальности; регистрация результатов наблюдения, анализ диагностических данных по принципу статистической достоверности.

№ слайда 11 Алгоритм реализации технологии: структурированное наблюдение во время урока за к
Описание слайда:

Алгоритм реализации технологии: структурированное наблюдение во время урока за каждым учащимся циклично – скрининг данных каждые 5 минут; регистрация результатов наблюдения в протоколе регистрации (см. приложение 1) выявление и фиксация в протоколе признаков утомления и их топономику (проективное соответствие зонам телесно\эмоциональной координации.) регистрация данных в индивидуальной карточке учащегося выход на класс 1 раз в месяц в течение учебного года общий анализ данных в конце учебного года оформление аналитического отчета с прогнозом психофизиологического профиля учащегося (темперамент, психотип, ИСУД, как личностные и регулятивные ресурсы ) разработка системы рекомендаций для педагога и классного руководителя основной школы по организации эффективного взаимодействия с учащимся

№ слайда 12 Анализ данных наблюдения: При нарастании утомления ребенок подсознательно примен
Описание слайда:

Анализ данных наблюдения: При нарастании утомления ребенок подсознательно применяет ряд приемов для разрядки возникшего напряжения. По их характеру и повторяемости можно судить об особенностях аффективно-волевой сферы («Топография симптома» К.Теппервайнен)

№ слайда 13 Анализ данных наблюдения: При нарастании утомления ребенок подсознательно примен
Описание слайда:

Анализ данных наблюдения: При нарастании утомления ребенок подсознательно применяет ряд приемов для разрядки возникшего напряжения. По их характеру и повторяемости можно судить об особенностях аффективно-волевой сферы («Топография симптома» К.Теппервайнен) Типология «ухода» от учебной деятельности Проявления в поведении Интерпретация проявления Неосознаваемаяцель Регрессивныепроявления, как реакция на перенапряжение, проявления обратимы и поддаютсясаморегуляции Посасываниепредметов, пальца, края одежды (воротник) и т. Оральнаястимуляция Получение удовольствия от стимула базовых инстинктов и рефлексов «верчение» в пальцах предметов, почесывание,потирание, игра пальцами, волосами Потребностьв общении, внимании Компенсирующиедействия Притопывание, постукивание ногой, рукой, раскачивание на стуле, вскакивание с места, потягивание Потребностьв движении, стимуляция вестибулярного аппарата Получениеудовольствия от стимула базовых инстинктов и рефлексов Истинное утомление Укладывание на парту, «нянчит» голову, вялая поза, искажение позы (одно плечо выше другого) «пограничное состояние» - резко снижена мотивация, восприятие сужается Компенсаторныеэнергосберегающие приемы, отключение от реальности Трет глаза, чешет нос, старается принять «позу зародыша» Утомление запредельное, восприятие учебного материала затруднено Некомпенсируемоеутомление

№ слайда 14 Признаки утомления и топономика аспекта эмоционально-аффективной сферы при утомл
Описание слайда:

Признаки утомления и топономика аспекта эмоционально-аффективной сферы при утомлении учащегося При регистрации проявления работоспособности учащегося, рекомендую применять принцип «стенографирования»-заменять значком-символом сочетание характерных проявлений. Рекомендации по стенографировании регистрации результатов: Треугольник – высокая степень активности, признаки агрессии, «лишние» движения, навязчивые действия (раскачивания, «ерзание» и пр. ) Квадрат – оптимальное сочетание активного движения и соблюдения «позы школьника» и других требований школьной дисциплины; Круг – пассивное участие в учебной ситуации (руку не поднимает, но при вызове – отвечает, прислушивается и т.п.) Зигзаг – активность, направленная на игровые формы деятельности, посторонние занятия, общение и т.п.

№ слайда 15 Знак может иметь сочетанное значение – например, треугольник, вписанный в квадра
Описание слайда:

Знак может иметь сочетанное значение – например, треугольник, вписанный в квадрат, может означать шустрого беспокойного, но активно участвующего в работе по учебной задаче, когда постоянная готовность ответить учителю сочетается с массой лишних движений, других видов деятельности, не связанных с уроком. Впрочем, специалист, работающий в рамках мониторинга может сам разработать свою собственную систему «скорописи», применение которой необходимо, иначе работа по регистрации данных каждые 5 минут по каждому учащемуся не представляется выполнимой.

№ слайда 16 Бланк регистрации результатов наблюдения поведенческих проявлений в режиме эргон
Описание слайда:

Бланк регистрации результатов наблюдения поведенческих проявлений в режиме эргономического мониторинга учащегося 1 А Б В класса в течение 20 \ 20 уч.года фамилия, имя_____________________________________________________________ Месяц Темп динамикипсихо-физическойактивности Увеличение длины периода восстановления ПроявлениятемпераментаПризнакидезадаптации Утомление Восстановление Повышение утомляемости Увеличение длины периода восстановления Х С Ф М Сент Окт Ноябрь Дек Янв Февр Март Апрель

№ слайда 17 Протокол динамического наблюдения
Описание слайда:

Протокол динамического наблюдения

№ слайда 18 Список используемой литературы .     Белкин А. С. и др. Основы педагогических те
Описание слайда:

Список используемой литературы .     Белкин А. С. и др. Основы педагогических технологий: (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. С.22. 2.     Полонский В. М.  Научно-педагогическая  информация: Словарь-справочник. М., 1995. С.256. 3.     ШишоевС.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. С.354. 4.     Ильенкова С. Д. и др.  Социальный менеджмент.   М., 1998. С.271. 5.     Вербицкая Н.О.,  Жаворонков В.Д. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы. Екатеринбург, 2000. С.42-43. 6.     Шерлок Т. Прошлое как политика: историческая наука и историческое образование в России в эпоху реформ и революций // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №2. С.48-57. 7.     Там же. 8.     Сахаров А.Н. Ни о каком кризисе отечественной исторической науки не может быть и речи // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №2. С. 2-11. 9.     См.: Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы /Интервью с Ж.-П. Титцем, секретарем Комитета по образованию Совета Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №6. С. 9-13. 10.       О педологических извращениях в системе наркомпросов (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.) // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917—1947 гг. М., 1947. Вып. 1. С. 190—191. 11.  Коротаева Е.В., Назарова Л.Д. Некоторые характеристики педагогического мониторинга. // Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. / Под ред. А.С. Белкина. Екатеринбург, 1999. С.19-20.

№ слайда 19 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Презентация:Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения
  • Школьному психологу
Описание:

Пояснение к реализации технологии «Эргономический мониторинг»

Ключевое составляющее понятия «эргономический»- соответствие требований нагрузки психофизиологическим возможностям субъекта труда(эргономика- раздел психологии труда и трудовой деятельности).

Мониторинг – оптимальный по достоверности и результативности метод диагностического контроля заданной критериальности.

Применительно к концептуальным разработкам здоровьесберегающей педагогики, эта технология, позволяет достоверно установить шкалу индивидуального ресурса учащегося относительно процессов утомления\восстановления работоспособности в рамках урока. Практическое  значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное во времени), структурированное (четко дифференцированная критериальность) диагностическое исследование, каковым является мониторинг позволяет не только определиться с проявлением и ранжированием во времени урока степени вовлеченности учащегося в работу по выполнению учебной задачи, с тем, чтобы в дальнейшем прогнозировать колебания его мотивационной и познавательной активности, но и, опираясь на данные банка диагностических данных, судить о формирующемся темпераменте и психотипе ребенка, т.е. о его индивидуальных особенностях, которые формируют ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД).

Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа процесса адаптации первоклассника.

А в дальнейшем, - установление возможностей индивидуальной нормы учебной выносливости учащегося.

Технология рекомендована к освоению школьным психологом, социальным педагогом, учителем (при условии, что специалист, проводящий исследование, не вовлечен в процесс проведения урока- например, при посещении урока коллеги).

Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного по диапазону критериальности; регистрация результатов наблюдения, анализ диагностических данных по принципу статистической достоверности.

Алгоритм реализации технологии:

  1. структурированное наблюдение во время урока за каждым учащимся циклично – скрининг данных каждые 5 минут;
  2. регистрация результатов наблюдения в протоколе регистрации (см. приложение 1)
  3. выявление и фиксация в протоколе признаков утомления и их топономику  (см. приложение 2)
  4. регистрация данных в индивидуальной карточке учащегося
  5. выход на класс 1 раз в месяц в течение учебного года
  6. общий анализ данных в конце учебного года
  7. оформление аналитического отчета с прогнозом психо-физиологического профиля учащегося (темперамент, психотип, ИСУД )
  8. разработка системы рекомендаций для педагога и классного руководителя основной школы по организации эффективного взаимодействия с учащимся 
Автор Степанова Марина Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 376
Номер материала 29572
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓