Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПрезентация:Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения

Презентация:Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения

Скачать материал
Скачать материал "Презентация:Эргономический мониторинг как форма психолого-педагогического сопровождения"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Эргономический мониторингкак форма психолого-педагогического сопровождения
в...

    1 слайд

    Эргономический мониторинг
    как форма психолого-педагогического сопровождения
    в условиях учреждения дополнительного образования
    и 1 класса
    общеобразовательной школы
    (технология организации работы)
    Разработана и аппробирована Степановой Мариной Павловной


  • Эргономиканаучная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в...

    2 слайд

    Эргономика
    научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности.

  • Мониторинг научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анал...

    3 слайд

    Мониторинг
    научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений(Ильенкова С. Д. и др.  Социальный менеджмент.   М., 1998.). 

  • Эргономический мониторинг пролонгированное («растянутое во времени») исследов...

    4 слайд

    Эргономический мониторинг
    пролонгированное («растянутое во времени») исследование методом структурированного наблюдения особенностей проявлений активности и работоспособности учащихся в условиях учебной деятельности.

  • Требования к мониторингу:Единство критериальности наблюдения
Единообразие усл...

    5 слайд

    Требования к мониторингу:
    Единство критериальности наблюдения
    Единообразие условий наблюдения
    Цикличность проведения «срезов»-наблюдений
    Структуризация результатов наблюдения по единству критериальности и формирование банка эмпирических данных
    Обязательная регистрация результатов наблюдения и последующий анализ эмпирических данных

  • Критериальность наблюдения:Основная характеристика деятельности, как процесса...

    6 слайд

    Критериальность наблюдения:
    Основная характеристика деятельности, как процесса – проявление активности
    Активность – совокупность динамичных (двигательных) и статичных проявлений деятельности учащегося в момент работы по выполнению учебной задачи (всех действий, как направленных на выполнение задачи, так и вне ее рамок)
    Активность может проявляться в движении, направленности внимания, его произвольности и т.п.
    Работоспособность – индивидуальная возможность пролонгированного выполнения целенаправленных действий по решению учебной задачи.

  • Обоснование актуальности и описание технологииКлючевое составляющее понятия...

    7 слайд

    Обоснование актуальности и описание технологии

    Ключевое составляющее понятия «эргономический»- соответствие требований нагрузки психофизиологическим возможностям субъекта труда (эргономика- раздел психологии труда и трудовой деятельности).
    Мониторинг – оптимальный по достоверности и результативности метод диагностического контроля в рамках заданной критериальности.
    Применительно к концептуальным разработкам здоровьесберегающей педагогики, эта технология, позволяет достоверно установить шкалу индивидуального ресурса учащегося относительно процессов утомления\восстановления работоспособности в рамках урока.

  • Практическое  значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяже...

    8 слайд

    Практическое значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное во времени), структурированное (четко дифференцированная функциональная критериальность) диагностическое исследование, каковым является мониторинг, позволяет не только определиться с проявлением и ранжированием во времени урока степени вовлеченности учащегося в работу по выполнению учебной задачи, с тем, чтобы в дальнейшем прогнозировать колебания его мотивационной и познавательной активности, но и, опираясь на данные банка диагностических данных, судить о формирующемся темпераменте и психотипе ребенка, т.е. о его индивидуальных особенностях, которые формируют ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД).

  • Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа пр...

    9 слайд

    Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа процесса адаптации первоклассника. А в дальнейшем, - установление возможностей индивидуальной нормы учебной выносливости учащегося.
    Технология рекомендована к освоению школьным психологом, социальным педагогом, учителем (при условии, что специалист, проводящий исследование, не вовлечен в процесс проведения урока- например, при посещении урока коллеги).

  • Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченно...

    10 слайд

    Методология:
    методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного по диапазону критериальности; регистрация результатов наблюдения, анализ диагностических данных по принципу статистической достоверности.

  • Алгоритм реализации технологии:структурированное наблюдение во время урока за...

    11 слайд

    Алгоритм реализации технологии:
    структурированное наблюдение во время урока за каждым учащимся циклично – скрининг данных каждые 5 минут;
    регистрация результатов наблюдения в протоколе регистрации (см. приложение 1)
    выявление и фиксация в протоколе признаков утомления и их топономику (проективное соответствие зонам телесно\эмоциональной координации.)
    регистрация данных в индивидуальной карточке учащегося
    выход на класс 1 раз в месяц в течение учебного года
    общий анализ данных в конце учебного года
    оформление аналитического отчета с прогнозом психофизиологического профиля учащегося (темперамент, психотип, ИСУД, как личностные и регулятивные ресурсы )
    разработка системы рекомендаций для педагога и классного руководителя основной школы по организации эффективного взаимодействия с учащимся

  • Анализ данных наблюдения:При нарастании утомления ребенок подсознательно при...

    12 слайд

    Анализ данных наблюдения:

    При нарастании утомления ребенок подсознательно применяет ряд приемов для разрядки возникшего напряжения. По их характеру и повторяемости можно судить об особенностях аффективно-волевой сферы («Топография симптома» К.Теппервайнен)

  • Анализ данных наблюдения:При нарастании утомления ребенок подсознательно при...

    13 слайд

    Анализ данных наблюдения:
    При нарастании утомления ребенок подсознательно применяет ряд приемов для разрядки возникшего напряжения. По их характеру и повторяемости можно судить об особенностях аффективно-волевой сферы («Топография симптома» К.Теппервайнен)

  • Признаки утомления и топономика аспекта эмоционально-аффективной сферы при ут...

    14 слайд

    Признаки утомления и топономика аспекта эмоционально-аффективной сферы при утомлении учащегося
    При регистрации проявления работоспособности учащегося, рекомендую применять принцип «стенографирования»-заменять значком-символом сочетание характерных проявлений. Рекомендации по стенографировании регистрации результатов:
    Треугольник – высокая степень активности, признаки агрессии, «лишние» движения, навязчивые действия (раскачивания, «ерзание» и пр. )
    Квадрат – оптимальное сочетание активного движения и соблюдения «позы школьника» и других требований школьной дисциплины;
    Круг – пассивное участие в учебной ситуации (руку не поднимает, но при вызове – отвечает, прислушивается и т.п.)
    Зигзаг – активность, направленная на игровые формы деятельности, посторонние занятия, общение и т.п.

  • Знак может иметь сочетанное значение – например, треугольник, вписанный в ква...

    15 слайд

    Знак может иметь сочетанное значение – например, треугольник, вписанный в квадрат, может означать шустрого беспокойного, но активно участвующего в работе по учебной задаче, когда постоянная готовность ответить учителю сочетается с массой лишних движений, других видов деятельности, не связанных с уроком.
    Впрочем, специалист, работающий в рамках мониторинга может сам разработать свою собственную систему «скорописи», применение которой необходимо, иначе работа по регистрации данных каждые 5 минут по каждому учащемуся не представляется выполнимой.

  • Бланк регистрации результатов наблюдения поведенческих проявленийв режиме э...

    16 слайд

    Бланк регистрации результатов
    наблюдения поведенческих проявлений
    в режиме эргономического мониторинга

    учащегося 1 А Б В класса в течение 20 \ 20 уч.года
    фамилия, имя_____________________________________________________________

  • Протокол динамического наблюдения

    17 слайд

    Протокол динамического наблюдения

  • Список используемой литературы.     Белкин А. С. и др. Основы педагогических...

    18 слайд

    Список используемой литературы
    .     Белкин А. С. и др. Основы педагогических технологий: (Краткий толковый словарь). Екатеринбург, 1995. С.22.
    2.     Полонский В. М.  Научно-педагогическая  информация: Словарь-справочник. М., 1995. С.256.
    3.     ШишоевС.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. С.354.
    4.     Ильенкова С. Д. и др.  Социальный менеджмент.   М., 1998. С.271.
    5.     Вербицкая Н.О.,  Жаворонков В.Д. Информационные технологии в мониторинге образовательного процесса средней и высшей школы. Екатеринбург, 2000. С.42-43.
    6.     Шерлок Т. Прошлое как политика: историческая наука и историческое образование в России в эпоху реформ и революций // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №2. С.48-57.
    7.     Там же.
    8.     Сахаров А.Н. Ни о каком кризисе отечественной исторической науки не может быть и речи // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №2. С. 2-11.
    9.     См.: Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы /Интервью с Ж.-П. Титцем, секретарем Комитета по образованию Совета Европы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №6. С. 9-13.
    10.       О педологических извращениях в системе наркомпросов (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.) // Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917—1947 гг. М., 1947. Вып. 1. С. 190—191.
    11.  Коротаева Е.В., Назарова Л.Д. Некоторые характеристики педагогического мониторинга. // Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. / Под ред. А.С. Белкина. Екатеринбург, 1999. С.19-20.

  • Спасибо за внимание!

    19 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснение к реализации технологии «Эргономический мониторинг»

Ключевое составляющее понятия «эргономический»- соответствие требований нагрузки психофизиологическим возможностям субъекта труда(эргономика- раздел психологии труда и трудовой деятельности).

Мониторинг – оптимальный по достоверности и результативности метод диагностического контроля заданной критериальности.

Применительно к концептуальным разработкам здоровьесберегающей педагогики, эта технология, позволяет достоверно установить шкалу индивидуального ресурса учащегося относительно процессов утомления\восстановления работоспособности в рамках урока. Практическое  значение этих результатов несомненно: пролонгированное (протяженное во времени), структурированное (четко дифференцированная критериальность) диагностическое исследование, каковым является мониторинг позволяет не только определиться с проявлением и ранжированием во времени урока степени вовлеченности учащегося в работу по выполнению учебной задачи, с тем, чтобы в дальнейшем прогнозировать колебания его мотивационной и познавательной активности, но и, опираясь на данные банка диагностических данных, судить о формирующемся темпераменте и психотипе ребенка, т.е. о его индивидуальных особенностях, которые формируют ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД).

Начало реализации мониторинга с 1 класса формирует банк данных для анализа процесса адаптации первоклассника.

А в дальнейшем, - установление возможностей индивидуальной нормы учебной выносливости учащегося.

Технология рекомендована к освоению школьным психологом, социальным педагогом, учителем (при условии, что специалист, проводящий исследование, не вовлечен в процесс проведения урока- например, при посещении урока коллеги).

Методология: методика структурированного наблюдения, цикличного и ограниченного по диапазону критериальности; регистрация результатов наблюдения, анализ диагностических данных по принципу статистической достоверности.

Алгоритм реализации технологии:

  1. структурированное наблюдение во время урока за каждым учащимся циклично – скрининг данных каждые 5 минут;
  2. регистрация результатов наблюдения в протоколе регистрации (см. приложение 1)
  3. выявление и фиксация в протоколе признаков утомления и их топономику  (см. приложение 2)
  4. регистрация данных в индивидуальной карточке учащегося
  5. выход на класс 1 раз в месяц в течение учебного года
  6. общий анализ данных в конце учебного года
  7. оформление аналитического отчета с прогнозом психо-физиологического профиля учащегося (темперамент, психотип, ИСУД )
  8. разработка системы рекомендаций для педагога и классного руководителя основной школы по организации эффективного взаимодействия с учащимся 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 368
    • PPTX 554.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Степанова Марина Павловна
    Степанова Марина Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6590
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы аддиктологии. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Курс повышения квалификации

Современные нейропсихологические технологии в обучении детей, в том числе с трудностями в обучении

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 615 человек

Курс повышения квалификации

Когнитивно-поведенческая терапия детей и подростков

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе