Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока
2 слайд
Правила для учителя
Цели формулируют уч-ся
Рефлексив
ное действие
Технология диалога
Степень активности уч-ся
Критерии самоконтроля
Репродуктив
ные и проблемные формы
Осмысление всеми уч-ся
Поощрение
Коммуникативные задачи
Атмосфера сотрудничества
3 слайд
1.Использование современных
образовательных технологий
Практические рекомендации
по построению урока
4 слайд
Ресурсы современного урока
Информационный
Мотивационный
Технологический
Коммуникативный
5 слайд
2.Использование приёмов индивидуально групповой и групповой формы обучения
Парная и групповая работа
Слушать других
Организация сотрудничества
Умение определять действия
6 слайд
Особенности организации групповой работы
урок
Совместная работа
Заинтересован
ность
Успех всей группы
Оценку или «награду» получает команда
Индивидуальная ответственность каждого ученика
Достижение общей цели
Самостоятельная работа каждого ученика
Равные возможности для каждого
7 слайд
7.Оценивание
результатов
выполненных
заданий
6.Выполнение
задания
индивидуально
4. Обсуждение
выполнения
задания
1.Объединение
в группы
3.Выполнение
задания
2. Выполнение
определённого
задания
Этапы организации работы в группе
5.Контроль
уровня
обученности
8 слайд
3. На уроке должно быть интересно
Созданием
проблемной
ситуации
«втягивание»
и
«отстранение»
Дискуссии
Тренинг
определений
Выбор и
замена
заданий
9 слайд
4.Технологическая карта урока
способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
обобщеннографическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
10 слайд
ТЕМА_______________________________________________________________
ЦЕЛЬ________________________________________________________________
ЗАДАЧИ Образовательные:________________________________
Развивающие:____________________________________
Воспитательные:________________________________
УУД ЛичностныеУУД: _______________________________
Регулятивные УУД:_______________________________
Коммуникативные УУД:__________________________
Познавательные УУД:___________________________
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные: Знать ________________
Уметь_______________
Личностные:____________________________________
Метапредметные:_______________________________
ПОНЯТИЯ___________________________________________________________
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ___________________________________________
РЕСУРСЫ____________________________________________________________
ФОРМЫ УРОКА______________________________________________________
ТЕХНОЛОГИЯ_______________________________________________________
ФИО
ПРЕДМЕТ КЛАСС
ТИП УРОКА
11 слайд
12 слайд
Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.
13 слайд
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
И.Н. Прохорова
учитель начальных классов
МБОУ Сычёвской СОШ №1
Педагогический совет
«Новая дидактика современного урока
в условиях реализации ФГОС»
«Основной этап урока».
Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока
Фундаментом современной организации учебного процесса, с точки зрения стандарта нового поколения, является многокомпонентный урок, а не традиционный (линейный» урок изучения нового материала или закрепления пройденного.
На втором этапе урока осуществляются процессы изучения нового материала, совершенствования УУД, обобщения и систематизации нового опыта.
Какими правилами должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС
1. Цели урока принимаются и формулируются учащимися.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. д.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по
правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию (иное мнение); обучает корректным формам выражения своей точки зрения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Подобных «правил», разработанных для современного урока, множество... Понятно, что требования к организации современного урока значительно выросли. С этим связано множество дискуссий, вопросов учителей: Как все успеть на уроке? Как заинтересовать всех участников урока? Как добиться результатов, названных метапредметными?
Практические рекомендации
по построению урока,
соответствующего стандарту нового поколения
Рекомендация 1
Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии. При использовании современных образовательных технологий учителю важно помнить и понимать дидактические основы этих стратегий, принципы на которых они основаны.
Так, например, к технологиям по «обучению мышлению», технологиям рефлексивного характера, могут быть отнесены следующие: технология проектирования, технология развития критического мышления, педагогические мастерские дебаты, проектные, исследовательские и дискуссионные, кейс-метод, технология портфолио, диалоговые технологии и др. Это технологии, применение которых в целом способствует формированию ведущей компетенции современного человека обеспечивающей овладение новыми компетенциями, или умения учиться,
Именно современные образовательные технологии рефлексивного характера (метапредметного характера в терминологии ФГОС) сегодня становятся важнейшим ресурсом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока:
• информационный ресурс, который включает в себя не только учебник и другие виды учебных книг, но и развитие информационной компетентности, как умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
• мотивационный ресурс как развитие способности к самоорганизации — умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы;
• технологический ресурс, как поле использования современного технологического инструментария;
• коммуникативный ресурс — возрастание роли личностного коммуникативного ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.
• Понимание результата обучения как компетентность в решении учебных и личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной деятельности, как способность к самообразованию — готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Рекомендация 2
Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой формы обучения.
Одной из важных характеристик урока, соответствующего требованиям ФГОС ООО, является его интерактивный характер, в процессе которого происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Советская и российская практика обучения в основном использовала фронтальные методы работы с классом, практика коммуникации часто ограничивалась «показательными» уроками и теорией групповой работы.
Сегодня мы рассматриваем коммуникативные УУД как:
• коммуникацию учащихся в парной и групповой работе;
• умение слушать других и отстаивать свою позицию;
• умение организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем;
• умение адекватно определить и назвать свои и чужие действия, эмоции, чувства и дать им оценку.
Организация групповой работы учащихся строится с учетом следующих принципов:
1. Взаимосвязь членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей и наличием:
— общей цели, которая должна быть осознана и принята каждым учащимся и которая должна быть достигнута в процессе совместной учебно-познавательной деятельности;
— источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или от источника информации, необходимого для решения поставленной общей задачи;
— личного результата каждого участника группы, эффективности его учебно-познавательной деятельности;
—распределения ролевых функций участников группы, учебного материала, предметов, инструментов, оборудования и т. д.;
— формы поощрения (оценка работы группы и индивидуальная).
2. Ключевая роль взаимодействия между членами группы, что предполагает целенаправленное формирование навыков взаимодействия между членами группы, а также обязательное обсуждение на уровне группы и класса технологий и проблем межличностного взаимодействия в процессе совместной работы.
Пример карты-памятки для учащихся по работе в группе представлен в приложении 1.
Особенности организации групповой работы на уроке:
— достижение общей для группы цели («групповая цель»);
— совместная работа всех членов группы над одной проблемой, темой, мини-проектом и т. д.;
— самостоятельная работа каждого участника группы во взаимодействии со всеми членами группы;
— групповая заинтересованность в том, чтобы каждый член группы усвоил необходимую учебную информацию и/или выполнил задание/мини-проект, что инициирует взаимопомощь всех участников группы;
— успех работы всей группы как результат успешной самостоятельной работы каждого члена группы;
— отдельные группы не соревнуются друг с другом, так как каждая группа выполняет свое задание/мини-проект или работает над определенной темой;
— оценку или «награду» (поощрение, знак отличия и т. д.) получает команда;
— индивидуальная ответственность каждого ученика, так как успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;
— равные возможности для каждого ученика в достижении успеха — каждый ученик приносит группе очки путем приращения (улучшения) собственных ранее достигнутых результатов.
Этапы организации работы в группе
1. Учащиеся, имеющие разный уровень обученности, объединяются в малые группы, не более 4-х человек.
2. Учитель объясняет новый материал, на этапе отработки и/ или закрепления предлагает каждой группе выполнить определенные задания (одинаковые или разные для всех групп) с использованием дополнительного материала (опоры) — понятия, наводящие вопросы, электронные образовательные ресурсы и т. д.
3. Ученики каждой группы выполняют:
— либо часть задания — каждый ученик выполняет только отдельный фрагмент задания;
— либо выполняют задания по «вертушке» — каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинает выполнение заданий любой ученик группы.
4. Каждый ученик объясняет вслух для всей группы либо выполненный фрагмент (часть) задания, либо выполненное задание («вертушка»).
Группа контролирует выполнение учеником части задания либо отдельного задания («вертушка»).
Учитель организует на уроке обсуждение выполнения заданий:
а) общее для всего класса, если все группы выполняли одно задание;
б) в группе, если каждая группа выполняла разные задания.
Во втором случае можно предложить обсуждение и презентацию каждой группы выполненных заданий для всего класса.
5. Учитель проводит контроль уровня обученности в форме теста, при этом тестовые задания формируются учителем дифференцированно для сильных и более слабых учеников.
6. Каждый ученик выполняет тестовое задание индивидуально (вне группы).
7. Учитель оценивает результаты выполненных каждым учеником тестовых заданий, суммирует баллы по результатам выполнения тестовых заданий учеников каждой группы (суммируются баллы в группе) и объявляет общие оценки, полученные каждой группой. Таким образом, соревнуются ученики не друг с другом, а каждый соревнуется сам с собой (то есть со своим ранее достигнутым результатом), стараясь выполнить свои задания.
Возможности учета индивидуального вклада учащихся в работу группы будет рассмотрен в разделе «Оценивание. Заключительный этап урока».
Рекомендация 3
На уроке должно быть интересно.
Познавательную мотивацию учащихся можно активно стимулировать с помощью проблемных, частично-поисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на уроках.
В качестве приемов, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся, используются следующие:
— создание проблемных ситуаций;
— «втягивание и отстранение»;
— тренинг определений;
— выбор и замена заданий;
— дискуссии («круглый стол», «дебаты», «сократические диалоги», «мозговой
штурм», дидактические игры — «заседание экспертной группы», «судебное заседание» и т. д.).
Одним из специфических приемов, актуальных для предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, является прием втягивания и отстранения». Прием основан на «втягивании» учащихся в саму литературную ткань произведения. К примеру, задание для учащихся — изложить события пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» с точки зрения ее героев: Чацкого, Софьи, ее отца, Молчалина. При этом в ходе изложения ученики должны не только показать знание текста произведения, но и объяснить причины поступков своих героев. Отстранение, в отличие от детализированного втягивания, опирается на умение посмотреть на проблему как бы издали, развернуть ее под другим углом зрения. Например: «Представьте себе, что вы — автор, и попробуйте объяснить, почему и для какой цели было написано это произведение. Что было бы, если бы по сюжету герой поступил по-другому? Как, по вашему мнению, этот поступок отразился бы на судьбах других героев? И т.д.» Учащихся, чья активность не выражена внешне, Тоже можно вовлечь в ролевые ситуации втягивания и отстранения. Школьникам предлагается написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица. Это может быть, например, дневник Христофора Колумба «Открытие Америки». Это может быть описание одного дня, прожитого мальчиком в Древнем Киеве.
Пример урока, способствующего развитию познавательной мотивации учащихся посредством игровой формы, представлен в приложении 2.
Рекомендация 4
Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В ней должен быть описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно. В технологической карте урока должны быть последовательно отражены все его этапы; результаты урока четко фиксируются и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению; четко координируются и соотносятся друг с другом действия всех субъектов (учителя и учащихся).
Четкость требований, предъявляемых к технологической карте, не отменяет вариативность их шаблонов.
Наиболее оптимальный краткий вариант технологической карты:
Этапы урока
Формируемые
результаты (предметные и метапредметные)
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
6 656 283 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Прохорова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.