Главная / Другое / Презентация выступления на педсовете на тему "Формирование и развитие творческих способностей обучающихся"

Презентация выступления на педсовете на тему "Формирование и развитие творческих способностей обучающихся"

Название документа Формирование и развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по математике.docx

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся во внеклассной работе по математике. (Учитель: Дульцева Л.П.) Мое выступление на педсовете. 28марта 2012г

Задача учителя – организовать процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки; уметь делать обобщения, творчески применять знания в новых ситуациях. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний. Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления: 1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии; 2) высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления, формированию и развитию творческих способностей учащихся. Выполнению этой задачи помогает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изученным материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников, а ее инструментами должны стать: Ø математические игры; Ø кружки; Ø олимпиады; Ø математические вечера ; Ø неделя математики; Ø различные занимательные задачи: задачи-головоломки, на соображение и догадку, нестандартные задачи и др. Остановлюсь подробнее на каждом из них. Игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за товарища по команде и т.д. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно, играючи. Лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок, на дидактические игры. Приобщение к творческой деятельности может проходить через математические бои, КВН, математическое лото, аукцион, брейн-ринги и т. д. Игра дает учителю возможность увидеть творческий потенциал ученика, раскрыть и развивать его творческие способности, игра создает условия для развития этих способностей. В своей педагогической деятельности я практикую проведение внеклассных мероприятий в форме игр, таких как брейн-ринг, «Слабое звено», « О, счастливчик!», «Звёздный час по математике» и др. Очень богатый материал по проведению таких игр можно подобрать в газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»). ПОКАЗАТЬ - Книга «Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах».

Кружок. На занятиях кружка учащиеся учатся решать задачи (задачи-головоломки, на сообразительность и догадку, олимпиадные, практические, нестандартные задачи и др.). Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизации их самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагая учащимся занимательные задачи, учитель формирует у них способность выполнять анализ сравнений, обобщений, установление связей, умозаключений и одновременно развивают особый вид творчества - смекалку. На занятиях кружка дети более раскованы, лучше фантазируют.

Олимпиада. Ежегодное проведение олимпиад позволяет проявить свои творческие математические способности у ребят, увлеченных математикой. Учителю при подготовке к олимпиаде приходится много работать: разнообразие методов решения, изучение дополнительного материала и т.д. Иногда учащиеся разрабатывают методы сами и знакомят остальных. Материал для подготовки учащихся к олимпиадам беру из журнала « Математика в школе», газете «Математика» (приложение к газете «1 СЕНТЯБРЯ»), книг. В связи с информатизацией учебного процесса при подготовке к олимпиадам предлагаю ребятам имеющим дома компьютер компьютерные диски . Сказать о компьютерных логических играх, они позволяют выявить учащихся, с математическим складом мышления.

Математическая неделя. В последние годы во многих школах традиционно проходит Неделя математики. О начале Недели математики возвещает выпуск газеты, в котором указывается план проведения Недели. В последующие дни в классах проходят различные конкурсы, КВН, математические игры, турниры смекалистых и т.д. Завершается Неделя математики школьной математической олимпиадой, в которой могут принять участие все желающие. ПРИВЕСТИ ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ В НАШЕЙ ШКОЛЕ. (Помимо того, что в классе у меня оформлен сменный стенд « Прояви смекалку», во время проведения Недели я ежедневно на магнитной доске вывешиваю занимательные, логические задачи, ребусы. Иногда использую шуточные приемы: вы войдете или выйдете из класса ответив на мои вопросы (вопросы на мышление). В этом году ребятам было дано творческое задание – выпуск математической газеты, позволившей ребятам узнать для себя новые факты, потому что для подборки материала необходимо было перелистать немало математической литературы, выступить в роли редакторов, показать свои способности. В ходе проведения недели учащиеся сами приносят интересные занимательные задачи найденные ими самостоятельно в различных книгах. Выполняют творческие задания по различным темам геометрии: координатная плоскость, осевая и центральная симметрия, поворот; сочиняют «научные сказки» ( О четырехугольниках). В рамках проведения недели учащиеся готовят доклады об истории математики, великих ученых. С введением в школах профильного обучения у учащихся появилась возможность расширить и углубить свои знания через посещение элективных курсов. В заключении хочу сказать: если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.

Название документа формирование и развитие творческих способностей обучающихся.ppt

Учитель математики Дульцева Л.П. МБОУ СОШ № 29 г. Курска
Формирование компетентностей продуктивной творческой деятельности.
«Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так...
Убеждена, все дети без исключения — талантливы Пробудить заложенное в каждом...
1.Благоприятная атмосфера в классе. 2. Доброжелательность со стороны учителя,...
ДИАПАЗОН ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ НЕОБЫЧАЙНО ШИРОК ПО СЛОЖНОСТИ. ПРИ РЕШЕНИ...
ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ФОНЕ О...
Чем младше учащийся, тем больше места на уроках должна занимать игра. Целесоо...
Головоломки
Темы математических сочинений в 5-6 классах 1. Как дроби помогают человеку 2....
 Аксентов Андрей, 11 В класс
Иванов Дмитрий, 11В класс
Математика моя, Как же я люблю тебя! Числа я готов считать, Лишь поставили бы...
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику...
Учение без творчества – это мучение. Проникнув в одну из великих тайн природ...
Когда, друзья, грустить наскучит И жажда нового придёт Наверно, нет идеи лучш...
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Учитель математики Дульцева Л.П. МБОУ СОШ № 29 г. Курска
Описание слайда:

Учитель математики Дульцева Л.П. МБОУ СОШ № 29 г. Курска

№ слайда 2 Формирование компетентностей продуктивной творческой деятельности.
Описание слайда:

Формирование компетентностей продуктивной творческой деятельности.

№ слайда 3 «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, ч
Описание слайда:

«Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой»

№ слайда 4 Убеждена, все дети без исключения — талантливы Пробудить заложенное в каждом ре
Описание слайда:

Убеждена, все дети без исключения — талантливы Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких. Период обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.

№ слайда 5 1.Благоприятная атмосфера в классе. 2. Доброжелательность со стороны учителя, ег
Описание слайда:

1.Благоприятная атмосфера в классе. 2. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка. 3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности. 4. Поощрение высказывания оригинальных идей. 5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

№ слайда 6 ДИАПАЗОН ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ НЕОБЫЧАЙНО ШИРОК ПО СЛОЖНОСТИ. ПРИ РЕШЕНИИ П
Описание слайда:

ДИАПАЗОН ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ НЕОБЫЧАЙНО ШИРОК ПО СЛОЖНОСТИ. ПРИ РЕШЕНИИ ПРОИСХОДИТ АКТ ТВОРЧЕСТВА, НАХОДИТСЯ НОВЫЙ ПУТЬ ИЛИ СОЗДАЕТСЯ НЕЧТО НОВОЕ. ВОТ ЗДЕСЬ-ТО И ТРЕБУЮТСЯ ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА УМА, ТАКИЕ КАК НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СОПОСТАВЛЯТЬ, КОМБИНИРОВАТЬ И Т.Д. - ВСЕ ТО, ЧТО В СОВОКУПНОСТИ И СОСТАВЛЯЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.

№ слайда 7 ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ФОНЕ ОТСУ
Описание слайда:

ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ФОНЕ ОТСУТСТВИЯ СТЕРЕОТИПОВ, ГДЕ ТОЧКОЙ ОТСЧЕТА ЯВЛЯЕТСЯ НОРМА, И ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ НЕЕ, ТЕМ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА ВЫШЕ.

№ слайда 8 Чем младше учащийся, тем больше места на уроках должна занимать игра. Целесообра
Описание слайда:

Чем младше учащийся, тем больше места на уроках должна занимать игра. Целесообразно, чтобы игра являлась обязательной структурной единицей урока. ПОЧЕМУ? Игра- это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Играя, дети всегда лучше запоминают материал. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить за это отрицательной отметки, не боятся сделать что-то «не как обычно». Для многих игра является средством «психологической реабилитации».

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Головоломки
Описание слайда:

Головоломки

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Темы математических сочинений в 5-6 классах 1. Как дроби помогают человеку 2. Пр
Описание слайда:

Темы математических сочинений в 5-6 классах 1. Как дроби помогают человеку 2. Простые числа 3. Мир треугольников 4. Симметричные фигуры 5. Прямоугольники различного вида 6. Как я подружился с модулем 7. Мои любимые задачи

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17  Аксентов Андрей, 11 В класс
Описание слайда:

Аксентов Андрей, 11 В класс

№ слайда 18 Иванов Дмитрий, 11В класс
Описание слайда:

Иванов Дмитрий, 11В класс

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Математика моя, Как же я люблю тебя! Числа я готов считать, Лишь поставили бы ПЯ
Описание слайда:

Математика моя, Как же я люблю тебя! Числа я готов считать, Лишь поставили бы ПЯТЬ!

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Т
Описание слайда:

Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может любить математику, Посвящается наша газета! «МАТЕМАТИКА В СТИХАХ» Площади многоугольников Друзья мои, легко найти S параллелограмма: Вы помножьте а на b И на синус гамма. (S=absinɣ) S трапеции ты знаешь. Посчитай, я подожду. Полусумму оснований Ты умножь на высоту. (S = (а+b/2)h) Площадь треугольника Знать, конечно, надо: Мы умножим а на аш И разделим на два. «Ребусы в картинках» «Это интересно!!!» В книге “Китайский философский и математический транграм” (1817 г.) слово “Танграм” — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка - головоломка. «Вести с кафедры» 5 декабря состоялся математический турнир «Своя игра» среди обучающихся 7-х классов. Поздравляем с победой 7Б класс. И спасибо всем участникам турнира. 19 декабря среди школьников 8-х классов состоялся «Интеллектуальный турнир». ПОЗДРАВЛЯЕМ команду-победителя- учеников 8А класса.

№ слайда 23 Учение без творчества – это мучение. Проникнув в одну из великих тайн природы –
Описание слайда:

Учение без творчества – это мучение. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… ТАЛАНТЫ.

№ слайда 24 Когда, друзья, грустить наскучит И жажда нового придёт Наверно, нет идеи лучше,
Описание слайда:

Когда, друзья, грустить наскучит И жажда нового придёт Наверно, нет идеи лучше, Чем всем отправиться в полёт! В полёт идей, воображенья, В полёт фантазий и мечты! Так разве так непостижимо Тепло прекрасной той звезды?! Спешите к нам и будет легче Нам вместе в мир великий тот Лететь! Там правит вдохновенье И мысль, зовущая вперёд!

№ слайда 25
Описание слайда:

Презентация выступления на педсовете на тему "Формирование и развитие творческих способностей обучающихся"
  • Другое
Описание:

Задача учителя – организовать процесс таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки; уметь делать обобщения, творчески применять знания в новых ситуациях. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться её творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний. Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления: 1) высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии; 2) высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей; 3) высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления, формированию и развитию творческих способностей учащихся. Выполнению этой задачи помогает внеклассная работа по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изученным материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников, а ее инструментами должны стать: Ø математические игры; Ø кружки; Ø олимпиады; Ø математические вечера ; Ø неделя математики; Ø различные занимательные задачи: задачи-головоломки, на соображение и догадку, нестандартные задачи и др. Остановлюсь подробнее на каждом из них. Игры. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за товарища по команде и т.д.

Автор Дульцева Любовь Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1204
Номер материала 35215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓