Открытое мероприятие в 6 классе
Роскошь человеческого общения
Цели
1.
воспитательные: создать благоприятные условия для формирования у учащихся таких
качеств, как доброжелательность, уважительное отношение к другому,
ответственность и потребность в самосовершенствовании, способствовать усвоению
учащимися норм общения,
2.
развивающая:
развитие навыков совместной работы, чувства коллективизма; развитию кругозора.
Ход
- Погружение в проблему. ( Рассказ о классификации Э.Бёрна) 9-00
мин.
Учитель.
Что можно определить в человеке даже при
достаточно недолгом наблюдении за ним? Это отношение к жизни, то, что раньше
называли жизненной позицией. Эта позиция возникает в глубоком детстве и у
большинства людей сохраняется вплоть до глубокой старости. Эта позиция
проявляется в отношении к себе, к окружающим, к своей деятельности и
деятельности других людей, к погоде, политике, стране, семье, детям, к собакам
и кошкам, и т.п. какие бывают жизненные позиции? Эрик Бёрн ввёл в психологию
понятие «принцы» и «лягушки».
Мы все читаем книги, смотрим телевизор,
общаемся с большим количеством людей (или, по крайней мере, о них слышали),
которых называют «везунчиками» и говорят, что они «родились в рубашке».
(раздаёт бейджики)
Им всегда везёт, обстоятельства всегда
складываются благоприятно для них, плохие люди вдруг на время забывают о
своей «нехорошести» и помогают им. Они никогда не жалуются на
нехватку денег, им всегда «хватает». Они всегда выглядят весёлыми и беззаботными.
Таких людей будем называть «принцами» и «принцессами».
Все мы также встречали людей, которым в этой
жизни не везёт – большей частью и ли всегда. Мир воюет против них.
Подобные люди пребывают в вечном раздражении, всё не по ним, всех они
не любят, все вокруг такие противные. Этих неудачников
будем называть «лягушками». (раздаёт бейджики)
Принцевость и лягушачесть – самые яркие,
бросающиеся в глаза характеристики людей.
Принцы не считают себя лучше или хуже других.
И другие люди не лучше и не хуже их – они просто другие. Принцы самостоятельны.
Принцы думают, как лучше использовать собственные достоинства для достижения
своих целей. Принцы умеют радоваться и наслаждаться всем.
Большая часть лягушек жалуется всю жизнь на
всё, что угодно. Лягушкам всегда кто-то или что-то мешает жить, препятствует её
счастью. Лягушки «убивают время», ожидая будущее или вспоминая прошлое.
Лягушку раздражает, что мир живёт не по её
правилам, и она стремится мир переделать. Лягушки чрезмерно зависят от мнения
других людей.
Как же люди выбирают лягушачью позицию? Самое
интересное, что её не выбирают, а в неё попадают. Никто не спрашивает желания.
Все люди вырастают лягушками, без исключения. Лягушками вырастают, а
принцами становятся.
-Хотели бы вы
узнать, как стать принцем?
Ответ и прост, и
сложен.
2. Чтение
высказываний темы, эпиграфа.
Чтобы кем-то стать,
нужно тренироваться. Хочешь играть на скрипке – тренируйся, хочешь быть
изхвестным футболистом – тренируйся играть в футбол. А в нашем случае что
делать? Для чего собрались?
9 Ч 02 МИН.
-Что такое общение?
- Роскошь? (Излишество, приносящее
наслаждение.)
3.
Умение общаться – важнее таланта. Но вы же не
полные неумёхи. Многое вам известно. Давайте для себя составим или повторим
«золотые правила общения» (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)
9 Ч. 6 мин.
-Чтобы составить правила , отгадаем загадки, ребусы, намёки, которые я
буду делать.
Делать
человеку приятное – угощать.
4.Подумайте, почему
человеку даны два уха, два глаза и только один язык?
Уметь слушать
и слышать
4.
Мультфильм. 9
ч. 12 мин.
Вежливые
слова.
Доброе выражение лица.
Объясните:
«Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они
строят стены».
Психолог. Мы уже обсуждали на занятиях, как
важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно
бывает фиксировать свое состояние.
Возведём стену. Игра
«Разожми кулак»
9 ч. 14
мин.
Психолог. Построим мосты. Разбейтесь на
пары. Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять
боль). Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждаются несиловые методы, которые
применялись: уговоры, просьбы, хитрость.
5. Упражнение «Я рад общаться с тобой»
9 ч 16 мин.
Учитель. Сейчас выполните такое задание:
протяните рядом стоящему руку со словами:
«Я рад с тобой сегодня общаться, Катюша», а
тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
Так «по цепочке» все берутся за руки и
образуют круг.
Высказывание Э. Фромма: «Человек — это тот,
кто постоянно решает проблему жизни».
Принцы потому
принцами являются, что они умеют решать проблемные ситуации, а не создавать
их, т.е. вместо того, чтобы решать, кто в чём был неправ, потратить это время
на создание чего-либо хорошего.
Поучимся решать проблемы?
6.Диспут.
9 ч 18 мин.
Психолог. Послушайте пример проблемной
ситуации.
Двое братьев попали в скверную историю —
одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если
они не вернут деньги.
Каждый из братьев решил проблему по-своему.
Один — одолжил деньги у очень доброго
пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери
(хотя она была здорова).
Другой — влез в чужую машину, украл
магнитофон и продал его.
Так братья решили свою проблему и раздобыли
деньги.
Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою
проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения подобной
проблемы?
Все предложения учащихся записываются на
доске.
Психолог. Подумайте, что лучше: ВОРОВСТВО или
ОБМАН?
Психолог подводит итог обсуждения — решение
проблемы не должно приводить к появлению новых проблем.
7. Игра-тренировка «Диалог со своим
мозгом» 9 ч. 28 мин.
Учащиеся записывают в тетрадях
В игре участвуют 5 человек (все вместе они
составляют «мозг»):
— тот, кто называет проблему;
— тот, кто предупреждает, что будет сейчас;
— тот, кто предупреждает, что будет через
неделю;
— тот, кто предупреждает, что будет через
месяц;
— тот, кто предупреждает, что будет в конце
жизни.
Называется проблема, например: «Я хочу ОБМАНУТЬ
КОГО-ТО».
Мозг отвечает:
«Если ты подаришь цветы, то сейчас...»
«Если ты подаришь цветы, то через неделю...»
«Если ты подаришь цветы, то через месяц...»
«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни...»
Игра повторяется с другими участниками и с
другими проблемами (я хочу начать курить, я нашел кошелек, я им отомщу и т.д.).
После обсуждения проблемы нужно либо
отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.
Схема решения проблемы
Психолог. После этой игры и наших рассуждений
можно выделить следующие этапы решения проблемы:
— постановка проблемы;
— обдумывание, что будет после принятия того
или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни);
— выбор приемлемого варианта;
— применение выбранного варианта.
Проблема:
— Я ХОЧУ ОБВОРОВАТЬ КОГО-ТО.
— Я никогда не делаю домашнего задания.
— Я хочу отомстить за обиды.
Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку
– пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
8. Физкультминутка
9
ч 30 мин.
- Скажите, а принцы и принцессы заботятся
только о своей судьбе или и о судьбе окружающих людей?
- Давайте, делая физкультминутку , подумаем
ещё об 1 правиле, кот. Нужно соблюдать.
Психолог. Изображая начало нескольких
предложений, а дома закончите их:
Я словно птица, когда...
Я превращаюсь в тигра, когда...
Я словно муравей, когда...
Я — прекрасный цветок, если...
Делай добро!!!
-То, что нужно
делать добро, мы знаем, но нам не всегда хватает на это характера.
А чтобы добрые качества победили злые, что
нужно делать? Избавиться от плохих качеств.
ИГРА
Игра «Ярмарка достоинств» (листочки и фломастеры)
Участники игры получают листы с надписями
ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ.
Ведущий предлагает каждому на одном листе,
под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы
избавиться, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые
хотелось бы приобрести. (пока играет музыка)
9 ч 32 мин.
Затем листы прикрепляются на груди участников
игры, и они становятся посетителями «ярмарки». Они ходят и предлагают друг
другу что-либо купить или что-либо продать.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не
обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
Затем проводится обсуждение:
Что удалось купить?
Что удалось продать?
Что было легче купить или продать? Почему?
Какие качества продавались?
Какие качества хотели купить многие? Почему?
9 ч 36 мин.
Как правило, большинство ребят хотели бы
избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие
учащиеся, которые продавали свои достоинства.
После обсуждения ведущий подводит ребят к
выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, — это
проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.
Затем психолог предлагает записать в тетрадях
вывод:
Достойный
человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О.
Ключевский).
Не надо бояться
признавать свои недостатки. А КТО НАМПОМОЖЕТ В ЭТОМ?
ВЫСКАЗЫВАНИЕ
-я вам сегодня
помогла становиться принцами и принцессами? Что вы узнали?
10. Вывод. ( у
доски, где опорные сигналы)
9 Ч 40 мин.
Что нужно, чтобы ты не остался «лягушкой»,
а стал «принцем» или «принцессой»
Стремиться понимать друг друга.
Владеть своими эмоциями.
Принимать чужое мнение.
Считаться с правами других.
Не пытаться во всем доминировать.
Уметь слушать других.
Не обижать друг друга.
Самое главное качество какое?
9 ч 42 мин.
«Истинная вежливость заключается в
благожелательном отношении к людям».
Песня «Доброта» +презентация 3 мин.
Список слов
Симпатичный, слабый, приятный, грубый,
справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный,
хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший,
здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий,
нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.