Главная / Биология / Презентация «Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки»

Презентация «Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки»

Название документа Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки.pptx

ВКЛАД ГОРОХА И МУХИ ДРОЗОФИЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕТИКИ КАК НАУКИ Автор презента...
Часть I ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
1900 Корренс Карл Эрих, Эрих фон Чермак-Зейзенегг, Хуго Де Фриз Корренс Карл ...
Грегор Иоганн Мендель 1822–1884 священник, учитель естественных наук
Статья «Эксперименты с гибридами растений» («Опыты над растительными гибридам...
Закономерности наследственности, обнаруженные Грегором Менделем (менделевская...
Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить ...
Статистический анализ наблюдений За 8 лет Мендель записал результаты опытов б...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Pisum sativum
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Каждая особь гороха даёт многочисленное пото...
2. Относительно быстрая смена поколений Горох — наиболее скороспелая зерновая...
3. Горох – самоопыляющееся растение Можно легко контролировать процесс опылен...
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Например, гладкие или м...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются одно...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются одно...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются одно...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются одно...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются одно...
ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются одно...
Различные виды ястребинки 1 – фасоль (три вида), 2 – кукуруза, 3 – левкой (д...
Шарль Виктор Ноден 1815–1899 французский ботаник
1. Гибридологический метод был дополнен статистическим анализом 3. Прослежива...
Часть II ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Томас Хант Морган (1866-1945), американский генетик, лауреат Нобелевской прем...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Drosophila melanogaster
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Быстрая смена поколений П...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Высокая плодовитость На в...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 3. Неприхотливость в содержа...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Небольшое количество хром...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многоо...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многоо...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многоо...
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 6. Хорошо изученный генетиче...
Короткий жизненный цикл Высокая плодовитость Хорошо различимые и однозначно т...
В презентации использованы: снимки микропрепаратов, сделанные в программе Sc...
1 из 35

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ВКЛАД ГОРОХА И МУХИ ДРОЗОФИЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕТИКИ КАК НАУКИ Автор презентации
Описание слайда:

ВКЛАД ГОРОХА И МУХИ ДРОЗОФИЛЫ В СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕТИКИ КАК НАУКИ Автор презентации: Безсонов В.В., учитель биологии и химии , ГКОУ МО ВСОШ № 23, п. Ревда Ловозерского района Мурманской области

№ слайда 2 Часть I ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Описание слайда:

Часть I ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

№ слайда 3 1900 Корренс Карл Эрих, Эрих фон Чермак-Зейзенегг, Хуго Де Фриз Корренс Карл Эри
Описание слайда:

1900 Корренс Карл Эрих, Эрих фон Чермак-Зейзенегг, Хуго Де Фриз Корренс Карл Эрих 1864— 1933 немецкий ботаник Эрих фон Чермак-Зейзенегг 1871 – 1962 австрийский генетик Хуго Де Фриз 1848—1935 голландский ботаник, генетик

№ слайда 4 Грегор Иоганн Мендель 1822–1884 священник, учитель естественных наук
Описание слайда:

Грегор Иоганн Мендель 1822–1884 священник, учитель естественных наук

№ слайда 5 Статья «Эксперименты с гибридами растений» («Опыты над растительными гибридами»)
Описание слайда:

Статья «Эксперименты с гибридами растений» («Опыты над растительными гибридами»), Протоколы Брюннского естественноисторического общества, 1866 г

№ слайда 6 Закономерности наследственности, обнаруженные Грегором Менделем (менделевская ге
Описание слайда:

Закономерности наследственности, обнаруженные Грегором Менделем (менделевская генетика) 1. «Закон единообразия гибридов первого поколения»: при скрещивании «чистых линий» гибридные растения первого поколения одинаковы и проявляют признак одного из родителей. 2. «Закон расщепления признаков у гибридов второго поколения»: среди гибридов второго поколения появляются растения как с доминантными, так и с рецессивными признаками в соотношении 3:1. 3. «Закон независимого наследования признаков»: два признака в потомстве ведут себя независимо и во втором поколении встречаются во всех возможных сочетаниях. Гипотеза чистоты гамет: при образовании гибридов наследственные факторы* не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде. Выдвинута с целью объяснить обнаруженные закономерности *предполагаемые наследственные факторы впоследствии были названы генами При моногибридном скрещивании обнаруживаются 1 и 2 закономерности, при дигибридном 1-3

№ слайда 7 Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить тол
Описание слайда:

Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только через несколько десятков лет?

№ слайда 8 Статистический анализ наблюдений За 8 лет Мендель записал результаты опытов боле
Описание слайда:

Статистический анализ наблюдений За 8 лет Мендель записал результаты опытов более чем над 21 000 отдельных растений + Использовался многими учёными для изучения наследственности Гибридологический метод (скрещивание особей) МЕТОДЫ РАБОТЫ МЕНДЕЛЯ

№ слайда 9 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Pisum sativum
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Pisum sativum

№ слайда 10 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Каждая особь гороха даёт многочисленное потомст
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Каждая особь гороха даёт многочисленное потомство

№ слайда 11 2. Относительно быстрая смена поколений Горох — наиболее скороспелая зерновая бо
Описание слайда:

2. Относительно быстрая смена поколений Горох — наиболее скороспелая зерновая бобовая культура. Период вегетации колеблется от 65 до 140 дней в зависимости от сорта и почвенно-климатических условий ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

№ слайда 12 3. Горох – самоопыляющееся растение Можно легко контролировать процесс опыления
Описание слайда:

3. Горох – самоопыляющееся растение Можно легко контролировать процесс опыления и поддерживать «чистые линии» ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

№ слайда 13 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Например, гладкие или морщ
Описание слайда:

4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Например, гладкие или морщинистые семена (1), жёлтые или зелёные семена (2) ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

№ слайда 14 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозна
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно

№ слайда 15 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозна
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно

№ слайда 16 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозна
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Красный или белый венчик

№ слайда 17 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозна
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Высокий или низкий рост

№ слайда 18 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозна
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Зелёная или жёлтая окраска бобов Зелёная или жёлтая окраска бобов

№ слайда 19 ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозна
Описание слайда:

ГОРОХ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно Бобы с перетяжками или без перетяжек Бобы с перетяжками или без перетяжек

№ слайда 20 Различные виды ястребинки 1 – фасоль (три вида), 2 – кукуруза, 3 – левкой (два
Описание слайда:

Различные виды ястребинки 1 – фасоль (три вида), 2 – кукуруза, 3 – левкой (два вида), 4 – ночная красавица ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ

№ слайда 21 Шарль Виктор Ноден 1815–1899 французский ботаник
Описание слайда:

Шарль Виктор Ноден 1815–1899 французский ботаник

№ слайда 22 1. Гибридологический метод был дополнен статистическим анализом 3. Прослеживалос
Описание слайда:

1. Гибридологический метод был дополнен статистическим анализом 3. Прослеживалось одновременно наследование небольшого числа признаков 2. В качестве объекта исследования использовано самоопыляемое растение с рядом других благоприятствующих изучению наследования особенностей. Для получения исходного материала, «чистых линий», проводилось искусственное опыление Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только через несколько десятков лет?

№ слайда 23 Часть II ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Описание слайда:

Часть II ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

№ слайда 24 Томас Хант Морган (1866-1945), американский генетик, лауреат Нобелевской премии
Описание слайда:

Томас Хант Морган (1866-1945), американский генетик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности» 1911

№ слайда 25 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Drosophila melanogaster
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Drosophila melanogaster

№ слайда 26 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Быстрая смена поколений Пери
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Быстрая смена поколений Период развития от яйца до половозрелой особи составляет 10 суток, а продолжительность жизни в среднем 2 месяца II. ЛИЧИНКА III. КУКОЛКА I. ЯЙЦО IV. ВЗРОСЛАЯ ОСОБЬ

№ слайда 27 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Высокая плодовитость На втор
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Высокая плодовитость На вторые сутки после вылупления становится половозрелой, от одной пары мух 50-200 потомков. Быстрая смена поколений и плодовитость позволяют чаще наблюдать возникновение мутаций

№ слайда 28 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 3. Неприхотливость в содержании
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 3. Неприхотливость в содержании, дешевизна разведения Рецепт питательной среды (100 пробирок): пекарские дрожжи – 75 г, сахарный песок – 25 г, манная крупа – 25 г, вода – 700 мл, агар – 9 г

№ слайда 29 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Небольшое количество хромосо
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 4. Небольшое количество хромосом в кариотипе, гигантские хромосомы в слюнных железах личинок 2n = 8 Женский кариотип Мужской кариотип

№ слайда 30 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многообра
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многообразные мутации (пример 1) Мутации окраски и формы глаз: нормальная форма — 1 — тускло-красные глаза; мутантные формы — 2 — «розовые глаза», 3 — «белые глаза», 4 — «уменьшенные, плосковидные»

№ слайда 31 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многообра
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многообразные мутации (пример 2)

№ слайда 32 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многообра
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 5. Хорошо фиксируемые многообразные мутации (пример 3) Нормальные крылья Мутантная форма «недоразвитые крылья»

№ слайда 33 ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 6. Хорошо изученный генетически
Описание слайда:

ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 6. Хорошо изученный генетический материал (в настоящее время) Изучение наследственности дрозофилы в условиях невесомости

№ слайда 34 Короткий жизненный цикл Высокая плодовитость Хорошо различимые и однозначно трак
Описание слайда:

Короткий жизненный цикл Высокая плодовитость Хорошо различимые и однозначно трактуемые признаки Большое количество хромосом Крупные размеры Перекрёстноопыляемость Широкая экологическая пластичность Повсеместное распространение 3. 5. 6. 4. 7. 2. 1. 8. Интерактивное контрольное задание Какие признаки делают объект удобным для генетических исследований?

№ слайда 35 В презентации использованы: снимки микропрепаратов, сделанные в программе Scope
Описание слайда:

В презентации использованы: снимки микропрепаратов, сделанные в программе ScopePhoto; фотографии, найденные в поисковой системе Yandex (на момент скачивания не имелось никаких ссылок на их правообладателей, часть фотографий изменена)

Название документа Рекомендации.docx


Государственное казенное образовательное

учреждение Мурманской области

"Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 23"



Презентация

«Вклад гороха и мухи дрозофилы

в становление генетики как науки»









Безсонов Валерий Викторович,

учитель биологии и химии

BezsonovW@yandex.ru




Описание разработки

Презентация предназначена для использования на уроках биологии при изучении основ генетики учащимися II-III ступеней.

В работе раскрывается суть гибридологического метода, перечисляются критерии, предъявляемые к объектам генетических исследований.

Презентация содержит интерактивное контрольное задание.



Краткие рекомендации к использованию

Данный ресурс является презентацией и может быть использован на уроках биологии по темам «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики» (часть 1) и «Хромосомная теория наследственности» (часть 2).

Презентация рассказывает о причине «любви» генетиков к гороху (часть 1) и мухе дрозофиле (часть 2). На примере этих объектов раскрывается значение гибридологического метода в становлении и развитии генетики как науки.

Пояснения по изложению учебного материала и методические указания по использованию презентации содержит следующая таблица:

Номер слайда

Комментарии и рекомендации

1

2

1

Название презентации имеет юмористический оттенок, но именно в такой формулировке оно отражает основное её содержание

2

Первая часть презентации посвящена гороху

3-4

Тысяча девятисотый год принято считать годом рождения генетики как науки. В этот год трое учёных независимо друг от друга переоткрыли наследственные закономерности, ранее обнаруженные австрийским естествоиспытателем Грегором Менделем

5

Конспект с результатами исследований Менделя был опубликован в 1866 году в одном из томов брюннского Общества естествоиспытателей. Он поступил во многие университетские библиотеки. Благодаря этому приоритет в открытии остался за Менделем. А в учебной литературе выявленные им закономерности получили его имя

6

На слайде открытые Г. Менделем закономерности перечислены с ознакомительной целью и без использования генетических терминов. Это связано с тем, что гибридологический метод рассматривается, как правило, в самом начале изучения основ генетики.

Менделем было описано несколько закономерностей. Для объяснения одной из них он выдвинул предположение о дискретном характере наследования. Это предположение оказалось правильным, впоследствии ему было дано цитологическое обоснование

7

Выводы, сделанные Грегором Менделем, смогли подтвердить только через несколько десятков лет. Закономерен вопрос: по каким причинам Мендель так значительно опередил других исследователей?

8

Во второй половине XIX века гибридологический метод (скрещивание с целью получения новых особей – гибридов) был весьма популярен среди исследователей. Имея определённый багаж знаний по математике и опыт в её преподавании, Мендель дополнил этот метод другим – статистическим анализом. Это позволило ему выявить характер соотношения качественных изменений, а не просто описать их, и в итоге сформулировать первые наследственные закономерности. Это первая причина

9

Вторая причина – это удачный выбор объекта исследований. Им явился горох, широко распространённая неприхотливая огородная культура



1

2

10-11

У гороха относительно быстрая смена поколений и высокая плодовитость. Эти особенности позволяют в кратчайшие сроки получить статистически достоверный результат

12

Горох является самоопыляемым растением (в жаркое и сухое лето возможно перекрёстное опыление). Цветки у него крупные, поэтому получить так называемые «чистые линии» (сорта с определённым набором устойчивых признаков в ряду поколений), которые Мендель использовал как исходный материал при изучении наследственности, технически не составляло труда. Достигалось это путём искусственного опыления

13-19

Наблюдаемые у гороха признаки парны и трактуются однозначно

20

Грегор Мендель изучал наследственность, используя и другие объекты. На зелёном фоне показаны растения, при изучении наследственности которых прослеживаются такие же закономерности, как у гороха. На красном фоне различные виды ястребинки. Аналогичных закономерностей для данного растения установлено не было. Ястребинка – перекрёстноопыляемое растение; цветков много, но они мелкие. Получить «чистые линии» практически невозможно

21

Французский ботаник Шарль Ноден, современник Менделя, тоже в определённый период использовал в исследованиях количественное описание результатов скрещиваний. Обнаружил явления «разъединения» и комбинирования признаков в потомстве гибридов. Как селекционер-практик, в опытах Ноден пытался прослеживать одновременно наследование большого количества признаков, в качестве объектов исследований им были выбраны перекрёстноопыляемые растения (тыквенные), проводил межвидовые скрещивания. Полученные гибриды использовались им для дальнейшей селекции. В сумме это и явилось причиной того, что статистический анализ не помог выявить ему количественные закономерности наследования единичных признаков. Мендель же, по сути, селекционером не являлся, цели получить новый сорт у него не было, поэтому он сосредоточился на прослеживании наследования 1-2 признаков, используя разные сорта одного вида. Это третья причина достижения им успеха

22

Слайд возвращает к вопросу «Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только через несколько десятков лет?» Ответ получен, последовательно выносятся уже перечисленные причины

23

Вторая часть презентации посвящена мухе дрозофиле

24

Муха дрозофила использовалась как объект исследований в лаборатории Томаса Моргана. Такой выбор, как и в случае с горохом, предопределил более быстрое получение научных результатов. Итогом работы Моргана и его команды явилась хромосомная теория наследственности (1911 г)

25-33

На слайдах 26-33 последовательно перечисляется ряд особенностей мухи дрозофилы, как объекта генетических исследований

34

Слайд содержит интерактивное контрольное задание – вопрос по рассмотренному материалу и список правильных и неправильных ответов. Выбор осуществляется простым нажатием. Верный ответ окрашивается в зелёный цвет, неверный – в красный

35

Заключительный слайд показывает соотношение размеров рассмотренных объектов – горошины и плодовой мушки. Демонстрация слайда сопровождается звуковыми эффектами

К данной презентации полезно вернуться в конце изучения цитогенетических основ наследственности.


Презентация «Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки»
  • Биология
Описание:

Презентация предназначена для использования на уроках биологии при изучении основ генетики учащимися II-III ступеней.

В работе раскрывается суть гибридологического метода, перечисляются критерии, предъявляемые к объектам генетических исследований.

Презентация содержит интерактивное контрольное задание.

 

Рекомендации к использованию

Данная презентация может быть использована на уроках биологии по темам «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики» (часть 1) и «Хромосомная теория наследственности» (часть 2).

Презентация рассказывает о причине «любви» генетиков к гороху (часть 1) и мухе дрозофиле (часть 2). На примере этих объектов раскрывается значение гибридологического метода в становлении и развитии генетики как науки.

Пояснения по изложению учебного материала и методические указания по использованию презентации содержит следующая таблица:

Номер слайда

Комментарии и рекомендации

1

Название презентации имеет юмористический оттенок, но именно в такой формулировке оно отражает основное её содержание

2

Первая часть презентации посвящена гороху

3-4

Тысяча девятисотый год принято считать годом рождения генетики как науки. В этот год трое учёных независимо друг от друга переоткрыли наследственные закономерности, ранее обнаруженные австрийским естествоиспытателем Грегором Менделем

5

Конспект с результатами исследований Менделя был опубликован в 1866 году в одном из томов брюннского Общества естествоиспытателей. Он поступил во многие университетские библиотеки. Благодаря этому приоритет в открытии остался за Менделем. А в учебной литературе выявленные им закономерности получили его имя

6

На слайде открытые Г. Менделем закономерности перечислены с ознакомительной целью и без использования генетических терминов. Это связано с тем, что гибридологический метод рассматривается, как правило, в самом начале изучения основ генетики.

Менделем было описано несколько закономерностей. Для объяснения одной из них он выдвинул предположение о дискретном характере наследования. Это предположение оказалось правильным, впоследствии ему было дано цитологическое обоснование

7

Выводы, сделанные Грегором Менделем, смогли подтвердить только через несколько десятков лет. Закономерен вопрос: по каким причинам Мендель так значительно опередил других исследователей?

8

Во второй половине XIX века гибридологический метод (скрещивание с целью получения новых особей – гибридов) был весьма популярен среди исследователей. Имея определённый багаж знаний по математике и опыт в её преподавании, Мендель дополнил этот метод другим – статистическим анализом. Это позволило ему выявить характер соотношения качественных изменений, а не просто описать их, и в итоге сформулировать первые наследственные закономерности. Это первая причина

9

Вторая причина – это удачный выбор объекта исследований. Им явился горох, широко распространённая неприхотливая огородная культура

10-11

У гороха относительно быстрая смена поколений и высокая плодовитость. Эти особенности позволяют в кратчайшие сроки получить статистически достоверный результат

12

Горох является самоопыляемым растением (в жаркое и сухое лето возможно перекрёстное опыление). Цветки у него крупные, поэтому получить так называемые «чистые линии» (сорта с определённым набором устойчивых признаков в ряду поколений), которые Мендель использовал как исходный материал при изучении наследственности, технически не составляло труда. Достигалось это путём искусственного опыления

13-19

Наблюдаемые у гороха признаки парны и трактуются однозначно

20

Грегор Мендель изучал наследственность, используя и другие объекты. На зелёном фоне показаны растения, при изучении наследственности которых прослеживаются такие же закономерности, как у гороха. На красном фоне различные виды ястребинки. Аналогичных закономерностей для данного растения установлено не было. Ястребинка – перекрёстноопыляемое растение; цветков много, но они мелкие. Получить «чистые линии» практически невозможно

21

Французский ботаник Шарль Ноден, современник Менделя, тоже в определённый период использовал в исследованиях количественное описание результатов скрещиваний. Обнаружил явления «разъединения» и комбинирования признаков в потомстве гибридов. Как селекционер-практик, в опытах Ноден пытался прослеживать одновременно наследование большого количества признаков, в качестве объектов исследований им были выбраны перекрёстноопыляемые растения (тыквенные), проводил межвидовые скрещивания. Полученные гибриды использовались им для дальнейшей селекции. В сумме это и явилось причиной того, что статистический анализ не помог выявить ему количественные закономерности наследования единичных признаков. Мендель же, по сути, селекционером не являлся, цели получить новый сорт у него не было, поэтому он сосредоточился на прослеживании наследования 1-2 признаков, используя разные сорта одного вида. Это третья причина достижения им успеха

22

Слайд возвращает к вопросу «Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только через несколько десятков лет?» Ответ получен, последовательно выносятся уже перечисленные причины

23

Вторая часть презентации посвящена мухе дрозофиле

24

Муха дрозофила использовалась как объект исследований в лаборатории Томаса Моргана. Такой выбор, как и в случае с горохом, предопределил более быстрое получение научных результатов. Итогом работы Моргана и его команды явилась хромосомная теория наследственности (1911 г)

25-33

На слайдах 26-33 последовательно перечисляется ряд особенностей мухи дрозофилы, как объекта генетических исследований

34

Слайд содержит интерактивное контрольное задание – вопрос по рассмотренному материалу и список правильных и неправильных ответов. Выбор осуществляется простым нажатием. Верный ответ окрашивается в зелёный цвет, неверный – в красный

35

Заключительный слайд показывает соотношение размеров рассмотренных объектов – горошины и плодовой мушки. Демонстрация слайда сопровождается звуковыми эффектами

 

К данной презентации полезно вернуться в конце изучения цитогенетических основ наследственности.

Автор Безсонов Валерий Викторович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 996
Номер материала 39620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓