Главная / Русский язык и литература / Презентация урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (6 класс)

Презентация урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (6 класс)

Урок-путешествие

«Село, где живут морфемы»


Урок в 6 классе с казахским языком обучения по теме:

«Корень слова. Однокоренные слова»


Цель урока.

  1. Сформировать представления учащихся о корне слова как значимой части слова, научить понимать смысл слова, зная значение составляющих его морфем.


  1. формировать умение мыслить логически, находить недостающее звено в рассуждении;

учить умению высказывать свою точку зрения и отстаивать её;

  1. развивать чувство бережного отношения к природе, уважение к людям,

подвести к пониманию того, что каждый элемент мира является его важной частью,

будь то морфема или слово, птица или растение;


Оборудование: проектор, компьютер, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока


I этап урока. (2 минуты)

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности Слайд 1-2 Облако настроения

Слайд 3-4

Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие. Нас ждёт удивительное село – Словообразование. В этом селе несколько улиц, в которых живут части слова. А правит здесь мудрая королева Морфема.


II этап. Сообщение темы урока, постановка цели

Подготовка к основному этапу

Слайд 5 Приём «Кластер»

Сегодня мы отправляемся в село, жители которого ни секунды не сидят на месте. Они всё время трудятся, строят, помогают нам создавать новые слова. Посмотрите на домики, в которых живут сельчане. Вы уже догадались, о чём идёт речь?

Здесь живут приставки, корни, суффиксы и окончания.


Слайд 6

Но мы отправляемся в путь не одни! С нами – герои повести Николая Носова. Узнали их?

Незнайка очень любит путешествовать. Вы помните, где он побывал?

Представьте себе, на Луне был, а в Словообразовании – нет. Поможем ему освоиться здесь?

А ещё нам не обойтись без Знайки, который знает ответы на все вопросы. Если нам нужны будут подсказки, обратимся к нему.


III. Проверка домашнего задания


Слайд 7-8

Итак, начнём наше путешествие. Посмотрите внимательно на доску. Перед вами – портреты частей слова. Вспомните, что скрывается за этими обозначениями. Какую роль играет каждая часть? Какое место она занимает в слове? Заполнить тест – соответствие.

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Корень – это часть слова, в которой заключён главный смысл слова.

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Молодцы! Части слова рады, что вы так много о них знаете. Скажите, какое слово в нашей схеме вам ещё неизвестно?

Морфемы.

Итак, морфемы – это приставка, корень, суффикс и окончание.

    1. Что такое морфемы?

Морфемы – это приставка, корень, суффикс и окончание.

б.Что такое приставка, корень, суффикс, окончание?

Это значимые части слова.


Слайд 9

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Корень слова. Однокоренные слова »

Добро пожаловать в село, где живут морфемы!


IV. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний


  1. Корень – значимая часть слова.

Слайд 10

Посмотрите, Незнайка забрёл на лесную поляну и застыл в недоумении. Он никак не может понять, какое отношение имеет корень дерева к корню слова. Вы можете ему объяснить?

Из корня вырастает дерево, а из корня слова – однокоренные слова.

Без корня не может существовать ни растение, ни слово.


Слайд 11

Составление слов по предложенным схемам.

Знайка расскажет нам сказку о чудо-дереве. (Упр. 1 стр. 55)

(Составление слов и запись в тетрадь.)

ходить, приходить, выходить, заходить, входить. Устно переведите на казахский язык.


Слайд 12-13

Незнайка никак не поймёт, почему лес и лесник – родственные слова! Ведь лес состоит из деревьев, а лесник – это человек! Вы сможете ответить на этот вопрос?

(Рассуждения учащихся по данному вопросу)


Слайд 14

Работа со справочным материалом на стр. 56

В состав основы слова могут входить несколько частей. Каждая часть имеет своё значение. Главная часть основы – это корень слова. Слова сад, садовый, садовник называют родственными, или однокоренными. Потому что они близки по значению. В них легко выделить общую часть – сад. Это и есть корень слова.


Слайд 15

«Чудо-дерево»

А сейчас Знайка предлагает задание. Попробуйте «украсить» дерево однокоренными словами.

1 ряд – корень –гор- (в слове «гора»).

2 ряд – корень –дет- (в слове «дети»)

Помните о значении слова, когда будете подбирать однокоренные слова!

Как известно, одна голова хорошо, а две – лучше, поэтому выполняйте работу вместе с соседом по парте. Кто быстрее всех «вырастит» дерево?

Чтение слов.


V. Закрепление


Слайд 16 – 17 С помощью приема «Ученик - учитель» объяснить

Незнайка выполнял задания вместе с вами. Послушайте, что у него получилось.

Слово с корнем -гор- «горе», потому что если я упаду с горы, у меня будет горе.

–– Слово с корнем -дет- «одеть», потому что детей одевают»

Вы согласны с Незнайкой? Какое главное правило он забыл?

Корень в однокоренных словах не только одинаково пишется, но и имеет одно и то же значение. Чтобы увидеть предмет, который скрывается за словом, надо знать, какой смысл заложен в его корне.

Что мы должны знать о корне?

Корень – значимая часть слова, в которой заключён смысл слова. У родственных слов общий корень.

2. Физкультминутка

Слайд 18

Молодцы, ребята, мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём. Давайте выполним несколько упражнений.

Представьте себе, что мы пришли в лес. Какая вокруг красота! Поверните голову направо, налево, посмотрите вверх, вниз.

Перед вами – огромный дуб. Разведите руки в стороны, а затем обхватите себя за плечи, как будто вы хотите обнять дерево.

А теперь снова посмотрите вверх. Слышите, улетают на юг птицы. Поднимите руки и помашите, пожелайте пернатым доброго пути.

Мы с вами готовы продолжить наше путешествие.


3. Слайд 19 Приём «Соколиный глаз»


Выполнение упражнения 2 на странице 57

Найти и выписать однокоренные слова.


Слайд 20


«Словарная работа»


Слайд 21


«Найди лишнее»


VI этап

Актуализация знаний


Слайд 22

Объясните, исходя из значения корня, почему данные предметы так названы.

Чайник, рукавица, мороженое, подушка.


VII этап

Итоги урока

Слайд 23


Думаю, Знайке будет очень интересно узнать, что вы все справились с заданием. Кстати, вот и он. А рядом с ним – часы. Они показывают, что время нашего урока подошло к концу. На следующем уроке вы узнаете, что такое формы слова.

А ещё вы поймёте, зачем слову нужны окончания…

Но это будет завтра. А наш урок подошёл к концу. Скажите, вам было интересно путешествовать по селу, в котором живут части слова?

Какие задания вам понравились?

Пришла пора прощаться с нашими спутниками. Но Знайка хочет убедиться, что путешествие многому вас научило.

Итак, расскажем Знайке, что же мы сегодня узнали?

Беседа по вопросам.

Что такое морфемы?

Какие морфемы вам известны?

Почему однокоренные слова называются родственными?

Почему корень – значимая часть слова?


VIII этап Домашнее задание

Слайд 24

Чтобы ваши знания не испарились, как вода из кипящего чайника, выполните домашнее задание

Объяснение задания.

  1. Упр. 5, стр. 57 (по заданию).

  2. Выучить правило


IX этап Рефлексия

Надеюсь, вы поняли, что значимыми являются не только части слова. Дерево – значимая часть природы… И каждый из вас – значимая часть этого мира. Помните об этом и с уважением относитесь ко всему, что вас окружает.

А как вы считаете, вопросы Незнайки помогали нам или мешали?

Размышления учеников.

Думаю, вы поняли: если у вас возникают вопросы, - это очень хорошо! Значит, вы хотите больше узнать. Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы товарищам, учителю. А ещё лучше – обратиться за советом к книгам. Ведь в книгах есть ответы на любые вопросы!

Слайд 25

Хочу сказать спасибо за урок. Сегодня все работали замечательно! Надеюсь, что вы всегда будете такими же активными, трудолюбивыми и любознательными.

До свидания, ребята! Урок окончен.

Презентация урока по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

урок по русскому языку в 6 классе с казахским языком обучения.

тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

урок - путешествие в "Село, где живут морфемы"

  Цель урока.

1.      Сформировать представления учащихся о корне слова как значимой части слова, научить понимать смысл слова, зная значение составляющих его морфем.

 

2.      формировать умение мыслить логически, находить недостающее звено в рассуждении;

учить умению высказывать свою точку зрения и отстаивать её;

3.      развивать чувство бережного отношения к природе, уважение к людям,

      подвести к пониманию того, что каждый элемент мира является его важной частью,

      будь то  морфема или слово, птица или растение.

Автор Бекенова Жанат Тулешбаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1264
Номер материала 33671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓