Главная / Начальные классы / Презентация урока по ОМ "Зима в жизни животных"

Презентация урока по ОМ "Зима в жизни животных"

Документы в архиве:

84.5 КБ Зима в жизни животных.doc
3.91 МБ Презентацияк уроку ОМ.ppt
3.56 МБ Стефан Николай - Я всегда буду любить тебя.mp3
2.68 МБ Фаусто Папетти - Сонный берег.mp3

Название документа Зима в жизни животных.doc

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Горькая Балка Советского района» Ставропольский край

Зимняя пора в жизни животных

Урок по предмету «Окружающий мир» по программе «Гармония» 2 класс












Учитель начальных классов - Поескова Елена Александровна











2014




ЗИМНЯЯ ПОРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ


Цель урока:

углубить и расширить знания учащихся о жизни животных в зимнее время и привести их в систему;

развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;

воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи урока:

формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зимой (как зимуют звери; где и как зимуют насекомые и пресмыкающиеся; как зимуют обитатели водоемов; где находят приют зимой птицы);

формирование у учащихся нравственных качеств: бережное отношение к природе, забота о зверях и птицах зимой;

развитие познавательного интереса к жизни животных зимой и познавательных способностей :внимание, речь, память.


Оборудование: учебник для 2 класса «Окружающий мир», рабочая тетрадь, иллюстрации животных, жилища домашних животных, картинки зимующих птиц, иллюстрации животных пресных водоемов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой

Двор в снегу. Белы дома

Ночью к нам пришла …( зима.)

СЛАЙД №1 Зима

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке вы говорили о признаках прихода зимы и явлениях, происходящих в неживой природе зимой. И сейчас мы проверим домашнее задание в виде теста, если вы согласны со мной, то поставьте «+», если не согласны, то «-».

1. Зима приходит после весны.

2. Снеговой покров- это нетающий слой снега.

3. На крупных и мелких реках ледостав заканчивается одновременно.

4. Изморозь – это крошечные кристаллики льда, которые образовались из водяного пара.

5. Зимой ночи короче, а дни длиннее.

6.Верно ли свойство льда: « Лед тяжелее воды»

- Я думаю, что вы замечательно справились с этой работой! Проверьте себя. Поднимите руку кто справился без ошибок. Молодцы!


СЛАЙД №2 Проверь себя

III. Постановка целей урока.

- Сегодня мы будем говорить о живых сущесвах, которые дышат, питаются, умеют передвигаться и приносят потомство. О ком?

- Значит сегодня на уроке мы должны познакомиться с жизнью животных в зимнее время.


СЛАЙД №3 Тема урока

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому — великий покой, разлившийся в природе.


IV. Актуализация опорных знаний.

Однако для животных наступила суровая пора.

- На какие группы по внешнему виду можно разделить животных?


СЛАЙД №4 животные

звери рыбы насекомые птицы пресмыкающиеся земноводные

- Назовите отличительные признаки насекомых (6 ног), рыб (тело покрыто чешуей), зверей (шерсть), птиц (перья).

- Есть еще особые группы животных — земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, почему их так назвали? (По среде обитания.)

- На какие группы делятся животные по отношению к человеку? (Домашние и дикие.)

- Чем дикие животные отличаются от домашних?


СЛАЙД №5 Домашние животные.

V. Изучение нового материала.

- Как люди ухаживают за домашними животными зимой? (Утепляют жилище животных, заготавливают для них корм.)

- Какие жилища для них строят?


СЛАЙД № 6 Игра « Кто где живет?»

Корова – хлев

Курица – курятник

Собака – конура

Пчелы – улей

Коза – сарай

Поросята- свинарник

Кошка - дом


СЛАЙД №7 Кошка

- А знаете ли вы, что домашние животные могут предсказывать погоду.

Если кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос - к холоду, носом кверху — к теплу.

- А где же зимуют дикие животные? (В лесу.)

- Я предлагаю вам совершить экскурсию в зимний лес.


СЛАЙД №8 Зимний лес. Музыка

Сегодня мы в лес за наукой пойдем

Смекалку, фантазию нашу возьмем

А чтоб не спугнуть ни сову, ни лису

Не станем в лесу нарушать тишину!

- Итак, мы в лесу…


- Отгадайте, кто нам встретился на дорожке?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.


СЛАЙД №9 Белка

- Используя картинку, расскажите, что вы знаете о белке, как она зимует?

В конце осени белочка сменила свою рыжую шубку на серую. Зачем?

Белка запасает корм летом и осенью. Питается семенами хвойных деревьев, семена эти она находит в шишках.

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев.


- Отгадайте следующую загадку:

Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а сам всех боится.


СЛАЙД № 10 Заяц

- Итак, где живет заяц, чем он питается?

Заяц - беляк в лесу, предпочитая густые заросли кустарников. У зайцев задние лапы сильнее передних. . Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывал. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах под поваленным деревом, пнем, кустиком.. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц мастер запутывать следы: то несколько раз проскочит по своим следам, то прыгнет в сторону, не оставив следа.

Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываясь в сады, обгрызают кору молодых деревьев

-hello_html_3fb2704e.gif Следующий наш герой — перед вами. Кто разгадает ребус, тот и узнает, о ком пойдет речь дальше.

Ребус (волк)



СЛАЙД № 11 Волк

- Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги — преследовать быстробегающих животных.

- Кстати, знает ли кто-нибудь поговорку о волке, которая сейчас была бы уместна?

- Волка ноги кормят.


- Еще одна загадка:

Посмотрите-ка какая-

Вся горит как золотая.

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.


СЛАЙД № 12 Лиса.

- Пожалуйста, расскажите, что вы знаете о лисе. Скажите, почему лиса не запасает корм ни летом, ни осенью?

Зимой лиса, как и осенью, ярко-рыжая. По запаху она отыскивает себе корм, находит под снегом мышей, выслеживает их по следам, слышит мышиный писк за 400 метров, становится на задние лапки- стережет добычу, мышкует.


- Кого из зверей еще можно встретить в лесу?

СЛАЙД № 13 Лось, кабан

- О каких животных пойдет речь?

- Такие животные, как кабаны, лоси, олени, косули, не делают запасов, не строят жилище. Сильные копыта помогают им выкапывать траву из-под снега. Но и им в лютые зимы приходится трудно.


СЛАЙД №13 Кормушка

И тогда на помощь животным приходит человек, устраивает кормушки. Для зайцев заранее еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.

- О другом нашем герое сложено не только много стихов, но и загадок.

Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

СЛАЙД №14 Медведь

- Вы все верно поняли, речь идет о медведе. Белка прыгает по веткам деревьев, лиса бегает по следам мышей, а где сейчас медведь? Что вы знаете о нем?

Медведь долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.

- Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. А знаете ли вы, почему так говорят?

Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и, кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.


- Молодцы, все запомнили. А знаете ли вы кто еще из зверей, тоже спит зимой?


СЛАЙД №15 Еж, барсук, хомяк, летучие мыши.

Накопили они подкожный жир, им и зима не страшна – жир греет и кормит. Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется. Иногда хомяк, барсук, медведь могут проснуться от чувства голода, от сильного мороза. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит по лесу. Страшно встретится с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой у медведицы рождаются медвежата.


СЛАЙД №16 Игра «Рассели животных по их жилищам»

дупло - у белки;

берлога — у медведя;

нора — у лисы;

хатка — у бобра;

муравейник - у муравьев.


VI. Физминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем

Справаот нас находится луг

Слева высокий лес

В том лесу полно чудес

Белка с ветки на ветку прыг

Филин крыльями машет « Ух!2

Аж захватывает дух

Солнце над кленами светит нам

Мы рады птицам и друзьям.


VII. Продолжение работы по теме урока

- Посмотрите: кто здесь лишний ? (Муравей - насекомое.)


СЛАЙД №17 На лесной полянке

- Мы с вами оказались на лесной полянке. Что же случилось? Куда же делись все насекомые друзья нашего муравья?

Прочитайте текст учебника (с. 114) и ответьте на этот вопрос.

- Чем холоднокровные отличаются от теплокровных?

- В каком состоянии зимуют насекомые?

- Где насекомые скрываются зимой?

- Чем различается зимой состояние змеи и бурого медведя?


- Давайте теперь заглянем в водоем.


СЛАЙД № 18 Водоем

- Какие животные обитают в пресных водоемах?

- Что произошло с поверхностью воды зимой?

- Какие свойства снега и льда помогают сохранить жизнь животным зимой?

(Лед легче воды, ледяная крыша помогает сохранить им жизнь. Плохо проводят тепло и холод, в любые морозы подо льдом сохраняется примерно одинаковая температура = 4 °С.)

В конце ноября многие рыбы становятся малоподвижными. Карпы, караси и сомы зарываются в ил, впадают в спячку.

СЛАЙД №18

- Налим, наоборот, становится подвижным и даже мечет икру. Недаром говорят: «Мороз злее, а налим живее», «Налимья весна подо льдом

- Иногда рыбы всплывают, чтобы освежить на дне воду.

- Лягушки ныряют в водоем, объединяются вместе, чтобы легче пережить холодное время, и засыпают. Некоторые лягушки зимуют под корягами на суше.

- Вспомните: а дышат ли рыбы? Чем?

- Зимой обитатели водоемов страдают от недостатка кислорода. Как люди могут помочь животным водоемов зимой? (Делают проруби.)

СЛАЙД № 18 Прорубь

В нее опускают солому или камыш. Чтоб не замерзала.


- О ком мы еще не говорили сегодня на уроке? (О птицах.)

СЛАЙД № 19 Птицы

- Вспомните птиц, которые остаются у нас зимовать и хорошо вам известные. Какие? (Ответы детей: сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики)

Куропатки и рябчики прячутся от холода в снегу. Но если ночью ударит мороз, то им очень трудно пробить крепкую снеговую корку, птицы гибнут.

- Кроме этих птиц, какие прилетают к нам зимой?

(синицы, снегири. )

СЛАЙД №19 Снегирь, синица

- Не страшна зима птицам, если есть корм. А еще в зимнем лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите.

СЛАЙД №19 Клест

Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые созревают поздней осенью. В самые лютые морозы у клестов появляются птенцы.Как раз корма вдоволь.

Но интересней всего у клеста клюв — ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но, когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.

И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны... А что мы должны?

- Подкармливать птиц.

СЛАЙД №20 Птичьи столовые

- Вы можете сами или с родителями сделать кормушки для птиц. Только учтите, что они должны быть закрыты сверху от снега и не забывайте насыпать в них угощение для пернатых друзей.


VIII. Обобщение и закрепление

- Каким животным труднее пережить зиму: диким или домашним? Почему?

Вариант 1- устно.

Вариант 2 – в тетради (с.52 № 113)

- Кто из животных заснули? (барсуки, медведи, ежи, летучие мыши)

- Кто поменял цвет теплой шубки?( зайцы, белки)

- У кого родилось потомство?( медведи, налимы, клесты)

- Кто оцепенел?( пресмыкающиеся, насекомые)

- Сделайте вывод, от чего зависит жизнь животных зимой. (Различия образа жизни зимой у разных животных зависят от среды обитания, видов кормов и температуры их крови.)

- Может ли человек помочь диким животным, птицам, животным водоемов? Как?


IX Итог урока.

СЛАЙД №21

- Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу. Что нового узнали вы, побывав в лесу? О чем услышали впервые?

- Я благодарю вас за урок. Мне очень понравилось работать с вами!

Особенно активно работали на уроке……

Эти ребята получили отличные отметки.До свидания!


VII. Домашнее задание:

Дома подготовить сообщение о жизни животного зимой, о котором не шла речь на уроке.

С.111-120 - отвечать на вопросы.




Резерв: выполнение задания (117) по рабочей тетради.

Ответ: застывают, в норах, берлогах, линька, шерсть, птиц, в спячку.






При подготовке урока были использованы материалы :


http://www.floranimal.ru/index.php

http://www.razumniki.ru/zimoy_rasskaz.html

http://riddle-middle.ru/zagadki/dikie_zhivotnye/

Название документа Презентацияк уроку ОМ.ppt

«Зимняя пора в жизни животных» Урок по предмету «Окружающий мир» по программ...
1 - 2 + 3 - 4 + 5 + 6 -
http://www.floranimal.ru/index.php http://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3...
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Зимняя пора в жизни животных» Урок по предмету «Окружающий мир» по программе «
Описание слайда:

«Зимняя пора в жизни животных» Урок по предмету «Окружающий мир» по программе «Гармония» 2 класс Подготовила Поескова Елена Александровна - учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с. Горькая Балка Советского района» Ставропольский край

№ слайда 2 1 - 2 + 3 - 4 + 5 + 6 -
Описание слайда:

1 - 2 + 3 - 4 + 5 + 6 -

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 http://www.floranimal.ru/index.php http://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3A%2
Описание слайда:

http://www.floranimal.ru/index.php http://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fprikolnye-smeshnye.ru%2Fris%2Fstatusy%2F67.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fprikolnye-smeshnye.ru%2Fstatusy%2F67_pro_zimu.

Презентация урока по ОМ "Зима в жизни животных"
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока:

углубить и расширить знания учащихся о жизни животных в зимнее время и привести их в систему;

развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;

воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи урока:

формирование у учащихся системы знаний о жизни домашних и разных групп диких животных зимой (как зимуют звери; где и как зимуют насекомые и пресмыкающиеся; как зимуют обитатели водоемов; где находят приют зимой птицы);

формирование у учащихся нравственных качеств: бережное отношение к природе, забота о зверях и птицах зимой;

 

развитие познавательного интереса к  жизни животных зимой и познавательных способностей :внимание, речь, память.

Автор Поескова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 688
Номер материала 25904
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓