Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Архипов Евгений Вячеславович
Презентация к уроку по теме:
«Вид и его критерии»
2 слайд
Тезисы урока:
Вид - основная структурная единица в системе живых организмов
Развитие представлений о виде
Биологическая концепция и определение вида
Критерии вида и их относительность
Описание и сравнение отдельных видов
3 слайд
Вид - основная структурная единица в системе живых организмов
В систематике живого вид-это надорганизменная система. Он объединяет живые организмы, сходные по ряду признаков.
Биологический вид- не только систематическая категория. Это целостный и обособленный от других видов элемент живой природы.
Целостность вида проявляется в том, что особи могут жить и размножаться только взаимодействуя друг с другом, с представителями своего вида.
Обособленность вида от других видов в природе поддерживается репродуктивной изоляцией.
4 слайд
Развитие представлений о виде:
Вплоть до 17 века ученые опирались на представление о виде, созданное еще древнегреческим мыслителем, основоположником зоологии Аристотелем
5 слайд
Аристотель (384–322гг до н.э.)
Аристотель: «Виды – это совокупность сходных внешне живых форм»
Вид от латинского «Species» - это взгляд, образ.
6 слайд
Карл Линней (1707-1778гг)
Виды -универсальные, существующие в природе образования.
Виды сходны не только морфологически, но и физиологически.
Виды созданы Творцом и не изменяются
7 слайд
Жан-Батист Ламарк (1744-1829гг)
Живые организмы адаптируются к условиям среды и постоянно изменяются.
В природе не существует не изменяющихся форм жизни, поэтому вид-это искусственная систематическая единица.
В природе реальна только особь.
8 слайд
Чарльз Дарвин (1809-1882гг)
Вид реально существует, обладает комплексом признаков и в то же время изменяется под действием естественного отбора.
Виды не постоянны. Они появляются, изменяются а затем вымирают и возникают новые виды.
9 слайд
Биологическая концепция вида
В природе виды резко отличаются друг от друга. Трудно сравнивать виды: инфузории-туфельки, дрожжей хлебопекарных, сосны обыкновенной и китовой акулы как по внешнему строению, так и по образу жизни.
10 слайд
Сравните виды одноклеточных и многоклеточных организмов:
11 слайд
Несмотря на огромные различия живых организмов, принадлежащих к разным царствам, есть и объединяющие их характеристики:
Все виды в природе состоят из популяций.
Каждый вид имеет собственный генотип -набор генов, который возник в процессе эволюции, отличающийся от генотипов других видов.
Особи одного вида обособлены от особей других видов и не скрещиваются с ними в природе.
12 слайд
Вид как единая генетическая система:
Особи одного вида скрещиваются и дают плодовитое потомство.
Гены переходят из одной популяции вида в другую, образуя новые комбинации.
В природе виды репродуктивно изолированы друг от друга и не происходит смешения генов разных видов.
Если происходит скрещивание двух близких видов, эмбрионы и детеныши их гибнут.
13 слайд
Определение понятия вид
«Вид — это совокупность популяций особей, способных в природных условиях скрещиваться с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков, биологически изолированных от популяций других видов».
14 слайд
Критерии вида и их относительность
Из биологической концепции вида вытекают конкретные положения -критерии вида, позволяющие отличать один вид от другого.
15 слайд
Морфологический критерий
Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида
16 слайд
Физиологический критерий
Сходство процессов жизнедеятельности (главным образом – брачного поведения особей одного вида)
17 слайд
Географический критерий
Это определенный ареал или территория распространения вида в природе.
Felis wiedii (Маргай)
18 слайд
Биохимический критерий
Биохимическое сходство особей одного вида (по строению внутренних органов, клеток, по составу: белков, нуклеиновых кислот, углеводов)
19 слайд
Генетический критерий
Сходство количества, формы окраски хромосом (кариотипа) особей одного биологического вида.
Сходство по набору генов (генотипа) особей одного биологического вида.
20 слайд
Экологический критерий
Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид.
Набор адаптаций особей конкретной популяции вида к условиям среды обитания - экологическая ниша вида в природе.
21 слайд
Относительность морфологического критерия - половой деморфизм у птиц:
22 слайд
Относительность физиологического критерия - некоторые близкие виды скрещиваются в природе и дают плодовитое потомство:
23 слайд
Относительность географического критерия – совпадение ареала ряда схожих видов в природе (Амурский лесной кот и Европейская рысь):
24 слайд
Относительность биохимического критерия:
Наличие в природе видов-двойников по биохимическим признакам:
Анализ состава ДНК у особей вида Полевки обыкновенной (Microtus arvalis) выявил существенные различия у разных представителей этого вида, что позволило ученым разделить этот вид на два: Microtus arvalis и Microtus subarvalis.
25 слайд
Относительность
генетического критерия:
В пределах одного вида могут быть распространены хромосомные мутации и количество хромосом у разных особей становится различным:
У особей Серебристого карася нормальное число хромосом – 50, но встречаются популяции с диплоидным (100), триплоидным (150) и даже – тетраплоидным (200) набором хромосом!
26 слайд
Относительность экологического критерия – обитание разных видов в сходных условиях среды (Обыкновенный хомячок и Серый хомячок):
27 слайд
Для установления видовой принадлежности недостаточно одного критерия
Необходимо рассматривать совокупность всех критериев оценки вида!
28 слайд
Описать особенности внешнего строения двух видов растения, используя известные критерии оценки вида:
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Предлагаемая презентация ярко, наглядно и лаконично освещает один из самых сложных и противоречивых вопросов курса общей биологии - понятие "биологический вид". В презентации отражена информация о истории развития научных представлений о понятии "вид", их сравнительная оценка, рассмотрены критерии вида и их относительность, приведено наглядное сравнение некоторых видов.
Данная презентация может использоваться в качестве наглядного пособия и конспекта урока по теме: "Вид и его критерии". В ней отражены основные тезисы урока, их научное обоснование и теоретическое раскрытие. В конце презентации предлагается практическое задание для обучающихся на закрепление материала.
6 661 495 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Архипов Евгений Вячеславович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.