Главная / Русский язык и литература / презентация, урок по литературе " Лермонтов. "Парус". (6 класс)

презентация, урок по литературе " Лермонтов. "Парус". (6 класс)

Документы в архиве:

7.37 МБ 13-richard_klaiderman_-_lunnaya_sonata.mp3
20.5 КБ antitesa.doc
23.5 КБ biografia_Lermontov.doc
102.5 КБ konspekturoka.doc
398.5 КБ motiv_odinochestva_Lermontov.pps
20 КБ parus.doc

Название документа antitesa.doc

Антитеза – в переводе с греческого «antithesis» - противоречие, противоположение –противопоставление образов, эпизодов, картин, слов. Антитеза помогает передать мысль и чувство, усиливает эмоциональность речи. В стихотворении «Парус» противопоставлены море - парус - лирический герой.


Инверсия – (лат. Inversio – перестановка) –

Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи: в тумане моря голубом, что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном.

Название документа biografia_Lermontov.doc

Михаил Юрьевич Лермонтов


М.Ю. Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но за эти немногие годы успел написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.

Детство будущего поэта было омрачено смертью матери Марии Михайловны, ссорой отца Юрия Петровича с бабушкой, разлукой с отцом и слабым здоровьем. Всё это отразилось на судьбе Лермонтова. Он чувствовал себя одиноким.

Воспитанием маленького Лермонтова занималась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Детские годы поэт провёл в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Елизавета Алексеевна очень любила внука, заботилась о нём, дала хорошее образование. Для поправки слабого здоровья мальчика бабушка дважды, в 1820 и 1825 годах, возила его на Кавказ. Лермонтов навсегда полюбил природу Кавказа.

Поэт учился в благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В курс образования входили также рисование, лепка, музыка, иностранные языки. И всегда рядом с ним была Елизавета Алексеевна. Даже короткая разлука приносила им обоим страдания.

В эти же годы Лермонтов пробует свои творческие силы. Его кумиром был А.С. Пушкин. В 1828 году им написаны первые произведения: несколько стихотворений дошедшие до нас две поэмы – «Корсар» и «Кавказский пленник». Известность Лермонтову принесло резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», написанное им в 1837 году в память о погибшем Пушкине. Царское правительство отправило поэта за стихотворение в ссылку на Кавказ, где шли военные действия. Хлопотами бабушки Лермонтов через некоторое время возвращается в Тарханы – и снова в 1840 году ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. Там же, на Кавказе, в 1841 году поэт погиб на дуэли с Мартыновым.

Название документа konspekturoka.doc





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

литература 6 класс

 

Тема урока: Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус».

 

                                    

 

1. 

 

 

ФИО (полностью)

 

 

 Шершнёва Елена Михайловна

 

2.

 

 

Место работы

 

 

 МБОУ «Каськовская основная общеобразовательная школа»

 

3. 

 

 

Должность

 

 

 учитель русского языка и литературы

 

4.

 

 

Предмет

 

 

 литература

 

5.

 

 

Класс

 

 

 6

 

6.

 

 

Тема и номер урока в теме

 

 

 Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус». № 19

 

 

7. 

 

 

Базовый учебник

 

 

 Литература 6 класс: учеб. для общеобр. учрежд. В 2-х ч. Ч.1. /авт.-сост. В.П. Полухина и др. /; под ред. В.Я. Коровиной.– 16-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

 

 Используется технология «ИКТ в современном уроке» и диалогические технологии, личностно-ориентированное обучение.


10.Тип урока: комбинированный

 

11.Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, творческая.

 

12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;

  • чтение и анализ стихотворения «Парус».


Дидактические задачи урока:

Учебные:

  • расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;

  • познакомить с понятием «антитеза».

Развивающие:

  • развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;

  • развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;

  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;

  • способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;

  • формировать положительное отношение к знаниям;

  • нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

 

 




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

                                                           

 


 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Время (в мин.)

1

 

Организационный момент.

 

  Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Парус». Будем формировать умение анализировать лирическое произведение, выясним, что такое антитеза. Демонстрирует материалы презентации слайд 1 – 3


 


 3 мин.














 

2

 






 Объяснение нового материала







Беседа с учащимися

Сейчас мы совершим заочное путешествие «М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт». Вы узнаете много интересного и трогательного из биографии поэта. Будьте внимательны.

Учитель представляет видеоролик с фотографиями семьи Лермонтова, картинами поэта.


- Ребята, что из увиденного вам запомнилось, может быть, удивило?



 Учащиеся зрительно воспринимают новые для них сведения о Лермонтове.







Дети рассказывают о своих впечатлениях от увиденного.

7 мин.


 







Индивидуальная форма работы

Открывает слайд 4-5 презентации.

Слово о Лермонтове: По силе восприятия действительности, силе чувств, силе энергии и языковой выразительности, по смелости мысли поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в русской литературе. Жизнь поэта была короткой и трагичной, но наполненной творчеством.

Послушайте, пожалуйста, рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, подготовленный Яной.









Учащиеся слушают сообщение одноклассника.

5 мин.











Беседа с учащимися

- Что вас больше всего затронуло в услышанном?

Предположительные ответы:

- детство без матери, разлука с отцом, высокий уровень образования, Кавказ…

3мин.

Актуализация знаний


Демонстрирует слайды 6-7

Да, ребята. Поэт был высокообразован, кроме поэтического таланта, был одарен и удивительной музыкальностью: хорошо играл, сочинял музыку, пел арии из оперетт. Слыл шахматистом и математиком, владел шестью иностранными языками. Лермонтов мог бы стать настоящим художником (оставил много полотен). Но все отдал литературе. Достаточно сказать, что поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник" он написал, когда ему было тринадцать с половиной лет.

Зрительное восприятие темы


3 мин.






















Чтение и анализ стихотворения









Индивидуальная работа


И теперь мы познакомимся с одним из стихотворений Лермонтова «Парус»

Слайд № 8:

- Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта.

Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.

Слайд 9-10:

- Какова история стихотворения «Парус»?






Подготовленный ученик читает стихотворение «Парус»





Рассказ ученика об истории написания стихотворения.

-Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург. Оставлено всё, что любил поэт. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось. И однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

Белеет парус одинокой,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокой;

У ног колчан, в руке весло.






21 мин.









- Каким настроением проникнуто стихотворение?



- Какое слово определяет это настроение?


- Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него падает смысловое ударение. Это слово и задаёт настрой всему стихотворению. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

Слайд 11

- Как вы представляете море и то, что услышали в стихотворении?


- Красота моря, его стихийная сила всегда поражает тех, кто его видит. Рядом с морем мелкие проблемы и суетные дела отступают, меркнут.


- Почему парус назван мятежным? Что значит «Мятежный»?


- Действительно, спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего-то другого. Не цель конечная ему важна, а движенье, буря, непокой, ощущение жизни.



- В стихотворении чувствуется грусть, тревога, сожаление, неопределённость и надежда.



- слово «одинокий»











- море огромное, берегов не видно, вода синяя или зелёная, волны высокие…





- Он такой маленький, одинокий и мчится по волнам бескрайнего моря. Борется с ним.




-Только ли о парусе говорит Лермонтов?

- Да, поэт пишет и о человеке - гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке, каким был сам Лермонтов.


- Какие художественные средства использует в стихотворении Лермонтов?





- Молодцы. Запомнили, что такое инверсия.

Слайд 12.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кроме указанных вами выразительных средств Лермонтов использует в стихотворении антитезу (открывается гиперссылка)

- Прослушайте ещё раз стихотворение.

Слайд 13

Какие мысли и чувства владеют вами сейчас?


-

Закончить урок я хочу строками библиографа о стихотворении «Парус»: слайд 14



 - Наверное, он пишет и о человеке.





-  Эпитеты: одинокий, мятежный, в далёкой, в родном, золотом;

Инверсия: парус одинокий;

Олицетворение: парус ищет, кинул, просит; играют волны, ветер свищет;











- Чувство грусти, одиночества и одновременно надежды на то, что впереди будет всё хорошо.

- Неизвестности.


 3.



 






















 













 










- А теперь запишите домашнее задание – слайд 15

- Спасибо за работу на уроке.

 





































… сына были похожи на папу.

:



самопроверка

 

 

 

 




























































Приложение к плану-конспекту урока

Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус»

 

 

Таблица 2.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ средств

 

             

 

 

 

Название ресурса

 

 

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

 

 

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР, ссылка на Интернет-ресурс

 

(если использовался)

 

 1.

 

 электронный

 Презентация

видеоролик

 

 

 

 

2.

медиаресурс

Фотографии,

текстовый документ

http://www.bigring.ru/?trID=1162 Тарханы

http://forum.exler.ru/arc/uploads/77/post-1233593976.jpg Лермонтову 4-6 лет

http://lermontov.niv.ru/images/pictures/picture_22.jpg перестрелка в Дагестане

http://www.pergam-club.ru/book/1638 Нападение.

hhtp://www.liveinternet.ru/users/dalgren/post188789785/ картины

http://www.museum.ru/rme/pic/ler_picb.jpg крестовая гора

http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post137430966/ биография


























Название документа parus.doc

ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

презентация, урок по литературе " Лермонтов. "Парус". (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Предметная область: литература

Тема урока: Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус».  6 класс

Цели урока:

         познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;

         чтение и анализ стихотворения «Парус».

 Дидактические задачи урока:

      Учебные:

         расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;

         познакомить с понятием  «антитеза».

       Развивающие:

         развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;

          развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;

         развивать творческие способности учащихся.

   Воспитательные:

         способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;

         способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;

          формировать положительное отношение к знаниям;

         нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

 Форма проведения урока: презентация, заочное путешествие.

Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.

 Основной метод обучения : метод эвристической беседы.

Тип урока: объяснение нового материала.

 Оформление урока: Презентация  «Мотивы одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова»

 Методические особенности урока:

 1. Использование ИКТ, Internet  в подготовке учащимися сообщений о Лермонтове.

 2. Заочное путешествие «М.Ю.Лермонтов – великий русский поэт» с использованием видеоролика, подготовленного с помощью программы Windows  MovieMaker.  Видеоролик можно скопировать в разделе "Видеоуроки" 

Автор Шершнёва Елена Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1679
Номер материала 37961
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓