Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Логические задачи
Выполнила ученица 5Б класса МБОУ СОШ №199
Ващенко Алина
Руководитель Кулигина Валентина Николаевна
г. Новосибирск
2 слайд
Логические задачи
«Предмет математики настолько серьёзен, что нельзя упустить момента сделать его немного занимательней»
Блез Паскаль
3 слайд
Логические задачи занимают особое место среди математических задач.
Во-первых, для их решения часто не требуется запаса каких-либо специальных математических знаний, а нужна, как правило, сообразительность.
Во-вторых, решение логических задач напоминает решение научной проблемы. Решая научную проблему, исследователь обычно имеет какое-то количество фактов, по которым он не может сделать определённого заключения. Поэтому исследователь делает предположения и проверяет их справедливость, сопоставляя с имеющимися фактами. Если при этом выдвинутое предположение приходит к противоречию с имеющимися фактами, то она отбрасывается как неверная. Если в результате таких исследований удаётся прийти к заключению, которое согласуется с исходными данными, то выясняется, является ли найденное решение единственным. Именно так мы и поступаем, решая логические задачи.
4 слайд
Можно ли научиться их решать? Есть ли какие-нибудь рекомендации к их решению? Существует ли классификация таких задач? Цель моей работы- поиск ответов на поставленные вопросы.
5 слайд
Что такое логика?
В научной литературе можно найти следующие определения логики:
- Логика-наука о приемлимых способах рассуждения.
- Логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
- Логика - наука о правильном мышлении.
6 слайд
Типы логических задач
-задачи на соответствие и исключение неверных вариантов;
-задачи на упорядочивание множеств;
-задачи о лгунах;
-турнирные задачи;
-числовые ребусы;
-игровые логические задачи;
-игры мудрецов.
7 слайд
«Выбери правильный вариант!»
Многие логические задачи связаны с рассмотрением нескольких конечных множеств, между элементами которых имеются некоторые зависимости.
Наиболее простым является случай, когда даны два множества с одинаковым числом элементов и требуется установить взаимно однозначное соответствие между ними.
В более сложных случаях рассматривается три или большее число множеств, число элементов у которых одинаково и требуется установить взаимно однозначное соответствие между элементами каждой пары множеств
8 слайд
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:
1) вода и молоко не в бутылке;
2) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
3) в банке не лимонад и не вода;
4) стакан стоит около банки и сосуда с молоком.
Куда налита каждая жидкость?
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Три девочки вышли на прогулку. На них были одеты синее, зелёное и голубое платье. Как оказалось, у девочек были такого же цвета глаза, но цвет глаз не соответствовал платью. Известно, что у девочки с серыми глазами не зелёное платье. Найдите цвет глаз и платье девочек
14 слайд
15 слайд
16 слайд
«Порядок- путь к решению»
Слово «порядок» часто употребляется и в обыденной речи, и в математике. Мы говорим о порядке слов в предложении, о порядке выполнения действий в задаче, о порядковом номере дома на некоторой улице. При этом в слово «порядок» вкладывают такой смысл: оно означает, какой элемент того или иного множества за каким следует ( или какой элемент какому предшествует).
17 слайд
В очереди за билетами в кино стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что:
1) Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега;
2) Володя и Олег не стоят рядом;
3) Саша не находится рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.
Кто за кем стоит?
18 слайд
Юра купит билет раньше, чем Миша, но позже Олега
Олег Юра Миша
19 слайд
Саша не находится ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.
Олег Юра Миша Саша
20 слайд
Володя не может стоять ни перед Олегом, ни после него и не может стоять ни перед Саше
Олег Юра Володя Миша Саша
21 слайд
На уроке физической культуры ребята разделились на команды. Учитель сказал команде девочек- Оле, Свете, Кате, Марине и Даше построиться по росту. Известно, что:
1) Даша ниже Кати, но выше Марины;
2) Оля выше Марины, но ниже Даши
3) Света стоит ни с Катей, ни с Дашей, ни с Олей рядом.
Кто за кем стоит?
22 слайд
Даша ниже Кати, но выше Марины
Катя Даша Марина
23 слайд
Оля стоит между Даше и Мариной
Катя Даша Оля Марина
24 слайд
Света не может стоять ни с Катей, ни с Дашей, ни с Олей рядом
Катя Даша Оля Марина Света
25 слайд
«Где же истина?»
Большинство задач такого типа строится по принципу: имеется одно, два или три множества людей. Представители одного из множества говорят только правду, представители другого множества говорят только ложь, а представители третьего множества могут говорить как правду, так и ложь. В задаче приводится несколько высказываний представителе трех указанных множеств. По этим данным и некоторой дополнительной информации, представленной в задаче, требуется установить истину.
При решение задач этого вида рационально поступать так: берётся одно из двух утверждений некоторого представителя группы людей и предполагается, что оно истинно. Если при этом рассмотрение утверждений других членов группы не приводит к противоречию, то мы приходим к выводу, что рассмотренное утверждение действительно истинно. Если же при рассмотрение утверждений других членов группы мы приходим к противоречию, то взятое нами за истинное утверждение одного из членов группы является ложным и, следовательно, второе его утверждение является истинным.
26 слайд
Три ученицы различных школ города Новосибирска приехали на отдых в один летний лагерь.
На вопрос вожатого, в каких школах Новгорода они учатся, каждая дала ответ:
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
Вожатая, удивленная противоречиям в ответах девочек, попросила их объяснить, где правда, а где ложь.
Тогда девочки признались, что в ответе каждой из них одно высказывание верное, а другое - ложное. В какой школе учится каждая из девочек?
27 слайд
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
28 слайд
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
29 слайд
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
30 слайд
Противоречие!!!
31 слайд
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
32 слайд
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
33 слайд
Маша: «Я учусь в школе № 24, а Света- в школе № 8»
Света: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 30»
Даша: «Я учусь в школе № 24, а Маша- в школе № 8»
34 слайд
Света учится в школе № 8 Маша - в школе № 30, Даша- в школе № 24.
35 слайд
Один из трёх известных в школе хулиганов (Миша, Стёпа или Юра) украл портфель ученицы.
В кабинете директора каждый из них сделал три заявления:
Миша: 1. Я не брал портфель.
2. В день кражи я ушел из класса на перемену.
3. Портфель взял Юра.
Степа: 1. Портфель взял Юра
2. Если бы я взял его, я бы не сознался.
3. У меня и так свой хороший портфель.
Юра: 1.Я не брал портфель
2. я давно ищу хороший портфель.
3. Миша прав, говоря, что он уходил на перемену.
В ходе следствия выяснилось, что из трех заявлений каждого хулигана два верных, а одно неверное. Кто украл портфель?
36 слайд
Портфель украл Миша!!!
1. Я не брал портфель.
2. В день кражи я ушел из класса на перемену.
3. Портфель взял Юра.
37 слайд
Противоречие!!!
38 слайд
Портфель украл стёпа!!!
Миша: 1. Я не брал портфель.
2. В день кражи я ушел из класса на перемену.
3. Портфель взял Юра.
Степа: 1. Портфель взял Юра
2. Если бы я взял его, я бы не сознался.
3. У меня и так свой хороший портфель.
Юра: 1.Я не брал портфель
2. я давно ищу хороший портфель.
3. Миша прав, говоря, что он уходил на перемену.
39 слайд
Миша: 1. Я не брал портфель.
2. В день кражи я ушел из класса на перемену.
3. Портфель взял Юра.
Степа: 1. Портфель взял Юра
2. Если бы я взял его, я бы не сознался.
3. У меня и так свой хороший портфель.
Юра: 1.Я не брал портфель
2. Я давно ищу хороший портфель.
3. Миша прав, говоря, что он уходил на перемену
40 слайд
Мог украсть!!!
41 слайд
Портфель украл Юра!!!
Один из трёх известных в школе хулиганов (Миша, Стёпа или Юра) украл портфель ученицы.
В кабинете директора каждый из них сделал три заявления:
Миша: 1. Я не брал портфель.
2. В день кражи я ушел из класса на перемену.
3. Портфель взял Юра.
Степа: 1. Портфель взял Юра
2. Если бы я взял его, я бы не сознался.
3. У меня и так свой хороший портфель.
Юра: 1.Я не брал портфель
2. Я давно ищу хороший портфель.
3. Миша прав, говоря, что он уходил на перемену.
42 слайд
Портфель украл Стёпа!!!
43 слайд
Решение логических задач - это не только очень увлекательный, но и полезный способ времяпрепровождения. Решая такие задачи, я расширила свой кругозор и развила логическое мышление. А еще- логические задачи- это хороший способ развития умственных способностей. Я научилась сама составлять логические задачи, просчитывать алгоритмы решения .
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В работе описаны разные типы логических задач. Приведены примеры и решения и их красочное оформление. Если вы ведете математический кружок или курсы логики для 5-6 класса, вам данная работа будет полезна.
Например, рассматриваются такие типы задач как:
-задачи на соответствие и исключение неверных вариантов;
-задачи на упорядочивание множеств;
-задачи о лгунах;
-турнирные задачи;
-числовые ребусы;
-игровые логические задачи;
-игры мудрецов.
Примеры задач от самых простых до сложных.
Решение логических задач - это не только очень увлекательный, но и полезный способ времяпрепровождения. Решая такие задачи, ученики расширяют свой кругозор и развивают логическое мышление. Логические задачи- это хороший способ развития умственных способностей.
6 665 220 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кулигина Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.