Главная / Биология / Презентация творческого проекта аттестации учителя

Презентация творческого проекта аттестации учителя

"Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская...
1.Сформировать у учащихся информационную компетентность. 2.Научить не просто ...
Цели современного образования с применением метода проектов как технологии *Р...
Мотивы Радость творчества, Самосовершенствование, Уверенность в себе, Получен...
Этапы работы над проектом Этапы 	Сроки реализации 	Основные виды работы Поиск...
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного про...
Виды проектов
Необходимость внедрения технологии проекта Для повышения качества учебно-восп...
Основные характеристики  проектного обучения
Реализация метода проектов позволяет сформировать следующие компетенции:
Метапредметная направленность проектной деятельности обеспечивает развитие ре...
Типы проектов
Проектно-исследовательская деятельность – одна из разновидностей проектных те...
Преимущества технологии проекта Именно проектное обучение обладает рядом преи...
Проект обеспечивает тесную связь теории и практики Поэтапная реализация проек...
Формы работы над проектом Для урока биологии наиболее оптимальна групповая фо...
ПРИМЕРЫ РАБОТ 1.Информационный проект – направлен на изучение, каких либо объ...
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ВЫВОДЫ 	Обобщая сказанное, можно придти к выводу, что применение проектно-исс...
ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Условия возникновения и становления опыта Ученик умеющий, творческий Компетен...
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 "Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская по
Описание слайда:

"Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская пословица) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19» ГОРОД НИЖНЕВАРТОВСК ХМАО-ЮГРА ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ Учитель биологии: Квятковская Надежда Прокофьевна

№ слайда 2 1.Сформировать у учащихся информационную компетентность. 2.Научить не просто зап
Описание слайда:

1.Сформировать у учащихся информационную компетентность. 2.Научить не просто запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике. 3.Сформировать коммуникативную компетентность. 4.Изменить отношение между учителем и учениками. Проблемы

№ слайда 3 Цели современного образования с применением метода проектов как технологии *Разв
Описание слайда:

Цели современного образования с применением метода проектов как технологии *Развитие активной, творческой личности способной самостоятельно приобрести новые знания и умения и способности к реорганизации их на практике. * Развитие способности к созидательной деятельности и сотрудничеству. * Толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. * Формирование высокого уровня правовой культуры.

№ слайда 4 Мотивы Радость творчества, Самосовершенствование, Уверенность в себе, Получение
Описание слайда:

Мотивы Радость творчества, Самосовершенствование, Уверенность в себе, Получение новых знаний и умений Статус учителя Помощник, советчик, консультант, старший друг

№ слайда 5 Этапы работы над проектом Этапы 	Сроки реализации 	Основные виды работы Поисково
Описание слайда:

Этапы работы над проектом Этапы Сроки реализации Основные виды работы Поисково-диагностический 2008-2009 г.г. -изучение теоретических основ проблемы; -разработка модели; -создание «банка» компетентностно- ориентированных заданий. Формирующий 2010 -2012 г.г. -апробирование модели; -мониторинг процесса и промежуточных результатов; -корректировка дальнейшей работы. Обобщающий 2012-2013 г.г. оценка эффективности модели; - анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

№ слайда 6 Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процес
Описание слайда:

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития  его в процессе создания под контролем учителя готовых продуктов деятельности имеющих практическую значимость.

№ слайда 7 Виды проектов
Описание слайда:

Виды проектов

№ слайда 8 Необходимость внедрения технологии проекта Для повышения качества учебно-воспита
Описание слайда:

Необходимость внедрения технологии проекта Для повышения качества учебно-воспитательного процесса: технология проекта помогает учащимся продуктивнее усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико-ориентированными. Проект позволяет моделировать обучение в зависимости от социального заказа, состава ученического коллектива, материально-технического оснащения школы и других факторов.

№ слайда 9 Основные характеристики  проектного обучения
Описание слайда:

Основные характеристики  проектного обучения

№ слайда 10 Реализация метода проектов позволяет сформировать следующие компетенции:
Описание слайда:

Реализация метода проектов позволяет сформировать следующие компетенции:

№ слайда 11 Метапредметная направленность проектной деятельности обеспечивает развитие ресур
Описание слайда:

Метапредметная направленность проектной деятельности обеспечивает развитие ресурсов личности

№ слайда 12 Типы проектов
Описание слайда:

Типы проектов

№ слайда 13 Проектно-исследовательская деятельность – одна из разновидностей проектных техно
Описание слайда:

Проектно-исследовательская деятельность – одна из разновидностей проектных технологий Цель её – развитие у учащихся важнейшего компонента оперативного освоения действительности: возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний. Исследовательская деятельность – один из способов личностно-ориентированного обучения. Проектно-исследовательская деятельность учителя помогает: активизировать личностный и педагогический потенциал; стимулировать изучение и анализ научной педагогической литературы; использовать интерактивные формы общения и обучения; сформулировать коллектив творческих единомышленников

№ слайда 14 Преимущества технологии проекта Именно проектное обучение обладает рядом преимущ
Описание слайда:

Преимущества технологии проекта Именно проектное обучение обладает рядом преимуществ, а именно: *позволяет ученику (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с разными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованиям; *и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки.

№ слайда 15 Проект обеспечивает тесную связь теории и практики Поэтапная реализация проекта
Описание слайда:

Проект обеспечивает тесную связь теории и практики Поэтапная реализация проекта позволяет: *чётко поставить проблему, цели и задачи, способы их реализации; *создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся; *создать ситуации успеха и сотрудничества. *Учитель вместе с учениками ставит задачу проблемного характера и указывает конечную цель работы на каждом этапе, что требует от учеников осмысления способов изучения, осмысления способов решения задачи, составления плана действий и самостоятельного его выполнения.

№ слайда 16 Формы работы над проектом Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма
Описание слайда:

Формы работы над проектом Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом. Реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочное время.

№ слайда 17 ПРИМЕРЫ РАБОТ 1.Информационный проект – направлен на изучение, каких либо объект
Описание слайда:

ПРИМЕРЫ РАБОТ 1.Информационный проект – направлен на изучение, каких либо объектов, явлений, процессов. При этом ребята изучают литературные источники, фотографируют, составляют отчеты, делают стенды. * «История развития медицины», * «Влияние вредных привычек», * «Рациональное меню школьника», * «Мои любимые животные – кошки», * «Экологические проблемы современности». 2.Исследовательский проект – предполагает использование специальных методик, анализ результатов, составление рекомендаций. Наши проекты: * «Влияние компьютера на здоровье человека», * «Всегда ли сладка «сладкая жизнь», * «Влияние энергетических напитков на человека», * «Влияние интерактивной доски на здоровье учащихся», * «Магнитные волны и здоровье» * «Биоритмы и здоровье», * «Пирсинг и здоровье». * «Косметика в жизни подростка». * «Кровь эликсир здоровья». 3.Практико–ориентированные проекты: * «Создание медиотеки учебных фильмов по биологии» * «Создание мультимедийных презентаций по теме».

№ слайда 18 РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

№ слайда 19 ВЫВОДЫ 	Обобщая сказанное, можно придти к выводу, что применение проектно-исслед
Описание слайда:

ВЫВОДЫ Обобщая сказанное, можно придти к выводу, что применение проектно-исследовательских технологий позволяет мне выйти на новый уровень образования, что проявляется в том, что мои ученики умеют свободно применять полученную ими информацию на практике и в разных учебных ситуациях в повседневной практике, Таким образом, учитывая опыт проектной деятельности и результаты диагностики можно сказать, что метод проектов действительно эффективен при формировании ключевых компетентностей.

№ слайда 20 ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Описание слайда:

ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

№ слайда 21 Условия возникновения и становления опыта Ученик умеющий, творческий Компетентно
Описание слайда:

Условия возникновения и становления опыта Ученик умеющий, творческий Компетентностный подход в образовании Стратегия передачи знаний и умений Стратегия обучения компетенциям Ученик знающий

№ слайда 22
Описание слайда:

Презентация творческого проекта аттестации учителя
  • Биология
Описание:

Проект аттестации учителя биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»,

город Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА, Тюменской области

 

 

 

 

Педагогический проект

 

«Метод проектов  как технология формирования ключевых компетентностей  при обучении биологии»

 

             

 

 

Выполнила:

 Квятковская Надежда  Прокофьевна,

учитель биологии МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №19»

 

 

г. Нижневартовск

2014

 

Оглавление

 

Содержание

 

Стр.

1.Титульный лист.

 

2.Краткая аннотация.

 

 

3.Обоснование необходимости проекта.

 

 

4.Цели и задачи проекта.

 

 

5.Основное содержание проекта.

 

6. Ресурсное обеспечение.

 

 

7.Партнеры.

 

8. Целевая аудитория.

 

 

9.План реализации проекта.

 

 

10.Ожидаемые результаты и социальный эффект

 

 

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

 

 

12. Литература

 

 

 

 

«Великая ценность образования  -                                                                                             это не знания, а действия»

Герберт Спенсер

2.Краткая аннотация проекта.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. В основу формирования компетенции личности  ложится такой результат образования, как ключевые компетенции, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью.

Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку:

*стимулирует практическую  деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;

*позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным.

Метод проектов не только создаёт естественную среду для формирования компетенций, но и обеспечивает:

*освоение новых способов деятельности на интегрированном содержании;

*появление опыта соорганизации  ресурсов для достижения цели;

Сегодня современный  высококвалифицированный, конкурентоспособный специалист должен уметь анализировать ситуацию на рынке труда,  действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений. А также обладать умениями и навыками  предпринимательской деятельности и использовать возможность самозанятости при поиске работы. Как  показывает практика, с развитием форм собственности изменяются и требования, предъявляемые к работникам на рынке труда. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и качество рабочей силы. Качествами специалистов, пользующихся особым спросом на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, творческий потенциал, профессиональная мобильность и гибкость, умение решать социально-профессиональные задачи, анализировать различные ситуации, владение приемами сотрудничества, умение управлять ресурсами, взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, быть готовым к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

Способность сконцентрировать и применить полученные знания, умения и опыт в конкретной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности. В этой связи главным результатом образования должны стать некие универсальные качества и характеристики, включающие результаты обучения, систему ценностей, побудительные силы к тому или иному виду деятельности, поведению, культурные обретения, взаимодействие с окружающей действительностью, так называемые компетенции.

3. Обоснование  необходимости проекта.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение развития общества. В результате школа должна  готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется  другое:  выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

В последние годы в развитых странах мира  активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной  Правительством  Российской  Федерации модернизации российского образования на период до 2010 г.  И проектом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года «Наша новая школа» основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции. Они формируются у школьников только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

 В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как:  способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур,  а также быть конкурентно способным.

Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся  становится  проектно – исследовательская и информационно – коммуникативная деятельность.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я  убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические  усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Считаю, что наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет использования новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках биологии приобретает проектная деятельность с элементами исследования.

Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,  во – первых,  в решение проблемной ситуации вовлекаются обучающиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;

во – вторых, применение различных способностей обучающихся (аналитических, художественных, когнитивных, коммуникативных и др.);

в – третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над  проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего  дела.

Работа  по реализации этой технологии, позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки  самообразования обучающихся.  Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объема работы, как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны стать главной целью метода проектной деятельности обучающихся как средства формирования ключевых компетенций на уроках биологии:

1.формировать и развивать творческие  способности ученика;

2.развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

3.создавать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

4.заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

5. развить у обучающегося  коммуникативные умения и навыки;

6.творчески осваивать материал по биологии:

7.умело применять знания в жизни на практике из различных областей науки.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Данный метод нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»[1].

Выбор метода проектов, в качестве дополняющего к традиционной форме обучения, обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов:

- метод проектов – это одна и образовательных технологий, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у учащихся ключевых компетентностей. Уникальность технологии состоит  в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем.

- метод проектов можно применять в классно-урочной системе обучения без больших организационных преобразований.

- метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

4.Цели и задачи проекта.

Моей целью является: оценить эффективность метода проектов при формировании компетентностей учащихся.

При этом я руководствуюсь следующей гипотезой: ключевые компетентности учащихся развиты слабо, поэтому использование метода проектов способствует повышению учебной активности учащихся и, как следствие,  формированию и развитию ключевых компетентностей.

Задачи.

Формировать у обучающихся  приемы и способы проектной  деятельности с элементами исследования, позволяющие им развивать ключевые компетентности,  ведущие к успешному выполнению проекта (исследования);

способствовать развитию коммукативных, рефлексивно – оценочных умений и навыков;

учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Цель и рабочая гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1)  Изучить теоретические основы проектной деятельности;

2) Разработать комплексную методику мониторинга учебной деятельности учащихся, которая позволит не только определить готовность учащегося к проектной деятельности, но и сможет оценить уровень сформированности той или иной компетентности;

 3) Апробировать данную технологию в практике преподавания биологии: разработать  и осуществить собственные учебные проекты;

 4) Оценить эффективность выбранной технологии.

5.Основное содержание проекта.

5.1История проектной деятельности

Говоря о методе проектов, нельзя упустить исторический аспект проектной деятельности. Основы проектной деятельности и соответствующая ей дидактика была заложена в середине 19 века учителем Джоном Дьюи в США, пытался перестроить современное ему школьное образование в школьную систему, обучающую «путем делания», т.е. по его мнению, ребенок мог приобретать полноценные знания и опыт только путем исследования проблемной области. Последователем дидактики Дж. Дьюи стал профессор педагогики Колумбийского учительского университета Уильям Херд Килпатрик, который провозгласил лозунг: «Все из жизни – все для жизни», по его определению, проект – это любая деятельность, выполненная «от всего сердца», в наше время уже ясно, что данная методика была не очень удачной, т.к. не была связана с процессом усвоения новых знаний.

Ярким примером использования методов проектов был эксперимент в одной из сельских школ штата Миссури, который организовал профессор Коллингс. Эта школа работала исключительно по методу проектов. Пр. Коллингс  выделили 4 вида проектов, «Проекты игр», «Экскурсионные проекты», «Повествовательные проекты», «Конструктивные проекты». Минус этого эксперимента состоял в том, что не всегда проектная деятельность была связана с процессом обучения, т.е. приобретением новых знаний и опыта.

В России метод проектов начал использоваться одновременно с зарубежными школами. Но использование "метода проектов" под руководством Станислава Теодоровича Шацкого в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения? Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

слабая  разработанность методики проектной деятельности;

неалгоритмизированность проектной деятельности[2].

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития, как за рубежом, так и в нашей стране. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, необходимо глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.

6.Ресурсное обеспечение.

6.1 Структура проекта      

По мнению  И.Т Тарасовой: «Проект - это 6 П» - проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио[3].

 Проблема

На первоначальном этапе происходит рассмотрение изначально неформализованной задачи, которую в дальнейшем предстоит решить учащимся. Здесь учителю необходимо заострить внимание учащихся на конечном продукте деятельности, показать значимость проекта, его целесообразность и дальнейшее применение, то есть результат выполненного проекта должен быть, что называется, "осязаемыми" [если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни)].

 Проектирование

Совместно с учащимися формулируем цели, которые предстоит достичь в ходе выполнения проекта. Учащиеся предлагают собственные идеи, высказывают предположения по реализации идей проекта. Происходит разбиение участников проекта на несколько групп, каждая из которых будет строить свою собственную деятельность. Важно четко сформулировать, каким образом, в дальнейшем, произойдет слияние результатов работы каждой из групп воедино, договориться о стандартах каждой из частей конечного продукта. Каким образом будут оформлены результаты деятельности. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способа представления результатов (формы отчета), установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач (обязанностей) между членами команды.

  Поиск информации

На данном этапе происходит сбор информации. Основными инструментами являются: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет роль наблюдателя за всеми участниками проекта, может косвенно руководить деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Каждая из групп занимается сбором материала, работает независимо от других групп. Главным является то, что учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, показывать более быстрый и правильный способ достижения цели. Учащиеся самостоятельно ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, привлекают для решения этих проблем знания из разных областей, учатся самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний  превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 Продукт

Оформление конечных результатов деятельности. Синтез полученных результатов каждой из групп. Формулирование выводов. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся. Учащиеся оформляют результаты своей деятельности Реализация частей, составляющих проект (оценка использования различных источников информации, планирования деятельности, применения различных эффектов).

 Презентация

Защита проектов в различных формах (устный отчет, письменный отчет, демонстрация материалов), коллективное обсуждение, экспертиза, выводы, подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок (Оценка внешнего вида проектной работы; оценка поставленных задач; оценка по защите проекта). Критериями оценки являются:

значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов проведенного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

 Портфолио. 

 Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий четыре блока: полный комплект проекта с приложениями (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки и пр.), доклад, тезисы, аннотация. Грамотно оформленная проектная папка позволяет: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным [4]проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме проектов.

5.3 Типология проектов

Для рациональной организации  работы необходимо понимать, что проекты бывают разные. Обычно при классификации учитываются типологические признаки, приведенные ниже (таблица 1).

Таблица №1. Типология учебных проектов.

 

Типологические признаки

Типы проектов

По доминирующей деятельности

Исследовательские

Поисковые

Творческие

Ролевые, игровые

Прикладные (практико-ориентированные)

Информационные (ознакомительно-ориентированные)

По предметно-содержательной области

Монопроекты

Межпредметные

 

По характеру контактов

Внутриклассные

Внутришкольные

Региональные

Международные

По количеству участников проекта

Индивидуальные

Парные

Групповые

По продолжительности выполнения проекта

Минипроекты

Краткосрочные

Средней продолжительности

Долгосрочные

 

 Психолого-педагогические условия проектирования

          Как сделать так, чтобы учащиеся занимались проектом, чтобы их работа не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?

Полная технология проектирования предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, совокупность которых позволяет создать самоорганизующуюся систему школьной жизни, организовать деятельность школьников от идеи до ее практического воплощения.

           Принцип абсолютной добровольности участия – предоставление возможности любому субъекту образовательного процесса принять участие в проектировании.

    Принцип личностного развития – проекты должны предусматривать возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации.

    Принцип управляемости – подразумевает четкую организацию, технологичность и подконтрольность процесса проектирования, требует понимания структуры процесса проектирования, выделения его этапов, отслеживания переходов с этапа на этап.                  

    Принцип целостности – установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы педагога и этапами проектирования.

Гарантия реализации проекта – владение психолого-педагогическими знаниями о творческом характере человеческой индивидуальности. Важно создать условия для проявления каждым познавательной и творческой активности на основе технически обеспеченных возможностей и саморегуляции деятельности, которые запускают механизмы самообразования и самовоспитания.

    Принцип культуросообразности – проявляется через нацеленность учебной техники на удовлетворение гуманистических, базовых потребностей человека в познании, общении, самореализации.

    Принцип мультикультурности – проектирование должно содержать возможности формирования культуры познания, досуга, изобретательства, эксплуатации технических средств, обращения с информацией.

    Принцип продуктивности – подразумевает полноценность участия обучающихся во всех жизненных процессах, интеграцию процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности.

     Принцип завершенности – доведение проекта до логического завершения.

     Принцип открытости – понимается как принципиальная незавершенность проекта, составляющая простор для «до» или «пере» -оформления проекта. Здесь проявляется сущность современной проектировочной процедуры, когда проект выступает как «текст, картина, требующая понимания, сопереживания Автора и его последователей»

7.Партнеры.

*учащиеся

*учителя

*родители

8.Целевая аудитория.

Для повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса, я использую проектный  метод, как в урочной, так  и во внеурочной  деятельности.

Для улучшения качества проектной деятельности (при формировании групп, при выборе степени сложности заданий,  формы  исследования) опираюсь на данные психолого-педагогической диагностики (Приложение 1) и учитываю результаты диагностики уровня

сформированности ключевых компетентностей учащихся в процессе проектной деятельности.

2) Роль учителя в проекте

Учитель, который решил использовать метод проектов в своей работе, должен осознать, что помимо, безусловно, положительных моментов, связанных с этой деятельностью, он столкнется с необходимостью тратить усилия и на собственное совершенствование.

В ходе выполнения проекта я одновременно выступаю в нескольких ролях:

специалиста по теории управления проектами;

куратора проекта;

руководителя проекта;

координатора ;

консультанта.

Считаю,  что учитель должен больше выступать в роли консультанта, тем самым помогать учащимся, как бы случайно направляя их действия в правильное русло. При этом акцент обучения делаю не на содержания учения как самоцель (что нужно сделать?), а на процесс применения имеющихся знаний (знать, как?).

Учитывая  мой опыт применения метода проектов, я побывала во всех ролях, просто сторона учителя в проекте, скорее всего, обусловлена типом проекта и тем,  какие взаимоотношения складываются у него с учениками.

Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний последнего, а учителю -  поднять свой квалификационный уровень, занимаясь подборкой методов, приемов и средств педагогического воздействия.

Для успешной реализации любого проекта учителю нужно научить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Мне, как учителю, необходимо постоянно развивать уверенность детей в своих силах, внушать им, что у них все получится, только лишь стоит попробовать. Только в этом случае дети подходят к окружающему их миру творчески, учатся понимать, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Отличительной чертой организации проектной деятельности является то, что в корне меняются отношения учитель-ученик:

ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно – трудовую деятельность;

ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения – учитель партнер;

Ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Учитель должен стремиться к возможности непосредственного обмена результатами труда между учащимися, что создает благоприятные условия для их активного включения в учебный процесс, рождается новое отношение к предмету.

9.План реализации проекта.

Этапы

Сроки

 реализации

Основные виды работы

Поисково-диагностический

2008-2009 г.г.

-изучение теоретических основ проблемы;

-разработка модели;

-создание «банка» компетентностно- ориентированных заданий.

Формирующий

2010 -2012 г.г.

-апробирование модели;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Обобщающий

2012-2013 г.г.

оценка эффективности модели;

- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

 

 Классно-урочная система

 Проекты  на уроках биологии

Урок – одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности. Ежедневно наблюдаемый учеником исследовательский подход в работе формирует и укрепляет в нем мотивацию учебной деятельности как исследовательской. Причём, не у отдельных учащихся, предрасположенных к ней, а у большинства из них. Биология, как наука, даёт прекрасные возможности актуализировать вопросы сохранения здоровья, привлечь внимание  к проблемам экологии.

Для более продуктивного формирования исследовательских навыков я выбрала УМК В.В.Пасечника.  Данный УМК помогает  развивать способности учащихся в использовании различных источников информации, в осознании сущности целостного отношения к миру, осуществлении профессионального выбора с учётом собственных интересов и возможностей в новой коммуникативной среде.  Эта авторская линия использует  принцип построения обучения  и перехода над проектом государственной программы Российской Федерации «Развитие образования до 2020 года, «Наша новая школа»  который,   обеспечивает базовый уровень.

На уроках я стараюсь применять разные типы проектов, в частности творческие, практико-ориентированные, информационные,  исследовательские.

В качестве основных методов исследования на уроках  использую наблюдение  и опыт.

Например, при выполнении лабораторной работы «Изучение препаратов крови лягушки и человека» перед ребятами ставится задача выявить особенности строения эритроцитов человека в связи с выполняемой ими функцией; определить направления эволюции эритроцитов у позвоночных животных. 

С целью формирования информационной компетентности и компетентности решения проблем в конце работы учащиеся обобщают полученные результаты и делают вывод: строение эритроцитов идеально соответствует выполняемой ими газовой функции. Благодаря мелким размерам, двояковогнутой форме, отсутствию в зрелых клетках ядер эритроциты связывают большое количество кислорода и поставляют его тканям.

Для того чтобы учащиеся во время наблюдений могли правильно увидеть существенные особенности изучаемого объекта, им дается исследовательское задание. Я же предварительно или параллельно с наблюдением сообщаю минимум опорных заданий, без которых полученные знания учащихся не смогут быть достаточно сознательными. Но смысл исследовательских наблюдений состоит в том, чтобы в информации, сообщаемой учителем, не содержалось тех знаний, которые учащиеся смогут получить сами.

Успех наблюдения как метод изучения предметов и явлений зависит от правильно поставленной цели. Поэтому я считаю, что необходимо   четко сформулировать цель наблюдения. Чаще всего мы это делаем вместе с учащимися, что ведет к формированию компетентности постановки проблемы.

Хорошо организованные наблюдения и практические работы содействуют умственному развитию учащихся. Каждая работа, в основе которой лежит наблюдение, заканчивается отчетным заданием, которое  выполняется учащимися в письменном или устном виде. Например, в 6-м классе при изучении темы «Значение процессов выделения у растений» по итогам наблюдения за изменениями деревьев осенью, учащиеся  описывают в отчете, на  каких деревьях раньше других пожелтели листья, какие виды деревьев первыми сбросили листву. Это помогает учащимся окончательно уточнить и осмыслить проведенные наблюдения, а учителю - осуществить контроль над качеством их выполнения

Кроме метода наблюдения, в развитии исследовательских умений учащихся я использую опыт как метод исследования. Преимущество опыта перед наблюдением заключается в том, что экспериментатор произвольно вызывает явление, изменяет условия наблюдения и этим самым имеет возможность глубже вникнуть в причину явлений.

Проводимые опыты я подразделяю на иллюстративные и исследовательские. В 6-м классе  в теме «Воздействие человека на природу» я предлагаю проведение следующего иллюстративного опыта: «Определение поражения ткани листа или хвои сосны при антропогенном загрязнении воздушной среды». Но этот,  же опыт может стать исследовательским, если предложить учащимся сравнить пораженные листья с различных деревьев.

Я пришла к выводу, что содержание знаний, получаемых из опытов, не меняется в зависимости от способа их применения – путем демонстрации или самостоятельного проведения учащимися. Поэтому один и тот же опыт, например действие ферментов слюны на крахмал, может быть исследовательским или иллюстративным и при демонстрации, и при самостоятельном его проведении школьниками.

Но наблюдения, получаемые в опыте результатов, и выводы обязательно должны проводиться совершенно самостоятельно. При этом условии опыт оказывает наибольшее воздействие на формирование необходимых понятий.

Вот, например, как можно организовать работу по наблюдению за работой сердца в 8 классе в теме «Движение крови по сосудам». Перед учащимися на уроке была поставлена задача -  определить, как меняется работа сердца при разных состояниях организма. Учащимся предложили выяснить это по пульсу, после чего им было продемонстрировано, как это сделать. На экране я спроектировала часы  с секундной стрелкой, а на доске написано задание: определить пульс в покое, сидя, затем стоя, после десяти приседаний и через две и пять минут после нагрузки; объяснить значение для организма изменения работы сердца.

Самонаблюдения играют большую роль в формировании понятий о строении, функциях и гигиене органов. Практическая проверка на себе заставляет учащихся глубоко осмысливать многие теоретические положения и лучше их запоминать.

Не менее важно для формирования творческой активности учащихся  и продумывание соответствующих форм домашней работы, чтобы она способствовала не только закреплению изученного учебного материала, но  и развитию навыков самостоятельной исследовательской работы над значительными темами, например: «Определение остроты слуха», «Составление рациона питания» и др.

Практико-ориентированные проекты нацеливают деятельность участников проекта на четко обозначенный конечный результат. Причем  этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, игра, программа действий, проект закона, справочный материал, задачник, терминологический словарь и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. В практико-ориентированных проектах следует обозначать результат в начале проектной деятельности, а по окончании проекта получить конкретный проект.

В таких проектах  я использую портфолио проекта , в котором находятся документы, определяющие функции каждого участника проекта, направляющие деятельность рабочих групп.

Примером прикладного проекта может послужить озвучивание  фильма «Строение слухового анализатора или путь звуковой волны». На этапе введения в тему, учащимся демонстрируется фильм без звука. После просмотра фильма они формулируют проблему, что информации о строении слухового анализатора была не полной, так как они не слышали. Поэтому перед ребятами ставится цель: озвучить фильм, самостоятельно изучив тему по группам, используя при этом материалы портфолио проекта. Презентуя продукт, руководители каждой группы озвучивают фильм, рассказывая о том, из каких частей состоит слуховой анализатор, и как происходит передача звуковой волны по этим частям.

При изучении  темы  «Зрительный анализатор» ребята готовили мультимедийную презентацию по готовому шаблону, который я им предоставила. Класс распределился на три группы: первая группа изучала эволюцию зрительного анализатора, вторая – строение и функции, третья – заболевания органов зрения, их профилактика и лечение. В ходе изучения учащиеся создавали слайды, которые потом были объединены  в общую презентацию. Первая и третья группа работала в основном с Интернет-ресурсами, так как в учебнике данные вопросы представлены очень кратко, а основная группа, изучавшая строение и функции органов зрения, работала с учебником, барельефной и разборной моделями зрительного анализатора.

В седьмом классе, учащимся очень трудно запоминать все термины курса, поэтому на уроках мы решили фиксировать все неизвестные термины и находить им определения в различных источниках, так как не всегда определения терминов приводятся в тексте учебника. Рабочая группа оформляет эти результаты в единый документ. Ребятам было важно то, что не только они смогут пользоваться данным справочником, но и другие учащиеся, которые столкнуться с той же проблемой, что и они.

Все эти проекты  - универсальны, их можно применять при изучении любой темы, и в любом классе.

С шестиклассниками мне нравится организовывать творческие проекты, ребята с интересом подходят к вопросам оформления и жанра работы.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, пр.).  Учителю в этом проекте необходимо задавать жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

У ребят неплохо получились такие продукты творческого проекта, как сказки о строении растения «Добрый и злой», «Поспорили однажды корень, стебель и лист», «Цветок Роза».

Немаловажную роль в организации проектной деятельности играет и оснащение кабинета биологии. В настоящий момент кабинет биологии  оборудован компьютерами, мультимедийным проектором. Для повышения наглядности  широко применяю информационно-компьюторные технологии, при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ, для индивидуализации обучения. Применяю самостоятельно разработанные  уроки с использованием таких графических редакторов  как, Paint, Power Point, при этом обучение носит активно-деятельностный, проектный характер.

Практикую уроки, направленные на развитие у учащихся навыков  самостоятельного целенаправленного поиска учащимися информации в Интернете, её обработке и анализе.

10.Ожидаемые результаты.

Эффективность применения метода проекта на уроках биологии

В рамках проектной деятельности  выбран единый подход к ключевым компетенциям, разработаны рекомендации по внедрению метода проектов и создаются условия, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.

Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.

Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся конкретизированы в критериях для оценки (Приложение 3).

Оценочные бланки  позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию (Приложение 4). При этом учитывается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом.

Методы диагностирования – наблюдение, анализ проектного портфолио.

Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося. Поэтому помимо оценочных бланков я составляю сводные таблицы по классу по итогам входной диагностики и итоговой. Это помогает мне составить целостную картину об уровне сформированности ключевых компетентностей у всех обучающихся.

  Данная таблица позволяет отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения. При этом оцениваю ребенка с самим собой, а не с другими учащимися класса.

В работе результаты представлены только средними баллами в виде графиков. Проанализировав графики, можно сделать вывод, что в большей степени у учащихся сформированы компетентности в решении проблем. К западающим проблемам  в формировании ключевых компетентностей относится уровень сформированности информационных и коммуникативных компетентностей. А именно - обработка информации, письменная и продуктивная коммуникация.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

Решение

проблем

Работа с

информацией

Коммуникация

Средний балл по

классу

Результаты диагностики 5 "Б" класса

Средний балл

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

3,6

3,7

3,8

3,9

4

4,1

4,2

4,3

4,4

4,5

Решение

проблем

Работа с

информацией

Коммуникация

Средний балл по

классу

Результаты диагностики

8

"

Б

"

класса

Средний балл

Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности ключевых компетентностей, можно сделать следующие выводы:

учитывая средний балл по классу, практически все учащиеся обладают тем набором ключевых компетентностей, который соответствует их возрастной группе;

согласно оценочным таблицам по классам, следует обратить внимание на тех учащихся, у которых уровень сформированности ключевых компетентностей ниже заданного по возрасту уровня;

особое значение следует придавать повышению уровня сформированности информационной компетентности, так как во всех классах уровень сформированности данной компетентности значительно ниже среднего.

Разработать  с другими учителями - предметниками комплекс действий по повышению уровня сформированности ключевых компетентностей. Метод проектов во внеурочной деятельности

Метод проектов во внеурочной деятельности привлекателен тем, что существует возможность реализации более продолжительных по времени проектов. Я использую метод проектов на  элективных курсах, индивидуальных занятиях по программе «Одаренные дети».

Виды учебных  проектов достаточно разнообразны:

В 2008-2009 учебном году на элективном курсе «Основы медицины» учащимися  был подготовлен проект «Здоровье школьника». Это годовой проект, и для того чтобы реализовать его, учащиеся разбились на несколько групп для выполнения более «мелких» проектов, таких как:  «Влияние расписания на  усвоение учебного материала», «Мониторинг физического развития учащихся»,  «Определение типов темпераментов», «Оценка уровня здоровья учащихся» и др. Этот проект рабочая группа отправила на  «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»  2008».  Примерами творческих проектов являются «Мои любимые кошки», «Незабываемый сон»,  Ученицу  10 класса   очень заинтересовала тема  «Косметика в жизни подростка» представлена на слете научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска в 2009» сертификат участника, В 2010 году ученица  10 класса выполнила проект на тему «Биоритмы и здоровье». Который принес успех – диплом  II степени на XVII Студенческой научно-практической конференции, ученицы 8 класса заинтересовались темами проектов «Влияние компьютера на здоровье человека» и  «Влияние энергетических напитков на человека»  также увенчались успехом  V Межрегиональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира»,  получены дипломы I  и III степени, многие проекты учащихся отправлялись на конкурс  общероссийского  фестиваля педагогических идей «Открытый урок 2011-2012», это: «Влияние интерактивной доски на здоровье учащихся»,   «Магнитные волны и здоровье», «Пирсинг и здоровье» получен диплом за представление опыта и диплом участника,  «Всегда ли сладка «сладкая жизнь»,«Кровь», в частности  вопрос:  «Может ли зависеть здоровье человека от группы крови», позже она  самостоятельно определила тему -  « Кровь – эликсир здоровья».

На кружке элективных курсах  была подготовлена презентации: «Влияние вредных  привычек»,  «История развития медицины», «Рациональное меню школьника», «Экологические проблемы современности», статья в школьную газету «Режим дня школьника».

Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения - изменение в функции знаний и способов организации процесса их условия.

Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений.

11.Перспективы дальнейшего развития проектной деятельности.

Обобщая сказанное, можно придти к выводу, что применение проектно-исследовательских технологий позволяет мне выйти на новый уровень образования, что проявляется в том, что мои ученики умеют свободно применять полученную ими информацию на практике и в разных учебных ситуациях в повседневной практике,

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат учителя (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию совместной деятельности педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе, также следует разработать  с другими учителями - предметниками комплекс действий по повышению уровня сформированности ключевых компетентностей. Особое значение следует придавать повышению уровня сформированности информационной компетентности, так как во всех классах уровень сформированности данной компетентности значительно ниже среднего. Также следует обратить внимание на тех учащихся, у которых уровень сформированности ключевых компетентностей ниже заданного по возрасту уровня.

Таким образом, учитывая опыт проектной деятельности и  результаты диагностики можно сказать, что метод проектов действительно

эффективен при формировании ключевых компетентностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2003 г.

2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.

4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 57 с.

5. Методология учебного проекта. Материалы городского методич5еского семинара. М., 2001.- 144с.

6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000. С. 171.

8. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. С.121.

9. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2003. – 110с.

10. Полат  Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

11. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – с.-Петербург, 1996г.

12. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное об-разование", 1998г.

13. Столяренко  Л.Д. Педагогика – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

 

Ресурсы Интернета: 


http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4272

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com

http://www.ucheba.ru/referats/26760.html

www.mega.educat.samara.ru.

http://schools.keldysh.ru/labmro/peds/listok.htm

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

http://www.mec.tgl.ru/intel/

http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

http://www.sibuch.ru/article.php?no=640

http://www.sch982.ru/modules/myarticles/1.html

http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html

http://www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&tmpl=com

 

 

 

 

 

 

 


[1] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. С.121.

[2] Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие, - Омск: Изд-во ОмГУ

 

[3] О структуре проекта на bg-prestige.narod.ru

[4] Столяренко  Л.Д.  Педагогика.

Автор Квятковская Надежда Прокофьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1732
Номер материала 22583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓