Главная / Начальные классы / Презентация сообщения для семинара по теме: «Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии»

Презентация сообщения для семинара по теме: «Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии»

Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии Киселева ...
Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология.
Виды контроля Контроль - неотъемлемая часть обучения. Три основных вида контр...
Предварительный контроль Назначение предварительного контроля состоит в устан...
Пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к и...
Текущий контроль Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратн...
Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметивши...
На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обу...
Исследование чешского психолога В.Кулича показали , что потребность ученика ...
Правильно организованный контроль способствует повышению интереса к учению. ...
Итоговый контроль Итоговый контроль используется для оценки результатов обуче...
Цели обучения и итоговый контроль. Цели необходимо формулировать на языке зад...
Задачи, составляющие цели обучения, определяют и содержание итогового контро...
2.Надежность контроля понимается как устойчивость результатов, получаемых пр...
Литература. Карпов Ю.В , Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного разви...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии Киселева Т.А
Описание слайда:

Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии Киселева Т.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ№12» Г.Кунгур Пермский край

№ слайда 2 Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология.
Описание слайда:

Н.Ф.Талызина. Педагогическая психология.

№ слайда 3 Виды контроля Контроль - неотъемлемая часть обучения. Три основных вида контроля
Описание слайда:

Виды контроля Контроль - неотъемлемая часть обучения. Три основных вида контроля : Предварительный контроль Текущий контроль Итоговый контроль

№ слайда 4 Предварительный контроль Назначение предварительного контроля состоит в установл
Описание слайда:

Предварительный контроль Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния познавательной деятельности. Надо помнить о принципе доступности и уметь применять этот принцип при формировании вполне определенных видов познавательной деятельности и при организации усвоения конкретных знаний. При организации процесса усвоения знаний необходимо учитывать исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного учащегося. Усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся: наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. При этом важно установить наличие не только предметных знаний и умений, но и логических. Учащиеся должны также владеть целой системой логических операций.

№ слайда 5 Пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исхо
Описание слайда:

Пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения. Если учащиеся не умеют включаться в работу по речевой инструкции, а обучение требует этого постоянно, то процесс усвоения не сможет достичь намеченной цели. Надо помнить о принципе педагогики: последовательности обучения. Своевременная коррекция исходного уровня познавательной деятельности учащихся предполагает другие организационные формы учебной деятельности: индивидуальную работу с учителем или с компьютером, который, при наличии хорошей программы, может не только проконтролировать исходный уровень познавательной деятельности каждого учащегося, но и довести его до необходимых показателей.

№ слайда 6 Текущий контроль Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной
Описание слайда:

Текущий контроль Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого. Пооперационный контроль важен потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, тут же исправлять их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия.

№ слайда 7 Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся
Описание слайда:

Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов. Без него невозможно обеспечить формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся Обратная связь должна нести следующую информацию: а) выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено; б) правильно ли его выполняет; в)соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

№ слайда 8 На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучаю
Описание слайда:

На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающих этапах — сам обучаемый. Важный вопрос-частота контроля со стороны учителя зависит от этапа усвоения. Требования к организации контроля: 1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным. 2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим за каждым выполняемым заданием. 3. В конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок.

№ слайда 9 Исследование чешского психолога В.Кулича показали , что потребность ученика в к
Описание слайда:

Исследование чешского психолога В.Кулича показали , что потребность ученика в контроле и его объективная необходимость не всегда совпадают. Он описал 4 ситуации: 1) учащийся уверен в правильности своих действий, и они объективно являются правильными; потребности в контроле не испытывает; 2) учащийся не уверен в правильности своих действий, но они объективно являются правильными; учащийся испытывает потребность в контроле; 3) учащийся уверен в правильности своего ответа и поэтому не стремится к его проверке, но ответ ошибочный; 4) учащийся не уверен в правильности своего ответа, испытывает потребность в контроле, ответ ошибочный. Таким образом, при правильной организации контроля ученик должен иметь возможность проконтролировать себя каждый раз, когда у него есть в этом потребность.

№ слайда 10 Правильно организованный контроль способствует повышению интереса к учению. Сис
Описание слайда:

Правильно организованный контроль способствует повышению интереса к учению. Систематический контроль за усвоением и своевременное внесение соответствующих корректив в этот процесс - одно из важнейших условий эффективного усвоения знаний.

№ слайда 11 Итоговый контроль Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения
Описание слайда:

Итоговый контроль Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой . В.П.Беспалько выделяет 4 уровня усвоения знаний - уровень узнавания -уровень воспроизведения -уровень применения знаний в привычных условиях -уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний)

№ слайда 12 Цели обучения и итоговый контроль. Цели необходимо формулировать на языке задач.
Описание слайда:

Цели обучения и итоговый контроль. Цели необходимо формулировать на языке задач. 1. Для изучения нового материала учитель определяет задачи, при решении которых этот материал будет использоваться учащимися. Другими словами, учитель должен знать, для чего ученикам нужны данные знания. 2. Каждая задача требует для своего решения определенных познавательных действий, умений. Следовательно, с помощью задач можно установить, в каких познавательных действиях ученик должен уметь использовать данные знания. 3. Указать, какими качествами должны обладать выделенные познавательные действия и входящие в них знания (в какой форме должны научиться выполнять их учащиеся, с какой скоростью, в каких пределах, т. е. с какой мерой обобщенности, и т.д.).

№ слайда 13 Задачи, составляющие цели обучения, определяют и содержание итогового контроля.
Описание слайда:

Задачи, составляющие цели обучения, определяют и содержание итогового контроля. Требования к итоговому контролю 1.Валидность контроля 2.Надежность контроля Валидность - это соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Валидность должна касаться как предметных знаний, так и видов (приемов) познавательной деятельности. Два вида валидности 1.Содержательная валидность связана с предметными знаниями. В соответствии с ее требованиями в контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание данного учебного предмета 2. Функциональная валидность' может быть раскрыта как соответствие контрольного задания тому познавательному действию, которое подлежит контролю.

№ слайда 14 2.Надежность контроля понимается как устойчивость результатов, получаемых при п
Описание слайда:

2.Надежность контроля понимается как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле. Оценка результатов итогового контроля Объективность и обоснованность оценки возможны при следующих условиях: 1. Учет всех характеристик знаний и умений, которые предусмотрены целью обучения и которые должны, следовательно, контролироваться. 2. При контроле той или иной характеристики усвоения, при одних и тех же целях обучения и одних и тех же результатах контроля (например, при равном количестве правильных решений равнозначных задач) выставляется одно и то же количество баллов. Оценка по предмету всегда должна быть оценкой уровня усвоения учеником знаний по этому предмету.

№ слайда 15 Литература. Карпов Ю.В , Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития
Описание слайда:

Литература. Карпов Ю.В , Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. – М. , 1989. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе – М., 1983.-С. 3 -37. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды. – М., 1989 –С. 218-220.

Презентация сообщения для семинара по теме: «Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии»
  • Начальные классы
Описание:

Презентация сообщения для семинара по  теме: «Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии» . Презентация предназначена для учителей начальных классов.

      Материал был взят из книги Нины Федоровны Талызиной «Педагогическая психология».

      В презентации дается понятие контроля и рассматриваются три  основных вида контроля: предварительного, текущего и итогового.  Раскрываются значение, принципы, коррекция, требования к организации каждого вида контроля. Предложен список используемой литературы.

Автор Киселева Татьяна Александровна
Дата добавления 18.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 252
Номер материала 54313
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓