Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика".

Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика".

Скачать материал
Скачать материал "Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика"."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языкуФОНЕТИК...

    1 слайд

    Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку


    ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.
    (5 класс)
    Выполнила:
    Учитель МОУ СОШ № 32
    Приокского района
    г. Нижнего Новгорода
    Ермакова Г. И.

    - 2010 -

  • Тематическое планирование раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика» в 5 классе(Р...

    2 слайд

    Тематическое планирование раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика» в 5 классе
    (Русский язык: учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006
    Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М: Просвещение, 2006).
    Обучающие цели: дать учащимся правильное представление о звуковой системе русского, добиться чёткого разграничения учащимися звуков и букв; формировать и совершенствовать приёмы звуко-буквенного разбора, познакомить с важнейшими нормами русского литературного произношения.
    Развивающие цели: развивать познавательную деятельность учащихся, внимание, наблюдательность, навыки анализа языкового материала, навыки логического мышления, анализа, синтеза, систематизации материала, развивать речевой слух и чувство красоты звучания русской устной речи.
    Воспитывающие цели: воспитать трудолюбие, самодисциплину, речевую культуру школьников, культуру устной и письменной речи, воспитывать интерес к русскому языку.

    Основные методы и приёмы: репродуктивный метод(слово учителя, работа с учебником), частично-поисковый(выборочные, объяснительные диктанты, сопоставление звуков и букв, тестирование, комплексный анализ текста, игра в слова).

    Внутрипредметные связи: синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

  • Урок 1. Фонетика. Звуки и буквы.
Цель: дать понятие о новом разделе языкознан...

    3 слайд

    Урок 1. Фонетика. Звуки и буквы.
    Цель: дать понятие о новом разделе языкознания – фонетике; дать общее представление об образовании звуков речи, о различии звуков и букв; познакомить с частичной транскрипцией.
    Урок объяснения нового материала.
    Урок 2. Гласные и согласные звуки.
    Цели: закрепить умение различать буквы и звуки, дать понятие и закрепить изучение о гласных и согласных звуках, обозначении звуков знаками транскрипции.
    Комбинированный урок.
    Урок 3. Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
    Цели: познакомить учащихся с позиционным чередованием звуков, формировать умения различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции.
    Комбинированный урок.
    Урок 4. Согласные твёрдые и мягкие.
    Цели: показать различие между твёрдыми и мягкими согласными; научить различать их на слух, познакомить учащихся с понятием «парные – непарные согласные» (по твёрд./мягк.)
    Комбинированный урок.
    Урок 5. Согласные звуки звонкие и глухие.
    Цели: 1) повторить сведения о звонких и глухих согласных; 2) познакомить учащихся с понятием «парные – непарные» (по глухости/звонкости); 3) формировать умение различать сильную и слабую позицию согласных.
    Комбинированный урок.
    Урок 6. Графика. Алфавит.
    Цели: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке; повторить алфавит, закрепить умение пользоваться алфавитом, закрепить умение различать звук и букву.
    Комбинированный урок.
    Урок 7. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
    Цели: 1) познакомить учащихся с обозначением мягкости согласных (с помощью Ь и без него); 2) вспомнить функции Ь; 3) повторить правописание Ь на конце существительных после шипящих и в глаголах. Комбинированный урок.

  • Урок 8. Правописание буквосочетаний с Ч и Щ.
Цели: 1) познакомить с п...

    4 слайд


    Урок 8. Правописание буквосочетаний с Ч и Щ.
    Цели: 1) познакомить с правописание буквосочетаний с Ч и Щ; 2) закрепить сведения о функциях Ь; 3) повторить известные учащимся способы обозначения мягкости согласных.
    Урок комбинированный.
    Урок 9. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
    Цели: 1) познакомить учащихся с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и два звука; 2) повторить твёрдые и мягкие согласные, правописание разделительного Ъ и Ь.
    Урок комбинированный.
    Урок 10. Орфоэпия.
    Цели: познакомить учащихся с новым для них разделом науки о языке, правилами произношения слов, показать важность ударения в слове.
    Урок комбинированный.
    Урок 11. Фонетический разбор слова.
    Цели: познакомить учащихся с порядком фонетического разбора слов, закрепить умение разграничивать звук и букву.
    Урок комбинированный.
    Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия».
    Цели: 1) повторение знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы «Фонетика. Орфоэпия»; 2) закрепить изученное о звуках и буквах русского языка.
    Урок обобщения и систематизации изученного.
    Урок 13. Тестирование.
    Цели: проконтролировать знания, умения, навыки (ЗУН) по теме «Фонетика. Орфоэпия».
    Урок контроля знаний.

  • Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». 
Цели: 
обучающая: 1) повтор...

    5 слайд

    Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия».
    Цели:
    обучающая: 1) повторение знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы «Фонетика. Орфоэпия»; 2) закрепление изученного о звуках и буквах русского языка;
    развивающая: развитие познавательных интересов, развитие умения творчески мыслить, играть; развитие звуковой культуры речи учащихся;
    воспитывающая: воспитание интереса к русскому языку через занимательную форму урока, воспитание дисциплины, внимания, наблюдательности, взаимовыручки.
    Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
    Вид урока: урок-игра.

  • СТРАНА ФОНЕТИКА
Посёлок Звуки речи Город  АлфавитПик  Фонетический разбор...

    6 слайд

    СТРАНА
    ФОНЕТИКА


    Посёлок Звуки речи
    Город Алфавит
    Пик
    Фонетический разбор
    Весёлый привал
    долина Орфоэпия
    ъ
    ь
    река
    Привал
    Оценка

  • С.Я. Маршак
Дыхание свободно в каждой гласной 
В согласных прерывается на миг...

    7 слайд

    С.Я. Маршак

    Дыхание свободно в каждой гласной
    В согласных прерывается на миг…
    И только тот гармонии достиг,
    Кому чередованье их подвластно,
    Звучат в согласных серебро и медь.
    А гласные тебе даны для пенья.
    И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
    Иль даже продышать стихотворенье.
    - Что такое фонетика?
    Какие звуки речи мы знаем?
    Что говорится в данном стихотворении об образовании гласных звуков?
    Что означает фраза «дыхание прерывается на миг»?

  • посёлок «ЗВУКИ РЕЧИ»[о][а][у][э][ы][и][б] 
[б’][в]
[в’][г]
[г’][з]
[з’][д]
[д...

    8 слайд

    посёлок «ЗВУКИ РЕЧИ»
    [о]
    [а]
    [у]
    [э]
    [ы]
    [и]
    [б]
    [б’]
    [в]
    [в’]
    [г]
    [г’]
    [з]
    [з’]
    [д]
    [д’]
    [ж]
    [п]
    [п’]
    [ф]
    [ф’]
    улица Согласные

    улица Гласные
    [л]
    [к]
    [к’]
    [с]
    [с’]
    [т]
    [т’]
    [ш]
    [х]
    [х’]
    [щ’]
    [ч’]
    [ц]
    [л’]
    [м]
    [м’]
    [н]
    [н’]
    [р]
    [р’]
    [j’]

  • Прояви смекалку  С глухим траву она срезает, 
  Со звонким все листочки объед...

    9 слайд

    Прояви смекалку
    С глухим траву она срезает,
    Со звонким все листочки объедает.

    C глухим шипящим круглый, как мячик
    Со звонким, как огонь горячий.

  • С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар, Со звонким на конце...

    10 слайд



    С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар,
    Со звонким на конце он значит то же, что «не стар».

    С глухим согласным наливаюсь в поле,
    Со звонким – сам звеню в раздолье.

  • Задания командам: 
1. В каком из слов есть звук [ж]? 
Ложка, падеж, ложбина...

    11 слайд

    Задания командам:
    1. В каком из слов есть звук [ж]?
    Ложка, падеж, ложбина

    2. В каком слове есть звук [ф]?
    Кровь, правда, подковка

    - Чем отличаются звуки [ф], [ф’]?

    1. Сколько раз встречается звук [з] в предложении?
    Зина обратилась с просьбой к Лизе.

    2. Сколько мягких согласных звуков в данном предложении?
    Не трудиться, так и хлеба не добиться.

    1. Найдите твёрдые согласные в скороговорке:
    Летели лебеди за лебедятами.

    2. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
    Документ подписан директором.


  • 1. Я с [л’] смягчённым под землёй, 
    Бываю каменный и бурый, 
    А с твёр...

    12 слайд

    1. Я с [л’] смягчённым под землёй,
    Бываю каменный и бурый,
    А с твёрдым – в комнате любой,
    В геометрической фигуре.
    2. С твёрдым [л] я на стене,
    Книги, например, на мне,
    Но как только Л смягчите –
    Сразу в танец превратите.

  • Река (на мосту стоят Ъ и Ь знак)Ольга Высотская «Мягкий знак».
Он очень вежли...

    13 слайд

    Река (на мосту стоят Ъ и Ь знак)
    Ольга Высотская «Мягкий знак».
    Он очень вежлив,
    Мягкий знак.
    Не любит споров он и драк.
    Он всем старается помочь.
    Он в слове мать и в слове дочь.
    И в тихом лунном
    Слове ночь.
    Чтоб никого не огорчить,
    Он всё старается смягчить:
    Отрежь – отрежьте!
    Поешь – поешьте!
    Исправь – исправьте!
    Оставь – оставьте!
    Так мягко просит мягкий знак,
    Что отказать нельзя никак.

    - Найти фонетические неточности в стихотворении.
    1 команда. Выпишите слова, в которых Ь служит для смягчения.
    2 команда. Выпишите слова, где Ь находится после шипящих.

  • 14 слайд

  • Город Алфавит 1. Что такое алфавит и почему он так называется? 
2. Сколько бу...

    15 слайд

    Город Алфавит
    1. Что такое алфавит и почему он так называется?
    2. Сколько букв в русском алфавите?
    1. Кто создал азбуку для славян?
    2. Зачем нужен алфавит?
    1. В чём особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
    2. Когда они обозначают два звука?
    Е, Ё,Ю,Я
    Двойная роль букв
    обозначают мягкость согласных

    обозначают 2 звука
    Е – [Й’Э] Ё – [Й’О] Ю – [Й’У] Я – [Й’А]
    Если стоят:
    В начале
    слова
    2. После
    Ъ и Ь
    3. После
    гласных
    (если стоят после согласных)
    Пр. пол - пел
    [п-п’]
    Пр. яма [й’ама]
    лью [л’й’у]
    поёт [пай’от]

  • Буквы алфавита- Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не алф...

    16 слайд

    Буквы алфавита
    - Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не алфавит?
    - Назовите буквы по алфавиту.

    Москва, Саратов, Санкт-Петербург,
    Астрахань, Саранск,
    Минск, Рига,
    Архангельск, Нижний Новгород.
    Распределите слова по алфавиту

  • Пик - «Фонетический разбор слова».  
1 команда – грустный, просьба, ателье.
2...

    17 слайд

    Пик - «Фонетический разбор слова».
    1 команда – грустный, просьба, ателье.
    2 команда – бороться, конечно, лотерея.

    «Весёлый привал»
    1. Что мы говорим в начале «урока»?
    2. Что в человеке есть одно, у вороны – вдвое, в огороде – втрое, а в лисе ни одного?
    3. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
    4. Что находится посередине «земли»?
    5. Чем кончается день и ночь?
    6. Чем заканчивается лето и начинается осень?
    7. В каком слове сорок гласных?

  • Долина «Орфоэпия» 1. Я сборник карт; от ударенья
зависят два моих значенья.
З...

    18 слайд

    Долина «Орфоэпия»
    1. Я сборник карт; от ударенья
    зависят два моих значенья.
    Захочешь – превращусь в название
    блестящей, шелковистой ткани я.


    2. Я травянистое растение
    С цветком сиреневого цвета,
    Но переставьте ударение,
    И превращусь я в конфету.

  • Поставьте ударение в словах:
1 команда. Звонишь, компас, понял, досуг, балова...

    19 слайд

    Поставьте ударение в словах:
    1 команда. Звонишь, компас, понял, досуг, баловать.

    2 команда. Ворота, красивее, торты, километр, свекла.

    Произнесите правильно слова:
    1 команда. Чтобы, ателье, партер, музей, яичница

    2 команда. Конечно, свитер, модель, скучный, тема.




    Привал Оценка (подведение итогов путешествия)

    Домашнее задание – подготовка к тестированию по теме «Фонетика. Орфоэпия».

  • Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».
Вариант I.
1. Укажите, какими зву...

    20 слайд

    Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».
    Вариант I.
    1. Укажите, какими звуками различаются пары слов:
    жар – жарь; ел – ель;
    банка – банька; семя – семья; суп – зуб.
    2. Поставьте ударение в словах:
    звоните, досуг, ворота.
    3. Посчитайте количество букв и звуков в словах:
    несу, моя, семья, солнце, аллея.
    4. Выпишите мягкие согласные в словах:
    семья, лето, десять.
    5. Найдите звонкие согласные в словах: рубить, косьба.
    6. В каком слове есть звук [в]?
    вкусный, белого, вставка.
    7. В каком слове есть звук [к]?
    вокзал, бег, Бог.
    8. Запишите транскрипцию слов: перья, отъезд.
    9. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
    Аня, яма, полью, поляна, поёт, поеду.
    10. Выбрать слова, в которых нет мягкого согласного:
    маршрут, хоккей, футбол, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак.
    11. Фонетика…
    а) наука о языке
    б) раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение
    в) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
    12. Орфоэпия ...
    а) наука о языке
    б) раздел науки о языке, изучающий звуки речи
    в) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.
    13. Произвести фонетический разбор слова: звонишь.

  • Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».
Вариант II.
1. Укажите, какими зв...

    21 слайд

    Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ».
    Вариант II.
    1. Укажите, какими звуками различаются пары слов:
    мел – мель; крот – грот;
    брат – брать; полка – полька; сел – съел.
    2. Поставьте ударение в словах:
    звонит, свекла, баловать.
    3. Посчитайте количество букв и звуков в словах:
    победа, скамья, мягкий, июль, костёр.
    4. Выпишите мягкие согласные в словах:
    салют, победа, костёр.
    5. Найдите звонкие согласные в словах:
    сделать, рубить.
    6. В каком слове есть звук [т]? лестный, подпорка, братцы.
    7. В каком слове есть звук [ж]? ложка, падеж, ложбина.
    8. Запишите транскрипцию слов: отъезд, яблоки.
    9. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
    моет, поляна, салют, яблоки, скамья.
    10. Найдите твёрдые согласные в скороговорке:
    Летели лебеди за лебедятами.
    11. Фонетика…
    а) наука о языке
    б) раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение
    в) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
    12. Орфоэпия ...
    а) наука о языке
    б) раздел науки о языке, изучающий звуки речи
    в) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах.
    13. Произвести фонетический разбор слова: конечно.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация подготовлена по программе Ладыженской, Баранова. Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика" включает в себя тематическое планирование данного раздела, который изучается в 5 класе. Раздел состоит из 12 уроков, указаны цели, тип урока, методы и приемы, используемые на уроке.Дана разработка урока "Обобщение по теме "Фонетика. Орфоэпия". Это урок обобщения и систематизации изученного. Урок проведен в форме игры-путешествия по стране Фонетика. В занимательной форме ребята повторили тему, закрепили свои знания. Класс делился на две группы.

Следующий урок - тестирование по теме "Фонетика".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 857 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

    «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

    Тема

    Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Методическая разработка урока по русскому языку в 5-м классе Обобщения знаний по теме "Фонетика". "Путешествие по стране Букв и Звуков".
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
  • 27.02.2020
  • 239
  • 0
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Обобщение опыта «Использование метода проектов на уроках русского языка по теме «Фонетика. Графика. Орфография» в 5 классе».
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
  • 05.01.2020
  • 848
  • 11
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Карточки по теме "Фонетика" для работы на уроках русского языка
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
  • 02.01.2020
  • 946
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 765
    • PPTX 4.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ермакова Галина Ивановна
    Ермакова Галина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 6201
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1534 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 90 человек