Главная / Русский язык и литература / Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика".

Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика".

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку ФОНЕТИКА....
Тематическое планирование раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика» в 5 классе (Р...
Урок 1. Фонетика. Звуки и буквы. Цель: дать понятие о новом разделе языкознан...
Урок 8. Правописание буквосочетаний с Ч и Щ. Цели: 1) познакомить с правопис...
Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». Цели: обучающая: 1) повторен...
СТРАНА ФОНЕТИКА Посёлок Звуки речи Город Алфавит Пик Фонетический разбор Весё...
С.Я. Маршак Дыхание свободно в каждой гласной В согласных прерывается на миг…...
посёлок «ЗВУКИ РЕЧИ» [о] [а] [у] [э] [ы] [и] [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [з] [...
Прояви смекалку С глухим траву она срезает, Со звонким все листочки объедает....
С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар, Со звонким на конце о...
Задания командам: 1. В каком из слов есть звук [ж]? Ложка, падеж, ложбина 2. ...
1. Я с [л’] смягчённым под землёй, Бываю каменный и бурый, А с твёрдым – в ко...
Река (на мосту стоят Ъ и Ь знак) Ольга Высотская «Мягкий знак». Он очень вежл...
Город Алфавит 1. Что такое алфавит и почему он так называется? 2. Сколько бук...
Буквы алфавита - Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не ал...
Пик - «Фонетический разбор слова». 1 команда – грустный, просьба, ателье. 2 к...
Долина «Орфоэпия» 1. Я сборник карт; от ударенья зависят два моих значенья. З...
Поставьте ударение в словах: 1 команда. Звонишь, компас, понял, досуг, балова...
Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ». Вариант I. 1. Укажите, какими зву...
Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ». Вариант II. 1. Укажите, какими зв...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку ФОНЕТИКА. ОР
Описание слайда:

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ. (5 класс) Выполнила: Учитель МОУ СОШ № 32 Приокского района г. Нижнего Новгорода Ермакова Г. И. - 2010 -

№ слайда 2 Тематическое планирование раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика» в 5 классе (Русс
Описание слайда:

Тематическое планирование раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика» в 5 классе (Русский язык: учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М: Просвещение, 2006). Обучающие цели: дать учащимся правильное представление о звуковой системе русского, добиться чёткого разграничения учащимися звуков и букв; формировать и совершенствовать приёмы звуко-буквенного разбора, познакомить с важнейшими нормами русского литературного произношения. Развивающие цели: развивать познавательную деятельность учащихся, внимание, наблюдательность, навыки анализа языкового материала, навыки логического мышления, анализа, синтеза, систематизации материала, развивать речевой слух и чувство красоты звучания русской устной речи. Воспитывающие цели: воспитать трудолюбие, самодисциплину, речевую культуру школьников, культуру устной и письменной речи, воспитывать интерес к русскому языку. Основные методы и приёмы: репродуктивный метод(слово учителя, работа с учебником), частично-поисковый(выборочные, объяснительные диктанты, сопоставление звуков и букв, тестирование, комплексный анализ текста, игра в слова). Внутрипредметные связи: синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

№ слайда 3 Урок 1. Фонетика. Звуки и буквы. Цель: дать понятие о новом разделе языкознания
Описание слайда:

Урок 1. Фонетика. Звуки и буквы. Цель: дать понятие о новом разделе языкознания – фонетике; дать общее представление об образовании звуков речи, о различии звуков и букв; познакомить с частичной транскрипцией. Урок объяснения нового материала. Урок 2. Гласные и согласные звуки. Цели: закрепить умение различать буквы и звуки, дать понятие и закрепить изучение о гласных и согласных звуках, обозначении звуков знаками транскрипции. Комбинированный урок. Урок 3. Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Цели: познакомить учащихся с позиционным чередованием звуков, формировать умения различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции. Комбинированный урок. Урок 4. Согласные твёрдые и мягкие. Цели: показать различие между твёрдыми и мягкими согласными; научить различать их на слух, познакомить учащихся с понятием «парные – непарные согласные» (по твёрд./мягк.) Комбинированный урок. Урок 5. Согласные звуки звонкие и глухие. Цели: 1) повторить сведения о звонких и глухих согласных; 2) познакомить учащихся с понятием «парные – непарные» (по глухости/звонкости); 3) формировать умение различать сильную и слабую позицию согласных. Комбинированный урок. Урок 6. Графика. Алфавит. Цели: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке; повторить алфавит, закрепить умение пользоваться алфавитом, закрепить умение различать звук и букву. Комбинированный урок. Урок 7. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Цели: 1) познакомить учащихся с обозначением мягкости согласных (с помощью Ь и без него); 2) вспомнить функции Ь; 3) повторить правописание Ь на конце существительных после шипящих и в глаголах. Комбинированный урок.

№ слайда 4 Урок 8. Правописание буквосочетаний с Ч и Щ. Цели: 1) познакомить с правописани
Описание слайда:

Урок 8. Правописание буквосочетаний с Ч и Щ. Цели: 1) познакомить с правописание буквосочетаний с Ч и Щ; 2) закрепить сведения о функциях Ь; 3) повторить известные учащимся способы обозначения мягкости согласных. Урок комбинированный. Урок 9. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Цели: 1) познакомить учащихся с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и два звука; 2) повторить твёрдые и мягкие согласные, правописание разделительного Ъ и Ь. Урок комбинированный. Урок 10. Орфоэпия. Цели: познакомить учащихся с новым для них разделом науки о языке, правилами произношения слов, показать важность ударения в слове. Урок комбинированный. Урок 11. Фонетический разбор слова. Цели: познакомить учащихся с порядком фонетического разбора слов, закрепить умение разграничивать звук и букву. Урок комбинированный. Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». Цели: 1) повторение знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы «Фонетика. Орфоэпия»; 2) закрепить изученное о звуках и буквах русского языка. Урок обобщения и систематизации изученного. Урок 13. Тестирование. Цели: проконтролировать знания, умения, навыки (ЗУН) по теме «Фонетика. Орфоэпия». Урок контроля знаний.

№ слайда 5 Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». Цели: обучающая: 1) повторение
Описание слайда:

Урок 12. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия». Цели: обучающая: 1) повторение знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы «Фонетика. Орфоэпия»; 2) закрепление изученного о звуках и буквах русского языка; развивающая: развитие познавательных интересов, развитие умения творчески мыслить, играть; развитие звуковой культуры речи учащихся; воспитывающая: воспитание интереса к русскому языку через занимательную форму урока, воспитание дисциплины, внимания, наблюдательности, взаимовыручки. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного. Вид урока: урок-игра.

№ слайда 6 СТРАНА ФОНЕТИКА Посёлок Звуки речи Город Алфавит Пик Фонетический разбор Весёлый
Описание слайда:

СТРАНА ФОНЕТИКА Посёлок Звуки речи Город Алфавит Пик Фонетический разбор Весёлый привал долина Орфоэпия ъ ь река Привал Оценка

№ слайда 7 С.Я. Маршак Дыхание свободно в каждой гласной В согласных прерывается на миг… И
Описание слайда:

С.Я. Маршак Дыхание свободно в каждой гласной В согласных прерывается на миг… И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно, Звучат в согласных серебро и медь. А гласные тебе даны для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. - Что такое фонетика? Какие звуки речи мы знаем? Что говорится в данном стихотворении об образовании гласных звуков? Что означает фраза «дыхание прерывается на миг»?

№ слайда 8 посёлок «ЗВУКИ РЕЧИ» [о] [а] [у] [э] [ы] [и] [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [з] [з’]
Описание слайда:

посёлок «ЗВУКИ РЕЧИ» [о] [а] [у] [э] [ы] [и] [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [з] [з’] [д] [д’] [ж] [п] [п’] [ф] [ф’] улица Согласные улица Гласные [л] [к] [к’] [с] [с’] [т] [т’] [ш] [х] [х’] [щ’] [ч’] [ц] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [j’]

№ слайда 9 Прояви смекалку С глухим траву она срезает, Со звонким все листочки объедает. C
Описание слайда:

Прояви смекалку С глухим траву она срезает, Со звонким все листочки объедает. C глухим шипящим круглый, как мячик Со звонким, как огонь горячий.

№ слайда 10 С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар, Со звонким на конце он з
Описание слайда:

С глухим по наковальне скачет, звенит в ушах его удар, Со звонким на конце он значит то же, что «не стар». С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню в раздолье.

№ слайда 11 Задания командам: 1. В каком из слов есть звук [ж]? Ложка, падеж, ложбина 2. В к
Описание слайда:

Задания командам: 1. В каком из слов есть звук [ж]? Ложка, падеж, ложбина 2. В каком слове есть звук [ф]? Кровь, правда, подковка - Чем отличаются звуки [ф], [ф’]? 1. Сколько раз встречается звук [з] в предложении? Зина обратилась с просьбой к Лизе. 2. Сколько мягких согласных звуков в данном предложении? Не трудиться, так и хлеба не добиться. 1. Найдите твёрдые согласные в скороговорке: Летели лебеди за лебедятами. 2. Сколько раз встречается звук [т] в предложении? Документ подписан директором.

№ слайда 12 1. Я с [л’] смягчённым под землёй, Бываю каменный и бурый, А с твёрдым – в комна
Описание слайда:

1. Я с [л’] смягчённым под землёй, Бываю каменный и бурый, А с твёрдым – в комнате любой, В геометрической фигуре. 2. С твёрдым [л] я на стене, Книги, например, на мне, Но как только Л смягчите – Сразу в танец превратите.

№ слайда 13 Река (на мосту стоят Ъ и Ь знак) Ольга Высотская «Мягкий знак». Он очень вежлив,
Описание слайда:

Река (на мосту стоят Ъ и Ь знак) Ольга Высотская «Мягкий знак». Он очень вежлив, Мягкий знак. Не любит споров он и драк. Он всем старается помочь. Он в слове мать и в слове дочь. И в тихом лунном Слове ночь. Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить: Отрежь – отрежьте! Поешь – поешьте! Исправь – исправьте! Оставь – оставьте! Так мягко просит мягкий знак, Что отказать нельзя никак. - Найти фонетические неточности в стихотворении. 1 команда. Выпишите слова, в которых Ь служит для смягчения. 2 команда. Выпишите слова, где Ь находится после шипящих.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Город Алфавит 1. Что такое алфавит и почему он так называется? 2. Сколько букв в
Описание слайда:

Город Алфавит 1. Что такое алфавит и почему он так называется? 2. Сколько букв в русском алфавите? 1. Кто создал азбуку для славян? 2. Зачем нужен алфавит? 1. В чём особенность букв Е, Ё, Ю, Я? 2. Когда они обозначают два звука? обозначают мягкость согласных обозначают 2 звука Е – [Й’Э] Ё – [Й’О] Ю – [Й’У] Я – [Й’А] Если стоят: В начале слова 2. После Ъ и Ь 3. После гласных (если стоят после согласных) Пр. пол - пел [п-п’] Пр. яма [й’ама] лью [л’й’у] поёт [пай’от]

№ слайда 16 Буквы алфавита - Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не алфав
Описание слайда:

Буквы алфавита - Почему таблица называется «Буквы русского алфавита», а не алфавит? - Назовите буквы по алфавиту. Москва, Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск, Нижний Новгород.

№ слайда 17 Пик - «Фонетический разбор слова». 1 команда – грустный, просьба, ателье. 2 кома
Описание слайда:

Пик - «Фонетический разбор слова». 1 команда – грустный, просьба, ателье. 2 команда – бороться, конечно, лотерея. «Весёлый привал» 1. Что мы говорим в начале «урока»? 2. Что в человеке есть одно, у вороны – вдвое, в огороде – втрое, а в лисе ни одного? 3. Что у зайца позади, а у цапли впереди? 4. Что находится посередине «земли»? 5. Чем кончается день и ночь? 6. Чем заканчивается лето и начинается осень? 7. В каком слове сорок гласных?

№ слайда 18 Долина «Орфоэпия» 1. Я сборник карт; от ударенья зависят два моих значенья. Захо
Описание слайда:

Долина «Орфоэпия» 1. Я сборник карт; от ударенья зависят два моих значенья. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. 2. Я травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь я в конфету.

№ слайда 19 Поставьте ударение в словах: 1 команда. Звонишь, компас, понял, досуг, баловать.
Описание слайда:

Поставьте ударение в словах: 1 команда. Звонишь, компас, понял, досуг, баловать. 2 команда. Ворота, красивее, торты, километр, свекла. Произнесите правильно слова: 1 команда. Чтобы, ателье, партер, музей, яичница 2 команда. Конечно, свитер, модель, скучный, тема. Привал Оценка (подведение итогов путешествия) Домашнее задание – подготовка к тестированию по теме «Фонетика. Орфоэпия».

№ слайда 20 Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ». Вариант I. 1. Укажите, какими звукам
Описание слайда:

Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ». Вариант I. 1. Укажите, какими звуками различаются пары слов: жар – жарь; ел – ель; банка – банька; семя – семья; суп – зуб. 2. Поставьте ударение в словах: звоните, досуг, ворота. 3. Посчитайте количество букв и звуков в словах: несу, моя, семья, солнце, аллея. 4. Выпишите мягкие согласные в словах: семья, лето, десять. 5. Найдите звонкие согласные в словах: рубить, косьба. 6. В каком слове есть звук [в]? вкусный, белого, вставка. 7. В каком слове есть звук [к]? вокзал, бег, Бог. 8. Запишите транскрипцию слов: перья, отъезд. 9. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: Аня, яма, полью, поляна, поёт, поеду. 10. Выбрать слова, в которых нет мягкого согласного: маршрут, хоккей, футбол, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак. 11. Фонетика… а) наука о языке б) раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение в) раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 12. Орфоэпия ... а) наука о языке б) раздел науки о языке, изучающий звуки речи в) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах. 13. Произвести фонетический разбор слова: звонишь.

№ слайда 21 Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ». Вариант II. 1. Укажите, какими звука
Описание слайда:

Тестирование по теме: «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ». Вариант II. 1. Укажите, какими звуками различаются пары слов: мел – мель; крот – грот; брат – брать; полка – полька; сел – съел. 2. Поставьте ударение в словах: звонит, свекла, баловать. 3. Посчитайте количество букв и звуков в словах: победа, скамья, мягкий, июль, костёр. 4. Выпишите мягкие согласные в словах: салют, победа, костёр. 5. Найдите звонкие согласные в словах: сделать, рубить. 6. В каком слове есть звук [т]? лестный, подпорка, братцы. 7. В каком слове есть звук [ж]? ложка, падеж, ложбина. 8. Запишите транскрипцию слов: отъезд, яблоки. 9. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: моет, поляна, салют, яблоки, скамья. 10. Найдите твёрдые согласные в скороговорке: Летели лебеди за лебедятами. 11. Фонетика… а) наука о языке б) раздел науки о языке, изучающий буквы и их звуковое значение в) раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 12. Орфоэпия ... а) наука о языке б) раздел науки о языке, изучающий звуки речи в) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение звуков, слов и ударение в словах. 13. Произвести фонетический разбор слова: конечно.

Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика".
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная презентация подготовлена по программе Ладыженской, Баранова. Презентация раздела "Фонетика. Орфоэпия. Графика" включает в себя тематическое планирование данного раздела, который изучается в 5 класе. Раздел состоит из 12 уроков, указаны цели, тип урока, методы и приемы, используемые на уроке.Дана разработка урока "Обобщение по теме "Фонетика. Орфоэпия". Это урок обобщения и систематизации изученного. Урок проведен в форме игры-путешествия по стране Фонетика. В занимательной форме ребята повторили тему, закрепили свои знания. Класс делился на две группы.

Следующий урок - тестирование по теме "Фонетика".

Автор Ермакова Галина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 656
Номер материала 49810
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓