Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Технология
смыслового чтения
Мы понимаем
не текст,
а мир, стоящий
за текстом
А.А.Леонтьев
2 слайд
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
3 слайд
Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
-умение осмысливать цели чтения;
-умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
-умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров;
-умение определять основную и второстепенную информацию;
-умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей;
-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
4 слайд
Технология смыслового чтения включает в себя
3 этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения
(антиципация, постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
5 слайд
Работа с текстом во время чтения
(первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
6 слайд
3. Работа с текстом после чтения
(концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
7 слайд
Использование данной образовательной технологии обеспечивает формирование таких сторон читательского развития, как :
- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);
- активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого;
- постижение содержания произведения на уровне репродуктивном(пересказ), аналитическом(вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
8 слайд
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит….
Слон
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
9 слайд
Африканский слон
Самое крупное животное.
Рост достигает 4 метра, а вес до 7тонн.
В Африке слонов можно увидеть в саванне
10 слайд
Слоны в саванне.
11 слайд
Индийский слон
Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и весом до 5 тонн.
12 слайд
Для чего слону хобот
13 слайд
Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
14 слайд
15 слайд
16 слайд
Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое.
Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – всё потерял.
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Прочитайте пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».
17 слайд
Прочитайте ещё раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».
Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял.
3)Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Они подходят к рассказу «Слон».
1.В первой говорится, что за ребенком в детстве
ухаживают, о нем заботятся.
2.В рассказе показаны заботливые родители,
готовые сделать
для своей дочери даже невозможное.
3.Еще о здоровье: здоровье
уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала»
с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.
18 слайд
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтёром, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью возвращается на родину. Умер А.Куприн в 1938 году в Ленинграде.
19 слайд
А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план.
Откройте страницу 41 учебника.
Прочитайте, что такое план.
План в сжатой форме передаёт основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий.
Каким бывает план?
кратким
развёрнутым
подробным
Прочитайте, что нужно для составления плана?
20 слайд
Деление текста на части
Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...».
Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...».
Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...».
Четвёртая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...».
Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...».
Шестая часть: до конца.
21 слайд
План:
1. Девочка больна.
2. Дочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.
22 слайд
Работа с разными источниками информации
Работаем в группах.
1 группа - гостиная
2 группа - горничная
3 группа - попона
4 группа - фисташки
5 группа - пуд
6 группа – аршин
7 группа – вершок
удачи
23 слайд
Работа с разными источниками информации
Гостиная – комната для приёма гостей.
Горничная – работница в частном доме, убирающая комнаты.
Попона – покрывало, укрывающее спину, туловище.
Фисташки – зеленоватые съедобные орешки.
24 слайд
Работа с разными источниками информации
Пуд – старая мера массы, равная 16,38кг.
112 пудов = 1 834 кг = 1т 834кг
Аршин – русская мера длины, равная 71 см.
4 аршина = 284см = 2м84см
Вершок – старая мера длины, равная 4,4 см
3 аршина 4вершка = 301см = 3м1см
25 слайд
К какому эпизоду относится картинка?
26 слайд
К какому эпизоду относится картинка?
27 слайд
К какому эпизоду относится картинка?
28 слайд
К какому эпизоду относится картинка?
29 слайд
Восстанови хронологическую
последовательность событий
30 слайд
Зарядка окончилась.
Молодцы!
31 слайд
Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал … .
* Мне показалось интересным … .
* Меня удивило … .
* Я хочу похвалить … , за … .
32 слайд
Хочется отметить, что навык смыслового чтения
не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав УУД. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам, в частности математике. Формирование навыка смыслового чтения при обучении школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач.Однако при работе с традиционной текстовой задачей не в полной мере формируются умения, свидетельствующие о достижении рассматриваемого метапредметного результата. Формированию этих умений будет способствовать, например, выполнение задания: «Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее:
33 слайд
Письмо от Незнайки!
34 слайд
Здравствуйте, друзья!
«Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2,3,4,5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28 3=28+28+28=83. а ты знаешь математику также хорошо, как и я?»
Ваш Незнайка.
35 слайд
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.
36 слайд
Письмо от Незнайки!
37 слайд
Здравствуйте, друзья!
Своё письмо я пишу из больницы.
Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек пирога и конфеты. Это моя любимая еда! Надеюсь, скоро буду здоров и буду как всегда с вами!
Ваш Незнайка.
38 слайд
Поём все вместе
Время пробежало и уплыло вдаль,
Встречи с нами ты уже не жди.
Рассказали мало, не успели, жаль,
Но ещё минута впереди!
Припев:
Знаки дорожные,
Важные, сложные,
Трудно вас выучить,
Но без вас нельзя!
Знаки дорожные,
Важные, сложные,
С вами дружить должны
Все – и ты, и я!
39 слайд
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно – познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно – символической форме, приобретут навык работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы
40 слайд
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
41 слайд
«Художественное произведение открывается не вдруг, а постепенно: чем больше его читают, тем понятнее оно становится, и тем больше наслаждения доставляет».
В.Г.Белинский
Спасибо
за внимание
42 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация " Технология смыслового чтения"
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Данная презентация имеет не только теоретическую направленность, но и практическую. Технология смыслового чтения рассматривается, не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках.
6 664 189 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Доровик Елена Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.