Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сочинение
как результат речевой деятельности учащихся
на уроках литературы
2 слайд
Принципы
классификации сочинений
Тематический принцип лежит в основе требований к формулировке тем сочинений, отборе и группировке материала, работе с текстом художественного произведения.
Жанровая классификация может включать в себя разнообразные формы написания сочинений на литературную тему
3 слайд
Сочинения о литературных героях
Прекрасное в любимых героях А.П. Чехова
Роль образа Татьяны Лариной в раскрытии идейного содержания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин
Пугачев глазами автора и Гринева
Маленький человек» в прозе А.П. Чехова
Образ Женщины в поэзии А. Блока
Хлестаков и хлестаковщина
Семейные гнезда (Ростовы, Болконские, Куракины) в изображении и оценке автора романа «Война и мир»
4 слайд
Сочинения, основанные на анализе произведения в целом
а) Сочинение-оценка всего произведения: «Какое произведение Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?», «Почему А.С. Пушкин произведение о крестьянской войне назвал «Капитанская дочка»?»,
«Дубровский» А.С. Пушкина как романтическое произведение»
5 слайд
Сочинения, основанные на анализе произведения в целом
Б)Сочинения рассмотрения нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом произведении:
«Конфликт свободы и традиционного уклада в драме А.Н. Островского «Гроза»
«Рок, судьба и человеческая воля в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Роль поэмы А.А. Блока «Двенадцать» в понимании прошлого нашей Родины и ее сегодняшнего дня»
6 слайд
Сочинения, основанные на анализе произведения в целом
в) Сочинения анализа художественной формы произведения:
«Прием антитезы в романе И.А. Гончарова «Обломов»
«Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Художественные открытия Толстого-психолога в романе «Война и мир»
7 слайд
Разборы отдельных эпизодов и частей произведения
Мои любимые страницы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Н.В. Гоголь — мастер художественного портрета
Загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать»
Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Сны героя и их художественные функции в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Картины московской жизни в изображении М.А. Булгакова
8 слайд
Литературные обзоры
Судьбы русской деревни в литературе 50-80-х гг. XX века
Человек и его время в рассказах А.С. Солженицына
Личность и государство в литературе XX в.
Тема мещанского быта в творчестве А.П. Чехова и М.М. Зощенко
Эволюция образа разночинца в русской литературе XIX в.
9 слайд
Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни
Что мне дало изучение русской классической литературы
Почему русскую литературу XIX века можно назвать литературой вопросов?
«В Россию можно только верить» (Ф.И. Тютчев).
Русская тема в русской поэзии второй половины XIX в.
10 слайд
Сочинения-исследования проблемного характера
Революционер ли Базаров?
Я себя убил или старушонку? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
«Смешон или страшен Молчалин?
11 слайд
Широкая формулировка тем сочинений
1. Мир поэзии Лермонтова. Мои любимые стихи.
2. «Мысль семейная» в русской литературе (на примере одного или нескольких произведений).
3. Сочинение по творчеству М.А. Булгакова. (Тему формулирует учащийся.)
4. Историческая тема в русской литературе (на примере одного или нескольких произведений).
5. Гротеск как одно из художественных средств сатиры.
6. Размышление о добре и красоте (на литературном материале или по жизненным наблюдениям).
12 слайд
Т.А. Ладыженская выделяет 3 группы текстов сочинений учеников:
1. Тексты, в основе которых лежит воспроизведение исходных текстов (пересказ): основных положений литературно-критической или литературоведческой статьи по предложенной теме;
2. Тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе).
3. Тексты, в которых концепция их автора в отношении исходных текстов дается в оригинальной форме: статьи литературно-критического характера, написанные в публицистическом стиле, статьи теоретико-литературного характера,
13 слайд
Жанровые ученические сочинения
сочинение -литературный портрет,
сочинение -рецензия,
сочинение -литературно-критическая статья,
сочинение -очерк
сочинение-воспоминание,
сочинение-дневник,
сочинение-стихотворение
14 слайд
Сочинения-миниатюры
Эти небольшие по объему работы творческого характера требуют внимания к деталям, выдумки, фантазии, стилистического мастерства.
Темы этих сочинений, касающиеся мелких деталей, штрихов, характеристик, портретов, помогут подготовиться к большому сочинению или же позволят учителю оценить знания учащихся при работе с маленькими или обзорными темами
15 слайд
Миниатюры-описания
Мое впечатление о Чацком
Каким я вижу Раскольникова
Кабинет Онегина
Жилище старухи-процентщицы
Улыбка и глаза героев Достоевского
Дом Коробочки
16 слайд
Миниатюры-повествования
По Москве с Грибоедовым
Наблюдаю за Раскольниковым
Страничка из дневника Наташи Ростовой
Моя встреча с Андреем Болконским
На балу у Фамусова
Утро Онегина
17 слайд
Миниатюры- рассуждения
Почему погиб Вулич?
За что я люблю (не люблю) Печорина?
Зачем Обломову халат?
Почему начало „Войны и мира“ написано на французском?
Можно ли любить Базарова?
18 слайд
Требования к ученическому сочинению
1.Соответствие содержания сочинения заданной теме.
2. Содержательность, завершенность, полнота охвата темы.
3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.
4. Логичность и последовательность в изложении материала.
5. Самостоятельность в подходе к теме.
6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность языка сочинения.
7. Точность в использовании эпиграфа и цитатного материала.
8. Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.
9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.
10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
19 слайд
Типичные приемы работы на уроках обучающего сочинения
осознание темы сочинения
составление плана или обсуждение заранее подготовленных планов
выбор жанра письменной работы
обсуждение и выбор удачных эпиграфов;
подбор текстового материала;
формулировка отдельных положений
обсуждение различных трактовок
20 слайд
Сочинение на уроках литературы
привлекает внимание учащихся к вдумчивому чтению текста
учит самостоятельно рассуждать и доказывать свое мнение
пробуждает фантазию и творческое воображение
дает навыки работы источниками информации разного типа
развивает умения устной и письменной речи
углубляет знания по изучаемой теме
эффективно проверяет знания, умения и навыки
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация является выводом в исследовании "Сочинение на уроках литературы". В презентации дана характеристика сочинений на основе видов тем и жанров, приведены примеры подобных сочинений. Кроме этого используется классификация сочинений, основанная на взглядах Л.А. Ладыженской, что расширяет взгляды учителя на данный вид работы учеников. Для удобства учителя-словесника приводятся требования к ученическому сочинению, подобраны аргументы в пользу использования данного вида работы для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
6 625 730 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Малахова Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.