Главная / Биология / Презентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)

Презентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)

Название документа Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии.ppt

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии «Знания - это де...
Что такое творчество? Творчество – это деятельность, результатом которой явля...
Критерии творческой активности школьников Психологические (наследственные) з...
Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (р...
Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников ис...
Цель и задачи развития творческих способностей школьников Цель: воспитание тв...
Условия эффективного развития творческих способностей ребенка развитие у ребе...
Способы стимулирования творческих способностей ребенка обеспечение благоприят...
Для развития творческих способностей я использую на уроках: Эксперименты. Ска...
В мире интересного Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу у...
В мире интересного Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Кл...
Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 1....
Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 3....
Пример творческой работы учащихся «Что думает обо мне мое сердце?» Сердце – э...
Сердце Мне так плохо, так устало, И нет больше сил стучать. Наверное осталось...
Открытые творческие задачи по биологии. Например: а). Почему, испугавшись чег...
Прием 1: «Отсроченная загадка». Например: Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопита...
Прием 2: « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся ...
Прием 3 «Занимательность» Например: Биология 10 класс. Обобщающий урок по тем...
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, А не ставим перед н...
Создание проблемной ситуации. Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 ...
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу ...
Синдром клешни Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отлича...
Я начал стареть, жизнь и так коротка. У многих людей она, как река – Несется ...
Выводы: Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности ис...
Спасибо за внимание!
Литература 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии «Знания - это дети
Описание слайда:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии «Знания - это дети удивления и любопытства». Луи де Бройль

№ слайда 2 Что такое творчество? Творчество – это деятельность, результатом которой являетс
Описание слайда:

Что такое творчество? Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества: личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие созданию продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

№ слайда 3 Критерии творческой активности школьников Психологические (наследственные) зада
Описание слайда:

Критерии творческой активности школьников Психологические (наследственные) задатки. Способность к концентрации внимания. Интеллект. Память, воображение. Мотивация своих достижений. Привычки. Притязания. Талант. Устремленность. Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).

№ слайда 4 Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (рабо
Описание слайда:

Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (работа в парах, в группах) разноуровневые задания творческие задания консультирование по проблемным заданиям НОУ дискуссия игры.

№ слайда 5 Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников иссле
Описание слайда:

Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников исследовательский; частично – поисковый; проблемный; проективный.

№ слайда 6 Цель и задачи развития творческих способностей школьников Цель: воспитание творч
Описание слайда:

Цель и задачи развития творческих способностей школьников Цель: воспитание творчески свободной личности. Задачи: способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике; развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей; воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности; стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

№ слайда 7 Условия эффективного развития творческих способностей ребенка развитие у ребенка
Описание слайда:

Условия эффективного развития творческих способностей ребенка развитие у ребенка интереса к выполнению творческих заданий; важными компонентами для реализации творческих заданий являются различные формы работы: урочная и внеурочная деятельность ребенка; школьники, решая задания, имеющие творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности.

№ слайда 8 Способы стимулирования творческих способностей ребенка обеспечение благоприятной
Описание слайда:

Способы стимулирования творческих способностей ребенка обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательное отношение со стороны учителя; способы стимулирования развития любознательности ребенка: а) поощрение; б) использование личного примера творческого подхода к решению проблемных заданий; б) предоставление детям возможности активно, без боязни задавать вопросы.

№ слайда 9 Для развития творческих способностей я использую на уроках: Эксперименты. Сказки
Описание слайда:

Для развития творческих способностей я использую на уроках: Эксперименты. Сказки, рассказы, кроссворды. Литературные фрагменты, пословицы. Кластеры. Внеклассная деятельность. Задачи. Презентации-проекты, флипчарты. Нестандартные уроки.

№ слайда 10 В мире интересного Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума,
Описание слайда:

В мире интересного Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. .

№ слайда 11 В мире интересного Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Класс
Описание слайда:

В мире интересного Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

№ слайда 12 Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 1. За
Описание слайда:

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 1. Задачи на выбор информации. Выберите признаки характерные для земноводных. 2. Задачи на исправление ошибок. Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем Лишь два крыла. …Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот дышу… А. Фет .

№ слайда 13 Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 3. За
Описание слайда:

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы 4. Задачи на установление взаимосвязей. Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д. 5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д. 6. Задачи на определение значения приспособлений. Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока. 7. Задачи на выявление противоречий. Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

№ слайда 14 Пример творческой работы учащихся «Что думает обо мне мое сердце?» Сердце – это
Описание слайда:

Пример творческой работы учащихся «Что думает обо мне мое сердце?» Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха. И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить. - Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты. - Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе! - Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его. - А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

№ слайда 15 Сердце Мне так плохо, так устало, И нет больше сил стучать. Наверное осталось ма
Описание слайда:

Сердце Мне так плохо, так устало, И нет больше сил стучать. Наверное осталось мало... Могли бы только вы понять – Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим, Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем И если вы нас не спасете. Мы только от куренья пропадем!

№ слайда 16 Открытые творческие задачи по биологии. Например: а). Почему, испугавшись чего-н
Описание слайда:

Открытые творческие задачи по биологии. Например: а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает). б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет? (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами)

№ слайда 17 Прием 1: «Отсроченная загадка». Например: Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающи
Описание слайда:

Прием 1: «Отсроченная загадка». Например: Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7 класс). Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Как вы думаете: «С каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке?». - Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует… На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!

№ слайда 18 Прием 2: « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся уст
Описание слайда:

Прием 2: « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся. Например: Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс). Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

№ слайда 19 Прием 3 «Занимательность» Например: Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «
Описание слайда:

Прием 3 «Занимательность» Например: Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов». Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил… Что ответил философ?

№ слайда 20 Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, А не ставим перед ними
Описание слайда:

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, А не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Р. Левин. Проблемное обучение - это путь от заинтересованности и любознательности у школьников к познавательной самостоятельности и творческой активности.

№ слайда 21 Создание проблемной ситуации. Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 кла
Описание слайда:

Создание проблемной ситуации. Например: Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс). Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час 10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно, что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды. Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0, 1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим количеством кислорода?»

№ слайда 22 К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мул
Описание слайда:

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мультимедийные презентации, флипчарты. Данные формы позволяют представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация и флипчарты с включением дополняющих технологий – самые удобные и не сложные формы для учителя при проведении урока. Главное в них это тезисность для учителя и наглядность для ученика.

№ слайда 23 Синдром клешни Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отличает
Описание слайда:

Синдром клешни Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отличает от прочих обитателей Земли удивительное свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие! Это именуется синдромом клешни . Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!). Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Кстати, ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь одному из родителей, и ребенок родится с уродством.

№ слайда 24 Я начал стареть, жизнь и так коротка. У многих людей она, как река – Несется куд
Описание слайда:

Я начал стареть, жизнь и так коротка. У многих людей она, как река – Несется куда-то в манящую даль, Даруя то радость, то скорбь, то печаль. Моя же подобна скале с водопадом, Что падает с неба серебряным градом; Той капле, которой секунда дана, Лишь чтобы разбиться о камни у дна.    Но зависти нет к могучей реке, Что ровно течет по тропе на песке. Удел их один, – закончив скитанья, Покой обрести в морях состраданья. Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь, Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь.                 29сентября2000 года Бычков Александр Ашанти 7 лет с мамой

№ слайда 25 Выводы: Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности испол
Описание слайда:

Выводы: Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и от творческого подхода к данной проблеме. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает положительные результаты: школьники вырастают любознательными, активными, способными хорошо учиться, фантазерами, способными видеть необычное в обыденной жизни.

№ слайда 26 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

№ слайда 27 Литература 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в
Описание слайда:

Литература 1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007 2. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003. 3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004 4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165 5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989. 6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Презентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)
  • Биология
Описание:

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,  как вы показали ему этот путь. Поэтому задача любого учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся.                                                                                            На слайдах презентации можно узнать: что такое творчество? Главная цель и задачи, формы, приемы и методы, условия, способы стимулирования развития творческих способностей школьников и многое другое.  

Автор Волкова Татьяна Викторовна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 799
Номер материала 12728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓