Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Развитие творческих способностей учащихся
и на уроках
русского языка и литературы
2 слайд
Творчество личности
это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности.
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные»,-К.Э. Циолковский
3 слайд
Путь обеспечения процесса самореализации
организация творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения
4 слайд
Выделяются два уровня способностей человека:
репродуктивный
(быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);
творческий (способность при
помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное).
5 слайд
Что такое «творчество»?
В.М. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
6 слайд
Факторы креативности
оригинальность,
семантическая гибкость,
образная адаптивная гибкость,
семантическая спонтанная гибкость,
способность к обостренному восприятию недостатков,
дисгармонии
7 слайд
Показатели креативности
1. Показатель беглости (скорости, продуктивности). Отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.
2.Показатель гибкости. Оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
3.Показатель оригинальности. Характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.
8 слайд
НО!
Традиционно сложившаяся система вузовского и поствузовского образования не дает внешних и внутренних стимулов к формированию у учителя как закрепленной потребности в творчестве, творческого отношения к педагогической деятельности, так и педагогических активно-действенных технологий развития творческого потенциала учащихся
9 слайд
Противоречия в реальной организации учебно-воспитательного процесса:
между необходимостью повышения уровня развития творческого потенциала личности школьника и существующей системой среднего образования;
социальным заказом в области развития учащихся и инертностью традиционной системы подготовки как педагогов, так и учеников;
уникальностью личностно-профессионального пути развития педагогов и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых, развивающих творческий потенциал личности школьника технологий;
необходимостью формирования творческого потенциала личности школьника и неразработанностью целостной концепции его развития.
10 слайд
Три основных подхода к проблеме (Дружинин В.Н) творческих способностей
1. Как таковых творческих способностей нет. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
2.Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
3.Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области психологии интеллекта, в частности, Г. Айзенк.
Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом
11 слайд
Развитие творческих способностей учащихся
строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты
12 слайд
Цитаты из опыта работы учителей
«Многие считают, что учить творчеству нельзя,
что способность к творчеству — это врожденное качество, присущее лишь немногим. Действительно, спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому «учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо».
М. Жукова
13 слайд
На помощь приходят нестандартные уроки
урок-презентация «Цветы любимому писателю»
урок-концерт
урок-сюрприз
урок-путешествие
14 слайд
Сочинения разных жанров
15 слайд
Творчество во всём!
1.Советы тем, кто учит стихи (читай четверостишие и мысленно представляй то, о чем читаешь).
2.Образность при запоминании словарных слов (вход в пАлатку поож на букву А; Орбита имеет такую же форму, что и буква О)
3.Рифмовка правил по русскому языку (НЕ с существительными пишется раздельно, если есть с союзом А противопоставление )
16 слайд
Удивительные пути развития воображения
Первый путь — воздействие извне. Оно достигается насыщением учебного процесса наглядным материалом.
Третий путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника.
Второй путь — стимуляция воображения, рассчитанная на то, что школьник получает извне не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»: извне дается только первый толчок, «зацепка», исходя из которой ученик создает образы воображения сам
17 слайд
Целенаправленная работа самого школьника
чтение по ролям,
инсценирование эпизодов произведения,
написание сочинения на свободную тему
декламация стихотворений
18 слайд
Специфика управлением творчеством
Работа должна идти изнутри, от самого школьника, ею нельзя управлять так же жестко.
На уроках нужно стимулировать работу воображения, создавать условия для его включения.
19 слайд
Стимуляция воображения – приглашение к творчеству
небылица за несколько минут;
перевоплощение (Ты — бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя? Ты — береза; что ты чувствуешь, когда весной у тебя забирают сок?);
создание образа (попытайся создать образ того, что лежит в основе идеи литературного произведения);
описание чувств и мыслей (Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем — ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них — только появившиеся из почек чуть заметные нежно-салатовые листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты).
20 слайд
Развитие эмоционального воображения - способности к переживанию радости, печали, гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах
два основных пути развития эмоционального воображения: эмоциональное воздействие учителя и творчество самих детей.
21 слайд
Эмоциональная открытость, способность к эмоциональному воплощению в другого — дар, который дети нередко утрачивают у нас в школе. Не дать ему погаснуть, постоянно развивать его — важнейшая для меня задача обучения и воспитания. И здесь огромную роль играют и общая эмоциональная атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих работ учащихся.
22 слайд
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - Атуан де Сент- Экзюпери
Эти пронизанные болью слова Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
23 слайд
Источники:
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. - № 4. - С. 215-222.
Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей. // Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 97-101.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Творчество личности- это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Как достигнуть потребности и возможности творить на уроках русского языка и литературы? На этот непростой вопрос отвечает собранный материал на основе опыта учителей филологов. Особенно интересен материал тем, кто готов к сотворчеству с воспитанниками, любит и ценит живость ума и теплоту сердца, готов на эмоциональный отклик своих питомцах. Противоречия в реальной образовательной системе творчеству есть, но мы их преодолеем.
6 654 537 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Малахова Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.