Главная / Физика / Презентация "Развитие самостоятельности на уроках физики"

Презентация "Развитие самостоятельности на уроках физики"

Кузнецова Ирина Валериевна, учитель физики МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска 2014 г.
«Современному ученику нужно передавать не столько информацию как собрание гот...
развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научит...
Новизна опыта : организация самостоятельной познавательной деятельности обуча...
В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой уч...
Определения проблемного обучения Джавдат Валеевич Вилькеев «Проблемное обучен...
Частные методики проблемного обучения на занятиях по изучению нового материал...
Задачи педагогической деятельности Проанализировать содержание учебников физи...
Функции учебника	Типы задания	Учебник	 А. Е. Гуревич (5-6 класс)	А. В. Перыш...
Рассмотрите устройство термометра. Определите температуру сухого термометра. ...
Пример развивающего задания из учебника А. В. Перышкина
Пример развивающего задания из учебника А. Е. Гуревича
Функции учебника	Типы задания	Учебник	 А. Е. Гуревич (5-6 класс)	А. В. Перыш...
Вопрос	Класс	 7	11	 Интерес к изучению физики	83%	30% желание поступить в ВУЗ...
«Растворение кристаллов медного купороса в воде» Вводим новые положения: все...
Проблемное учение Проблемное преподавание Проблема Проблемная ситуация Самост...
монологический; рассуждающий; диалогический; эвристический; исследовательский...
1 этап Постановка проблемы 2 этап Поиск решения 3 этап Выражение решения 4 эт...
анализ проблемной ситуации, осознание сущности затруднения, словесная формули...
ситуация несоответствия; ситуации, возникающие при выполнении обучающимися пр...
sin= 1,33х0,7070= 0,9400; = 420 sin= 1,33х0,5000= 0,6650; = 710 sin= 1,3...
Обучающийся: понимает возникшую перед ним задачу; видит пути её решения; сост...
Масло Вода Раствор соли Почему одно тело ведет себя по-разному? Предлагают х...
1. Мотивационный 2. Определительный 3. Деятельный Обучающиеся: практически за...
Обучающиеся самостоятельно (в зависимости от ситуации): делают выводы и обобщ...
Итоги экзаменов в форме ЕГЭ Учебный год	Количество сдававших, % от общего чис...
Участники олимпиад школьного и муниципального уровня Учебный год	Школьный уро...
Участники конкурса исследовательских работ «Физика вокруг нас» Учебный год	Шк...
Результаты контрольных работ в 9-х классах 	"4", "5"	"3"	"2" 2013 - 2014 уч. ...
Экспериментальная задача о шарах в 9-х классах 	Справились с заданием	Пыталис...
Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов об...
«Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его сам...
1 из 36

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Кузнецова Ирина Валериевна, учитель физики МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска 2014 г.
Описание слайда:

Кузнецова Ирина Валериевна, учитель физики МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска 2014 г.

№ слайда 2 «Современному ученику нужно передавать не столько информацию как собрание готовы
Описание слайда:

«Современному ученику нужно передавать не столько информацию как собрание готовых фактов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности»   Долгих Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, Московский педагогический государственный университет

№ слайда 3 развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить и
Описание слайда:

развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; научить обучающихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Новизна опыта : организация самостоятельной познавательной деятельности обучающи
Описание слайда:

Новизна опыта : организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроке физики через создание проблемных ситуаций; развитие самостоятельности обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроках; ведение пропедевтического курса физики в 5, 6 классах. Уровень новизны: рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).

№ слайда 7 В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебн
Описание слайда:

В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанный на закономерности проблемности усвоения знаний), т.е. "открытия" им выводов науки, способов действия, "изобретения" новых предметов или способов приложения знаний к практике и "художественного отражения действительности" Мирза Исмаилович Махмутов

№ слайда 8 Определения проблемного обучения Джавдат Валеевич Вилькеев «Проблемное обучение
Описание слайда:

Определения проблемного обучения Джавдат Валеевич Вилькеев «Проблемное обучение - такой характер обучения, когда ему придают некоторые существенные черты научного познания». Это определение имеет тот недостаток, что, во-первых, черты научного познания придаются всему процессу обучения; во-вторых, определение не раскрывает суть типа обучения, а только указывает на один из его признаков. Исаак Яковлевич Лернер «Сущность проблемного обучения состоит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». В этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью).

№ слайда 9 Частные методики проблемного обучения на занятиях по изучению нового материала (
Описание слайда:

Частные методики проблемного обучения на занятиях по изучению нового материала (проблемное изложение, поисковая беседа, проблемный эксперимент); по решению задач; по выполнению лабораторных работ.

№ слайда 10 Задачи педагогической деятельности Проанализировать содержание учебников физики
Описание слайда:

Задачи педагогической деятельности Проанализировать содержание учебников физики по выявлению функциональности заданий, их соответствие требованиям к результатам обучения. Проанализировать познавательные потребности и мотивы обучения физике обучающихся на начальном этапе (в 7 классе) и на конечном этапе (в 11 классе). Создать рабочую программу по пропедевтическому курсу «Физика. Естествознание» в 5-6 классах в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом возможности изучения тем по физике на более ранних этапах. Описать систему работы по развитию самостоятельности, метапредметных умений обучающихся через технологию проблемного обучения при решении учебных и практических задач на уроках физики при изучению нового материала.

№ слайда 11 Функции учебника	Типы задания	Учебник	 А. Е. Гуревич (5-6 класс)	А. В. Перышкин
Описание слайда:

Функции учебника Типы задания Учебник А. Е. Гуревич (5-6 класс) А. В. Перышкин (7 класс) Информативная предметно-ориентированные, репродуктивные (что?) В меньшей степени Наибольшее число ценностно-ориентированные (какое? , зачем?) Слабо представлены Слабо представлены инструментально-ориентированные (как?) Наибольшее число Содержатся Развивающая Содержатся Содержатся Воспитательная Содержатся Содержатся

№ слайда 12 Рассмотрите устройство термометра. Определите температуру сухого термометра. Обе
Описание слайда:

Рассмотрите устройство термометра. Определите температуру сухого термометра. Оберните влажной ватой, пронаблюдайте за изменением температуры. Определите температуру влажного термометра. Исходя из показаний приборов, сделайте вывод. Полученную информацию после анализа запишите в прилагаемую таблицу. Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе наблюдаемого явления. Пример задания-исследования из учебника А. Е. Гуревича Температура сухого термометра Tтемпература влажного термометра Разность температур Влажность воздуха Вывод:

№ слайда 13 Пример развивающего задания из учебника А. В. Перышкина
Описание слайда:

Пример развивающего задания из учебника А. В. Перышкина

№ слайда 14 Пример развивающего задания из учебника А. Е. Гуревича
Описание слайда:

Пример развивающего задания из учебника А. Е. Гуревича

№ слайда 15 Функции учебника	Типы задания	Учебник	 А. Е. Гуревич (5-6 класс)	А. В. Перышкин
Описание слайда:

Функции учебника Типы задания Учебник А. Е. Гуревич (5-6 класс) А. В. Перышкин (7 класс) Информативная предметно-ориентированные, репродуктивные (что?) В меньшей степени Наибольшее число ценностно-ориентированные (какое? , зачем?) Слабо представлены Слабо представлены инструментально-ориентированные (как?) Наибольшее число Содержатся Развивающая Содержатся Содержатся Воспитательная Содержатся Содержатся

№ слайда 16 Вопрос	Класс	 7	11	 Интерес к изучению физики	83%	30% желание поступить в ВУЗ	13
Описание слайда:

Вопрос Класс 7 11 Интерес к изучению физики 83% 30% желание поступить в ВУЗ 13% 20% изучают ее для познания физических явлений 30% 4% желание знать больше для получения специальности 40% 6% Физика нравится более других предметов 61% 50% Нравится наблюдать демонстрации опытов, проводимых учителем 74% 45% Нравится самостоятельно проводить опыты 65% 45% Отдаёте предпочтение рассказу учителя 50% 65% Испытываете трудности при самостоятельной работе 74% 65%

№ слайда 17 «Растворение кристаллов медного купороса в воде» Вводим новые положения: все те
Описание слайда:

«Растворение кристаллов медного купороса в воде» Вводим новые положения: все тела состоят из молекул, молекулы непрерывно движутся и постоянно взаимодействуют друг с другом; ранее неизвестные, чтобы углубить знания, расширить понятия. 5 класс «Растворение кристаллов медного купороса в воде» Выдвигаем гипотезы. Кристалл, вероятнее всего, распался на мельчайшие частицы и проник между такими же малыми по размеру частицами воды, т. к. общий объём жидкости не изменился. 7 класс

№ слайда 18 Проблемное учение Проблемное преподавание Проблема Проблемная ситуация Самостоят
Описание слайда:

Проблемное учение Проблемное преподавание Проблема Проблемная ситуация Самостоятельность (самодеятельность, самоактивация, саморегуляция, самоконтроль) Самостоятельная работа

№ слайда 19 монологический; рассуждающий; диалогический; эвристический; исследовательский; м
Описание слайда:

монологический; рассуждающий; диалогический; эвристический; исследовательский; метод программированных заданий.

№ слайда 20 1 этап Постановка проблемы 2 этап Поиск решения 3 этап Выражение решения 4 этап
Описание слайда:

1 этап Постановка проблемы 2 этап Поиск решения 3 этап Выражение решения 4 этап Реализация продукта

№ слайда 21 анализ проблемной ситуации, осознание сущности затруднения, словесная формулиров
Описание слайда:

анализ проблемной ситуации, осознание сущности затруднения, словесная формулировка проблемы.

№ слайда 22 ситуация несоответствия; ситуации, возникающие при выполнении обучающимися практ
Описание слайда:

ситуация несоответствия; ситуации, возникающие при выполнении обучающимися практических заданий ; ситуация опровержения ; ситуация на объяснение явления ; ситуация предположения ; ситуация неожиданности ; ситуация сравнения; ситуация конфликта ; ситуация - организация межпредметных связей; ситуация неопределенности .

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 sin= 1,33х0,7070= 0,9400; = 420 sin= 1,33х0,5000= 0,6650; = 710 sin= 1,33х0
Описание слайда:

sin= 1,33х0,7070= 0,9400; = 420 sin= 1,33х0,5000= 0,6650; = 710 sin= 1,33х0,7660= 1,0188; sin 1! ПАРАДОКС!!! Задача на повторение Луч света падает из воды на границу раздела «вода- воздух» (из среды более оптически плотной в менее плотную) под углами: 300, 450, 500. Найти углы преломления. Предложение: посчитать с большей точностью; учесть показатель преломления воздуха.

№ слайда 25 Обучающийся: понимает возникшую перед ним задачу; видит пути её решения; составл
Описание слайда:

Обучающийся: понимает возникшую перед ним задачу; видит пути её решения; составляет план решения, выдвигает: а) первоначальную идею, б) предположительный ход решения, в) гипотезы, логический процесс её выдвижения, г) обоснования и доказательства. Учитель: сообщает учащимся необходимые факты для анализа и размышления; направляет их мысли на анализ, сравнение и выводы; ведет от неправильных догадок, предположений и прямых заблуждений к правильным предположениям, к обоснованию гипотез, их подтверждению к фактам.

№ слайда 26 Масло Вода Раствор соли Почему одно тело ведет себя по-разному? Предлагают ход
Описание слайда:

Масло Вода Раствор соли Почему одно тело ведет себя по-разному? Предлагают ход решения Приходят к предварительному выводу

№ слайда 27 1. Мотивационный 2. Определительный 3. Деятельный Обучающиеся: практически завер
Описание слайда:

1. Мотивационный 2. Определительный 3. Деятельный Обучающиеся: практически завершают доказательство выдвинутой гипотезы; проверяют решения проблемы; обнаруживают, что решение одной проблемы может перерасти в другую проблему; добытое знание непосредственно прилагают к учебно-практической деятельности. 4. Коррекционный Учитель: контролирует работу; указывает на ошибки; помогает преодолеть затруднения; вносит уточнения в решение.

№ слайда 28 Обучающиеся самостоятельно (в зависимости от ситуации): делают выводы и обобщени
Описание слайда:

Обучающиеся самостоятельно (в зависимости от ситуации): делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют).

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30 Итоги экзаменов в форме ЕГЭ Учебный год	Количество сдававших, % от общего числа
Описание слайда:

Итоги экзаменов в форме ЕГЭ Учебный год Количество сдававших, % от общего числа Средний балл Высший балл Количество поступивших в ВУЗы 2010-2011 11 (23%) 46,18 69 100% 2011-2012 12 (32%) 46,25 (выше областного) 62 100% 2012-2013 12 (38%) 48,67 79 (высший балл по городу) 100%

№ слайда 31 Участники олимпиад школьного и муниципального уровня Учебный год	Школьный уровен
Описание слайда:

Участники олимпиад школьного и муниципального уровня Учебный год Школьный уровень Муниципальный уровень Количество участников, % от общего числа Количество призёров и победителей Количество участников, % от общего числа Количество призёров и победителей 2010-2011 28 6 5 1 2011-2012 30 8 6 1 2012-2013 33 8 8 2

№ слайда 32 Участники конкурса исследовательских работ «Физика вокруг нас» Учебный год	Школь
Описание слайда:

Участники конкурса исследовательских работ «Физика вокруг нас» Учебный год Школьный уровень Муниципальный уровень Количество участников, % от общего числа обучающихся школы Количество призёров и победителей Количество участников, % от общего числа участников конкурса Количество призёров и победителей 2010-2011 18 5 5 (17%) 3 2011-2012 25 8 6 (26%) 6 2012-2013 30 10 7 (37%) 7

№ слайда 33 Результаты контрольных работ в 9-х классах 	"4", "5"	"3"	"2" 2013 - 2014 уч. год
Описание слайда:

Результаты контрольных работ в 9-х классах "4", "5" "3" "2" 2013 - 2014 уч. год 45% 43% 12% 2012 – 2013 уч. год 26% 55% 20%

№ слайда 34 Экспериментальная задача о шарах в 9-х классах 	Справились с заданием	Пытались в
Описание слайда:

Экспериментальная задача о шарах в 9-х классах Справились с заданием Пытались выполнить Не приступали 2013 – 2014 уч. год 30% 45% 25% 2012 – 2013 уч. год 13% 40% 47%

№ слайда 35 Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обуче
Описание слайда:

Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике обучающихся Вопрос Класс 9а 9б Интерес к изучению физики 80% 80% желание поступить в ВУЗ 50% 45% изучают ее для познания физических явлений 30% 45% желание знать больше для получения специальности 40% 33% Физика нравится более других предметов 49% 70% Нравится наблюдать демонстрации опытов, проводимые учителем 100% 100% Нравится самостоятельно проводить опыты 100% 100% Отдаёте предпочтение рассказу учителя 35% 39% Испытываете трудности при самостоятельной работе 25% 30%

№ слайда 36 «Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого
Описание слайда:

«Внутри каждого человека есть дремлющие силы; силы, способные удивить его самого, так как он зачастую и не предполагает, что обладает ими; силы, способные перевернуть жизнь, стоит их только поднять из глубин и привести в действие» Оризон Свит Марден

Презентация "Развитие самостоятельности на уроках физики"
  • Физика
Описание:

До настоящего времени наблюдалось снижение интереса к изучению физики, в связи с чем терялась целостность восприятия обучающимися картины окружающего мира. Но запросы современного общества таковы, что техническое образование выходит на ведущие позиции, встаёт острый вопрос нехватки кадров на предприятиях технической промышленности. В этих условиях становится  актуальной необходимость формирования  различных компетентностей обучающихся. Одним из путей повышения эффективности обучения является развитие самостоятельности обучающихся на уроках посредством проблемного обучения. 

Автор Кузнецова Ирина Валериевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 10436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓