Главная / Русский язык и литература / Презентация "Подготовка к ЕГЭ.Проблема текста"

Презентация "Подготовка к ЕГЭ.Проблема текста"

Проблема текста Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, ...
Алгоритм выявления проблемы художественного текста
Позиция автора проблема
Текст = 2-3 проблемы Необходимо сформулировать ОДНУ проблему Какую проблему в...
Как сформулировать проблему?
В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слуш...
Типовые конструкции(клише) для формулировки проблемы Проблема Проблема Какая?...
Типичные ошибки при формулировании проблемы Непонимание проблемы Неумение сфо...
Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 1. Непонимание проблемы....
Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 2. Неумение сформулирова...
Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 3. Подмена проблемы авто...
Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 4. Неоправданное расшире...
Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 5. Подмена формулировки ...
Что проверяет эксперт? №	Критерии оценивания ответа на задание 01	Баллы 	Соде...
Внимание! Не забудьте! Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст п...
Задание 5 В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов,...
Исходный вариант	Отредактированный вариант 1) Автор текста размышляет, над пр...
Задание 8 Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулиро...
Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися....
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Проблема текста Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор
Описание слайда:

Проблема текста Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что
Описание слайда:

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, - можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

№ слайда 4 Алгоритм выявления проблемы художественного текста
Описание слайда:

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

№ слайда 5 Позиция автора проблема
Описание слайда:

Позиция автора проблема

№ слайда 6 Текст = 2-3 проблемы Необходимо сформулировать ОДНУ проблему Какую проблему выбр
Описание слайда:

Текст = 2-3 проблемы Необходимо сформулировать ОДНУ проблему Какую проблему выбрать из нескольких? Какая проблема находится в центре внимания автора? К какой проблеме вам проще всего подобрать весомые аргументы?

№ слайда 7 Как сформулировать проблему?
Описание слайда:

Как сформулировать проблему?

№ слайда 8 В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушате
Описание слайда:

В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей. Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

№ слайда 9 Типовые конструкции(клише) для формулировки проблемы Проблема Проблема Какая? Че
Описание слайда:

Типовые конструкции(клише) для формулировки проблемы Проблема Проблема Какая? Чего? Сложная Важная Серьезная Глубокая Актуальная Злободневная Острая Нерешенная Воспитания,образования, патриотизма, героизма, благородства,интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Типичные ошибки при формулировании проблемы Непонимание проблемы Неумение сформу
Описание слайда:

Типичные ошибки при формулировании проблемы Непонимание проблемы Неумение сформулировать проблему Неоправданное расширение или сужение проблемы Подмена проблемы авторской позицией Подмена формулировки проблемы пересказом

№ слайда 12 Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 1. Непонимание проблемы.	В
Описание слайда:

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 1. Непонимание проблемы. В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

№ слайда 13 Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 2. Неумение сформулировать
Описание слайда:

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 2. Неумение сформулировать проблему. В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка — нарушение лексической выдвигается проблема» сочетаемости: « (правильно: поднимается, затрагивается проблема); грамматическая ошибка — «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры...).

№ слайда 14 Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 3. Подмена проблемы автор с
Описание слайда:

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 3. Подмена проблемы автор ской позицией. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?...) формулируется позиция автора.

№ слайда 15 Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 4. Неоправданное расшире ни
Описание слайда:

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 4. Неоправданное расшире ние или сужение проблемы. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.

№ слайда 16 Тип ошибки	Пример из сочинения 	Комментарий эксперта 5. Подмена формулировки про
Описание слайда:

Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта 5. Подмена формулировки проблемы переска зом. Проблема текста в том, что история человечества — эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

№ слайда 17 Что проверяет эксперт? №	Критерии оценивания ответа на задание 01	Баллы 	Содержа
Описание слайда:

Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания ответа на задание 01 Баллы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

№ слайда 18 Внимание! Не забудьте! Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст прив
Описание слайда:

Внимание! Не забудьте! Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «в тексте по Д.Лихачёву поднимается проблема...» Лучше: «в тексте Д.Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...» Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни. Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель —журналист — публицист — фамилия автора.

№ слайда 19 Задание 5 В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, та
Описание слайда:

Задание 5 В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора. Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему национальных конфликтов. Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

№ слайда 20 Исходный вариант	Отредактированный вариант 1) Автор текста размышляет, над пробл
Описание слайда:

Исходный вариант Отредактированный вариант 1) Автор текста размышляет, над проблемой о национальных конфликтах. 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов. 2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 2) Кому выгодно разжигание нацио- нальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. • 3) В тексте поднимается проблема национализма народов. 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды. 4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. 5)Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? 5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

№ слайда 21 Задание 8 Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки
Описание слайда:

Задание 8 Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите правильные номера. Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека. Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин. Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И Ильина. В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема – счастье. Автор поднимает проблему жизненных мелочей. Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения? Так что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И.Ильин. В чем заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И.Ильин. Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор. Текст И.Ильина посвящен важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?

№ слайда 22 Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися. Ав
Описание слайда:

Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися. Автор поднимает проблему о преодолении лишений. Как преодолеть подстерегающие лишения человека? Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться. Как получить искусство сносить лишения? Прочитав текст, возникает проблема, как овладеть «искусством жизни».

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

Презентация "Подготовка к ЕГЭ.Проблема текста"
  • Русский язык и литература
Описание:

Проблема текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор

Типы проблем

Работа с текстом

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Текст = 2-3 проблемы

Необходимо сформулировать ОДНУ проблему

Какую проблему выбрать из нескольких?

Какая проблема находится в центре внимания автора?

К какой проблеме вам проще всего подобрать весомые аргументы?

Типовые конструкции(клише) для формулировки проблемы

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Что проверяет эксперт?

Работа с текстом

Автор Кантова Ирина Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1544
Номер материала 23863
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓