Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Особенности развития подчинительной связи
в русском языке
Факультативное занятие
10 класс
Силаева Т.О.
2 слайд
Цель занятия:
закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений;
разобрать задания ОГЭ – № 7, ЕГЭ-№ 7 (словосочетание и типы связи слов в словосочетаниях);
обобщить сведения об особенностях развития системы подчинительной связи
3 слайд
Словосочетание
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Зайти (куда?) в глушь.
Зарядка (чего?) аккумулятора.
4 слайд
Словосочетание
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:
вид — красивый вид;
бежать — бежал быстро.
Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
5 слайд
Согласование
6 слайд
Управление
7 слайд
Грамматическая основа
Обратите внимание!
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.
8 слайд
Примыкание
9 слайд
Трудности
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.
Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
10 слайд
Трудности
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.
Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
11 слайд
Трудности
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.
Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.
12 слайд
Трудности
Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание.
Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.
13 слайд
Трудности
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
слегка грустный, люблю поесть.
В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.
14 слайд
Задание: определи тип подчинительнойсвязи
1.Министр образования
2.Яйца вкрутую
3.Жить у леса
4.Город Кострома
5.Красавцы мужчины
6.Барышня-крестьянка
7.Село Бородино
8.Капитан команды
9.Весело жить
10.Жить богаче
1.Управление
2.Примыкание
3.Управление
4.Согласование
5.Согласование
6.Согласование
7.Согласование
8.Управление
9.Примыкание
10.Примыкание
15 слайд
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях
Нормы управления
16 слайд
ЗАПОМНИТЕ:
Благодаря, согласно, вопреки (чему?) – дат. п. (благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям.
Вследствие, ввиду, в случае (чего?) –
род. п. (вследствие засухи, ввиду болезни, в случае непогоды).
В связи с чем? (тв. п.) (в связи с выборами)
17 слайд
ЗАПОМНИТЕ:
Беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
Идентичный чему, но сходный с чем
Надеть что на что, но одеть кого во что
Обращать внимание на что, но уделять внимание чему
Отзыв о чем, но рецензия на что
18 слайд
ЗАПОМНИТЕ:
Превосходство над чем, но преимущество перед чем
Предостеречь от чего, но предупредить о чем
Препятствовать чему, но тормозить что
Уверенность в чем, но вера во что
Уплатить за что, но оплатить что
19 слайд
Творческое задание
А.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов».
Доказать правомерность этих слов.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация оформлена к факультативному занятию по теме "Подчинительная связь" в 9-10 классе, которая поможет обобщить изученный материал в разделе "Синтаксис", необходимый для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
В 2015 году в ОГЭ задание № 7: заменить словосочетание синонимичным с указанием вида подчинительной связи. В ЕГЭ - задание № 7: установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками, а именно - нарушение связи между подлежащим и сказуемым; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
6 660 227 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Силаева Татьяна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.