Главная / Русский язык и литература / Презентация "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" (9-10 классы)

Презентация "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" (9-10 классы)

Особенности развития подчинительной связи в русском языке Факультативное заня...
Цель занятия: закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предлож...
Словосочетание Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенны...
Словосочетание Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их ...
Согласование Русская литература Частые встречи Летящий мяч Наше право Третий ...
Управление Начало игры Превращалось в информацию Попросить её 	Существительно...
Грамматическая основа Обратите внимание! Синтаксическая связь между подлежащи...
Примыкание Ходить пешком. Спать стоя.	 Просил остаться. Желание знать. Хотел ...
Трудности Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существит...
Трудности Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью упра...
Трудности Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей ...
Трудности Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробу...
Трудности Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является гла...
Задание: определи тип подчинительнойсвязи 1.Министр образования 2.Яйца вкруту...
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной фо...
ЗАПОМНИТЕ: Благодаря, согласно, вопреки (чему?) – дат. п. (благодаря старания...
ЗАПОМНИТЕ: Беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Идентичн...
ЗАПОМНИТЕ: Превосходство над чем, но преимущество перед чем Предостеречь от ч...
Творческое задание А.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов». Док...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Особенности развития подчинительной связи в русском языке Факультативное занятие
Описание слайда:

Особенности развития подчинительной связи в русском языке Факультативное занятие 10 класс Силаева Т.О.

№ слайда 2 Цель занятия: закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложени
Описание слайда:

Цель занятия: закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений; разобрать задания ОГЭ – № 7, ЕГЭ-№ 7 (словосочетание и типы связи слов в словосочетаниях); обобщить сведения об особенностях развития системы подчинительной связи

№ слайда 3 Словосочетание Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных п
Описание слайда:

Словосочетание Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи). Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Зайти (куда?) в глушь. Зарядка (чего?) аккумулятора.

№ слайда 4 Словосочетание Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их при
Описание слайда:

Словосочетание Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним: вид — красивый вид; бежать — бежал быстро. Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

№ слайда 5 Согласование Русская литература Частые встречи Летящий мяч Наше право Третий ряд
Описание слайда:

Согласование Русская литература Частые встречи Летящий мяч Наше право Третий ряд Красавица дочка Профессор Чайников Прилагательное Причастие Согласуемое местоимение. Порядковое числительное. Согласуемое существительное. Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

№ слайда 6 Управление Начало игры Превращалось в информацию Попросить её 	Существительное (
Описание слайда:

Управление Начало игры Превращалось в информацию Попросить её Существительное (часто с предлогом). Местоимение в функции существительного. Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

№ слайда 7 Грамматическая основа Обратите внимание! Синтаксическая связь между подлежащим и
Описание слайда:

Грамматическая основа Обратите внимание! Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

№ слайда 8 Примыкание Ходить пешком. Спать стоя.	 Просил остаться. Желание знать. Хотел вер
Описание слайда:

Примыкание Ходить пешком. Спать стоя. Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Стать лучше. Наречие Деепричастие Неопределенная форма глагола Сравнительная степень прилагательного. Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

№ слайда 9 Трудности Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существитель
Описание слайда:

Трудности Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги. Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.

№ слайда 10 Трудности Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управле
Описание слайда:

Трудности Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.

№ слайда 11 Трудности Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей реч
Описание слайда:

Трудности Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу. Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.

№ слайда 12 Трудности Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте
Описание слайда:

Трудности Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление. В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

№ слайда 13 Трудности Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главны
Описание слайда:

Трудности Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например: слегка грустный, люблю поесть. В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака. В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив. Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

№ слайда 14 Задание: определи тип подчинительнойсвязи 1.Министр образования 2.Яйца вкрутую 3
Описание слайда:

Задание: определи тип подчинительнойсвязи 1.Министр образования 2.Яйца вкрутую 3.Жить у леса 4.Город Кострома 5.Красавцы мужчины 6.Барышня-крестьянка 7.Село Бородино 8.Капитан команды 9.Весело жить 10.Жить богаче 1.Управление 2.Примыкание 3.Управление 4.Согласование 5.Согласование 6.Согласование 7.Согласование 8.Управление 9.Примыкание 10.Примыкание

№ слайда 15 Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы
Описание слайда:

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях Нормы управления

№ слайда 16 ЗАПОМНИТЕ: Благодаря, согласно, вопреки (чему?) – дат. п. (благодаря стараниям,
Описание слайда:

ЗАПОМНИТЕ: Благодаря, согласно, вопреки (чему?) – дат. п. (благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям. Вследствие, ввиду, в случае (чего?) – род. п. (вследствие засухи, ввиду болезни, в случае непогоды). В связи с чем? (тв. п.) (в связи с выборами)

№ слайда 17 ЗАПОМНИТЕ: Беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Идентичный
Описание слайда:

ЗАПОМНИТЕ: Беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь. Идентичный чему, но сходный с чем Надеть что на что, но одеть кого во что Обращать внимание на что, но уделять внимание чему Отзыв о чем, но рецензия на что

№ слайда 18 ЗАПОМНИТЕ: Превосходство над чем, но преимущество перед чем Предостеречь от чего
Описание слайда:

ЗАПОМНИТЕ: Превосходство над чем, но преимущество перед чем Предостеречь от чего, но предупредить о чем Препятствовать чему, но тормозить что Уверенность в чем, но вера во что Уплатить за что, но оплатить что

№ слайда 19 Творческое задание А.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов». Доказа
Описание слайда:

Творческое задание А.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов». Доказать правомерность этих слов.

Презентация "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" (9-10 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная презентация оформлена к факультативному занятию по теме "Подчинительная связь" в 9-10 классе, которая поможет обобщить изученный материал в разделе "Синтаксис", необходимый для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.

В 2015 году в ОГЭ задание № 7: заменить словосочетание синонимичным с указанием вида подчинительной связи. В ЕГЭ - задание № 7: установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками, а именно - нарушение связи между подлежащим и сказуемым; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Автор Силаева Татьяна Олеговна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 422
Номер материала 9396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓