Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" (9-10 классы)

Презентация "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" (9-10 классы)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация "Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке" (9-10 классы)"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Особенности развития подчинительной связи в русском языкеФакультативное зан...

    1 слайд

    Особенности развития подчинительной связи
    в русском языке

    Факультативное занятие
    10 класс
    Силаева Т.О.

  • Цель занятия:закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложе...

    2 слайд

    Цель занятия:
    закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений;
    разобрать задания ОГЭ – № 7, ЕГЭ-№ 7 (словосочетание и типы связи слов в словосочетаниях);
    обобщить сведения об особенностях развития системы подчинительной связи

  • СловосочетаниеСловосочетанием называются два или несколько слов, объединенных...

    3 слайд

    Словосочетание
    Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).

    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова можно задать вопрос к зависимому.

    Зайти (куда?) в глушь.

    Зарядка (чего?) аккумулятора.

  • СловосочетаниеСловосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их п...

    4 слайд

    Словосочетание
    Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия и их признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Сравним:

    вид — красивый вид;

    бежать — бежал быстро.

    Между главным и зависимым словом в словосочетании возможны три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

  • Согласование

    5 слайд

    Согласование

  • Управление

    6 слайд

    Управление

  • Грамматическая основаОбратите внимание!

Синтаксическая связь между подлежащи...

    7 слайд

    Грамматическая основа
    Обратите внимание!

    Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

  • Примыкание

    8 слайд

    Примыкание

  • ТрудностиБывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существите...

    9 слайд

    Трудности
    Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например: умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.
    Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного. Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.

  • ТрудностиИногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управ...

    10 слайд

    Трудности
    Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа.
    Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова. Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.

  • ТрудностиНекоторые наречия, образованные от существительных и других частей р...

    11 слайд

    Трудности
    Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например: поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.
    Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому.

  • ТрудностиЕсли слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуй...

    12 слайд

    Трудности
    Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом. Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание.

    Восхищаться чем? летом. Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.

    В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

  • ТрудностиИногда трудно установить, какое слово в словосочетании является глав...

    13 слайд

    Трудности
    Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:
    слегка грустный, люблю поесть.
    В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.



    В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
    Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.



  • Задание: определи тип подчинительнойсвязи  1.Министр образования
2.Яйца вкрут...

    14 слайд

    Задание: определи тип подчинительнойсвязи
    1.Министр образования
    2.Яйца вкрутую
    3.Жить у леса
    4.Город Кострома
    5.Красавцы мужчины
    6.Барышня-крестьянка
    7.Село Бородино
    8.Капитан команды
    9.Весело жить
    10.Жить богаче
    1.Управление
    2.Примыкание
    3.Управление
    4.Согласование
    5.Согласование
    6.Согласование
    7.Согласование
    8.Управление
    9.Примыкание
    10.Примыкание

  • Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной фо...

    15 слайд

    Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях
    Нормы управления

  • ЗАПОМНИТЕ:Благодаря, согласно, вопреки (чему?) – дат. п. (благодаря стараниям...

    16 слайд

    ЗАПОМНИТЕ:
    Благодаря, согласно, вопреки (чему?) – дат. п. (благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям.
    Вследствие, ввиду, в случае (чего?) –
    род. п. (вследствие засухи, ввиду болезни, в случае непогоды).
    В связи с чем? (тв. п.) (в связи с выборами)

  • ЗАПОМНИТЕ:Беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
Идентичны...

    17 слайд

    ЗАПОМНИТЕ:
    Беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
    Идентичный чему, но сходный с чем
    Надеть что на что, но одеть кого во что
    Обращать внимание на что, но уделять внимание чему
    Отзыв о чем, но рецензия на что

  • ЗАПОМНИТЕ:Превосходство над чем, но преимущество перед чем
Предостеречь от че...

    18 слайд

    ЗАПОМНИТЕ:
    Превосходство над чем, но преимущество перед чем
    Предостеречь от чего, но предупредить о чем
    Препятствовать чему, но тормозить что
    Уверенность в чем, но вера во что
    Уплатить за что, но оплатить что

  • Творческое заданиеА.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов».
   Д...

    19 слайд

    Творческое задание
    А.С. Пушкин писал: «Язык неистощим в соединении слов».
    Доказать правомерность этих слов.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация оформлена к факультативному занятию по теме "Подчинительная связь" в 9-10 классе, которая поможет обобщить изученный материал в разделе "Синтаксис", необходимый для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.

В 2015 году в ОГЭ задание № 7: заменить словосочетание синонимичным с указанием вида подчинительной связи. В ЕГЭ - задание № 7: установить соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками, а именно - нарушение связи между подлежащим и сказуемым; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 227 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 422
    • PPTX 250.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Силаева Татьяна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Силаева Татьяна Олеговна
    Силаева Татьяна Олеговна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79138
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе