Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
МНОГООБРАЗИЕ
КУЛЬТУР
2 слайд
Цель урока:
Познакомиться с теориями Шубарта,
Шпенглера, и Данилевского о
многообразии культур.
Познакомить учеников с определением «культура» и «цивилизация»;
Рассказать о философах и их теориях.
Задачи:
3 слайд
Определения культуры и цивилизации;
Теория культур Н. Я. Данилевского;
Теория культур О. Шпенглера;
Архетипы культуры В. Шубарта;
Что нужно запомнить;
Вывод;
Вопросы.
Содержание
4 слайд
всё то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
совокупный духовный опыт человечества.
КУЛЬТУРА-ЭТО…
ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ЭТО…
ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством;
своеобразие материальной, духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
5 слайд
Н. Я. Данилевский
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).
6 слайд
Культура по Данилевскому
7 слайд
О. Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ, культуролог и историк.
Основные труды
«Закат Европы»
«Человек и техника»
«Годы решений»
«Умирая, культура становится цивилизацией»
О. Шпенглер
8 слайд
По мнению Шпенглера, «культура – это организмы, а мировая история есть их коллективная биография.» Философ считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают.
Каждая культура проходит через стадии, аналогичные развитию живых организмов (человека, дерева, цветка). По мнению философа, каждая культура имеет свою душу. Когда же она выполнила свою задачу, она «вдруг застывает» и становится цивилизацией.
детство
юность
зрелость
старость
цивилизация
«Цивилизация – смерть культуры (по Шпенглеру), переход точки зрения на мир с «орлиной» на «лягушачью»»
Ницше
9 слайд
8 великих культур по Шпенглеру:
египетская
вавилонская
индийская
китайская
арабская
западная
греко-римская
мексиканская
10 слайд
Англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм.
Англичанин жаждет добычи, француз — славы, немец — власти, русский — жертвы.
Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз симпатии, немец хочет им командовать. И только русский не хочет ничего.
Вальтер Шубарт. “Европа и душа Востока”
Теория В. Шубарта
11 слайд
«Англичанин ищет выгоды,
Француз блистает в салоне,
Немец командует в казарме.
Чего русский хочет?
Русский хочет всего. Всего сразу. Или ничего».
Вальтер Шубарт. “Европа и душа Востока”
12 слайд
В. Шубарт выделил четыре архетипа*
человека:
*Архетип (от гр. arche – начало и typos -
образ) – прообраз, первичная форма, образец.
1. Гармоничный человек. Он одушевлён внутренней гармонией. Мир достиг своей цели, его следует созерцать и любить ( гомеровские греки, китайцы эпохи Конфуция, христиане времен готики).
Архетипы культуры В. Шубарта
13 слайд
2. Героический человек. Он видит в мире хаос. Этот хаос он должен упорядочить. Миру ставятся цели, определяемые самим человеком. Так ощущали себя Древний Рим, романские и германские народы Нового времени.
14 слайд
3. Аскетический человек. Он воспринимает жизнь как заблуждение, пытается скрыться от него в мистике, покидает реальность без надежды и желания улучшить мир. Так чувствуют себя индусы.
15 слайд
4. Мессианский человек. Он считает себя призванным создать на земле божественный порядок. Стремится создать гармонию, которую чувствует в себе. Так происходило с первыми христианами и большинством славян, в том числе с русскими.
16 слайд
Основные цивилизации начала XXI века
17 слайд
Что нужно запомнить!
Иерархия мира по Н. Я. Данилевскому имеет четыре ступени:
1 ступень - «подготовительные» цивилизации
2 ступень - «одноосновные» цивилизации
3 ступень - «двухосновные» цивилизации
4 ступень - славянская цивилизация
Шпенглер считал, что культуры рождаются, растут, и, выполнив свое предназначение, умирают, т. е. становятся цивилизациями.
В. Шубарт выделил четыре архетипа человека:
Гармоничный человек
Героический человек
Аскетический человек
Мессианский человек
18 слайд
Вывод:
Типы культуры многообразны. Культуры разных стран отличаются друг от друга и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.
19 слайд
Что такое цивилизация? Что такое культура?
Что общего находил Шпенглер в культуре и живых организмах?
Какую цивилизацию Данилевский считал объединяющей и гармонизирующей все цивилизации?
Что происходит с культурой, когда она выполняет свою функцию?
Вопросы:
20 слайд
Конец!
Над презентацией работали:
Поршина Алина
Полянская Иляна
Вяткина Мария
Александрова Анастасия
Под руководством Елены Рудольфовны Крицкой
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур.
• Определения культуры и цивилизации;
• Теория культур Н. Я. Данилевского;
• Теория культур О. Шпенглера;
• Архетипы культуры В. Шубарта;
• Что нужно запомнить;
• Вывод;
• Вопросы.
• КУЛЬТУРА-ЭТО всё то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
• совокупный духовный опыт человечества.
• ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ЭТО ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством;
• своеобразие материальной, духовной и социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
6 656 297 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Крицкая Елена Рудольфовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.