Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Художника этого знает весь свет.
Раскрасит художник всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
Имя прилагательное
2 слайд
Цели урока:
обобщить знания об имени прилагательном;
подготовиться к сочинению на лингвистическую тему.
3 слайд
Шестнадцатое ноября
Классная работа
Имя прилагательное. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
4 слайд
Темы сочинений
Разряды прилагательных по значению.
Качественные прилагательные и их степени сравнения.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание Н и НН в именах прилагательных.
5 слайд
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
6 слайд
Это интересно!
Имя прилагательное, как видно из его названия, появилось после имени существительного, к которому оно и прилагалось. В поэзии прилагательное называется эпитетом, то есть выразительным метафорическим определением. Но функция его отнюдь не ограничивается выразительностью. Прилагательные способствуют воздушности поэтической речи, ее плавности.
7 слайд
Это интересно!
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 – е место (после существительных и глаголов). Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6 %.
По частоте употребления прилагательные занимают 5-е место.
8 слайд
Вспомните определение
имени прилагательного
Имя прилагательное -
Обозначает –
В предложении бывает –
Изменяется по -
часть речи
признак предмета
определением, сказуемым
падежам, родам, числам
9 слайд
Степени сравнения
прилагательных
сравнительная
превосходная
Простая
(ее,ей, ше..)
Составная
(самый+ Н.Ф.)
Простая
(айш,ейш)
Составная
Более+Н.Ф.
легче
более легкий
легчайший
самый легкий
Образуйте все степени сравнения от прилагательных тяжёлый, красивый, смелый.
10 слайд
Образуйте сравнительную степень от данных прилагательных
Умный - умнее
Красивый -
Сильный -
Деревянный -
Городской -
Грузинский -
Папин -
Какой вывод можно сделать?
11 слайд
Где прилагательные в превосходной степени?
Нежнейшая
Великолепная
Самая нежная
Чудесная
Прекрасная
Царица цветов
Ответ: 1,3
12 слайд
Избегайте речевых ошибок
Произносите правильно: «красИвее»
Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный
Нельзя два раза употреблять ее
(более умнее)
Самый не сочетается с суф-м айш,ейш
(самый умнейший)
13 слайд
Где речевые ошибки?
Самый белый
Более белейший
Более легче
Более слабый
Сильнее всех
Очень умный
Самый сильнейший
Правильные ответы:2,3,7
14 слайд
Исправьте речевые ошибки.
Это был самый ближайший путь.
Ты выбрал наиболее сложнейший способ решения.
Самая высочайшая гора Земли – Эверест.
В мировом океане нет более наиглубочайшего места, чем Марианская впадина.
Его родители более старше, чем мои.
15 слайд
Что объединяет каждую группу ?
Умный
Глупый
Слабый
известный
Сельский
Вечерний
Железный
отрывной
Лисий
Волчий
Мамин
качественные
относительные
притяжательные
16 слайд
Разряды
прилагательных
Качественные
относительные
притяжательные
Образуют степени сравнения
Образуют степени сравнения
Образуют степени сравнения
Очень+кач.пр
Указывают на материал, время, место
Образуют степени сравнения
Отвечают на вопрос -чей?
17 слайд
Найди соответствие в цвете!
интересный
алюминиевый
отцовский
старинный
глупый
волчий
зимний
луговой
качественные
относительные
притяжательные
18 слайд
Объясните правописание сложных прилагательных
(Темно)русый паренек
Шел на (северо)восток.
Там он к вечеру устал,
(Лимонно)желтым стал,
Но зато успел понять.
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок.
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова,
Знает сложные слова».
19 слайд
Объяснительный диктант
1. (юго) (западный) ветер
2. (вагоно) (ремонтное) депо
3. (мясо) (молочная) ферма
4. (голубо)(глазые) малыши
5. (садово)(огородный) участок
6. (черная)(черная) кошка
7. (древне)(русская) летопись
8. (фруктово)(ягодная) смесь
9. (высоко)(рослые) мальчики
10. (темно)(синий) шарф
20 слайд
Игра «Четвертое лишнее»
Сезон…ый, редакцион…ый, организацион…ый, композицион…ый.
Бульон…ый, закон…ый, бессон…ый, реакцион…ый,
3. Гусин..ый, землян..ой, оловян..ый, серебрян..ый
21 слайд
Игра «Корректор»
Исправьте 8 ошибок в написании суффиксов прилагательных.
Шел я однажды по пустыной дороге. Гляжу: деревяная ветренная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменных домах со стекляными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временных трудностей.
Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеиное: блестящая серебрянная шкурка, длинное шнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждет куринный бульон, румяные пирожки и клюквеный сок».
22 слайд
Проверьте!
пустынной
деревянная
ветряная
стеклянными
пристанционном
серебряная
куриный
клюквенный
23 слайд
ДА – хлопок, НЕТ- молчок
Степени сравнения имеют только относительные прилагательные.
Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов.
Только качественные прилагательные имеют краткую форму.
Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос какой?
24 слайд
Сложные прилагательные могут писаться раздельно.
Сложные прилагательные, образованные из словосочетания, пишутся слитно.
Так пишется прилагательное ВЕТРЕННЫЙ.
Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный.
ДА – хлопок, НЕТ- молчок
25 слайд
Немного отдыха!
26 слайд
А.Саврасов
«Разлив Волги под Ярославлем»
27 слайд
И.Айвазовский
«Волга у Жигулевских гор»
28 слайд
И.Белоногов
«Вид уездного города»
29 слайд
А.Боголюбов
«Крестный ход в Ярославле»
30 слайд
И.Репин
«Бурлаки, идущие вброд»
31 слайд
В.Овчинников
«Лунная ночь на Волге»
32 слайд
Н.Галахов
«Пристань на Волге»
33 слайд
С.Кожин
«Закат на Волге»
34 слайд
Максим Горький
35 слайд
36 слайд
(1)Чем дальше к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. (2)Степной левый берег со (сто)летними деревьями тает в лун..ом тумане от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени и (красно)жёлтые огоньки бакенов особенно ярко горят на чёрных полотнищах теней. (3)Поперёк и немножко наискось реки легла, зыблется, сверкает широкая тропа, точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. (4)Чёрный правый берег быстро уплывает вдаль, иногда на хребте его заметны редкие холмики деревянных домов. (5)За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создается фантастическое впечатление: река течёт в гору. (6)Расстилая по воде парчовые отблески своих огней, теплоход скользит почти бесшумно, шумок за кормою мягко ласков, и воздух тоже ласковый – гладит лицо, точно рука ребёнка. (по М.Горькому)
37 слайд
Ба́кен, бакан (нидерл. baken) — плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
38 слайд
СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ обязательно должно состоять из
ТЕЗИСА (формулировка тезиса связана с темой сочинения и основной мыслью).
2-х АРГУМЕНТОВ (теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос, т.е. доказательства (не менее 2-х), которые мы подбираем из текста, данного на уроке).
ВЫВОДА (подтверждает тезис, обобщает все, написанное нами).
39 слайд
Темы сочинений
Разряды прилагательных по значению.
Качественные прилагательные и их степени сравнения.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание Н и НН в именах прилагательных.
40 слайд
41 слайд
Объем сочинения – не менее 50 слов.
Помните о делении на абзацы!
(4 абзаца)
Тип речи – сочинение-рассуждение.
Стиль речи – научный.
Примеры из текста обязательны!
42 слайд
ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ ?
43 слайд
Спасибо за работу!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели: обобщение знаний о прилагательном, подготовка к сочинению на лингвистическую тему, формирование умения анализировать текст, развитие эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.
Задачи:
1. образовательная: закрепить умение определять разряды прилагательных, образовывать степени сравнения прилагательных, избегать речевых ошибок в употреблении прилагательных, формировать навыки правописания;
2. развивающая: формировать коммуникативные навыки, развивать творческие способности учащихся;
3. воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.
Оборудование: проектор, презентация Power Point, раздаточный материал, доска.
6 663 264 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Калашникова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.