Главная / Математика / Презентация "Целеполагание и рефлексия метапредметного занятия"

Презентация "Целеполагание и рефлексия метапредметного занятия"

Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащихся
Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не туда М. Твен Це...
Как проходит этап целеполагания метапредметного занятия? Любой вопрос или тем...
Цели должны быть: Диагностируемые. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описываю...
Постановка целей урока определяется исходя из структуры метапредметного образ...
условия выполнения учеником процедуры целеполагания:  •  наличие познаватель...
Приемы целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос. Работа над понятием. Ситуаци...
Тема-вопрос	 Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо пос...
визуальный прием Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восп...
Аудиальный прием Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается ...
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, ...
Методические рекомендации практически все приемы целеполагания строятся на ди...
Рефлексивный этап Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудн...
reflexior - обращение назад. Одной из задач образования является формировани...
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопредел...
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств Самостоятельность. Не учи...
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято счита...
Классификация рефлексии. 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная ре...
Классификация рефлексии 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточна...
Классификация рефлексии 5 По форме деятельности: • Фронтальная • Индивидуальн...
Функции рефлексии : 1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская ...
Приемы рефлексии Рефлексия деятельности. • Что на вас произвело наибольшее вп...
Приемы рефлексии «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение ...
«Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального с...
Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о с...
предметная рефлексия Кластер – это способ графической организации материала,...
Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка до...
Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой ...
1 из 28

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащихся
Описание слайда:

Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащихся

№ слайда 2 Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не туда М. Твен Цель
Описание слайда:

Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не туда М. Твен Цель – это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам процесс.

№ слайда 3 Как проходит этап целеполагания метапредметного занятия? Любой вопрос или тема п
Описание слайда:

Как проходит этап целеполагания метапредметного занятия? Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

№ слайда 4 Цели должны быть: Диагностируемые. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие
Описание слайда:

Цели должны быть: Диагностируемые. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

№ слайда 5 Постановка целей урока определяется исходя из структуры метапредметного образова
Описание слайда:

Постановка целей урока определяется исходя из структуры метапредметного образовательного процесса Цели Предметные включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками  Цели Метапредметные способствуют: положительному отношению к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Цели методологические (оргдеятельностные). формируют общеучебные и специальные умения; мыслительные операции; развивают эмоциональные сферы, речь учащихся, коммуникативную культуру; осуществление самоконтроля и самооценки, а в целом — становление и развитие личности.

№ слайда 6 условия выполнения учеником процедуры целеполагания:  •  наличие познавательног
Описание слайда:

условия выполнения учеником процедуры целеполагания:  •  наличие познавательного стремления ученика; •  определение предмета своей цели; •  умение ученика определить свою связь с предметом цели; •  представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели; •  вербальное (словесное) формулирование цели; •  предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; •  наличие средств для достижения цели; •  соотношение получаемых результатов с целью; •  корректирование поставленной цели. 

№ слайда 7 Приемы целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос. Работа над понятием. Ситуация я
Описание слайда:

Приемы целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Исключение. Домысливание. Проблемная ситуация. Группировка.          2. Аудиальные: Подводящий диалог. Собери слово. Исключение. Проблема предыдущего урока.

№ слайда 8 Тема-вопрос	 Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо постро
Описание слайда:

Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность визуальный прием

№ слайда 9 визуальный прием Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприя
Описание слайда:

визуальный прием Работа над понятием Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и просят объяснить значение каждого слова Далее, от значения слова определяем цель урока Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

№ слайда 10 Аудиальный прием Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается зад
Описание слайда:

Аудиальный прием Проблема предыдущего урока В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

№ слайда 11 Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, акт
Описание слайда:

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным..

№ слайда 12 Методические рекомендации практически все приемы целеполагания строятся на диало
Описание слайда:

Методические рекомендации практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.  Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности)необходимо записать на доске. При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна ( результатов, записанных через умения может быть несколько). В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого –  сформулировать свои образовательные задачи.

№ слайда 13 Рефлексивный этап Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудност
Описание слайда:

Рефлексивный этап Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности. В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

№ слайда 14 reflexior - обращение назад. Одной из задач образования является формирование у
Описание слайда:

reflexior - обращение назад. Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.ю В педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

№ слайда 15 Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить
Описание слайда:

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

№ слайда 16 Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств Самостоятельность. Не учител
Описание слайда:

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

№ слайда 17 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать,
Описание слайда:

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

№ слайда 18 Классификация рефлексии. 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная рефле
Описание слайда:

Классификация рефлексии. 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная рефлексия. 2. По цели: • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания. 3. По функции: • личностная рефлексия • интеллектуальная рефлексия .

№ слайда 19 Классификация рефлексии 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная р
Описание слайда:

Классификация рефлексии 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. 5.По способам проведения: • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок.

№ слайда 20 Классификация рефлексии 5 По форме деятельности: • Фронтальная • Индивидуальная
Описание слайда:

Классификация рефлексии 5 По форме деятельности: • Фронтальная • Индивидуальная • Групповая • Коллективная

№ слайда 21 Функции рефлексии : 1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская 4.
Описание слайда:

Функции рефлексии : 1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская 4. Коммуникативная 5. Смыслотворческая 6. Мотивационная 7. Коррекционная. Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли

№ слайда 22 Приемы рефлексии Рефлексия деятельности. • Что на вас произвело наибольшее впеча
Описание слайда:

Приемы рефлексии Рефлексия деятельности. • Что на вас произвело наибольшее впечатление? • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? • Что нового вы узнали на уроке? • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше? * что я делаю? * зачем я делаю? * как я делаю? * что нового я узнал? * каким способом я это узнал? * чему я научился?

№ слайда 23 Приемы рефлексии «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об
Описание слайда:

Приемы рефлексии «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. «Мордашки» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

№ слайда 24 «Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального сост
Описание слайда:

«Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. «Комплимент» Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

№ слайда 25 Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе
Описание слайда:

Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

№ слайда 26 предметная рефлексия Кластер – это способ графической организации материала, по
Описание слайда:

предметная рефлексия Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

№ слайда 27 Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должн
Описание слайда:

Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.   Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

№ слайда 28 Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой цел
Описание слайда:

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Презентация "Целеполагание и рефлексия метапредметного занятия"
  • Математика
Описание:

Как проходит этап целеполагания метапредметного  занятия?

Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления.

Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются.

Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Задача рефлексивного этапа  – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности.

В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось.

 

На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

Автор Молодых Елена Николаевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 983
Номер материала 13728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓