Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Артикуляционная гимнастика в школе
Рекомендации
для учителей, воспитателей
Подготовила: учитель-логопед
первой квалификационной категории
Голубева Людмила Анатольевна
2014-2015
2 слайд
Что такое – «артикуляционная гимнастика»?
АРТИКУЛЯЦИЯ (от лат. articulo — членораздельно произношу) —
совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.
Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения
3 слайд
Артикуляционная гимнастика –
это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики –
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умений объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
4 слайд
Требования к проведению
артикуляционной гимнастики
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику (АГ) выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они могли видеть свое лицо в зеркале, лицо должно быть хорошо освещено
Лучше не делать АГ сразу после приёма пищи
Проводить АГ надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись (по 10 – 15 минут)
При выполнении упражнений необходимо добиваться четкого, точного плавного выполнения движений
Должны входить упражнения на развитие речевого дыхания.
Необходим индивидуальный подход
Педагогу необходимо проявлять терпение, подбадривать, поощрять ребёнка даже за небольшие успехи
Осуществлять опору на различные анализаторы (зрительный, слуховой), кинестетические, тактильные ощущения
5 слайд
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Воспитание чистой речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным недоразвитием) – задача очень важная и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, учителя, воспитатели
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно. Необходимы занятия по рекомендациям логопеда с учителем, воспитателем
Важная особенность в работе с детьми-дизартриками, алаликами, обучающимися в данной школе-интернате: принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, нужно иметь в виду упражнения органов и мышц лица, рта, плечевого пояса, грудной клетки. А также следовать принципу
системного подхода в проведении коррекционно-логопедического воздействия
6 слайд
ПОДГОТОВКА
К АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Комплекс следующих артикуляционных упражнений рекомендован для проведения учителям, воспитателям в подготовительных и первых классах, а также классах со сложной структурой дефекта
Цель: подготовка речевого аппарата учащихся к выполнению правильного уклада органов артикуляции
Задача: формировать умение правильно выполнять упражнения для постановки
речевых звуков
.
7 слайд
Учимся делать упражнение - «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
8 слайд
Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
9 слайд
Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
10 слайд
Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
11 слайд
Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
12 слайд
Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
13 слайд
Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
14 слайд
Учимся делать упражнение «Вкусное варенье».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну.
Повторяем упражнение 3—4 раза.
15 слайд
Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться
сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
16 слайд
Список литературы
1. Н.В. Нищева. Дидактическое пособие «Весёлая артикуляционная гимнастика». Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи. Издательство: Эксмо, 2010.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
"Артикуляционная гимнастика в школе". Рекомендации для воспитателей, учителей. Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Голубева Людмила Анатольевна.
В данной презентации рассмотрены необходимые теоретические основы: понятие артикуляционной гимнастики, её цели, обоснованы требования и рекомендации к её проведению в подготовительном, первом и классах со сложной структурой.
Считаю необходимым в подготовительном классе проводить следующий комплекс, обозначенный как "Подготовка к артикуляционной гимнастике".
6 665 114 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Голубева Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.