Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Методика обучения изложениям различных видов
Содержание и структура урока
изложения
2 слайд
В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения.
Развитие речи - это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию
3 слайд
Основные направления в методике развития речи
Работа по развитию речи младших школьников включает следующие основные направления:
совершенствование звукопроизношения учащихся и повышения их красноречивой культуры;
обогащения, уточнения и активизация словарного запаса младших школьников,
умение употреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания;
последовательно и логично излагать мысль устно и на письме, совершенствование грамматического строя речи детей; овладение нормами русского языка; усвоение важнейших правил
4 слайд
Цели уроков развития речи:
Обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
Обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
Развитие основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности( анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.
5 слайд
Комплекс речевых умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Информационно –содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении.
Структурно- композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.
Умения , связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
6 слайд
Методы развития речи учащихся
Имитационный (обучение по образцам) Назначение: повышает самостоятельность и познавательную активность учащихся; помогает в усвоении форм речевого этикета влияет на формирующееся языковое чутье детей. Типы упражнений : различные виды пересказа прочитанных текстов; письменные изложения. Опирается на литературные образцы.
7 слайд
Коммуникативный ( коммуникативно- творческий метод) Является средством общения, реализует функции языка. Типы упражнений: создание речевых ситуаций(диалогов,споров,обсуждений), экскурсии, наблюдения и другие способы накопления материала. Опирается на потребность в общении.
8 слайд
Конструирование (синтетический метод). Формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности учащихся, их умения. Опирается на изучаемый в школе материал, который ученики могут сознательно применить, конструируя предложения и текст. Типы упражнений: словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая работа.
9 слайд
Структура уроков развития речи
Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи
Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения
Организация учебной и речевой деятельности по восприятию высказываний
Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов
Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи
10 слайд
Изложение
Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.
Изложение-это вид деятельности, при котором проявляется деятельность сил ребенка-памяти, воображения, логического мышления, что ведет к развитию этих сил.
Изложение-средство обучения речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях.
11 слайд
Последовательность работы над изложением
Переходная форма от диктанта к письменному изложению(«свободная диктовка»,т е диктовка не слов, а мыслей: текст прочитывается по частям, школьники записывали его «своими словами»)
Изложение- восстановление деформированного текста
Изложение по готовому плану.
Изложение по коллективно составленному плану
Изложение по самостоятельно составленному плану
12 слайд
Виды изложений
по соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное;
по отношению к содержанию текста – полное, выборочное, с дополнительным заданием;
по особенностям структуры текста – на основе описания, на основе повествования, на основе рассуждения;
по осложнению языковыми заданиями – изложения, в которых необходимо употребить определённые языковые средства, изложения, в которых содержание передаётся в другой форме (например, от другого лица);
по месту проведения – домашнее, классное.
13 слайд
Методика изложений отдельных видов
Близкий к тексту образца (простейший вид пересказа) . В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени. Служит средством закрепления в памяти содержания прочитанного и средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания(пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр. ), а также элементы рассуждения.
14 слайд
Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: сделайте пересказ по одному из пунктов плана; перескажите по иллюстрации к рассказу; выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе
15 слайд
Сжатое изложение : это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Лучше других поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет. 4 ступени сжатия при передаче содержания:
Текст с подробностями, с прямой речью
Без деталей, без прямой речи
Схематическое изложение основных событий
Лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц
16 слайд
Творческие изложения – это изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания , и формы. Это и изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин – так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация , инсценирование, театральное воплощение.
17 слайд
Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении
Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.
Чтение текста: учитель -1-2 раза; учащиеся-один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз.
Беседа- не очень подробная.
План составляется школьниками.
Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи.
Составление текста учащимися , запись , расположение текста на страницах.
Самопроверка, саморедактирование
18 слайд
Типичные недостатки письменного пересказа
Неумение начать;
Подробное начало и скомканное окончание;
Пропуск чего-то важного;
Обеднение языка- допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении
19 слайд
Требования к текстам , выбираемым
для письменных изложений:
Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы. Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи , образами , требующими сложного и длительного разъяснения.
Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
20 слайд
Литература:
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4
Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская Методика преподавания русского языка в начальных классах.//учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф.образования.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Михеева Т.Б., Печурова О.В. Уроки развития речи в 3-4 классах: Книга для учителя.- М.:ООО «ТИД « Русское слово- РС»,2008.-360с.
Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе СПб: Специальная Литература, 2009.-256 с.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения.
Развитие речи-это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию
Работа по развитию речи младших школьников включает ледующие основные направления:
совершенствование звукопроизношения учащихся
обогащения, уточнения и активизация словарного запаса
умение потреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка
последовательно и логично излагать мысль устно и на письме, совершенствование грамматического строя речи детей; овладение нормами русскогоязыка;
усвоение важнейших правил .
6 663 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.