Главная / Начальные классы / Презентация " Методика обучения изложениям"

Презентация " Методика обучения изложениям"

Содержание и структура урока изложения
В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Эт...
Работа по развитию речи младших школьников включает следующие основные направ...
Обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся; обучение но...
Информационно –содержательные, включающие умения получить информацию для выск...
Имитационный (обучение по образцам) Назначение: повышает самостоятельность и ...
Коммуникативный ( коммуникативно- творческий метод) Является средством общени...
Конструирование (синтетический метод). Формирует на основе правил, закономерн...
Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи Определение учебной зад...
Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основ...
Переходная форма от диктанта к письменному изложению(«свободная диктовка»,т е...
по соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное; по отношению к ...
Близкий к тексту образца (простейший вид пересказа) . В нем сохраняется и пер...
Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: сделайте пересказ по о...
Сжатое изложение : это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко ...
Творческие изложения – это изложения, в которых личный, творческий момент ста...
Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста. Чтение текста: учитель -...
Неумение начать; Подробное начало и скомканное окончание; Пропуск чего-то важ...
Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни ...
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Содержание и структура урока изложения
Описание слайда:

Содержание и структура урока изложения

№ слайда 2 В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это о
Описание слайда:

В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения. Развитие речи - это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию

№ слайда 3 Работа по развитию речи младших школьников включает следующие основные направлен
Описание слайда:

Работа по развитию речи младших школьников включает следующие основные направления: совершенствование звукопроизношения учащихся и повышения их красноречивой культуры; обогащения, уточнения и активизация словарного запаса младших школьников, умение употреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания; последовательно и логично излагать мысль устно и на письме, совершенствование грамматического строя речи детей; овладение нормами русского языка; усвоение важнейших правил

№ слайда 4 Обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся; обучение норма
Описание слайда:

Обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи; Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений; Обучение навыкам культуры речи и речевого общения; Развитие основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности( анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи; Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.

№ слайда 5 Информационно –содержательные, включающие умения получить информацию для высказы
Описание слайда:

Информационно –содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении. Структурно- композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др. Умения , связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю; Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

№ слайда 6 Имитационный (обучение по образцам) Назначение: повышает самостоятельность и поз
Описание слайда:

Имитационный (обучение по образцам) Назначение: повышает самостоятельность и познавательную активность учащихся; помогает в усвоении форм речевого этикета влияет на формирующееся языковое чутье детей. Типы упражнений : различные виды пересказа прочитанных текстов; письменные изложения. Опирается на литературные образцы.

№ слайда 7 Коммуникативный ( коммуникативно- творческий метод) Является средством общения,
Описание слайда:

Коммуникативный ( коммуникативно- творческий метод) Является средством общения, реализует функции языка. Типы упражнений: создание речевых ситуаций(диалогов,споров,обсуждений), экскурсии, наблюдения и другие способы накопления материала. Опирается на потребность в общении.

№ слайда 8 Конструирование (синтетический метод). Формирует на основе правил, закономерност
Описание слайда:

Конструирование (синтетический метод). Формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности учащихся, их умения. Опирается на изучаемый в школе материал, который ученики могут сознательно применить, конструируя предложения и текст. Типы упражнений: словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая работа.

№ слайда 9 Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи Определение учебной задачи
Описание слайда:

Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения Организация учебной и речевой деятельности по восприятию высказываний Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи

№ слайда 10 Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе о
Описание слайда:

Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложение-это вид деятельности, при котором проявляется деятельность сил ребенка-памяти, воображения, логического мышления, что ведет к развитию этих сил. Изложение-средство обучения речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях.

№ слайда 11 Переходная форма от диктанта к письменному изложению(«свободная диктовка»,т е ди
Описание слайда:

Переходная форма от диктанта к письменному изложению(«свободная диктовка»,т е диктовка не слов, а мыслей: текст прочитывается по частям, школьники записывали его «своими словами») Изложение- восстановление деформированного текста Изложение по готовому плану. Изложение по коллективно составленному плану Изложение по самостоятельно составленному плану

№ слайда 12 по соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное; по отношению к сод
Описание слайда:

по соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное; по отношению к содержанию текста – полное, выборочное, с дополнительным заданием; по особенностям структуры текста – на основе описания, на основе повествования, на основе рассуждения; по осложнению языковыми заданиями – изложения, в которых необходимо употребить определённые языковые средства, изложения, в которых содержание передаётся в другой форме (например, от другого лица); по месту проведения – домашнее, классное.

№ слайда 13 Близкий к тексту образца (простейший вид пересказа) . В нем сохраняется и переда
Описание слайда:

Близкий к тексту образца (простейший вид пересказа) . В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени. Служит средством закрепления в памяти содержания прочитанного и средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания(пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр. ), а также элементы рассуждения.

№ слайда 14 Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: сделайте пересказ по одно
Описание слайда:

Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: сделайте пересказ по одному из пунктов плана; перескажите по иллюстрации к рассказу; выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе

№ слайда 15 Сжатое изложение : это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отл
Описание слайда:

Сжатое изложение : это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Лучше других поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет. 4 ступени сжатия при передаче содержания: Текст с подробностями, с прямой речью Без деталей, без прямой речи Схематическое изложение основных событий Лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц

№ слайда 16 Творческие изложения – это изложения, в которых личный, творческий момент станов
Описание слайда:

Творческие изложения – это изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания , и формы. Это и изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин – так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация , инсценирование, театральное воплощение.

№ слайда 17 Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста. Чтение текста: учитель -1-2
Описание слайда:

Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста. Чтение текста: учитель -1-2 раза; учащиеся-один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз. Беседа- не очень подробная. План составляется школьниками. Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи. Составление текста учащимися , запись , расположение текста на страницах. Самопроверка, саморедактирование

№ слайда 18 Неумение начать; Подробное начало и скомканное окончание; Пропуск чего-то важног
Описание слайда:

Неумение начать; Подробное начало и скомканное окончание; Пропуск чего-то важного; Обеднение языка- допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении

№ слайда 19 Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни люд
Описание слайда:

Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы. Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи , образами , требующими сложного и длительного разъяснения. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

№ слайда 20 Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т.
Описание слайда:

Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4 Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская Методика преподавания русского языка в начальных классах.//учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф.образования.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011. Михеева Т.Б., Печурова О.В. Уроки развития речи в 3-4 классах: Книга для учителя.- М.:ООО «ТИД « Русское слово- РС»,2008.-360с. Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе СПб: Специальная Литература, 2009.-256 с.

Презентация " Методика обучения изложениям"
  • Начальные классы
Описание:

В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения.        

Развитие речи-это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию

Работа по развитию речи младших школьников включает ледующие основные направления:

совершенствование звукопроизношения учащихся

обогащения, уточнения и активизация словарного запаса

 

умение потреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка 

последовательно и логично излагать мысль устно и на письме, совершенствование грамматического строя речи детей; овладение нормами русскогоязыка;

усвоение важнейших правил .

Автор Хохлова Светлана Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 611
Номер материала 9578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓