Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация " Активизация познавательной деятельности учащихся посредством развития критического мышления"

Презентация " Активизация познавательной деятельности учащихся посредством развития критического мышления"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация " Активизация познавательной деятельности учащихся посредством развития критического мышления""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся средствами технологии разви...

    1 слайд

    Активизация познавательной деятельности учащихся средствами технологии развития критического мышления
    Н. В. Дробязко, учитель русского языка и литературы КГУ «Донецкая средняя школа»

  • Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не...

    2 слайд

    Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
    Конфуций

  • Сотрудники Организации экономического сотрудничества и развития, проводившие...

    3 слайд

    Сотрудники Организации экономического сотрудничества и развития, проводившие исследования качества школьного образования в мире, пришли к выводу, что « школьники разучились воспринимать письменный текст».

    По навыкам работы с текстом – умению его понять, проанализировать, выделить главные мысли и использовать полученную информацию – 15-летние россияне оказались на одном из последних мест среди сверстников из 32 стран.
    Подобные показатели были еще у латвийцев и бразильцев. /Казахстан не участвовал в исследовании/

  • Критика - изучение или обсуждение 
чего-либо с целью поиска недостатков....

    4 слайд

    Критика - изучение или обсуждение
    чего-либо с целью поиска недостатков.
    С.И.Ожегов

  • Себя надо критиковать самым суровым образом, именно
 к себе...

    5 слайд



















    Себя надо критиковать самым суровым образом, именно
    к себе следует прилагать самый строгий масштаб,
    иначе можно сорваться с ходуль прямо в лужу. 
    К. Либкнехт
    Отыскивать маленькие недостатки – издавна свойство умов, которые мало или вовсе
    не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против
    целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая. 

    Г. Лихтенберг

  • Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, он...

    6 слайд

    Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.

    В. Г. Белинский



    Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. 

  • Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог сча...

    7 слайд

    Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счастья и успеха в любой области деятельности. 

    Г.Селье


    В любой, но в критике - особенно. 
    Все сказанное выше - только первые шаги к настоящему критическому мышлению. Точному, тонкому, беспощадному, но уважительному. Как там, в пересказе Сервантеса у классиков:
    «Платон мне друг, но истина дороже!»

  • Люди, сумевшие впитать в себя хоть немного культурного наследия, знают: нас...

    8 слайд


    Люди, сумевшие впитать в себя хоть немного культурного наследия, знают: настоящая критика - это конструктивная, созидательная критика, воодушевленная высокой, нравственной, стратегической целью.

  • ТРКМ – теория развития критического мышленияТехнология  РКМЧП разработана в к...

    9 слайд

    ТРКМ – теория развития критического мышления
    Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США В ней синтезированы идеи и методы русских технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.
     

  • ТРКМ – теория развития критического мышления     ДЭВИД КЛУСТЕР 
профессор, пр...

    10 слайд

    ТРКМ – теория развития критического мышления
    ДЭВИД КЛУСТЕР
    профессор, преподаватель
    американской литературы,
    Хоуп-колледж, Холланд, швад
    Мичиган, США.
    Критическое мышление не обязано
    быть совершенно оригинальным: мы
    вправе принять идею или убеждение
    другого человека как собственные.
    Критическое мышление – это нечто
    заведомо хорошее, некое умение,
    которое позволит нам преуспеть в 21
    веке.
    .


    «Компетенции для ученика – это образ
    его будущего, ориентир для освоения»







    Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.

  • Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других...

    11 слайд

    Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

    1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

    2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

    3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

    4. Критическое мышление есть мышление социальное.



    5. Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

  • Технология «Развитие критического мышления» Технология открыта к диалогу с д...

    12 слайд

    Технология
    «Развитие критического мышления»
    Технология открыта к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
    С 1997 года используется широко педагогами России. В Казахстане она заявила о себе в 1998 году.

  • ТРКМ – теория развития критического мышленияКритическое мышление — это один и...

    13 слайд

    ТРКМ – теория развития критического мышления
    Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю (Г.К.Селевко).


  • Покажи мне, и я запомню
Скажи мне, и я забуду
Дай мне действовать 
самому, и...

    14 слайд

    Покажи мне, и я запомню
    Скажи мне, и я забуду
    Дай мне действовать
    самому, и я научусь.

  • Какие признаки есть у критического мышления?Критическое мышление есть мышлени...

    15 слайд

    Какие признаки есть у критического мышления?
    Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
    Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
    Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
    Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
    Критическое мышление есть мышление социальное

  • Стратегия технологииПонятие стратегии в педагогике включает в себя:
  особую...

    16 слайд

    Стратегия технологии
    Понятие стратегии в педагогике включает в себя:
    особую структуру;
    обязательные условия к содержанию образовательной среды;
    набор переменных методических приемов;
    особый дух
    свою философию образования

  • Цель стратегии РКМ:    через набор методов и приёмов научить учащихся работат...

    17 слайд

    Цель стратегии РКМ:
    через набор методов и приёмов научить учащихся работать с информацией.
    Конечный результат:
    умение мыслить критически,
    формировать собственное мнение, принимать взвешенные решения, ответственно относиться к учёбе, труду.

  • Методы РКМ будут эффективны при определённых условиях, т.е. при создании сред...

    18 слайд

    Методы РКМ будут эффективны при определённых условиях, т.е. при создании среды КМ, которая подразумевает следующее:
    Поощрять готовность учеников быть открытыми.
    Давать заранее оговоренное время для обдумывания ответов на вопросы, при необходимости продлевать его.
    Принимать разнообразные идеи и мнения, «не выплескивать» нетерпимость к чужому мнению, идее.
    Работать в сменном составе, что позволяет отрабатывать навык общения, т.к. в жизни нам приходится общаться с разными людьми.
    Внешнее поведение учителя: никогда не
    равнодушен

  • Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всег...

    19 слайд


    Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
    ТРКМ направлена на достижение образовательных результатов.

  • Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничеств...

    20 слайд

    Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.

  • Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предпола...

    21 слайд

    Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы.

    1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

    2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

    3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

    4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

    Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях". 

  • Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классиф...

    22 слайд

    Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать. 



    Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
    Джуди А.Браус, Дэвид Вуд


  • На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По...

    23 слайд

    На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По определению оно есть мышление, в котором обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки:

    - воспринятое проанализировать,

    - убедиться в его достоверности и правильности,

    - учесть вскрытые достоинства и недостатки;

    - вскрыть возможные ошибки;

    - дать оценку;

    - обнаружить возможный тайный умысел;

    - в конце концов выявить все, что может принести вред.

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным по...

    24 слайд

    умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;
    умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
    умение задавать вопросы;
    умение решать проблемы;
    умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
    умение выражать свои мысли;
    умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
    умение сотрудничать и работать в группе и др.

    Образовательные результаты РКМ:

  • Технология дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;-...

    25 слайд


    Технология дает ученику:

    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    -умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

  • Технология дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и отв...

    26 слайд

    Технология дает учителю:

    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

  • Три стадии дидактического цикла:Вызов
Осмысление
Рефлексия

    27 слайд

    Три стадии дидактического цикла:
    Вызов
    Осмысление
    Рефлексия

  • Фаза
 рефлексии
 

Фаза 
реализации 
смысла 
   
Фаза 
вызова  
.Фазы урока

    28 слайд

    Фаза
    рефлексии



    Фаза
    реализации
    смысла


    Фаза
    вызова
    .
    Фазы урока

  • В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Первая...

    29 слайд


    В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
    Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?».
    Главными задачами второй фазы  является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставит пред собой на первой стадии.
    Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку своего отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.
    Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

  • Основные приёмы ТРКМ1 Инсерт
2 Закладка
3 РАФТ
4 Ключевые слова
5 Кластер
6 С...

    30 слайд

    Основные приёмы ТРКМ
    1 Инсерт
    2 Закладка
    3 РАФТ
    4 Ключевые слова
    5 Кластер
    6 Синквейн
    7 Аргументированное эссе
    8 Мозговой штурм
    9 Зигзаг
    10 Три шляпы, шесть шляп

  • ИНФОРМАЦИЯТворчески интерпретируем 
информацию
Задаем вопросыРаботаем с текст...

    31 слайд

    ИНФОРМАЦИЯ
    Творчески интерпретируем
    информацию

    Задаем вопросы
    Работаем с текстом
    Прогнозируем
    Воспринимаем
    информацию

  • Приемы технологии  КМ развивают умение правильной последовательности восприя...

    32 слайд

    Приемы технологии КМ развивают умение правильной последовательности восприятия информации.

  • Стадия «вызова»


  
Информация, полученная на 
первой стадии, выслушивается,...

    33 слайд

    Стадия «вызова»



    Информация, полученная на
    первой стадии, выслушивается, обсуждается.
    (активизируем работу,
    «подталкиваем» учеников
    к анализу текста

  • Воспринимаем
 информацию
Приемы:
1.Знаю – хочу узнать – узнал.
2. Продвинута...

    34 слайд


    Воспринимаем
    информацию

    Приемы:
    1.Знаю – хочу узнать – узнал.
    2. Продвинутая лекция.
    4.Зигзаг
    5. Инсерт
    6. Кластер


  • У школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей, д...

    35 слайд


    У школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей, данные приемы помогают преодолеть эти трудности.

  • Стадия «осмысления»

чтение и анализ текста

             Читая текст, 
    с...

    36 слайд

    Стадия «осмысления»

    чтение и анализ текста

    Читая текст,
    ставьте на полях значки:



    «+» - согласен
    «-» – не согласен
    «!» - главное

  • (Выполнение упражнения)
О чем этот текст?Какова его тема?Какая мысл...

    37 слайд











    (Выполнение упражнения)


    О чем этот текст?

    Какова его тема?

    Какая мысль вытекает из текста?

  • Прием«Знаю – хочу узнать - узнал»

    38 слайд

    Прием
    «Знаю – хочу узнать - узнал»

  • Уроки анализа эпизодовПриём «Знаю – хочу узнать - узнал»

    39 слайд

    Уроки анализа эпизодов
    Приём «Знаю – хочу узнать - узнал»

  •  1-й прием - это работа с таблицей.
 	При изучении темы на стадии вызова уча...

    40 слайд


     1-й прием - это работа с таблицей.
    При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы ,что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения,  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

  • Продвинутая лекцияРефлексия – обсуждение результатов 
в паре, в классе, диску...

    41 слайд

    Продвинутая лекция
    Рефлексия – обсуждение результатов
    в паре, в классе, дискуссия.

  • 2-й прием - это активное слушание. 
Во время лекции уместнее использовать ра...

    42 слайд


    2-й прием - это активное слушание. 
    Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы, что я знаю?, затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции,  другой кратко записывает новую информацию, на стадии  рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

  • 1 Рабочая
группа
Прием «Зигзаг»Экспертная группаЭкспертная группаЭкспертная г...

    43 слайд

    1 Рабочая
    группа

    Прием «Зигзаг»
    Экспертная группа
    Экспертная группа
    Экспертная группа
    Экспертная группа

  • 3-й прием основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся эк...

    44 слайд



    3-й прием основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

  • Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько раз...

    45 слайд


    Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями

  • Прием «ФИШБОУН»ПроблемаПричинаПричинаФактыФактыВывод46

    46 слайд

    Прием «ФИШБОУН»
    Проблема
    Причина
    Причина
    Факты
    Факты
    Вывод
    46

  • Сама ТЕМА - это «ствол дерева»

«Листочки» - это ПРОГНОЗ


«Веточки» - это АР...

    47 слайд

    Сама ТЕМА - это «ствол дерева»

    «Листочки» - это ПРОГНОЗ


    «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
    «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
    47

  • «Бортовые журналы»48

    48 слайд

    «Бортовые журналы»
    48

  • Приемы по развитию навыков ведения дискуссииРолевая игра
Перекрестная дискусс...

    49 слайд

    Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
    Ролевая игра
    Перекрестная дискуссия
    Спор-диалог
    Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
    49

  • Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мненияС...

    50 слайд

    Приемы по развитию навыков представления своего мнения
    и учета иного мнения
    Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
    Создание цепочки (синквейнов, передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов).
    Свободное письмо, эссе
    50

  • Приемы по развитию навыков решения проблемМозговой штурм

Карусель. Групповая...

    51 слайд

    Приемы по развитию навыков решения проблем
    Мозговой штурм

    Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
    51

  • Перепутанные логические цепочкиУчитель предлагает учащимся ряд утверждений, с...

    52 слайд

    Перепутанные логические цепочки
    Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
    Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
    Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

    52

  • Уроки внеклассного чтенияПриём "Чтение с остановками"1. Текст должен содержа...

    53 слайд

    Уроки внеклассного чтения
    Приём "Чтение с остановками"
    1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
    2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
    3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

  • Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки 
зрения по...

    54 слайд




    Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки
    зрения по отношению к поднятой
    автором проблеме: что же сделать,
    чтобы милосердие согревало нашу
    жизнь?
    стадия «рефлексии»

  • Письмо как вид рефлексииЗдравствуй, дорогой Аркадий!

    55 слайд

    Письмо как вид рефлексии
    Здравствуй, дорогой Аркадий!

  • Письмо Анны Сергеевны Одинцовой Аркадию 	Здравствуй, дорогой Аркадий!
		Хочу...

    56 слайд

    Письмо Анны Сергеевны Одинцовой Аркадию
    Здравствуй, дорогой Аркадий!
    Хочу рассказать тебе о смерти Евгения Васильевича. Он был крайне не здоров, но держался молодцом. Надежды на выздоровление уже ни у кого не было. Евгений Васильевич сильно изменился, видно, что в дни болезни он много думал. По его речи было сложно узнать прежнего Базарова. Мне кажется, что смертельная болезнь проявила то, что таилось у него в душе…

  • 
Прогнозируем
Приемы:
1.Верные – неверные утверждения
2.Прогнозирование

    57 слайд


    Прогнозируем

    Приемы:
    1.Верные – неверные утверждения
    2.Прогнозирование

  • Используя 1-й прием  на стадии вызова, учитель предлагает несколько утвержде...

    58 слайд


    Используя 1-й прием  на стадии вызова, учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
    2-й прием  редко используется, даже среди взрослых этой способностью обладают немногие.

  • Приемы по развитию навыков прогнозированияВерные и неверные утверждения
В нач...

    59 слайд

    Приемы по развитию навыков прогнозирования
    Верные и неверные утверждения
    В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
    На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменяться ими для оценки их правильности
    59

  • Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале...

    60 слайд


    Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются 4 приема

  • Приемы:
1.Чтение с остановками.
2.Чтение с пометками INSERT.
3.Двойной дневни...

    61 слайд

    Приемы:
    1.Чтение с остановками.
    2.Чтение с пометками INSERT.
    3.Двойной дневник.
    4.Кластер.

    РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?
▪ Какие события могут произойт...

    62 слайд

    По названию предположите, о чем будет рассказ?
    ▪ Какие события могут произойти в описанной
    обстановке?
    ▪ Какие ассоциации вызывают у вас
    имена, фамилии героев?
    ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
    ощущения у вас возникли?
    ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
    неожиданным?
    ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
    бы закончили его?
    ▪ Что будет с героем после событий рассказа?


    Прием «Чтение с остановками».
    Примерные вопросы:

  •  	При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая ча...

    63 слайд


     При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы.

  • Прием«Чтение с пометками INSERT»

    64 слайд

    Прием
    «Чтение с пометками INSERT»

  • Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, можно  использовать пр...

    65 слайд


    Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, можно использовать прием, позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.

  • Знаковый методСтарая 
информацияВопросНепонятна
информация
Новая 
информация66

    66 слайд

    Знаковый метод
    Старая
    информация
    Вопрос
    Непонятна
    информация

    Новая
    информация
    66

  • 67 слайд

  • Прием «Двойной дневник»

    68 слайд

    Прием «Двойной дневник»

  • Прием устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ход...

    69 слайд


    Прием устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф.

  • Составление кластера
Например, при изучении творчества И.А.Бунина:И.А.Бунин«Я...

    70 слайд

    Составление кластера
    Например, при изучении творчества И.А.Бунина:
    И.А.Бунин
    «Я происхожу из старинного
    дворянского рода...», из него
    же В.А.Жуковский
    «Тут, в глубочайшей полевой
    тишине, среди...богатейшей
    природы, и прошло все мое
    детство»- И.А.Бунин
    Много странствует
    по Европе и Азии
    Брат Юлий пробудил
    любовь к книгам
    В 1905 поселяется
    в Москве, дружит
    с М.Горьким,
    А.П.Чеховым
    Литературная судьба
    складывалась счастливо,
    его именовали «певцом осени,
    грусти и дворянских гнезд»

  • Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их офор...

    71 слайд


    Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

  • ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

    72 слайд

    ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

  • Задаем вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы».
 «Тонкие» вопросы – вопро...

    73 слайд


    Задаем вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы».
     «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа,
    «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

  • Метод «Шесть шляп мышления»Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и...

    74 слайд

    Метод «Шесть шляп мышления»

    Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!
    Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

  • Белая шляпа
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективн...

    75 слайд

    Белая шляпа
    Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
    Желтая шляпа
    Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров был человеком передовым и более прогрессивным, потому что…».

  • Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудн...

    76 слайд

    Черная шляпа
    Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Образ Евгения Онегина не может быть изучен нами до конца, так в романе есть купюры, и мы не знаем, как герой вел себя в описанным там ситуациях».
    Красная шляпа
    Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

  • Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было...

    77 слайд

    Зеленая шляпа
    Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
    Синяя шляпа
    Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
    Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

  • Приём «Корзина идей»Можно  «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющ...

    78 слайд

    Приём «Корзина идей»
    Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  • Прием «Чтение с остановками»Схема реализации приема:
Рассказ учителя о своем...

    79 слайд

    Прием «Чтение с остановками»
    Схема реализации приема:
    Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением;
    Обсуждение названия произведения.
    -Почему именно так называется произведение?
    -Что может произойти в рассказе с таким названием?

  • Учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого 
		за I...

    80 слайд

    Учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого
    за I___________________I против

    2. Определите своё место на отрезке за – против и обоснуйте свой ответ.
    3. Даётся время на обдумывание
    Аргументирование ответов.
    Вызвать и того, чья точка зрения не совпадает. Учитель при этом говорит: «Если вы даже на противоположной позиции, вам необходимо выслушать аргументы всех».
    Метод континиума
    6. Учитель мощно встаёт на позицию «да»
    7. Учитель говорит: «А теперь, где вы?» - отметьте (можно другим цветом или цифрой у себя в тетради, чтобы проследить ход своей мысли, позиции).
    8. Учитель мощно встаёт на позицию «нет» (против) – класс замирает, встаёт вопрос: «Так где же Вы?»
    9. Учитель говорит: «Согласитесь, трудно сделать выбор позиции? И надо уважать себя за то, что вам дано понять и «за» и «против».
    10. Предложить классу (группам) сделать вывод.

  • ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮПриемы:
1.Написание эссе.
2.Напишите пи...

    81 слайд


    ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ
    ИНФОРМАЦИЮ
    Приемы:
    1.Написание эссе.
    2.Напишите письмо.
    3. Стихотворение по алгоритму (синквейн).


  • Учимся творчески интерпретировать информацию.
Проблема недостаточности рефле...

    82 слайд


    Учимся творчески интерпретировать информацию.
    Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
             ▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
             ▪ Какие предположения подтвердились?
             ▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
    Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир. Это возможно с помощью приемов 1и 2

  •  
Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием ...

    83 слайд

     
    Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

  • . Синквейн- это стих, который требует синтезирования информации и материалов...

    84 слайд

    .
    Синквейн- это стих, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение, которое описывает или отражает тему.
    Способность суммировать информацию, выразить сложные мысли, чувства и верования в нескольких словах требует тщательного обдумывания, основанного на глубоком понимании.
    Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
    Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание

  • Как составить синквейн? Первая строка – одно слово,  описывающее...

    85 слайд

    Как составить синквейн?
    Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
    Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных).
    Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).
    Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
    Последняя строка – одно слово-синоним, которое ещё раз подчёркивает сущность темы.

  • Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза»

    86 слайд

    Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза»

  • Синквейн по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»Каникулы
Беззаботные, весенние, лет...

    87 слайд

    Синквейн по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»
    Каникулы
    Беззаботные, весенние, летние
    Гулять, купаться, играть
    Нужно быть всегда с людьми
    Счастье

  • Критическое мышление-
Умение размышлять над тем, каким образом человек получа...

    88 слайд

    Критическое мышление-
    Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить.

  • 89 слайд

  • Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителе...

    90 слайд

    Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.
    Конфуций

  • Ресурсы ИнтернетаСайт международного журнала
о критическом мышлении «Перемена...

    91 слайд

    Ресурсы Интернета
    Сайт международного журнала
    о критическом мышлении «Перемена»
    http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
    Фестиваль педагогических идей
    http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
    Газета «Первое сентября»
    http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
    Учебная программа курса «Технологии
    компетентностно-ориентированного образования:
    «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
    мышления через чтение и письмо»
    С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического
    мышления через чтение и письмо»
    Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские
    черепахи»
    А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
    И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития
    критического мышления на уроках литературы»
    Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»:
    «




  • Не кажется ли Вам, 
что Вы могли бы получать
 от жизни больше?
Брэдли Тревор...

    92 слайд

    Не кажется ли Вам,
    что Вы могли бы получать
    от жизни больше?
    Брэдли Тревор Гриф
    Чтобы тебя слушали, надо говорить громко, но чтобы быть
    услышанным, надо говорить тихо.

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. 

 Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. 

 

 

 

           Технология  РКМЧП разработана в конце ХХ века в США  В ней синтезированы идеи и методы русских  технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения   В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.

Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 687
    • PPTX 3.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дробязко Нина Викентьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дробязко Нина Викентьевна
    Дробязко Нина Викентьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 34611
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек