Главная / Русский язык и литература / Презентация " Активизация познавательной деятельности учащихся посредством развития критического мышления"

Презентация " Активизация познавательной деятельности учащихся посредством развития критического мышления"

Активизация познавательной деятельности учащихся средствами технологии разви...
Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не...
Сотрудники Организации экономического сотрудничества и развития, проводившие ...
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.О...
Себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать...
Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, он...
Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог сча...
Люди, сумевшие впитать в себя хоть немного культурного наследия, знают: наст...
ТРКМ – теория развития критического мышления Технология РКМЧП разработана в к...
ТРКМ – теория развития критического мышления ДЭВИД КЛУСТЕР профессор, препода...
Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других ...
Технология «Развитие критического мышления» Технология открыта к диалогу с др...
ТРКМ – теория развития критического мышления Критическое мышление — это один ...
Покажи мне, и я запомню Скажи мне, и я забуду Дай мне действовать самому, и я...
Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышлен...
Стратегия технологии Понятие стратегии в педагогике включает в себя: особую с...
Цель стратегии РКМ: через набор методов и приёмов научить учащихся работать с...
Методы РКМ будут эффективны при определённых условиях, т.е. при создании сред...
Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всег...
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничеств...
Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предпола...
Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классиф...
На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По...
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным по...
Технология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - ...
Технология дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и отв...
Три стадии дидактического цикла: Вызов Осмысление Рефлексия
Фаза рефлексии Фаза реализации смысла Фаза вызова . Фазы урока
В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая ...
Основные приёмы ТРКМ 1 Инсерт 2 Закладка 3 РАФТ 4 Ключевые слова 5 Кластер 6 ...
ИНФОРМАЦИЯ Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текс...
Приемы технологии КМ развивают умение правильной последовательности восприят...
Воспринимаем информацию Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2. Продвинутая...
У школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей, да...
Стадия «осмысления» чтение и анализ текста Читая текст, ставьте на полях знач...
 (Выполнение упражнения)
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов)	Хочу узнать (вызов)	Узнал (ре...
Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о герое? 	...
 1-й прием - это работа с таблицей. 	При изучении темы на стадии вызова учащ...
Продвинутая лекция Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, диску...
2-й прием - это активное слушание.  Во время лекции уместнее использовать ра...
1 Рабочая группа Прием «Зигзаг» Экспертная группа Экспертная группа Экспертна...
3-й прием основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экс...
Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько раз...
Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод *
Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМ...
«Бортовые журналы» * Что мне известно по данной теме?	Что нового я узнал из т...
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискус...
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения С...
Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель. Групповая...
Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, ...
Уроки внеклассного чтения Приём "Чтение с остановками" 1. Текст должен содерж...
Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отнош...
Письмо как вид рефлексии Здравствуй, дорогой Аркадий!
Письмо Анны Сергеевны Одинцовой Аркадию 	Здравствуй, дорогой Аркадий! 		Хочу ...
Прогнозируем Приемы: 1.Верные – неверные утверждения 2.Прогнозирование
Используя 1-й прием  на стадии вызова, учитель предлагает несколько утвержде...
Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В на...
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале...
Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT. 3.Двойной дневни...
По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойт...
 	При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая ча...
Прием «Чтение с пометками INSERT» V	+	-	? Я это знал	Новое для меня	Я думал и...
Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, можно использовать при...
Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация...
Прием «Двойной дневник» Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатл...
Прием устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу...
Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина: И.А.Бунин ...
Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их офор...
ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ Тонкие вопросы	Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как з...
Задаем вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы».  «Тонкие» вопросы – вопро...
Метод «Шесть шляп мышления» Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и...
Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективн...
Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудн...
Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было...
Приём «Корзина идей» Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющ...
Прием «Чтение с остановками» Схема реализации приема: Рассказ учителя о своем...
Учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого 		за I_...
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Написание эссе. 2.Напишите пис...
Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефле...
  Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием ...
. Синквейн- это стих, который требует синтезирования информации и материалов ...
Как составить синквейн? Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно...
Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза» 1	Кто? Что?	1 существительное	 Катер...
Синквейн по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы» Каникулы Беззаботные, весенние, ле...
Критическое мышление- Умение размышлять над тем, каким образом человек получа...
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителе...
Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемен...
Не кажется ли Вам, что Вы могли бы получать от жизни больше? Брэдли Тревор Гр...
1 из 92

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Активизация познавательной деятельности учащихся средствами технологии развития
Описание слайда:

Активизация познавательной деятельности учащихся средствами технологии развития критического мышления Н. В. Дробязко, учитель русского языка и литературы КГУ «Донецкая средняя школа»

№ слайда 2 Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не же
Описание слайда:

Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций

№ слайда 3 Сотрудники Организации экономического сотрудничества и развития, проводившие исс
Описание слайда:

Сотрудники Организации экономического сотрудничества и развития, проводившие исследования качества школьного образования в мире, пришли к выводу, что « школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом – умению его понять, проанализировать, выделить главные мысли и использовать полученную информацию – 15-летние россияне оказались на одном из последних мест среди сверстников из 32 стран. Подобные показатели были еще у латвийцев и бразильцев. /Казахстан не участвовал в исследовании/

№ слайда 4 Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожег
Описание слайда:

Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов

№ слайда 5 Себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать са
Описание слайда:

Себя надо критиковать самым суровым образом, именно к себе следует прилагать самый строгий масштаб, иначе можно сорваться с ходуль прямо в лужу.  К. Либкнехт Отыскивать маленькие недостатки – издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая.  Г. Лихтенберг

№ слайда 6 Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она с
Описание слайда:

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же. В. Г. Белинский Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. 

№ слайда 7 Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счасть
Описание слайда:

Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счастья и успеха в любой области деятельности.  Г.Селье В любой, но в критике - особенно.  Все сказанное выше - только первые шаги к настоящему критическому мышлению. Точному, тонкому, беспощадному, но уважительному. Как там, в пересказе Сервантеса у классиков: «Платон мне друг, но истина дороже!»

№ слайда 8 Люди, сумевшие впитать в себя хоть немного культурного наследия, знают: настоящ
Описание слайда:

Люди, сумевшие впитать в себя хоть немного культурного наследия, знают: настоящая критика - это конструктивная, созидательная критика, воодушевленная высокой, нравственной, стратегической целью.

№ слайда 9 ТРКМ – теория развития критического мышления Технология РКМЧП разработана в конц
Описание слайда:

ТРКМ – теория развития критического мышления Технология РКМЧП разработана в конце ХХ века в США В ней синтезированы идеи и методы русских технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.  

№ слайда 10 ТРКМ – теория развития критического мышления ДЭВИД КЛУСТЕР профессор, преподават
Описание слайда:

ТРКМ – теория развития критического мышления ДЭВИД КЛУСТЕР профессор, преподаватель американской литературы, Хоуп-колледж, Холланд, швад Мичиган, США. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как собственные. Критическое мышление – это нечто заведомо хорошее, некое умение, которое позволит нам преуспеть в 21 веке. . «Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения» Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать.

№ слайда 11 Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его
Описание слайда:

Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов. 1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 4. Критическое мышление есть мышление социальное. 5. Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

№ слайда 12 Технология «Развитие критического мышления» Технология открыта к диалогу с други
Описание слайда:

Технология «Развитие критического мышления» Технология открыта к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. С 1997 года используется широко педагогами России. В Казахстане она заявила о себе в 1998 году.

№ слайда 13 ТРКМ – теория развития критического мышления Критическое мышление — это один из
Описание слайда:

ТРКМ – теория развития критического мышления Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю (Г.К.Селевко).

№ слайда 14 Покажи мне, и я запомню Скажи мне, и я забуду Дай мне действовать самому, и я на
Описание слайда:

Покажи мне, и я запомню Скажи мне, и я забуду Дай мне действовать самому, и я научусь.

№ слайда 15 Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышление
Описание слайда:

Какие признаки есть у критического мышления? Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное

№ слайда 16 Стратегия технологии Понятие стратегии в педагогике включает в себя: особую стру
Описание слайда:

Стратегия технологии Понятие стратегии в педагогике включает в себя: особую структуру; обязательные условия к содержанию образовательной среды; набор переменных методических приемов; особый дух свою философию образования

№ слайда 17 Цель стратегии РКМ: через набор методов и приёмов научить учащихся работать с ин
Описание слайда:

Цель стратегии РКМ: через набор методов и приёмов научить учащихся работать с информацией. Конечный результат: умение мыслить критически, формировать собственное мнение, принимать взвешенные решения, ответственно относиться к учёбе, труду.

№ слайда 18 Методы РКМ будут эффективны при определённых условиях, т.е. при создании среды К
Описание слайда:

Методы РКМ будут эффективны при определённых условиях, т.е. при создании среды КМ, которая подразумевает следующее: Поощрять готовность учеников быть открытыми. Давать заранее оговоренное время для обдумывания ответов на вопросы, при необходимости продлевать его. Принимать разнообразные идеи и мнения, «не выплескивать» нетерпимость к чужому мнению, идее. Работать в сменном составе, что позволяет отрабатывать навык общения, т.к. в жизни нам приходится общаться с разными людьми. Внешнее поведение учителя: никогда не равнодушен

№ слайда 19 Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего,
Описание слайда:

Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. ТРКМ направлена на достижение образовательных результатов.

№ слайда 20 Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество у
Описание слайда:

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.

№ слайда 21 Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагаю
Описание слайда:

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы. 1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности. 2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации. 3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений. 4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего? Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях". 

№ слайда 22 Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классифика
Описание слайда:

Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать.  Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Джуди А.Браус, Дэвид Вуд

№ слайда 23 На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По оп
Описание слайда:

На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По определению оно есть мышление, в котором обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки: - воспринятое проанализировать, - убедиться в его достоверности и правильности, - учесть вскрытые достоинства и недостатки; - вскрыть возможные ошибки; - дать оценку; - обнаружить возможный тайный умысел; - в конце концов выявить все, что может принести вред.

№ слайда 24 умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным поток
Описание слайда:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; умение сотрудничать и работать в группе и др. Образовательные результаты РКМ:

№ слайда 25 Технология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - пов
Описание слайда:

Технология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; -умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

№ слайда 26 Технология дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответс
Описание слайда:

Технология дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

№ слайда 27 Три стадии дидактического цикла: Вызов Осмысление Рефлексия
Описание слайда:

Три стадии дидактического цикла: Вызов Осмысление Рефлексия

№ слайда 28 Фаза рефлексии Фаза реализации смысла Фаза вызова . Фазы урока
Описание слайда:

Фаза рефлексии Фаза реализации смысла Фаза вызова . Фазы урока

№ слайда 29 В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаз
Описание слайда:

В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает, «Что хочу узнать?». Главными задачами второй фазы  является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставит пред собой на первой стадии. Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку своего отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы. Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

№ слайда 30 Основные приёмы ТРКМ 1 Инсерт 2 Закладка 3 РАФТ 4 Ключевые слова 5 Кластер 6 Син
Описание слайда:

Основные приёмы ТРКМ 1 Инсерт 2 Закладка 3 РАФТ 4 Ключевые слова 5 Кластер 6 Синквейн 7 Аргументированное эссе 8 Мозговой штурм 9 Зигзаг 10 Три шляпы, шесть шляп

№ слайда 31 ИНФОРМАЦИЯ Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом
Описание слайда:

ИНФОРМАЦИЯ Творчески интерпретируем информацию Задаем вопросы Работаем с текстом Прогнозируем Воспринимаем информацию

№ слайда 32 Приемы технологии КМ развивают умение правильной последовательности восприятия
Описание слайда:

Приемы технологии КМ развивают умение правильной последовательности восприятия информации.

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34 Воспринимаем информацию Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2. Продвинутая ле
Описание слайда:

Воспринимаем информацию Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2. Продвинутая лекция. 4.Зигзаг 5. Инсерт 6. Кластер

№ слайда 35 У школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей, данны
Описание слайда:

У школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей, данные приемы помогают преодолеть эти трудности.

№ слайда 36 Стадия «осмысления» чтение и анализ текста Читая текст, ставьте на полях значки:
Описание слайда:

Стадия «осмысления» чтение и анализ текста Читая текст, ставьте на полях значки:

№ слайда 37  (Выполнение упражнения)
Описание слайда:

(Выполнение упражнения)

№ слайда 38 Прием «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов)	Хочу узнать (вызов)	Узнал (реали
Описание слайда:

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю цели Что я знал, а что узнал?

№ слайда 39 Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о герое? 	Хоч
Описание слайда:

Уроки анализа эпизодов Приём «Знаю – хочу узнать - узнал» Что знаю о герое? Хочу узнать Что нового узнал? Печорин Холодный светский молодой человек Равнодушный Высокомерный Умный смелый офицер Живет для себя Не может любить (сомневаюсь) Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь) Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства? Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др. ?

№ слайда 40  1-й прием - это работа с таблицей. 	При изучении темы на стадии вызова учащимс
Описание слайда:

 1-й прием - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы ,что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения,  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

№ слайда 41 Продвинутая лекция Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискусси
Описание слайда:

Продвинутая лекция Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия. Вызов Реализация смысла работа в паре: что мы знаем о теме? 1 ученик: маркировка текста первой графы: «+»-совпадает «-»-не совпадает 2 ученик: идеи, не встречающиеся в первой графе

№ слайда 42 2-й прием - это активное слушание.  Во время лекции уместнее использовать работ
Описание слайда:

2-й прием - это активное слушание.  Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы, что я знаю?, затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции,  другой кратко записывает новую информацию, на стадии  рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

№ слайда 43 1 Рабочая группа Прием «Зигзаг» Экспертная группа Экспертная группа Экспертная г
Описание слайда:

1 Рабочая группа Прием «Зигзаг» Экспертная группа Экспертная группа Экспертная группа Экспертная группа

№ слайда 44 3-й прием основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспер
Описание слайда:

3-й прием основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

№ слайда 45 Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различ
Описание слайда:

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями

№ слайда 46 Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод *
Описание слайда:

Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод *

№ слайда 47 Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТ
Описание слайда:

Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» *

№ слайда 48 «Бортовые журналы» * Что мне известно по данной теме?	Что нового я узнал из текс
Описание слайда:

«Бортовые журналы» * Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

№ слайда 49 Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия
Описание слайда:

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) *

№ слайда 50 Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семи
Описание слайда:

Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов, передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов). Свободное письмо, эссе *

№ слайда 51 Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель. Групповая ра
Описание слайда:

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше *

№ слайда 52 Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, сре
Описание слайда:

Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют *

№ слайда 53 Уроки внеклассного чтения Приём "Чтение с остановками" 1. Текст должен содержать
Описание слайда:

Уроки внеклассного чтения Приём "Чтение с остановками" 1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

№ слайда 54 Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношени
Описание слайда:

Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? стадия «рефлексии»

№ слайда 55 Письмо как вид рефлексии Здравствуй, дорогой Аркадий!
Описание слайда:

Письмо как вид рефлексии Здравствуй, дорогой Аркадий!

№ слайда 56 Письмо Анны Сергеевны Одинцовой Аркадию 	Здравствуй, дорогой Аркадий! 		Хочу рас
Описание слайда:

Письмо Анны Сергеевны Одинцовой Аркадию Здравствуй, дорогой Аркадий! Хочу рассказать тебе о смерти Евгения Васильевича. Он был крайне не здоров, но держался молодцом. Надежды на выздоровление уже ни у кого не было. Евгений Васильевич сильно изменился, видно, что в дни болезни он много думал. По его речи было сложно узнать прежнего Базарова. Мне кажется, что смертельная болезнь проявила то, что таилось у него в душе…

№ слайда 57 Прогнозируем Приемы: 1.Верные – неверные утверждения 2.Прогнозирование
Описание слайда:

Прогнозируем Приемы: 1.Верные – неверные утверждения 2.Прогнозирование

№ слайда 58 Используя 1-й прием  на стадии вызова, учитель предлагает несколько утверждений
Описание слайда:

Используя 1-й прием  на стадии вызова, учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. 2-й прием  редко используется, даже среди взрослых этой способностью обладают немногие.

№ слайда 59 Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начал
Описание слайда:

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменяться ими для оценки их правильности *

№ слайда 60 Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале ис
Описание слайда:

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются 4 приема

№ слайда 61 Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT. 3.Двойной дневник.
Описание слайда:

Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT. 3.Двойной дневник. 4.Кластер. РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

№ слайда 62 По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в
Описание слайда:

По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа? Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы:

№ слайда 63  	При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть
Описание слайда:

  При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы.

№ слайда 64 Прием «Чтение с пометками INSERT» V	+	-	? Я это знал	Новое для меня	Я думал инач
Описание слайда:

Прием «Чтение с пометками INSERT» V + - ? Я это знал Новое для меня Я думал иначе Интересно Непонятно Нужно разобраться

№ слайда 65 Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, можно использовать прием,
Описание слайда:

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, можно использовать прием, позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.

№ слайда 66 Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация *
Описание слайда:

Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация * V + - ?

№ слайда 67
Описание слайда:

№ слайда 68 Прием «Двойной дневник» Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатлени
Описание слайда:

Прием «Двойной дневник» Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст

№ слайда 69 Прием устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чт
Описание слайда:

Прием устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф.

№ слайда 70 Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина: И.А.Бунин «Я
Описание слайда:

Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина: И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»

№ слайда 71 Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформле
Описание слайда:

Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

№ слайда 72 ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ Тонкие вопросы	Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как зват
Описание слайда:

ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

№ слайда 73 Задаем вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы».  «Тонкие» вопросы – вопросы
Описание слайда:

Задаем вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы».  «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

№ слайда 74 Метод «Шесть шляп мышления» Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по
Описание слайда:

Метод «Шесть шляп мышления» Но мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»! Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

№ слайда 75 Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных
Описание слайда:

Белая шляпа Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д. Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров был человеком передовым и более прогрессивным, потому что…».

№ слайда 76 Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно,
Описание слайда:

Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Образ Евгения Онегина не может быть изучен нами до конца, так в романе есть купюры, и мы не знаем, как герой вел себя в описанным там ситуациях». Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

№ слайда 77 Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы
Описание слайда:

Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным». Синяя шляпа Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово. Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

№ слайда 78 Приём «Корзина идей» Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие
Описание слайда:

Приём «Корзина идей» Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

№ слайда 79 Прием «Чтение с остановками» Схема реализации приема: Рассказ учителя о своем ли
Описание слайда:

Прием «Чтение с остановками» Схема реализации приема: Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением; Обсуждение названия произведения. -Почему именно так называется произведение? -Что может произойти в рассказе с таким названием?

№ слайда 80 Учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого 		за I____
Описание слайда:

Учитель выбирает поистине дискуссионный вопрос, затрагивающий каждого за I___________________I против 2. Определите своё место на отрезке за – против и обоснуйте свой ответ. 3. Даётся время на обдумывание Аргументирование ответов. Вызвать и того, чья точка зрения не совпадает. Учитель при этом говорит: «Если вы даже на противоположной позиции, вам необходимо выслушать аргументы всех». Метод континиума 6. Учитель мощно встаёт на позицию «да» 7. Учитель говорит: «А теперь, где вы?» - отметьте (можно другим цветом или цифрой у себя в тетради, чтобы проследить ход своей мысли, позиции). 8. Учитель мощно встаёт на позицию «нет» (против) – класс замирает, встаёт вопрос: «Так где же Вы?» 9. Учитель говорит: «Согласитесь, трудно сделать выбор позиции? И надо уважать себя за то, что вам дано понять и «за» и «против». 10. Предложить классу (группам) сделать вывод.

№ слайда 81 ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Написание эссе. 2.Напишите письмо
Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Написание эссе. 2.Напишите письмо. 3. Стихотворение по алгоритму (синквейн).

№ слайда 82 Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлекси
Описание слайда:

Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:          ▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?          ▪ Какие предположения подтвердились?          ▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир. Это возможно с помощью приемов 1и 2

№ слайда 83   Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «На
Описание слайда:

  Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

№ слайда 84 . Синквейн- это стих, который требует синтезирования информации и материалов в н
Описание слайда:

. Синквейн- это стих, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение, которое описывает или отражает тему. Способность суммировать информацию, выразить сложные мысли, чувства и верования в нескольких словах требует тщательного обдумывания, основанного на глубоком понимании. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание

№ слайда 85 Как составить синквейн? Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно су
Описание слайда:

Как составить синквейн? Первая строка – одно слово, описывающее тему (обычно существительное). Вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных). Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола). Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – одно слово-синоним, которое ещё раз подчёркивает сущность темы.

№ слайда 86 Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза» 1	Кто? Что?	1 существительное	 Катерина
Описание слайда:

Синквейн по пьесе А.Островского « Гроза» 1 Кто? Что? 1 существительное Катерина 2 Какой? 2 прилагательных Вольнолюбивая, протестующая 3 Что делает? 3 глагола Любит, страдает, верует. 4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов Страшный вызов самодурной силе 5 Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное Луч света в темном царстве

№ слайда 87 Синквейн по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы» Каникулы Беззаботные, весенние, летни
Описание слайда:

Синквейн по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы» Каникулы Беззаботные, весенние, летние Гулять, купаться, играть Нужно быть всегда с людьми Счастье

№ слайда 88 Критическое мышление- Умение размышлять над тем, каким образом человек получает
Описание слайда:

Критическое мышление- Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить.

№ слайда 89
Описание слайда:

№ слайда 90 Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.
Описание слайда:

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций

№ слайда 91 Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
Описание слайда:

Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «

№ слайда 92 Не кажется ли Вам, что Вы могли бы получать от жизни больше? Брэдли Тревор Гриф
Описание слайда:

Не кажется ли Вам, что Вы могли бы получать от жизни больше? Брэдли Тревор Гриф Чтобы тебя слушали, надо говорить громко, но чтобы быть услышанным, надо говорить тихо.

Презентация " Активизация познавательной деятельности учащихся посредством развития критического мышления"
  • Русский язык и литература
Описание:

Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. 

 Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. 

 

 

 

           Технология  РКМЧП разработана в конце ХХ века в США  В ней синтезированы идеи и методы русских  технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения   В.Шаталова, Ш.Амонашвили, В.А.Бухвалова, В.Давыдова, Д.Эльконина, Л.Занкова, М.Махмутова, А.Матюшкина и т. д.

Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, «...причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».

 

Автор Дробязко Нина Викентьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 575
Номер материала 50303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓