Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация «Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению с учетом требований ФГОС».

Презентация «Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению с учетом требований ФГОС».

Скачать материал
Скачать материал "Презентация «Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению с учетом требований ФГОС»."

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Подготовила зам.директора по УВР
Литвинова Н.С...

    2 слайд

    Подготовила зам.директора по УВР
    Литвинова Н.С





    Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению с учетом требований ФГОС

  • Предмет исследования:
психолого-педагогические условия готовности детей к шко...

    3 слайд

    Предмет исследования:
    психолого-педагогические условия готовности детей к школьному обучению с учетом требований ФГОС.
    Объектом исследования является готовность детей к школьному обучению.

  • Задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению готовности детей к...

    4 слайд

    Задачи:
    1. Проанализировать основные подходы к определению готовности детей к школе и раскрыть ее компоненты.

    2. Подобрать методики для изучения психолого-педагогической готовности детей к школе.

    3. Разработать систему коррекционных занятий с детьми, не готовыми к школьному обучению.

    4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на предупреждение школьной дезадаптации.

  • Теоретические
 (анализ и синтез психолого-педагогической литературы 
по пробл...

    5 слайд

    Теоретические
    (анализ и синтез психолого-педагогической литературы
    по проблеме исследования)

    Экспериментальные
    (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент)

    Статистические
    (количественный и качественный анализ
    эмпирических данных).
    Методы исследования:

  • В соответствии с ФГОС НОО одной из важнейших целей начального об...

    6 слайд


    В соответствии с ФГОС НОО одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков УУД ( способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса )
    Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации Закон №273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г.

    Психологическая готовность к школьному обучению - сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и… …
    Психологический словарь
    Понятие и виды готовности ребенка к школе

  • Ученику  должны привить две группы новых умений. 
К первой относится групп...

    7 слайд

    Ученику должны привить две группы новых умений.
    К первой относится группа универсальных
    учебных действий, составляющих основу
    умения учиться: навыки решения творческих
    задач и навыки поиска, анализа и
    интерпретации информации.
    Ко второй – формирование у детей
    мотивации к обучению, помощи им в
    самоорганизации и саморазвитии.

    Введение новых федеральных государственных стандартов в начальной школе

  • личностная готовность                    интеллектуальная готовность
 (мотива...

    8 слайд

    личностная готовность интеллектуальная готовность
    (мотивация ,самооценка) (восприятие, внимание, память,
    мышление)

    эмоционально-волевая готовность
    (произвольность поведения,
    волевого действия; устойчивость
    эмоциональных состояний)
    Психологическая готовность к школьному обучению:

  • «Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе р...

    9 слайд

    «Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения…»


    Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте:
    хрестоматия по возрастной психологии Л.С. Выготского[13,с.58].

  • «Ориентационный тест для изучения школьной зрелости» 

Методика «Отношение ре...

    10 слайд

    «Ориентационный тест для изучения школьной зрелости»

    Методика «Отношение ребёнка к обучению в школе»

    Методика «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)»

    Методика «Домик»

    Методика «Заучивание 10 слов»

    Методика «Выкладывание елочки»

    Методика «Фонематический слух»

    Методика «Нелепицы»

    Методики

  • Результаты входящей диагностики

    11 слайд

    Результаты входящей диагностики

  • Цель: формирование готовности к школьному обучению
   
Задачи:
1. Формировани...

    12 слайд

    Цель: формирование готовности к школьному обучению

    Задачи:
    1. Формирование положительного
    отношения к школе

    2. Развитие познавательных процессов

    3. Формирование навыков общения

    Система коррекционных занятий

  • 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

2....

    13 слайд

    1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

    2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой

    3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

    4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании не только уроков , но и времени, отведенному на перемены, обед

    5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах

    6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней - абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения

    А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.

    Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

    Рекомендации родителям:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо...

    14 слайд

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения

  • Спасибо за внимание!

    15 слайд

    Спасибо за внимание!

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Вопросы готовности детей к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи ка:  Лидия Ильинична . Божович, Леонид Абрамович  Венгер, Александр Леонидович  Венгер, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович  Запорожец, Валерия Сергеевна  Мухина, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин и  другие.

 

     Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения и, следовательно, в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии с ФГОС формировать у учащихся не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия.

(В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности .

      По мнению Д.Б.Эльконина, готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым .

     Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала внутренней позицией школьника, считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе

Л.А.Венгер считает, что готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированы сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему усвоению Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

      Для физической подготовки ребенка к школе имеет значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены. Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.

     Педагогическая готовность детей к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Уровень педагогической готовности выявляет учитель

     Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом.

 

     В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности, совокупности универсальных учебных действий.

     Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

 

  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

У истоков такого подхода стояла Лидия Ильинична Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы  .

 Эту точку зрения разделял Александр Владимирович .Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий .

      Елена Евгеньевна .Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе .

      Таким образом, можно выделить следующие параметры психологической готовности к школьному обучению: личностная готовность; интеллектуальная готовность; эмоционально-волевая готовность.

 

    Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью.

     По словам Л.С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе

    Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

 

      Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения и, следовательно, в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии с ФГОС  формировать у учащихся не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия, которые формируют способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

  

Для диагностики педагогической и психологической готовности детей к обучению в школе использовались следующие методики :

–  «Ориентационный тест для изучения школьной зрелости»;

– Методика «Домик»;

– Методика «Отношение ребёнка к обучению в школе»;

– Методика «Заучивание 10 слов»;

– Методика «Выкладывание елочки»;

– Методика  «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)»;

– Методика «Фонематический слух»;

– Методика «Нелепицы».

       В процессе использования каждой из конкретных методик обращалось  внимание на ряд общих моментов.

1. Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

2. Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально.

3. Обращалось  внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

4. Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

 

     По результатам входящей диагностики можно сделать вывод, что  10% испытуемых имеют недостаточный уровень готовности к школьному обучению.

 

   В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы, мы определили психолого-педагогические условия предшкольной подготовки с учетом требований ФГОС

    И  предлагаем систему занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению: 8 занятий, которые совместно проводят психолог и педагог, 4 занятия проводит логопед, 4 занятия – проводят преподаватели музыки и изобразительного искусства.

    Это  еще раз подтверждает, что для достижения цели – выведения детей на единые стартовые позиции, мы не ставим приоритетом дать им учебные навыки.

     Осуществление специализированного обучения направлено на развитие у детей психолого-педагогических предпосылок к обучению в начальной школе, а методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Цель: формирование готовности к школьному обучению.

            Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе;

2. Развитие познавательных процессов;

3. Формирование навыков общения.

Цель и задачи позволили нам определить содержание занятий.

 

     Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, помогут учителям и могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки детей к школе.

 

    Высокие требования общества к результатам воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к организации этих процессов. 

   В связи с чем , можно сделать следующие выводы:

         1.Педагогическая готовность детей к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе.  Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

2. Для диагностики психологической готовности детей к обучению в школеможно  использовать следующие методики: «Ориентационный тест для изучения школьной зрелости», Методики «Домик», «Отношение ребёнка к обучению в школе», «Заучивание 10 слов», «Выкладывание елочки», «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)», «Фонематический слух», Нелепицы».

3. С неготовностью к школьному обучению некоторых детей была связана необходимость организации и проведения системы коррекционных занятий, направленных на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательных процессов, формирование навыков общения старших дошкольников.

4. Наблюдение за будущими первоклассниками во время занятий позволило вывить положительную динамику готовности детей к школе: они стали увереннее общаться с учителем и сверстниками; познакомились с  правилами поведения в школе, на уроке; проявляли больший интерес и активность в работе; стали внимательнее; показывали хорошие результаты выполнения упражнений на развитие памяти, мышления, зрительно-моторной координации и т.д.

  Кроме того, проведение коррекционных занятий способствовало началу процесса формирования у детей общеучебных навыков: как правильно расположить тетрадь, держать ручку при письме, работать с книгой и т.д.

5. Разработанные для учителей и родителей рекомендации направлены на дальнейшее формирование у детей с низким или средним показателями по тем или иным критериям психологической готовности к школьному обучению,  более высокого уровня развития, обеспечив тем самым их подготовку к обучению в школе.

6.Наблюдение за динамикой развития детей, принимающих участие в экспериментальной работе, в 1 классе отмечена их успешная адаптация к школе.  

 

   Таким образом, можно сделать вывод, что  целесообразно проводить  систему коррекционных занятий с детьми по подготовке их к школьному обучению доказана.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 218 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 974
    • PPTX 5.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Литвинова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Литвинова Наталья Сергеевна
    Литвинова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11766
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе