Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
2 слайд
Подготовила зам.директора по УВР
Литвинова Н.С
Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению с учетом требований ФГОС
3 слайд
Предмет исследования:
психолого-педагогические условия готовности детей к школьному обучению с учетом требований ФГОС.
Объектом исследования является готовность детей к школьному обучению.
4 слайд
Задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению готовности детей к школе и раскрыть ее компоненты.
2. Подобрать методики для изучения психолого-педагогической готовности детей к школе.
3. Разработать систему коррекционных занятий с детьми, не готовыми к школьному обучению.
4. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на предупреждение школьной дезадаптации.
5 слайд
Теоретические
(анализ и синтез психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования)
Экспериментальные
(анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент)
Статистические
(количественный и качественный анализ
эмпирических данных).
Методы исследования:
6 слайд
В соответствии с ФГОС НОО одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков УУД ( способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса )
Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации Закон №273-ФЗ "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 г.
Психологическая готовность к школьному обучению - сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и… …
Психологический словарь
Понятие и виды готовности ребенка к школе
7 слайд
Ученику должны привить две группы новых умений.
К первой относится группа универсальных
учебных действий, составляющих основу
умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска, анализа и
интерпретации информации.
Ко второй – формирование у детей
мотивации к обучению, помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
Введение новых федеральных государственных стандартов в начальной школе
8 слайд
личностная готовность интеллектуальная готовность
(мотивация ,самооценка) (восприятие, внимание, память,
мышление)
эмоционально-волевая готовность
(произвольность поведения,
волевого действия; устойчивость
эмоциональных состояний)
Психологическая готовность к школьному обучению:
9 слайд
«Готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения…»
Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте:
хрестоматия по возрастной психологии Л.С. Выготского[13,с.58].
10 слайд
«Ориентационный тест для изучения школьной зрелости»
Методика «Отношение ребёнка к обучению в школе»
Методика «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)»
Методика «Домик»
Методика «Заучивание 10 слов»
Методика «Выкладывание елочки»
Методика «Фонематический слух»
Методика «Нелепицы»
Методики
11 слайд
Результаты входящей диагностики
12 слайд
Цель: формирование готовности к школьному обучению
Задачи:
1. Формирование положительного
отношения к школе
2. Развитие познавательных процессов
3. Формирование навыков общения
Система коррекционных занятий
13 слайд
1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой
3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании не только уроков , но и времени, отведенному на перемены, обед
5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах
6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней - абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Рекомендации родителям:
14 слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения
15 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Вопросы готовности детей к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи ка: Лидия Ильинична . Божович, Леонид Абрамович Венгер, Александр Леонидович Венгер, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович Запорожец, Валерия Сергеевна Мухина, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин и другие.
Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения и, следовательно, в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии с ФГОС формировать у учащихся не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия.
(В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности .
По мнению Д.Б.Эльконина, готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым .
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала внутренней позицией школьника, считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе
Л.А.Венгер считает, что готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированы сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему усвоению Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.
Для физической подготовки ребенка к школе имеет значение: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены. Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.
Педагогическая готовность детей к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Уровень педагогической готовности выявляет учитель
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности, совокупности универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
У истоков такого подхода стояла Лидия Ильинична Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы .
Эту точку зрения разделял Александр Владимирович .Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий .
Елена Евгеньевна .Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе .
Таким образом, можно выделить следующие параметры психологической готовности к школьному обучению: личностная готовность; интеллектуальная готовность; эмоционально-волевая готовность.
Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью.
По словам Л.С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе
Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения и, следовательно, в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии с ФГОС формировать у учащихся не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия, которые формируют способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Для диагностики педагогической и психологической готовности детей к обучению в школе использовались следующие методики :
– «Ориентационный тест для изучения школьной зрелости»;
– Методика «Домик»;
– Методика «Отношение ребёнка к обучению в школе»;
– Методика «Заучивание 10 слов»;
– Методика «Выкладывание елочки»;
– Методика «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)»;
– Методика «Фонематический слух»;
– Методика «Нелепицы».
В процессе использования каждой из конкретных методик обращалось внимание на ряд общих моментов.
1. Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
2. Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально.
3. Обращалось внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
4. Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
По результатам входящей диагностики можно сделать вывод, что 10% испытуемых имеют недостаточный уровень готовности к школьному обучению.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы, мы определили психолого-педагогические условия предшкольной подготовки с учетом требований ФГОС
И предлагаем систему занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному обучению: 8 занятий, которые совместно проводят психолог и педагог, 4 занятия проводит логопед, 4 занятия – проводят преподаватели музыки и изобразительного искусства.
Это еще раз подтверждает, что для достижения цели – выведения детей на единые стартовые позиции, мы не ставим приоритетом дать им учебные навыки.
Осуществление специализированного обучения направлено на развитие у детей психолого-педагогических предпосылок к обучению в начальной школе, а методы обучения опираются на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.
Цель: формирование готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе;
2. Развитие познавательных процессов;
3. Формирование навыков общения.
Цель и задачи позволили нам определить содержание занятий.
Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, помогут учителям и могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки детей к школе.
Высокие требования общества к результатам воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к организации этих процессов.
В связи с чем , можно сделать следующие выводы:
1.Педагогическая готовность детей к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
2. Для диагностики психологической готовности детей к обучению в школеможно использовать следующие методики: «Ориентационный тест для изучения школьной зрелости», Методики «Домик», «Отношение ребёнка к обучению в школе», «Заучивание 10 слов», «Выкладывание елочки», «Наглядно-действенное мышление (4-й лишний)», «Фонематический слух», Нелепицы».
3. С неготовностью к школьному обучению некоторых детей была связана необходимость организации и проведения системы коррекционных занятий, направленных на формирование положительного отношения к школе, развитие познавательных процессов, формирование навыков общения старших дошкольников.
4. Наблюдение за будущими первоклассниками во время занятий позволило вывить положительную динамику готовности детей к школе: они стали увереннее общаться с учителем и сверстниками; познакомились с правилами поведения в школе, на уроке; проявляли больший интерес и активность в работе; стали внимательнее; показывали хорошие результаты выполнения упражнений на развитие памяти, мышления, зрительно-моторной координации и т.д.
Кроме того, проведение коррекционных занятий способствовало началу процесса формирования у детей общеучебных навыков: как правильно расположить тетрадь, держать ручку при письме, работать с книгой и т.д.
5. Разработанные для учителей и родителей рекомендации направлены на дальнейшее формирование у детей с низким или средним показателями по тем или иным критериям психологической готовности к школьному обучению, более высокого уровня развития, обеспечив тем самым их подготовку к обучению в школе.
6.Наблюдение за динамикой развития детей, принимающих участие в экспериментальной работе, в 1 классе отмечена их успешная адаптация к школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно проводить систему коррекционных занятий с детьми по подготовке их к школьному обучению доказана.
6 656 218 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Литвинова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.