Главная / Школьному психологу / Презентация: "Психологическая служба в начальной школе"

Презентация: "Психологическая служба в начальной школе"

Система работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 1354, Школьное отделение № 20...
Педагогическое кредо: «Я сердце детям отдаю, В ученье стану им опорой, С люб...
Психологическое сопровождение: Система профессиональной деятельности психоло...
Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют: Идеи Выготс...
Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах : Как одно из н...
Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на созда...
Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Очередност...
Задачи педагога-психолога: выявлять и устранять психологические причины нару...
Основные виды работы школьного психолога: Психологическое просвещение как са...
Профессиональная деятельность педагога-психолога: В своей работе психолог опи...
Стратегия сопровождения детей начальной школы: В адаптационный период с учащ...
Стратегия сопровождения детей начальной школы: В связи с появлением в структу...
Стратегия сопровождения детей начальной школы: В течение года, согласно персп...
Стратегия сопровождения детей начальной школы: Помимо подгрупповых развивающи...
Стратегия сопровождения детей начальной школы: В школе обучаются дети, остав...
В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Школьная служба примирения: «Мы так...
В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Дошкольная гимназия. Роль педагога-п...
Стратегия сопровождения педагогов Методом экспертных оценок определение стиля...
Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование по вопросам...
Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога: Повышение психолого-педагог...
И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и во...
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – лежит...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Система работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 1354, Школьное отделение № 2008
Описание слайда:

Система работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 1354, Школьное отделение № 2008 (психологическое сопровождение личностных особенностей обучающихся начальных классов) Педагог-психолог: Руденко Т.А.

№ слайда 2 Педагогическое кредо: «Я сердце детям отдаю, В ученье стану им опорой, С любовь
Описание слайда:

Педагогическое кредо: «Я сердце детям отдаю, В ученье стану им опорой, С любовью в детский мир войду, Душой взращу надежду новую…» Педагог-психолог: Руденко Татьяна Александровна

№ слайда 3 Психологическое сопровождение: Система профессиональной деятельности психолога,
Описание слайда:

Психологическое сопровождение: Система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. «… То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути…» (М. Битянова – канд. псих. наук)

№ слайда 4 Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют: Идеи Выготског
Описание слайда:

Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют: Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития. 2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия. 3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы. 4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

№ слайда 5 Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах : Как одно из напр
Описание слайда:

Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах : Как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект). Как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект). Как непосредственную работу психолога с детьми и взрослыми в школе (практический аспект). Единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы.

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание
Описание слайда:

Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия. Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения: Медицинский работник Комплексность Приоритетность интересов учащегося Личностно-ориентированное взаимодействие ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Непрерывность СЛУЖБА психолого-педагогического сопровождения Специалист по охране и защите прав ребенка Социальный педагог Учитель-логопед Зам.директора по ВР, по начальной школе Педагог

№ слайда 8 Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Очередность и
Описание слайда:

Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе? Очередность и глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван: выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе; разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе; держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников; осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;

№ слайда 9 Задачи педагога-психолога: выявлять и устранять психологические причины нарушен
Описание слайда:

Задачи педагога-психолога: выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми; консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр.

№ слайда 10 Основные виды работы школьного психолога: Психологическое просвещение как самое
Описание слайда:

Основные виды работы школьного психолога: Психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога. Психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним. Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника. Работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.

№ слайда 11 Профессиональная деятельность педагога-психолога: В своей работе психолог опирае
Описание слайда:

Профессиональная деятельность педагога-психолога: В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения ребенка, о психологических условиях становления личности учащихся. Педагог - психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за определенную сторону педагогического процесса, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Стратегия сопровождения детей начальной школы: В адаптационный период с учащими
Описание слайда:

Стратегия сопровождения детей начальной школы: В адаптационный период с учащимися 1-х классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. С помощью психологических техник, психолог способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь. Организуется наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников. Психолог проводит анкетирование родителей, беседы с детьми и учителями, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости.

№ слайда 15 Стратегия сопровождения детей начальной школы: В связи с появлением в структуре
Описание слайда:

Стратегия сопровождения детей начальной школы: В связи с появлением в структуре учебной деятельности – этапа контроля – оценки, у многих второклассников самооценка резко снижается. Чтобы предупредить снижение учебной мотивации, появления тревожности, неуверенности в своих способностях, связанные с получением низкой оценки – с учащимися 2-х классов педагог-психолог организует игровые занятия «Знакомство с отметкой».

№ слайда 16 Стратегия сопровождения детей начальной школы: В течение года, согласно перспект
Описание слайда:

Стратегия сопровождения детей начальной школы: В течение года, согласно перспективному плану педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику с учащимися с 1 по 4 класс: - Исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков и т.д. На основании полученных данных, педагог-психолог организует коррекционно-развивающие группы. Для учащихся, которые посещают развивающие занятия, составляются индивидуальные программы. Занятия направлены на совершенствование ВПФ, коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой сферы. Также, в структуру занятий входят релаксационные упражнения, этюды, игровые техники, направленные на преодоление повышенной двигательной активности, уровня личностной и школьной тревожности, деструктивного поведения, страхов и т.д.

№ слайда 17 Стратегия сопровождения детей начальной школы: Помимо подгрупповых развивающих з
Описание слайда:

Стратегия сопровождения детей начальной школы: Помимо подгрупповых развивающих занятий, в течение года организуются фронтальные уроки психологии в 4-х классах по авторской программе Руденко Т.А. «Я иду навстречу миру». Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

№ слайда 18 Стратегия сопровождения детей начальной школы: В школе обучаются дети, оставшие
Описание слайда:

Стратегия сопровождения детей начальной школы: В школе обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом старшей школы, организовываем систему работы специалистов с замещающей семьей, а также разрабатываем план коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. С каждым ребенком проводится индивидуальная диагностика. По результатам обследования, на каждого учащегося составляется психолого-педагогическая характеристика. Даются рекомендации учителям, по работе с детьми, оставшихся без попечения родителей.

№ слайда 19 В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Школьная служба примирения: «Мы такие
Описание слайда:

В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Школьная служба примирения: «Мы такие разные, но мы вместе!» Цель ШСП: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов на основе восстановительной медиации. Команда ШСП помогает сторонам выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства, - это формирует пространство взаимопонимания.

№ слайда 20 В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Дошкольная гимназия. Роль педагога-псих
Описание слайда:

В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Дошкольная гимназия. Роль педагога-психолога в работе с детьми 6 лет заключается в психологической подготовке детей к школе. Проводятся фронтальные занятия по авторской программе Руденко Т.А. «Год до школы от А до Я» (редакция «Генезис»).

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 Стратегия сопровождения педагогов Методом экспертных оценок определение стиля вз
Описание слайда:

Стратегия сопровождения педагогов Методом экспертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми. Моделирование поведения в нестандартных ситуациях. Тренинги личностного роста. Тренинги взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью, проявляющими агрессию. Тренинги коммуникативные. Самодиагностика эмоционального выгорания. Приемы антистрессовой защиты.

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование по вопросам ча
Описание слайда:

Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование по вопросам частного характера. Тренинги взаимодействия с детьми. Круглый стол - тренинги общения. Родительские собрания. Групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка. Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность. Челночная дипломатия при возникновении конфликтов.

№ слайда 25 Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога: Повышение психолого-педагогиче
Описание слайда:

Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога: Повышение психолого-педагогической культуры учащихся и родителей (законных представителей); Увеличение числа учащихся приобщающихся к здоровому образу жизни; Повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием; Научить детей верить в себя, в свои собственные силы, понять свой внутренний мир, быть эмоционально позитивными. Смело шагать в распахнутые ворота прекрасного и удивительного окружающего мира, в котором они познают ценность настоящей дружбы, любви, став гармонично-творческой личностью, определив свое предназначение.

№ слайда 26 И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспи
Описание слайда:

И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.

№ слайда 27 «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – лежит ве
Описание слайда:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – лежит верная дорога к сердцу ребенка…» (В.А. Сухомлинский)

Презентация: "Психологическая служба в начальной школе"
  • Школьному психологу
Описание:

 

«Психологическое сопровождение обучающихся начальных классов». 

     Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы психологического сопровождения с учетом личностных особенностей обучающихся, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду критериев.  

     Гармонизация и улучшение психологического микроклимата в начальной школе, социальной сферы младшего звена проходит под руководством педагога-психолога. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития  каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.    

       При этом большое значение уделяется адаптации первоклассников к условиям школьной среды. В адаптационный период с учащимися первых классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. Данный вид деятельности способствует более быстрой адаптации и социализации первоклассников к школьной среде.

    Одним из важных методов является -  наблюдение  в урочное и внеурочное время  за психологической атмосферой в группе сверстников, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости. Результаты наблюдений фиксируются в «журнале адаптации». Особое внимание уделяется сопровождению детей «группы риска». Это та категория детей, которая требует особого внимания со стороны учителей, социального педагога, учителя-логопеда, школьного психолога. В «группу риска» входят дети по медицинским, социальным, учебно-педагогическим, поведенческим критериям. Для каждой категории разрабатываются общие правила и алгоритм действий работы с такими детьми и даются рекомендации учителям и родителям по обучению и воспитанию.

     Неотъемлемой частью психологического сопровождения является психодиагностика. В начале учебного года   проводится первичное обследование учащихся с 1 по 4 класс. Исследуется интеллектуальная сфера; учебная мотивация; уровень школьной тревожности.

     На основании полученных диагностических данных, осуществляется набор учащихся в коррекционные группы. На детей, которые посещают индивидуальные развивающие уроки психологии, составляется индивидуальная психологическая карта развития, в которой фиксируются личные данные ребенка, состав семьи и тип семейного воспитания, состояние здоровья, причины постановки на индивидуальный психологический учет, результаты тестирования, особенности познавательной сферы, дневник настроения и программа занятий с указанием цели и ожидаемого результата. Основные программы, используемые в работе: О.А. Холодова «Юным умникам и умницам», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» (развитие когнитивной сферы), С.В. Кривцова «Жизненные навыки», Т.А. Аржакаева «Психологическая азбука» и др. Педагог-психолог составляет программы развития, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В психологической карте отмечаются даты проведения занятий, вложено согласие от родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение, психолого-педагогическая характеристика на учащегося и приложения (продуктивная деятельность, бланки тестирования, протоколы индивидуальных бесед и т.д.). В карте развития отмечается количество проведенных занятий в течение учебного года. В конце учебного года  педагог-психолог пишет заключение по результатам проведения занятий, отмечает динамику развития после проведенной повторной психодиагностики. С учителями  разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на новый учебный год (по необходимости). На прием к школьному психологу приглашаются родители, где они получают данные динамики всестороннего развития ребенка, прогноз дальнейшего развития, а так же  рекомендации по обучению и воспитанию.

     Помимо индивидуальных развивающих занятий, в течение года проводятся  фронтальные уроки психологии в 4-х классах, с целью помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

         В течение учебного года  проводится индивидуальная психодиагностика и беседы с учащимися по запросам родителей и педагогов и  групповые тестирования, по разным направлениям (в соответствии с годовым планированием).  

      С некоторыми результатами диагностики психолог знакомит учителей, чтобы они   расширенно видели атмосферу в классе и смогли организовать учебный процесс с учетом выявленной проблемы. С детьми, у которых выявлены проблемные зоны в когнитивной, эмоциональной или коммуникативной сфере, проводится  коррекционная работа.

   Таким образом, осуществляется психологическое сопровождение и учет личностных особенностей обучающихся начальных классов в ГБОУ Школа № 1354 (ШО 2008).

   В заключение необходимо отметить, что только тесное сотрудничество   учителей, психолога, логопеда и родителей поможет ребенку  успешно учиться, поверить в свои собственные силы, став гармонично-развитой личностью.

 

  Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 (ШО № 2008) Руденко Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Автор Руденко Татьяна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Презентации
Просмотров 3011
Номер материала 2025
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓