Главная / Начальные классы / Презентация проектной деятельности на тему "Устное народное творчество".

Презентация проектной деятельности на тему "Устное народное творчество".

« Говорящий цветок» ( урок по литературному чтению).

Тема: Презентация проектной деятельности на тему « Устное народное

творчество».

Цели:

  • создать условия для развития и раскрытия индивидуального потенциала каждого ученика;

  • развивать познавательную и творческую активность детей;

  • воспитывать чувство ответственности за результат своей работы.


Задачи

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки;

  • работать над развитием красивой образной речи;

  • вырабатывать умение заинтересовывать слушателей, привлекать внимание к своему проекту.


Обучающие:

  • расширить знания обучающихся о разных жанрах устного народного творчества ;

  • содействовать формированию устойчивого интереса к учению.


Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине;

  • изучать, знать и уважать традиции своего народа.



Оборудование:

мультимедиа установка;

презентация;

выставка поделок ;

рисунки-иллюстрации;

проекты обучающихся;

раздаточный материал;

декорация и костюмы к сказке «Репка».


Ход урока.

  1. Организационное начало. Сказочники.

-Здравствуйте,

Наши весёлые друзья!

Мы собрались сегодня в зале!

Верней, не в зале, а в лесу.

Случайно волка не видали?


А может, встретили лису?

Всё это присказка, не сказка,

Ведь сказка будет впереди…

Но мало времени осталось.

Готовы с нами вы идти?


Слайд


II. Вступительное слово учителя .

- Сегодня у нас необычный урок,

Мы с вами отправимся в добрую сказку. Слайд

/показываю на экран/

Большую корзину с собой мы возьмем,

В нее мы положим песенок связку,

Потешки, былины, загадки, стихи,

Всего понемногу, что знаете вы.

Подарим друг другу частичку добра,

Радости, счастья,

В дорогу, друзья!

III. Работа по теме урока.

- Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает,

поёт, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков — сказки,

загадки, потешки, песни, пословицы, были и небылицы, сказы и былины.

-Ну, прямо настоящий говорящий волшебный цветок!

Слайд

- Кто из вас желает принять участие в минипроекте «Говорящий

цветок»?

/ выходят 8человек, надевают на головы «шапочки» с надписями: фольклор,

песни, потешки, заклички, считалки, пословицы, загадки, сказки и садятся

по кругу, в центре –«фольклор»/


- Догадались, что это за чудесный цветок? /фольклор/


Слайд

/ Появляется слово «Фольклор»./

- Правильно. Все эти произведения — фольклор или устное народное

творчество.


- А знаете ли вы, откуда произошло слово «фольклор»? /отвечают/

- Слово «фольклор» произошло от английских слов: folk – народ, lore

мудрость. Что значит – народная мудрость.

Все эти произведения создавались народом, передавались из уст в уста от

одного поколения к другому.


- И сегодня мы все вместе вспомним жанры фольклора, с которыми вы

знакомились на уроках литературного чтения. Откроем для себя что-то новое

и интересное, необычное и сказочное.

-- Итак, наше путешествие начинается…

Мы возьмём с собой корзину, чтобы складывать туда жанры фольклора.

Вспомните, какой герой сказки и на чём совершает путешествие прямо из

дома? Какие волшебные слова он говорит? /По щучьему веленью, по моему

хотенью/

Говорим: По щучьему веленью, по моему хотенью, откройся первый

лепесток!



Слайд

Первый лепесток. Песни.

/ Открывается первый лепесток на экране. Песни./

/Сообщение 1 ученика/.

-Много у каждого народа колыбельных, хороводных, свадебных и других

песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках , на обрядах. Эти песни

живут в народе много-много лет.


-Я предлагаю вашему вниманию одну из песенок.

/Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла» / Слайд

- Мы сейчас прослушали русскую народную …. –( какую?) песню

(хороводную)

- А какие колыбельные песни вы знаете?

/ответы детей/


Слайд


Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, за сарай,

Маше спать не мешай!


- Вот и первые песенки попали в нашу корзину.


Говорим: По щучьему веленью, по моему хотенью, откройся, второй лепесток!


Второй лепесток. Потешки./Открывается на экране/

/ Сообщение 2 ученика./

- Потешка (прибаутка) — маленькое весёлое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.


- Кто помнит потешки ?


Слайд


Наша Катя маленька,


На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.


-Кладём в корзину потешки?/да/


-Шла кукушка

Мимо леса

За каким-то интересом.

Инте- инте- интерес,

Выходи на букву «С»!


- Кто угадал, какое произведение из фольклора я прочитала?

-Правильно, это считалка.


-Произносим волшебные слова:

-По щучьему веленью, по моему хотенью, откройся, третий лепесток!


Третий лепесток. Считалки. / Открывается на экране/ Слайд

/Сообщение 3 ученика./

-Считалка — это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

- А вы знаете считалки?/дети произносят считалки/


-Считалки положим в нашу корзину?/да/


-Произносим заклинание:

-По щучьему веленью, по моему хотенью, откройся, четвёртый лепесток!



Слайд

Четвёртый лепесток. Пословицы./Открывается на экране/

/Сообщение 4 ученика/

Пословицаэто краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах выражена народная мудрость.

- О чём или о ком бывают пословицы ? (о труде, о лени, о дружбе, о Родине, о

человеке, о природе)

-В старые времена люди после тяжёлой физической работы частенько садились

на завалинку, чтобы отдохнуть, поговорить. Завалинку делали из земли.

Насыпали много земли вокруг дома, чтобы было теплей. Скамеек не было,

поэтому садились отдыхать на этот земляной вал. И я приглашаю вас к

участию в минипроекте «На завалинке».


Минипроект «На завалинке.» /разговор двух мудрых людей – старика и

старухи/.

- Двое учащихся исполнят роли старика и старухи и прочитают

выразительно пословицы.


Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.


Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Бейся и на победу надейся!

Не копьём побеждают, а умом.


Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

Не спеши языком, торопись делом.


Сделал дело – гуляй смело!

В школу пойдёшь – друзей обретёшь


Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Нет в мире краше Родины нашей.


-А теперь посмотрите на экран. Там пословицы. Прочитайте их молча, глазками.


Сделал дело – гуляй смело.

Поспешишь – людей насмешишь.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж.


Я прочитаю вам рассказ, а вы подберите к нему подходящую пословицу.


-Мальчик, уже вроде сделавший скворечник, стал приделывать его к дереву. Но, пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика. / Поспешишь – людей насмешишь/


-Пословицы нужны в корзинке?/да/


-Говорим волшебные слова: По щучьему веленью, по моему хотенью,

откройся, пятый лепесток!


Слайд

Пятый лепесток. Заклички. / Открывается на экране/

/ Сообщение 5 ученика./

Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге.

Заклички тесно связаны с обрядами, к ним относят и новогодние

поздравления, и рождественские колядки.

-Какой скоро наступит праздник? /Новый год/

-А после Нового года будет ещё праздник – какой? /Рождество/

Под Рождество ходит коляда и поёт колядки.

- Кто из вас знает колядки? /дети называют/

Слайд

Коляда, коляда 
Отворяйте ворота, 
Доставайте сундучки, 
Подавайте пятачки. 
Хоть рубль, 
Хоть пятак, 
Не уйдём из дома так! 
Дайте нам конфетку, 
А можно и монетку 
Не жалейте ничего 
Накануне - Рождество!


Физкультпауза.

- А сейчас мы немножко отдохнём. Сядем удобно. Я буду говорить заклички, а вы – выполнять движения./учитель показывает/


Солнышко-вёдрышко!

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!


Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи.

Дам тебе ложку,

Кушай понемножку.


Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышко,

Колоколнышко!


-Заклички будем брать с собой?/да/


- Что говорим?

- По щучьему веленью, по моему хотенью, откройся, шестой лепесток!


-Это один из любимых жанров фольклора и у детей, и у взрослых.


Слайд

Шестой лепесток. Загадки./Открывается на экране/

/ Сообщение 6 ученика/

Загадка - это мудрёный вопрос о каком- либо предмете или явлении. Загадку надо отгадать .

-А вы любите отгадывать загадки?

- Я приглашаю вас к диалогу «Загадка – отгадка».

/ Выходят два ученика. Один читает загадку, второй – отгадывает.3- 4 пары/


Она в лесу живет.

Шерстка у нее рыжая,

А сама она очень хитрая.

Слайд /лиса/

Летает, жужжит,

На цветочки садится.

Пыльцу собирает,

Медок добывает.

Слайд /пчела/


Стоят в поле

Сестрички:

Желтый глазок,

Белые реснички.

Слайд /ромашка/

Большие уши,

Длинный нос,

Огромный рост,

Короткий хвост.

Слайд /слон/



-Загадки кладём в корзину?/да/

- Угадайте, какой жанр фольклора мы забыли назвать?/сказки/

- Конечно, это сказки!


- Произносим заклинание: По щучьему веленью, по моему хотенью,

откройся, седьмой лепесток!

Слайд

Седьмой лепесток. Сказки./Открывается на экране/


- Поднимите руки, кто из вас любит сказки?

- За что же вы их любите? Что в них интересного и необычного?

-А какие бывают сказки? /волшебные, бытовые, о животных/


- А. С. Пушкин писал:

«Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!»

/Дети заканчивают фразу/


-И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще

всего - это дружеский совет. И сейчас мы посмотрим и послушаем, какой совет

дадут нам ребята 2 класса. Мы приглашаем вас на премьеру спектакля по сказке

«Репка» в новом исполнении.

Это наш коллективный творческий проект.


V. Спектакль / по сказке «Репка» Ю. Кушака в новом исполнении/.

/ Сценарий прилагается/


VI. Коллективный проект - песня «Сказки гуляют по свету» в исполнении

обучающихся 2 класса.

- Вот и кончилась наша сказка.

Дали нам редьки мешок,

Дали сала кусок,

Дали на дорогу

Всего понемногу:

Вина фляжку,

Молока чашку.

А кто слушал сказку —

Всем спасибо за ласку.


VII. Выступления обучающихся 2 класса по защите индивидуальных

проектов (рисунки, книжки-малышки, аппликации, поделки и др.).


VIII. Рефлексия.


- Дети, сейчас с помощью аплодисментов вы дадите оценку нашему уроку:

Дружные, громкие – интересный и полезный урок;


Жидкие, тихие аплодисменты – урок хороший, но не интересный;


Нет аплодисментов - мне было не интересно, скучно.


- Что было самое интересное?

- Что нового узнали?

- О чем расскажете друзьям?

- Спасибо всем большое за участие в нашем уроке - празднике. Урок окончен.





Урок литературного чтения во 2 классе


«Говорящий цветок»


УМК «Планета знаний»






F:\2012-12-05 Педагогическая мастерская ФГОС НОО\Педпгогическая мастерская ФГОС НОО 016.JPG



Учитель Мальцева Г. П.


МБОУ СОШ с. Ламское

9


Презентация проектной деятельности на тему "Устное народное творчество".
  • Начальные классы
Описание:

   «  Говорящий цветок» ( урок   по   литературному   чтению).

  Тема:  Презентация проектной деятельности на тему « Устное  народное

            творчество».

  Цели:

Ø  создать условия для развития и раскрытия индивидуального потенциала  каждого ученика;

Ø  развивать познавательную и творческую  активность  детей;

Ø  воспитывать чувство ответственности за результат своей работы.

 

   Задачи

Развивающие:

·         развивать коммуникативные навыки;

·         работать над развитием  красивой образной  речи;

·         вырабатывать   умение заинтересовывать слушателей, привлекать внимание к своему проекту.

 

   Обучающие:

·         расширить знания обучающихся о разных жанрах устного народного творчества ;

·         содействовать формированию устойчивого интереса к учению.

 

   Воспитательные:

·          воспитывать любовь к своей Родине;

·         изучать, знать и уважать  традиции своего народа.

 

 

 

Автор Мальцева Галина Павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 538
Номер материала 32890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓