Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Методическая разработка урока
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Буцкова Светлана Анатольевна
ГБОУ СОШ №2113
Москва 2015г.
2 слайд
Задача сжатого изложения
Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
3 слайд
Сжатие текста
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
4 слайд
Этап первый
Первое прочтение текста
1. определите тему текста
а) по началу текста
б) по ключевым словам
в) по заглавию
г)по ключевым эпизодам
д) по поступкам или
размышлениям героев
5 слайд
2 Надо сформулировать
основную мысль
3 Определить стиль и тип
речи, особенности
построения текста
4 Составить план текста, выделяя
микротемы каждой части и
озаглавливая их
6 слайд
Типы речи
1. Описание
2. Повествование
3. Рассуждение
7 слайд
Стили речи
1. Научный
2. Официально-деловой
3. Разговорный
4. Публицистический
5. Художественный
8 слайд
Как определить микротему?
1. Выделяем главную мысль в абзаце
2. По ключевым словам и
ключевым предложениям
9 слайд
Этап второй
Второе прочтение текста
1 В каждой микротеме определите существенное и
дополнительное
Существенное: раскрывает тему и идею текста
Дополнительное: подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить
10 слайд
Выберите способ сокращения текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Упрощение
11 слайд
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся
Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
12 слайд
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
13 слайд
Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
14 слайд
Замена(упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
15 слайд
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
16 слайд
Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
17 слайд
Внимание !
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;
3) точность передачи информации в каждой из микротем.
18 слайд
Список использованной литературы:
Методическая литература, использованная для разработки урока:
Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
· ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. Цель методической разработки -дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Данная презентация поможет учителю провести работу по повторению и закреплению теретического материала, нацелить учащихся на поэтапное выполнение работы.
6 665 132 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Буцкова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.