Главная / История / Презентация по Всемирной истории на тему" Арабы" (7 класс)

Презентация по Всемирной истории на тему" Арабы" (7 класс)

Тема: Арабы VII-X вв 
7 класс
Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове.
Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.
Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии
Бедуины разводили верблюдов, они кочевали вместе со своими стадами по степям.
Самым крупным  городом была Мекка.
Каждую весну в Мекке проводились ярмарки. Кочевники пригоняли сюда скот и обм...
В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба (что значит Куб),  сл...
Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести. Войны между племенами ин...
Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при необходимости мог кормит...
Основоположник ислама – Мухаммад (с.а.с.), шести лет остался сиротой, его вос...
Примерно в 610 году Мухаммад (с.а.с.) выступил с проповедью новой религии. Он...
В проповедях Мухаммад (с.а.с.) обличал несправедливо наживающих богатство, пр...
Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповедям пророка (с.а.с....
В 630 году знать Мекки подписала с Мухаммадом (с.а.с.) соглашение и открыла п...
Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ.
Объединени...
Только после смерти Пророка (с.а.с.) все  откровения были собраны й переписаны.
Коран («чтение») – священная книга мусульман, состоит из 114 сур, которые дел...
На основе Корана юристы разработали правила поведения – шариат («правильный п...
В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полу...
В течение VII и первой половины 
VIII века образовалось огромное государство ...
Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не то...
После смерти Мухаммада (с.а.с.)
 Арабским государством управляли халифы («зам...
При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского ...
В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. 
В 750 году власт...
Харун ар-Рашид или Справедливый (766-809) – пятый багдадский халиф из ди...
Харун пытался еще больше расширить владения халифата. Он воевал с Византией и...
Все не мусульмане, жившие в халифате, были обложены высокими налогами и должн...
В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против влады...
В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Об...
В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Севе...
К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была за...
Территориальное деление Иберийского полуострова около 1031г
Тезаурус

Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Муха...
Подготовила преподаватель истории 
Подготовила преподаватель истории 
Лермо...
1 из 35

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема: Арабы VII-X вв 
7 класс
Описание слайда:

Тема: Арабы VII-X вв 7 класс

№ слайда 2 Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове.
Описание слайда:

Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове.

№ слайда 3 Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.
Описание слайда:

Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.

№ слайда 4 Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии
Описание слайда:

Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии

№ слайда 5 Бедуины разводили верблюдов, они кочевали вместе со своими стадами по степям.
Описание слайда:

Бедуины разводили верблюдов, они кочевали вместе со своими стадами по степям.

№ слайда 6 Самым крупным  городом была Мекка.
Описание слайда:

Самым крупным городом была Мекка.

№ слайда 7 Каждую весну в Мекке проводились ярмарки. Кочевники пригоняли сюда скот и обмени
Описание слайда:

Каждую весну в Мекке проводились ярмарки. Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду.

№ слайда 8 В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба (что значит Куб),  служи
Описание слайда:

В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба (что значит Куб), служивший святым местом для всех арабов.

№ слайда 9 Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести. Войны между племенами иногд
Описание слайда:

Ожесточенные схватки вызывал и обычай кровной мести. Войны между племенами иногда длились десятилетиями.

№ слайда 10 Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при необходимости мог кормить б
Описание слайда:

Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при необходимости мог кормить бедняков и выкупать пленников.

№ слайда 11 Основоположник ислама – Мухаммад (с.а.с.), шести лет остался сиротой, его воспит
Описание слайда:

Основоположник ислама – Мухаммад (с.а.с.), шести лет остался сиротой, его воспитывали дядя и дедушка по линии отца.

№ слайда 12 Примерно в 610 году Мухаммад (с.а.с.) выступил с проповедью новой религии. Он ут
Описание слайда:

Примерно в 610 году Мухаммад (с.а.с.) выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет Бога кроме Единого Бога – Аллаха, а он, Мухаммад, - Его пророк

№ слайда 13 В проповедях Мухаммад (с.а.с.) обличал несправедливо наживающих богатство, призы
Описание слайда:

В проповедях Мухаммад (с.а.с.) обличал несправедливо наживающих богатство, призывал богачей помогать бедным и сиротам, выкупать и освобождать рабов. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу»

№ слайда 14 Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповедям пророка (с.а.с.).
Описание слайда:

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповедям пророка (с.а.с.). И в 622 году Мухаммад со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный «Медина», что означает «город Пророка» Год переселения – хиджра – стал началом мусульманского летоисчисления.

№ слайда 15 В 630 году знать Мекки подписала с Мухаммадом (с.а.с.) соглашение и открыла пере
Описание слайда:

В 630 году знать Мекки подписала с Мухаммадом (с.а.с.) соглашение и открыла перед ним ворота города.

№ слайда 16 Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ.
Объединению а
Описание слайда:

Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ. Объединению арабских племен способствовала новая религия – ИСЛАМ.

№ слайда 17 Только после смерти Пророка (с.а.с.) все  откровения были собраны й переписаны.
Описание слайда:

Только после смерти Пророка (с.а.с.) все откровения были собраны й переписаны.

№ слайда 18 Коран («чтение») – священная книга мусульман, состоит из 114 сур, которые делятс
Описание слайда:

Коран («чтение») – священная книга мусульман, состоит из 114 сур, которые делятся в свою очередь на аяты. Как и в библии в Коране говорится о том, что Аллах сотворил землю за шесть дней.

№ слайда 19 На основе Корана юристы разработали правила поведения – шариат («правильный путь
Описание слайда:

На основе Корана юристы разработали правила поведения – шариат («правильный путь»)

№ слайда 20 В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуост
Описание слайда:

В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Королевство вестготов, ослабленное борьбой знати за престол, было за несколько лет почти полностью завоевано арабами.

№ слайда 21 В течение VII и первой половины 
VIII века образовалось огромное государство ара
Описание слайда:

В течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске.

№ слайда 22 Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не тольк
Описание слайда:

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран, в частности Испании.

№ слайда 23 После смерти Мухаммада (с.а.с.)
 Арабским государством управляли халифы («замест
Описание слайда:

После смерти Мухаммада (с.а.с.) Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками: Абу Бакр, Умар, Усман и Али.

№ слайда 24 При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского пол
Описание слайда:

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

№ слайда 25 В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. 
В 750 году власть в
Описание слайда:

В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

№ слайда 26 Харун ар-Рашид или Справедливый (766-809) – пятый багдадский халиф из динас
Описание слайда:

Харун ар-Рашид или Справедливый (766-809) – пятый багдадский халиф из династии Аббасидов, стал правителем Абассидского халифата 14 сентября 786 года и правил с помощью везиров из семьи Бармакидов, представлявших Иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году стал править единолично. Умер в 809 году во время военного похода. Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку, строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, даже из числа иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура (преимущественно литература). Харун ар-Рашид или Справедливый (766-809) – пятый багдадский халиф из династии Аббасидов, стал правителем Абассидского халифата 14 сентября 786 года и правил с помощью везиров из семьи Бармакидов, представлявших Иранскую феодальную аристократию, а после их отстранения в 803 году стал править единолично. Умер в 809 году во время военного похода. Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку, строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, даже из числа иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура (преимущественно литература).

№ слайда 27 Харун пытался еще больше расширить владения халифата. Он воевал с Византией и оп
Описание слайда:

Харун пытался еще больше расширить владения халифата. Он воевал с Византией и опустошил ее владения, но серьезных успехов в этой войне не добился.

№ слайда 28 Все не мусульмане, жившие в халифате, были обложены высокими налогами и должны б
Описание слайда:

Все не мусульмане, жившие в халифате, были обложены высокими налогами и должны были за свой счет содержать армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие.

№ слайда 29 В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычес
Описание слайда:

В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.

№ слайда 30 В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образ
Описание слайда:

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании – Кордовский эмират (с Х века – Кордовский халифат) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании – Кордовский эмират (с Х века – Кордовский халифат)

№ слайда 31 В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северно
Описание слайда:

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью правившего халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия. В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью правившего халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

№ слайда 32 К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завое
Описание слайда:

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана. К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.

№ слайда 33 Территориальное деление Иберийского полуострова около 1031г
Описание слайда:

Территориальное деление Иберийского полуострова около 1031г

№ слайда 34 Тезаурус

Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухамме
Описание слайда:

Тезаурус Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом. Мусульмане – последователи религии, проповедуемой Мухаммедом. Арабы – это народы, издревле жившие в Аравии и на Ближнем Востоке. Коран – священная книга мусульман. Мировая религия – религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов. Шииты – общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама, признающих право только потомков пророка Мухаммеда возглавлять мусульманскую общину. Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления в исламе.

№ слайда 35 Подготовила преподаватель истории 
Подготовила преподаватель истории 
Лермонто
Описание слайда:

Подготовила преподаватель истории Подготовила преподаватель истории Лермонтовской средней школы Абдрахманова М. С

Презентация по Всемирной истории на тему" Арабы" (7 класс)
  • История
Описание:

7 класс

Тема урока: Арабы в VII-Xвеках  

 

Цели и задачи: Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VII-X вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Оборудование: карточки с заданиями,  кроссворд, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: тестирование по теме: « Образование славянских государств».

1. В VI веке славяне занимали обширные территории от:

         А) реки Эльбы до среднего течения Дуная

         Б) от реки Лабы до реки Днепра

         В) от Днепра до Южного Буга

2. Славянские племена делились на:

         А) северных, южных и западных

         Б) северных, западных, восточных

         В) западных, южных и восточных

3. Какая группа славян являлась предками русского, украинского и белорусского народов?

         А) восточные

         Б) западные

         В) северные

4. Народное собрание у славян называлось:

         А) сход

         Б) вече

         В) круг

5. Болгарское государство возникло в:

         А) VI веке

            Б)во II половине  VII века

             В) в середине  VIII века

6. Какое знаменательное событие произошло в Болгарии в середине IX века?

         А) на них напали славянские племена

         Б) заключили союз с германцами

         В) приняла от Византии христианство

7. Какой византийский император приказал ослепить 14 тысяч пленных?

         А) Юстиниан

         Б) Василий II

         В) Симеон

8. В каком году Кирилл и Мефодий были направлены в Великоморавскую державу для выплне6ния просветительской мысли?

         А) 863 г.

         Б) 872 г.

         В) 880 г.

9. Какой деятельностью занимались Кирилл и Мефодий в Болгарии?

         А) строили храмы, открыли школу для подготовки священников

         Б) строили школы, переводили книги на болгарский язык

         В) печатали книги, проводили церковные книги

10. Великоморавская держава распалась в:

         А) 891 г.

         Б) 895 г.

         В) 906 г.

11. Какой князь положил начало созданию Польского государства?

         А) Мешко I

         Б) Болеслав I Храбрый

         В) Симеон

 

                            Критерии оценки:

                   Менее 5 – «2»

                   От 5 до 7 – «3»

                   От 8 до 10 – «4»

                            11 – «5»

 

Ключ:

1 – а,  2 – в,  3- а, 4 – б, 5 – б,  6 – в,  7- б, 8 – а, 9 – а. 10 – в,  11 – а

 

III. Основная часть урока.

Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).

План

1) Аравия

2) Судьба пророка

3) Ислам и его распространение

4) Арабский халифат и его распад

Аравия (слайд 2).

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба - черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

Текст учебника прочитать (22) факт разложения родового строя у арабов.

(Слайды 10, ) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

К началу 7 века в жизни кочевников - бедуинов начинают происходить изменения:

- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.

- появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Судьба Пророка.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).

Мухаммед (с.а.с) родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 11, 12) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед (с.а.с) отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед (с.а.с) вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду (с.а.с) вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед (с.а.с) удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом (с.а.с), которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед (с.а.с) воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку (с.а.с.) вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед (с.а.с) призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

- Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда.  В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) - мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

Ислам.

Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

(Слайд 16) Объединению арабских племен способствовала новая религия - Ислам. Переводится с арабского "предание себя Богу". (Слайд 17) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение"). (Слайд 18 )Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) - пророк Его". Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

Запись в тетради:

- Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

- Намаз (пять раз в день)

- Закят (пожертвование)

- Пост в месяц Рамадан

- Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 19) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").

Запись в тетради:

Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

- Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

(Слайд 20) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

(Слайд 21) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 22) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

1.     Найдите ошибку в описании.

Рукописные книги арабов чрезвычайно нарядны. Бесконечная вязь слов, написанных справа налево, многоцветные узоры, красочные миниатюры, изображение Аллаха поистине великолепны.

А) на самом деле арабы писали слева направо;

Б) на самом деле арабские рукописи отличались строгостью оформления, были одноцветными;

В) на самом деле Коран запрещает рисовать образ Аллаха.

 

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.

(Слайд 23) После смерти Мухаммеда (с.а.с.) во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

(Слайд 24) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

(Слайд 25) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды26, 27, ) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

(Слайд 28) Все не мусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 29) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

(Слайд 30) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).

(Слайд 31) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

(Слайд 32) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 34) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

Работа в группах решить кроссворд.

Приложение.

Кроссворд 1.

По горизонтали:

1.     Человек, исповедующий ислам.

По вертикали:

          1. Город на западе Саудовской Аравии, религиозный центр ислама, родина          Мухаммеда.

2. Город на западе Франции, у которого в 732 г. франки разбили арабов.

3. Мировая религия, возникшая в 7 в. В Аравии.

 

 

 

3и

 

С

Л

2п

а

1м

у

с

у

л

ь

м

а

н

и

н

Е

 

а

 

 

 

К

т

К

ь

а

е

 

 

                     

 

Кроссворд 2.

1.     Сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных растительных узоров, иногда включающий в себя надпись.

2.      Кочевой араб, занимающийся разведением верблюдов, овец и лошадей.

3.     Столица Сирии, являющаяся в древности столицей Арабского халифата.

4.     Араб, происходивший из Мекки, полулегендарный основатель ислама.

5.     Титул верховного правителя в ряде мусульманских стран, «заместитель» пророка во главе арабского государства.

 

3 б

 

 

 

 

 а

 

 г

 д

1

 

 

2 б

 

 а

 

 

 

 

 

 е

 

 д

 

 д

 

 

4м

 у

х

а

м

м

е

д

5 х

а

л

 и

ф

 

 

 н

 

 

Закрепление материала и выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 4, ответить на вопросы, повторить параграф 3.

Творческое задание: сравнить правление Мухаммеда (с.а.с) и Карла Великого.

 

 

Автор Абдрахманова Маржан Султанбековна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1248
Номер материала 12408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓