Учитель
биологии Жайсанской средней школы Остафийчук Гульнара Капиятовна
Мартукский
район
Актюбинская
область
Республика
Казахстан
Урок по программе углубленного изучения биологии в 7
классе
Тема: «АРХЕИ - домен живых организмов».
Цель: ознакомить с формой жизни – археями
Задачи:
-углубить
знания о многообразии органического мира
-ознакомить
с трех доменной системой органического мира Карла Везе
-дать
понятие о строении и жизнедеятельсти архей
-развивать
познавательный интерес, расширить кругозор
-воспитывать
самостоятельность, взаимосотрудничество
Тип урока - комбинированный
Организационный момент: приветствие,
постановка цели урока.
Побуждающая, закрепляющая беседа-опрос:
Назовите
царства органического мира. (Ответы учащихся)
Чем
занимается наука систематика?
Назовите
основоположника науки систематика.
Назовите
основные таксоны.
Новая тема (лекция с
элементами беседы и рассказа сообщений учащимися)
Учитель: Наука
шагает вперед и происходит много открытий, одним из таких открытий являются
археи. (Просмотр видео отрывка из фильма ВВС «100 открытий биологии»)
Археи - (от латинского
Archaea , от древне
- греческого ἀρχαῖος «извечный,
древний, первозданный, старый» домен живых организмов). Термин «архей» предложил в 1872 году американский
геолог Джеймс Дана (слайд 3) Домены - относительно новый способ
классификации. Трёхдоменная система изобретена в 1990 году, однако до сих
пор не принята окончательно. Карл Вёзе предложил трёхдоменную систему: археи,
бактерии и эукариоты (слайд 4,5). Археи представляют собой
одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также
каких-либо мембранных органелл.
Установлено, что
археи имеют свою независимую эволюционную историю и характеризуются многими биохимическими
особенностями, отличающими их от других форм жизни (слайд 6)
Биографические
данные
(сообщение ученика, слайд 7): Карл Ричард Везе
родился 15 июля 1928 в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк. Американский микробиолог,
знаменитый по определению архей. В настоящее время Везе -
профессор микробиологии в Университете Иллинойса в Урбане - Шампейн.
Таксоны по Везе (слайд 8):
Жизнь
Домен
Царство
Тип
Класс
Порядок
Семейство
Род
Вид
Учитель: Ознакомимся с классификацией
архей (слайд 9):
В настоящее время археи подразделяют на 5 типов.
Кренархеоты (Crenarchaeota)
Эвриархеоты (Euryarchaeota)
Корархеоты (Korarchaeota)
Наноархеоты (Nanoarchaeota)
Из этих групп
наиболее изученными являются кренархеоты (лат. Crenarchaeota) и эвриархеоты
(лат.Euryarchaeota).
Классифицировать архей по-прежнему сложно, т.к. подавляющее большинство из них
никогда не выращивались в лабораторных условиях и были идентифицированы только
по анализу нуклеиновых кислот из проб, полученных из мест их обитания.
Среда
обитания (слайд 10,11,12-сообщения учеников):
Археи живут в
широком диапазоне сред обитания и являются важной частью глобальной экосистемы,
могут составлять до 20 % общей биомассы. Экстремофилы - выживают
при высоких температурах, часто свыше 100 °C, обнаружены в гейзерах,
маслосборниках.
Базофилы -
приспособились к жизни в очень холодных условиях, в сильносолёных, сильнокислых
и сильнощелочных средах, а также при высоком давлении — до 700 атмосфер. Мезофилы
– обитают в мягких условиях, в болотистых местностях, сточных водах,
океанах и почве.
Форма архей (слайд 13):
Отдельные клетки архей достигают от 0,1 до 15 мкм в диаметре и могут иметь
различную форму: шара, палочки, спирали или диска.
Некоторые кренархеоты имеют другую форму, например, Sulfolobus—
неправильной дольчатой формы; Thermofilum — тонкой нитевидной
формы и меньше 1 мкм в диаметре, а Thermoproteus и Pyrobaculum почти
идеально прямоугольные. Haloquadratum walsbyi — плоские
квадратные археи, живущие в сверхсолёных водоёмах.
Строение архей (слайд 14):
У архей обнаружены
белки, родственные компонентам цитоскелета других организмов, а так же показано
присутствие филаментов в их клетках, однако у архей, в отличие от других
организмов, эти структуры плохо изучены.
Размножение архей (слайд 15):
Археи размножаются
бесполо: бинарным
делением, фрагментацией, почкованием. В отличие от
бактерий и эукариот, ни один известный вид архей не формирует спор.
Типы питания архей
ознакомление
по таблице (слайд 16):
Типы питания
|
Источники энергии
|
Источники углерода
|
Примеры
|
Фототрофы
|
Солнечный
свет
|
Органические
соединения
|
Halobakteria
|
Литотрофы
|
Неорганические
соединения
|
Органические
соединения или фиксация углерода
|
Ferroglobus
Puroglobus
Metanobakteria
|
Органотрофы
|
Органические
соединения
|
Органические
соединения или фиксация углерода
|
Puroccocus
Sulfolobus
Metanosarcinales
|
Значение архей (слайд 17):
В
наше время археи признаны важной составляющей жизни на Земле и играют роль:
o В круговоротах
углерода и азота.
o Ни один из
известных представителей архей не является паразитом или патогенным организмом
o Часто
бывают мутуалистами и комменсалами.
o Некоторые
представители являются метаногенами и обитают в пищеварительном
тракте человека и жвачных, где очень многочисленны и помогают осуществлять
пищеварение
o Метаногены
используются в производстве биогаза и очистке канализационных сточных
вод, а ферменты экстремофильных архей, сохраняющие активность при высоких
температурах и в контакте с органическими растворителями, находят своё
применение в биотехнологии.
Закрепление
темы:
Выберите правильные утверждения:
1.
Археи, как и бактерии, представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не
имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл
2.
Карл Вёзе предложил трёхдоменную систему: археи, бактерии
и эукариоты
3.
Трехдоменная система общепринятая в науке
4.
Археи легко выращиваются в лабораторных условиях и хорошо изучены
5.
Бактерии образуют споры, как и археи
6.
Бактерии открыты и описаны Левенгуком
7.
Археи могут жить в экстремальных условиях
8.
Существует группа болезнетворных архей
9.
В клетках архей и бактерий нет ядра
10.
Бактерии и археи используются в биотехнологии
Взаимопроверка
Ответы:
1,2,6,7,9,10.
Взаимооценка
Итоговое
обобщение темы урока
Домашнее задание: повторение
«Бактерии», Тема «Археи» изучение в сравнении по тетради и Интернет -
источникам
Источники информации:
1.Громов Б.В. Удивительный мир архей // СОЖ. —
1997. — № 4. — С. 23—26.
2.
Документальный фильм «100 величайших открытий биологии», Археи
3.
science.compulenta.ru/
4. ucheba-legko.ru
5. paranormal.org.ru
6. rasfun.ru
7. ru.wikipedia.org/wiki/Археи
8. ru.wikipedia.org/wiki/Трёхдоменная
система
9. u.goldenmap.com/lenta.rulenta.rukemcbs.com
10.www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros
11.
elementy.ru/news
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.