Главная / Биология / Урок по углубленному изучению биологии на тему "Археи-домен живых организмов" 7 класс

Урок по углубленному изучению биологии на тему "Археи-домен живых организмов" 7 класс

Учитель биологии Жайсанской средней школы Остафийчук Гульнара Капиятовна

Мартукский район

Актюбинская область

Республика Казахстан


Урок по программе углубленного изучения биологии в 7 классе

Тема: «АРХЕИ - домен живых организмов».

Цель: ознакомить с формой жизни – археями

Задачи:

-углубить знания о многообразии органического мира

-ознакомить с трех доменной системой органического мира Карла Везе

-дать понятие о строении и жизнедеятельсти архей

-развивать познавательный интерес, расширить кругозор

-воспитывать самостоятельность, взаимосотрудничество


Тип урока - комбинированный


Организационный момент: приветствие, постановка цели урока.

Побуждающая, закрепляющая беседа-опрос:

Назовите царства органического мира. (Ответы учащихся)

Чем занимается наука систематика?

Назовите основоположника науки систематика.

Назовите основные таксоны.

Новая тема (лекция с элементами беседы и рассказа сообщений учащимися)

Учитель: Наука шагает вперед и происходит много открытий, одним из таких открытий являются археи. (Просмотр видео отрывка из фильма ВВС «100 открытий биологии»)

Археи - (от латинского Archaea , от древне - греческого ἀρχαῖος «извечный, древний, первозданный, старый»  домен живых организмов). Термин «архей» предложил в 1872 году американский геолог Джеймс Дана (слайд 3) Домены - относительно новый способ классификации. Трёхдоменная система изобретена в 1990 году, однако до сих пор не принята окончательно. Карл Вёзе предложил трёхдоменную систему: археи,  бактерии  и эукариоты (слайд 4,5). Археи представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл.

Установлено, что археи имеют свою независимую эволюционную историю и характеризуются многими биохимическими особенностями, отличающими их от других форм жизни (слайд 6)

Биографические данные (сообщение ученика, слайд 7): Карл Ричард Везе родился 15 июля 1928 в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк. Американский микробиолог, знаменитый по определению архей. В настоящее время Везе - профессор микробиологии в Университете Иллинойса в Урбане - Шампейн.

Таксоны по Везе (слайд 8):

Жизнь

Домен

Царство

Тип

Класс

Порядок

Семейство

Род

Вид




Учитель: Ознакомимся с классификацией архей (слайд 9):

В настоящее время археи подразделяют на 5 типов.

Кренархеоты (Crenarchaeota)

Эвриархеоты (Euryarchaeota)

Корархеоты (Korarchaeota)

Наноархеоты (Nanoarchaeota)

Из этих групп наиболее изученными являются кренархеоты (лат.  Crenarchaeota) и эвриархеоты (лат.Euryarchaeota). Классифицировать архей по-прежнему сложно, т.к. подавляющее большинство из них никогда не выращивались в лабораторных условиях и были идентифицированы только по анализу  нуклеиновых кислот из проб, полученных из мест их обитания.

Среда обитания (слайд 10,11,12-сообщения учеников):

Археи живут в широком диапазоне сред обитания и являются важной частью глобальной экосистемы, могут составлять до 20 % общей биомассы. Экстремофилы - выживают при высоких температурах, часто свыше 100 °C, обнаружены в гейзерах, маслосборниках.

Базофилы - приспособились к жизни в очень холодных условиях, в сильносолёных, сильнокислых и сильнощелочных средах, а также при высоком давлении — до 700 атмосфер. Мезофилы – обитают в мягких условиях, в болотистых местностях, сточных водах, океанах и почве.

Форма архей (слайд 13):
Отдельные клетки архей достигают от 0,1 до 15 мкм в диаметре и могут иметь различную форму:
шара, палочки, спирали или диска. Некоторые кренархеоты имеют другую форму, например, Sulfolobus— неправильной дольчатой формы; Thermofilum — тонкой нитевидной формы и меньше 1 мкм в диаметре, а Thermoproteus и Pyrobaculum почти идеально прямоугольные. Haloquadratum walsbyi — плоские квадратные археи, живущие в сверхсолёных водоёмах.

Строение архей (слайд 14):

У архей обнаружены белки, родственные компонентам цитоскелета других организмов, а так же показано присутствие филаментов в их клетках, однако у архей, в отличие от других организмов, эти структуры плохо изучены.

Размножение архей (слайд 15):

Археи размножаются бесполо: бинарным делением, фрагментацией, почкованием. В отличие от бактерий и эукариот, ни один известный вид архей не формирует спор.

Типы питания архей ознакомление по таблице (слайд 16):

Типы питания


Источники энергии

Источники углерода

Примеры

Фототрофы

Солнечный свет

Органические соединения

Halobakteria


Литотрофы

Неорганические соединения

Органические соединения или фиксация углерода

Ferroglobus

Puroglobus

Metanobakteria


Органотрофы

Органические соединения

Органические соединения или фиксация углерода

Puroccocus

Sulfolobus

Metanosarcinales


Значение архей (слайд 17):

В наше время археи признаны важной составляющей жизни на Земле и играют роль:

  • В круговоротах углерода и азота.

  • Ни один из известных представителей архей не является паразитом или патогенным организмом

  • Часто бывают мутуалистами и комменсалами.

  • Некоторые представители являются метаногенами и обитают в пищеварительном тракте человека и жвачных, где очень многочисленны и помогают осуществлять пищеварение

  • Метаногены используются в производстве биогаза и очистке канализационных сточных вод, а ферменты экстремофильных архей, сохраняющие активность при высоких температурах и в контакте с органическими растворителями, находят своё применение в биотехнологии.


Закрепление темы:

Выберите правильные утверждения:

1. Археи, как и бактерии, представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл

2. Карл Вёзе предложил трёхдоменную систему: археи,  бактерии  и эукариоты

3. Трехдоменная система общепринятая в науке

4. Археи легко выращиваются в лабораторных условиях и хорошо изучены

5. Бактерии образуют споры, как и археи

6. Бактерии открыты и описаны Левенгуком

7. Археи могут жить в экстремальных условиях

8. Существует группа болезнетворных архей

9. В клетках архей и бактерий нет ядра

10. Бактерии и археи используются в биотехнологии


Взаимопроверка

Ответы: 1,2,6,7,9,10.

Взаимооценка

Итоговое обобщение темы урока

Домашнее задание: повторение «Бактерии», Тема «Археи» изучение в сравнении по тетради и Интернет - источникам



Источники информации:

1.Громов Б.В. Удивительный мир архей // СОЖ. — 1997. — № 4. — С. 23—26.

2. Документальный фильм «100 величайших открытий биологии», Археи

3. science.compulenta.ru/

4. ucheba-legko.ru

5. paranormal.org.ru

6. rasfun.ru

7. ru.wikipedia.org/wiki/Археи

8. ru.wikipedia.org/wiki/Трёхдоменная система

9. u.goldenmap.com/lenta.rulenta.rukemcbs.com

10.www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros

11. elementy.ru/news






Урок по углубленному изучению биологии на тему "Археи-домен живых организмов" 7 класс
  • Биология
Описание:

Урок по программе углубленного изучения биологии в 7 классе

Тема: «АРХЕИ - домен живых организмов».

Цель: ознакомить с формой жизни – археями

Задачи:

-углубить знания о многообразии органического мира

-ознакомить с трех доменной системой органического мира Карла Везе

-дать понятие о строении и жизнедеятельсти архей

-развивать познавательный интерес, расширить кругозор  

-воспитывать самостоятельность, взаимосотрудничество

Тип урока - комбинированный.

Данный урок не предусмотрен программой ГОСО, является авторским. В содержании урока отражено современные взгляды на систематику .

 

 

Автор Остафийчук Гульнара Капиятовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 33505
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓