Главная / Русский язык и литература / Презентация по теории литературы для подготовки к ЕГЭ

Презентация по теории литературы для подготовки к ЕГЭ

… (фр. …, от лат. … — образцовый) — художественный стиль и эстетическое напр...
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественн...
… (фр. …) — явление европейской культуры в VIII—XIX веках, представляющее со...
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках...
Антитеза — прием противопоставления, с помощью которого главный герой получа...
Основные виды (жанры) литературы ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА Лирика Ода Стихотворение Э...
Лирическое стихотворение (предметно –тематические группы) ПейзажнаялирикаОтно...
Эпос . Малые формы Рассказ Повествование оботдельном событии из жизничеловека...
Эпос Средние формы.Повесть Повествованиеоперипетиях человеческойжизни; на это...
Роман Основные жанры Семейно-бытовой роман -Историяодной илинескольких семей ...
Драма Трагедия Воссоздаетострые,неразрешимые конфликтыи противоречия,в которы...
Поэзия и проза: сходство и различие Воснове создаваемого художественного мира...
Поэзия и проза: сходство и различие Проза Поэзия Форма отражения действительн...
Поэзия и проза: сходство и различие Характеры Характер проявляется предметно,...
Тема - Круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения,...
Темы литературных произведений Вечные Темы, общие для всех времен и народов,р...
Презентация предназначена учащимся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ по лите...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 … (фр. …, от лат. … — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направл
Описание слайда:

… (фр. …, от лат. … — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения…, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для … представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика …придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны … берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). … устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский … утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

№ слайда 3 Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный
Описание слайда:

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетикаклассицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

№ слайда 4 … (фр. …) — явление европейской культуры в VIII—XIX веках, представляющее собой
Описание слайда:

… (фр. …) — явление европейской культуры в VIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на  Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века …стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

№ слайда 5 Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, п
Описание слайда:

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

№ слайда 6 Антитеза — прием противопоставления, с помощью которого главный герой получает
Описание слайда:

Антитеза — прием противопоставления, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику (герой— «лжегерои»; герой — злонамеренные представители иномира и т. п.) Ретардация — замедление действия путем многократных повторов; концентрирует внимание слушателя на определенном моменте Троичность — субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил — 2:1 Художественные формулы — поэтические штампы (общие места) Сказочные формулы Параллелизмы: долго они ехали, коротко ли, далеко, близко ли... ; старший сын был умен, средний был ни так, ни сяк, младший сын — совсем дурак... Символика: невеста-лебедь Гиперболы: и рос он не по дням, а по часам; и возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом Художественные и синтаксические инверсии Тавтологии: диво-дивное; чудо-чудное Сросшиеся синонимы: грусть-тоска; путь-дорога Постоянные эпитеты: серый волк, белокаменные палаты, буланый меч Повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-повыломано Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи Изобразительно-выразительные средства сказки Композиционные Стилистические

№ слайда 7 Основные виды (жанры) литературы ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА Лирика Ода Стихотворение Элег
Описание слайда:

Основные виды (жанры) литературы ЛИРИКА ЭПОС ДРАМА Лирика Ода Стихотворение Элегия Песня Дума Послание Эпиграмма

№ слайда 8 Лирическое стихотворение (предметно –тематические группы) ПейзажнаялирикаОтношен
Описание слайда:

Лирическое стихотворение (предметно –тематические группы) ПейзажнаялирикаОтношениекприроде Гражданская (общественно-политическая) Понимание поэтомсовременнойему общественнойжизни Интимная (дружбы, любви) Чувства и переживания,связанныес личной жизнью чело- века ФилософскаяРазмышленияо смыслечеловеческойжизни

№ слайда 9 Эпос . Малые формы Рассказ Повествование оботдельном событии из жизничеловека; н
Описание слайда:

Эпос . Малые формы Рассказ Повествование оботдельном событии из жизничеловека; наединичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственнаемкость деталейи глубинаподтекста. Очерк Небольшоеповествование, рисующеенравы какой-либосреды, тот или инойчеловеческийтип (часто — надокументальнойоснове); художественно-публицистический жанр. Новелла Необычайноепроисшествиесдинамичным развитиемсюжета и его острымиповоротами.

№ слайда 10 Эпос Средние формы.Повесть Повествованиеоперипетиях человеческойжизни; на этом п
Описание слайда:

Эпос Средние формы.Повесть Повествованиеоперипетиях человеческойжизни; на этом примерепоказываются какие-либо закономерности самой жизни. Большие формы. Роман Повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения — жизнь в ее сложности и противоречивости. Роман-эпопея

№ слайда 11 Роман Основные жанры Семейно-бытовой роман -Историяодной илинескольких семей Соц
Описание слайда:

Роман Основные жанры Семейно-бытовой роман -Историяодной илинескольких семей Социально-психологический роман «История души человеческой» Историческийроман -Изображениеконфликтовиной эпохи Философский роман В центре — борьба идейиликонцепций Роман-утопия -очень часто роман-предостережение Роман воспитания История становленияхарактера Периферийные жанры Любовныйроман -Вцентре — история любви Авантюрныйроман -вцентре внимания —перипетиисюжета Роман-путешествие История реальной иливымышленной поездки

№ слайда 12 Драма Трагедия Воссоздаетострые,неразрешимые конфликтыи противоречия,в которыево
Описание слайда:

Драма Трагедия Воссоздаетострые,неразрешимые конфликтыи противоречия,в которыевовлеченыисключительные личности;непримиримое столкновение враждующихсил; одна изборющихсясторонгибнет. Драма Изображениеличностив еедраматических отношенияхсобществоми тяжелыхпереживаниях; однако существуетвозможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил. Комедия Воспроизводит восновномчастную жизнь людей с цельюосмеивания отсталого, отжившего. +Мистерия Мелодрама Фарс Водевиль Трагикомедия

№ слайда 13 Поэзия и проза: сходство и различие Воснове создаваемого художественного мира Пр
Описание слайда:

Поэзия и проза: сходство и различие Воснове создаваемого художественного мира Проза Поэзия Поток жизни Поток сознания Изображение Объективизированное Субъективизированное Предмет, содержание Действительность в предельно объективной оценке писателя; освоение повседневного бытия в его сложности и многогранности; тяготение к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет. Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров.

№ слайда 14 Поэзия и проза: сходство и различие Проза Поэзия Форма отражения действительност
Описание слайда:

Поэзия и проза: сходство и различие Проза Поэзия Форма отражения действительности Эпическая. На первом плане — события;переживаниялибоупоминаются, либо о нихприходитсятолькодогадываться Лирическая. Напервомплане —переживания. Только через них можно представитьсобытия, вызвавшие эти переживания Сюжет Важнейший элемент произведения.Внешниеобстоятельства воспроизводятся свозможной определенностьюипоследовательностью Практическиотсутствует. Задачапередатьразвитиесобытийи характеров не ставится Композиция Определяетсясюжетнымиходами Подчиненадвижениючувствлирическогогероя

№ слайда 15 Поэзия и проза: сходство и различие Характеры Характер проявляется предметно, в
Описание слайда:

Поэзия и проза: сходство и различие Характеры Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии сдругимихарактерами. Вцентре—образ-характер Характеризображаетсяв отдельных проявлениях иотдельных переживаниях. В центре —образ-переживание Описания Занимаютсущественноеместо Встречаются редко; крайне лаконичны Своеобразие художественной речи Художественная речь — средство описания, изоб­ражения предметного мира; используетсялексикав богатстве еепредметныхзначений (фонетикаи синтаксис носят вспомогательноезначение). Характерновзаимодействиеразличных речевых планов (автора, рассказчика,персонажей) Художественная речь — средствопередачи экспрессивныхэмоций;используетсялексика экспрессивногохарактера; большое значение придается средствампоэтическойфонетики и синтаксиса

№ слайда 16 Тема - Круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, пр
Описание слайда:

Тема - Круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности). Тема — «положение, задача, о коей рассуждают или которую разъясняют». В. И. Даль актуальная (созвучная основным проблемам времени) малоактуальная внехудожественная (явления жизни, относящиеся к внехудожественной реальности) внутрихудожественная (темы замкнутого себе творчества) общественно значимая; широкая частная; локальная декларируемая, представленная открыто, непосредственно существующая в подтексте, опосредованно

№ слайда 17 Темы литературных произведений Вечные Темы, общие для всех времен и народов,равн
Описание слайда:

Темы литературных произведений Вечные Темы, общие для всех времен и народов,равноинтересныеиактуальныена протяжении веков Темы отцов идетей; человеческого возраста;нравственности, греха и святости, любви и ненависти; войны и мира и т. д. Национальные Темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемыепостороннимчитателем как национальнаяэкзотика «Хождениеза три моря» А.Никитина, «Письмарусского путешественника»Н.М.Карамзина Исторические Фактор времени — «сверхтема»; всепрочиеявления жизни рассматриваются через призму истории «Мать» М.Горького, «Хождение по мукам» А. Н.Толстого Внутрилитературные Искусства как таково­го (самопознаниехудожника, процесстворчества, творческиеискания) «Портрет» Н. В.Гоголя

№ слайда 18 Презентация предназначена учащимся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ по литерат
Описание слайда:

Презентация предназначена учащимся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ по литературе. 2013-2914 уч. год. Желаю успехов!

Презентация по теории литературы для подготовки к ЕГЭ
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация  включает в себя теоритический материал по теории литературы и рассматривает следующие вопросы: литературные направления,  изобразительно-выразительные средства, основные  виды и жанры  художественной литературы, тема литературного произведения.  Материал подкреплен гиперссылками, которые содержат большой  иллюстративный материал. Эта презентация может использоваться не только учащимися при повторении  изученного курса  литературыперед сдачей ЕГЭ, но и учителями  при объяснении и систематизации материала в 5- 11 классах.

Автор Феоктистова Светлана Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 589
Номер материала 16141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓