Главная / Русский язык и литература / Презентация по теме:"Лексика и Фразеология"

Презентация по теме:"Лексика и Фразеология"

ГОУ СПО «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края ЛЕК...
Добро пожаловать!
УРОК-КОНКУРС ЗНАЕМ РУССКИЙ На тему: «Лексика и фразеология» Цели: обобщить зн...
Эпиграф: Русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь ж...
РУССКИЙ ЯЗЫК, ТЫ ТАКОЙ НЕОБЪЯТНЫЙ, ЯРКИЙ И ТОНКИЙ, КАК ДЕВИЧИЙ СТАН. КАК Н...
Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветень...
И мы сохраним тебя, русская речь, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО. Свободным и чистым т...
Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа ...
Первый конкурс. Представление команд. Каждая команды должна представить след...
Послушайте отрывки из работ известных русских лингвистов. Каково ваше отнош...
Поскольку мы говорим о языке как о некоторого рода организованном построении...
Основная и наибольшая часть ... уменья говорить дается в школе. Жизнь мало с...
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. 					 А.ФРАНС
Записать за 1 минуту слова (имена существительные), которые будут состоять из...
Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества чело...
Конкурс. В мире пословиц. Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пос...
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « росс...
КОНКУРС "Узнай фразеологизм" Задание: За 1 минуту по рисункам узнать фразеоло...
Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов: Золотые руки, Медвежья услуга, Води...
Денег куры не клюют Жить припеваючи Клевать носом Фразеология в картинках
Без сучка без задоринки Ехать зайцем Влюбиться по уши Браться за ум
На листке бумаги записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: го...
Назвать фразеологизм, объяснить смысл Лить крокодиловы слезы Сесть в калошу Т...
Ничего не действует на кого-либо Появляться быстро, в большом количестве А те...
Каждой команде выдаются папки с рисунками, сделанными студентами, на котор...
Выбрать по 2 предмета, приготовленных заранее преподавателем и установленных ...
Конкурс «живые картинки» 	По картинке, представленной командой соперников, уг...
Загадки-фразеологизмы Выполняется быстро, ловко, хорошо. Ответ: Горит в руках...
Каждая команда по двум фразеологизмам должна дать задание одной из команд соп...
Рассказать историю возникновения фразеологизмов I команда Рог изобилия Бить б...
В  рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и ...
Попались на удочку. Пригласил  нас как-то сын лесника к себе. За грибами, гов...
Крылатые слова и выражения -закончите начатые пословицы: Любишь кататься – .....
Фразеологические синонимы 1.Без сучка и задоринки. 2. Валится из рук. 3. Важн...
    Решите кроссворд: по лексическому значению определите фразеологизм и запи...
    1. Образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений....
                                                                  По лексичес...
  1.Чудодейственное вещество, которое, по представлениям средневековых алхими...
КОНКУРС «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА» Подобрать за 3 минуты к устаревши»м словам синоним...
Кто быстрее (не более, чем за 2 минуты) выпишет в 2 колонки архаизмы и исто...
Задание. Переведите на современный русский язык фрагмент поучения из Изборник...
Ответ Чадо, защити своего отца в старости, не оскорби его при его жизни (пока...
Расставьте ударение в словах. 	Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, бл...
Проверь себя! Исправь ошибки Созвонимся, камбала, приняла, торты, блокиров...
Домашнее задание Задания по группам: 1 группа готовится к конкурсу «ЛУЧШИЙ ОФ...
Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье...
Завершим мы нашу встречу словами Анны Андреевны Ахматовой: «И мы сохраним теб...
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
1 из 78

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ГОУ СПО «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края ЛЕКСИК
Описание слайда:

ГОУ СПО «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского края ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ В КЛУБЕ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ Презентацию подготовила Газарова М.Ю., преподаватель русского языка и литературы Краснодар, 2014

№ слайда 2 Добро пожаловать!
Описание слайда:

Добро пожаловать!

№ слайда 3 УРОК-КОНКУРС ЗНАЕМ РУССКИЙ На тему: «Лексика и фразеология» Цели: обобщить знани
Описание слайда:

УРОК-КОНКУРС ЗНАЕМ РУССКИЙ На тему: «Лексика и фразеология» Цели: обобщить знания по теме "Лексика", "Фразеология", систематизировать материал по этимологии, образованию, строению фразеологических оборотов; обучать в процессе занятия правильной речи, правильному произношению; развивать желание читать и изучать художественную классическую литературу; обогащать словарный запас, показать богатство русской лексики. Оборудование: Рисунки ребят (с изображением фразеологических оборотов). Высказывания великих людей о русском языке. ТСО. Толковые, фразеологические словари. Словари устаревших слов. Русско-английский и англо-русский словари. Фотоаппарат.

№ слайда 4 Эпиграф: Русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же п
Описание слайда:

Эпиграф: Русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна. Р. Зеленая Вступительное слово учителя. Объявление темы и целей урока. Отметка отсутствующих. - Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются три команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями. Команды приглашаются на зал. 4. Представление жюри.

№ слайда 5 РУССКИЙ ЯЗЫК, ТЫ ТАКОЙ НЕОБЪЯТНЫЙ, ЯРКИЙ И ТОНКИЙ, КАК ДЕВИЧИЙ СТАН. КАК НИКО
Описание слайда:

РУССКИЙ ЯЗЫК, ТЫ ТАКОЙ НЕОБЪЯТНЫЙ, ЯРКИЙ И ТОНКИЙ, КАК ДЕВИЧИЙ СТАН. КАК НИКОМУ ДЛЯ МЕНЯ ТЫ ПОНЯТНЫЙ, ТЫ – МОЁ СЧАСТЬЕ, ОТ БОГА МНЕ ДАН. НИ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ НЕТ НА СВЕТЕ СТОЛЬКО ПРЕКРАСНЫХ ПОЭМ, ГРУСТНЫХ ПЬЕС. ПУШКИН, ЕСЕНИН И МЫ ЗА РУССКИЙ В ОТВЕТЕ! ЭТОТ ЯЗЫК, КАК ПОДАРОК С НЕБЕС САМОЕ СЧАСТЬЕ БОЛЬШОЕ. РУССКИЙ ЯЗЫК – НАША ЖИЗНЬ И НАГРАДА В ТРУДНЫЙ МОМЕНТ ИЛИ ДАЖЕ СЕЙЧАС ЗНАЕШЬ ВСЕГДА, КАК СКАЗАТЬ ТО, ЧТО НАДО!... М.Ю.Газарова

№ слайда 6 Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье п
Описание слайда:

Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны.

№ слайда 7 И мы сохраним тебя, русская речь, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО. Свободным и чистым тебя
Описание слайда:

И мы сохраним тебя, русская речь, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим… А.Ахматова

№ слайда 8 Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для
Описание слайда:

Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. Он создал чудо тени, света, И звука взлёт, и слова лад, Им жизнь поэзии согрета, В нём звёзды вечности горят. Народ – певец, ваятель, воин, И в безмятежности своей Бессмертия он удостоен Одной с ним жизнью жить умей. Мария Комисарова

№ слайда 9 Первый конкурс. Представление команд. Каждая команды должна представить следующ
Описание слайда:

Первый конкурс. Представление команд. Каждая команды должна представить следующее: - название команды; - девиз; - эмблема команды и её реклама; приветствие преподавателю; приветствие гостям; - приветствие жюри; - приветствие соперникам; - приветствие болельщикам; реклама, в которой говорится о важности современного русского языка. (Каждый пункт от 1 до 3 баллов)

№ слайда 10 Послушайте отрывки из работ известных русских лингвистов. Каково ваше отношени
Описание слайда:

Послушайте отрывки из работ известных русских лингвистов. Каково ваше отношение к высказываниям. Значение родного языка в нашей жизни связь с различными профессиями. Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен (Л.В.Щерба). Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В.Виноградов)  

№ слайда 11 Поскольку мы говорим о языке как о некоторого рода организованном построении, к
Описание слайда:

Поскольку мы говорим о языке как о некоторого рода организованном построении, как об активности, проблема культуры языка сводится к тому, чтобы овладеть принципами построения различных типов и жанров речи в рамках заданной социальной традиции. Эта проблема на практике будет разрешена тогда, когда каждому члену говорящего коллектива так же будет ясна разница между лингвистическими средствами, применяемыми в разных языковых жанрах, как это, например, ясно писателю по отношению к литературным родам. Речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентская, докладная записка или указ, беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями, язык в прозе и в стихах – все эти языковые задания, вместе с прочими бесчисленными делениями, которые можно продолжить в каждом из этих видов и подвидов требуют своих средств выполнения и своей «техники». ...Сами по себе лингвистические знания не могут воспитать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку (Г.О.Винокур).

№ слайда 12 Основная и наибольшая часть ... уменья говорить дается в школе. Жизнь мало срав
Описание слайда:

Основная и наибольшая часть ... уменья говорить дается в школе. Жизнь мало сравнительно прибавляет к приобретенному в школе. Отсюда понятна колосальная государственно-культурная роль постановки родного языка в школе именно как предмета... Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство (А.М.Пешковский). Практика иногда чрезвычайно легко разрешает вопрос о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в школе, где первым и последним критическим судьёю является учитель, нередко сам же и создающий кодекс одобряемого, разрешаемого и не допускаемого в речи своих привычек и взглядов теоретические основания и пример других образованных людей или – еще лучше – образцовых писателей. Критическое отношение к последним окажется уже весьма затруднительным потребует известных знаний в языке и значительной осмотрительности в решениях. Прежде всего, нужно признать, что стилистические мерки и вкусы существуют для известного времени и меняются так же, как меняется язык (В.И.Чернышев) Ваше, ребята, отношение к данным высказываниям. (Высказывания студентов)

№ слайда 13 Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. 					 А.ФРАНС
Описание слайда:

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А.ФРАНС

№ слайда 14 Записать за 1 минуту слова (имена существительные), которые будут состоять из од
Описание слайда:

Записать за 1 минуту слова (имена существительные), которые будут состоять из одного слога. (Когда одна команда читает все слова, другие следят за тем, чтобы у них эти слова не повторялись. НО! ДОПИСЫВАТЬ, ПОСЛЕ КОМАНДЫ «С Т О П» - НЕЛЬЗЯ!!! Затем читают следующие команды. В конце все команды подсчитывают у кого сколько слов. У кого больше, тот выигрывает. Жюри проверяет листочки. (От 1 до 3 баллов)

№ слайда 15 Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества человек
Описание слайда:

Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества человека. Жадный, неряшливый, ленивый, грубый, трусливый, равнодушный.

№ слайда 16 Конкурс. В мире пословиц. Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл послов
Описание слайда:

Конкурс. В мире пословиц. Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пословицы . На подготовку 3 минуты) I команда 1) Сытый голодного не разумеет. 2) Мал телом, да велик делом. II команда 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Мягко стелет, да жестко спать. III команда 1) Любишь брать - люби и отдать. 2) Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. (Оценивается конкурс от 1 до 3 баллов)

№ слайда 17 Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российс
Описание слайда:

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

№ слайда 18 КОНКУРС "Узнай фразеологизм" Задание: За 1 минуту по рисункам узнать фразеологиз
Описание слайда:

КОНКУРС "Узнай фразеологизм" Задание: За 1 минуту по рисункам узнать фразеологизм и назвать его. Оценка: от 1 до 3 баллов

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38
Описание слайда:

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40
Описание слайда:

№ слайда 41
Описание слайда:

№ слайда 42
Описание слайда:

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45
Описание слайда:

№ слайда 46 Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов: Золотые руки, Медвежья услуга, Водить
Описание слайда:

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов: Золотые руки, Медвежья услуга, Водить за нос Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом: Бить баклуши- «бездельничать», За тридевять земель- «далеко» Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Мальчик сломя голову бежал по улице

№ слайда 47 Денег куры не клюют Жить припеваючи Клевать носом Фразеология в картинках
Описание слайда:

Денег куры не клюют Жить припеваючи Клевать носом Фразеология в картинках

№ слайда 48 Без сучка без задоринки Ехать зайцем Влюбиться по уши Браться за ум
Описание слайда:

Без сучка без задоринки Ехать зайцем Влюбиться по уши Браться за ум

№ слайда 49 На листке бумаги записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голов
Описание слайда:

На листке бумаги записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, язык Голова Человек сголовой Потерятьголову Отвечатьголовой     Нос Задиратьнос Зарубитьнаносу Клеватьносом Язык Острый наязык Языкпроглотить Тянутьзаязык

№ слайда 50 Назвать фразеологизм, объяснить смысл Лить крокодиловы слезы Сесть в калошу Тяну
Описание слайда:

Назвать фразеологизм, объяснить смысл Лить крокодиловы слезы Сесть в калошу Тянуть быка за рога

№ слайда 51
Описание слайда:

№ слайда 52 Ничего не действует на кого-либо Появляться быстро, в большом количестве А тепер
Описание слайда:

Ничего не действует на кого-либо Появляться быстро, в большом количестве А теперь вспомните несколько постоянных сравнений. Подсказкой вам будут иллюстрации Как с гуся вода Как грибы после дождя Рустам:

№ слайда 53 Каждой команде выдаются папки с рисунками, сделанными студентами, на которых
Описание слайда:

Каждой команде выдаются папки с рисунками, сделанными студентами, на которых изображены фразеологические обороты. Ребята должны угадать устойчивые сочетания слов. Составить рассказ, используя данные фразеологизмы Задание. Составить рассказ, используя фразеологизмы

№ слайда 54 Выбрать по 2 предмета, приготовленных заранее преподавателем и установленных на
Описание слайда:

Выбрать по 2 предмета, приготовленных заранее преподавателем и установленных на отдельном столе, придумать с ними фразеологизмы.

№ слайда 55 Конкурс «живые картинки» 	По картинке, представленной командой соперников, угада
Описание слайда:

Конкурс «живые картинки» По картинке, представленной командой соперников, угадать фразеологизм, объяснить его значение (не менее 5 картинок из папки от команды).

№ слайда 56 Загадки-фразеологизмы Выполняется быстро, ловко, хорошо. Ответ: Горит в руках Та
Описание слайда:

Загадки-фразеологизмы Выполняется быстро, ловко, хорошо. Ответ: Горит в руках Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения Ответ: Семь пятниц на неделе Очень темно, совершенно ничего не видно. Ответ: Ни зги не видно Оказаться в неловком, глупом положении. Ответ: Сесть в калошу Молчать, не говорить лишнего. Ответ: Будто муху проглотил Выполнять обещание. Ответ: Дать зарок Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно. Ответ: Открывать Америку Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. Ответ: Мухи не обидит Его вешают, приходя в уныние. Ответ: Вешать нос Не цветы, а вянут. Ответ: Уши вянут

№ слайда 57 Каждая команда по двум фразеологизмам должна дать задание одной из команд соперн
Описание слайда:

Каждая команда по двум фразеологизмам должна дать задание одной из команд соперников Задание составляется самостоятельно.

№ слайда 58 Рассказать историю возникновения фразеологизмов I команда Рог изобилия Бить бакл
Описание слайда:

Рассказать историю возникновения фразеологизмов I команда Рог изобилия Бить баклуши II команда Крокодиловы слезы Казанская сирота III команда Канитель тянуть Заварить кашу

№ слайда 59 В  рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объ
Описание слайда:

В  рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл. Попались на удочку. Пригласил  нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом  отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

№ слайда 60 Попались на удочку. Пригласил  нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говори
Описание слайда:

Попались на удочку. Пригласил  нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом  отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

№ слайда 61 Крылатые слова и выражения -закончите начатые пословицы: Любишь кататься – ... л
Описание слайда:

Крылатые слова и выражения -закончите начатые пословицы: Любишь кататься – ... люби и саночки возить. Тише едешь – ... дальше будешь. Лучше синица в руках, чем ... журавль в небе. Кончил дело – ... гуляй смело. Не спеши языком, ... торопись делом . На вкус и цвет ... товарища нет . Готовь сани летом, а ... телегу зимой .

№ слайда 62 Фразеологические синонимы 1.Без сучка и задоринки. 2. Валится из рук. 3. Важная
Описание слайда:

Фразеологические синонимы 1.Без сучка и задоринки. 2. Валится из рук. 3. Важная птица. 4. Души не чаять. 5. Заваривать кашу. 6. Вдоль и поперёк. 7. Бьюсь об заклад. 8. Глазом не моргнёт. 9. Лицом к лицу. 10. Считать ворон. 11. Каши просят. 12. Море по колено. 13. Молоко на губах не обсохло. 14. Падать духом. 15. Руки в брюки. 16. Тёртый калач. 17. Терять голову. 18. Хоть лопатой греби. 19. Утереть нос. 1. Руки опускаются. 2. Заткнуть за пояс. 3. Рука не дрогнет. 4. Разевают рот. 5. Шалтай-балтай. 6. Глаза в глаза. 7. Сбиваться с толку. 8. Стреляный воробей. 9. Сидеть сложа руки. 10. Держать пари. 11. Нос не дорос. 12. Как по маслу. 13. Непочатый край. 14. Как свои пять пальцев. 15. Огород городить. 16. Вешать нос. 17. Трын-трава. 18. Сходить с ума. 19. Птица высокого полёта. 20. Раззевают рот.

№ слайда 63     Решите кроссворд: по лексическому значению определите фразеологизм и запишит
Описание слайда:

    Решите кроссворд: по лексическому значению определите фразеологизм и запишите в соответствующую строку кроссворда.         1                                 2                                   3                             4                                                 5                       6                                   7                                                 8                                       9                                           10                                 11                         12                         13                                                 14                                    

№ слайда 64     1. Образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений.  
Описание слайда:

    1. Образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений.   2. Заранее выяснитьчто-либо   3. Окончательно, совсем; решительно.   4. Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности угрожают с двух сторон.   5. Символ счастья.   6. Во всем подчиняться кому-либо.   7. Окружать вниманием, заботой человека, оказавшегосяковарным, неблагодарным.   8. Быть в постоянной боевой готовности.   9. Использовать для объяснения необоснованные доводы.   10. Решительно действовать в отношении кого-либо.   11. Человек, получивший большую власть лишь на короткий срок.   12. Страдания от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть.   13. На неопределенное время откладывать что-либо.   14. Сильное волнение, горячий спор из-за пустяков, по ничтожному делу.                                                          

№ слайда 65                                                                   По лексическом
Описание слайда:

                                                                  По лексическому значению назовите фразеологизм и запишите его в соответствующую строку кроссворда         Ф                                     Р                                                     А                               З                                 Е                                           О                                                     Л                         О                               Г                                     И                                   Я                            

№ слайда 66   1.Чудодейственное вещество, которое, по представлениям средневековых алхимиков
Описание слайда:

  1.Чудодейственное вещество, которое, по представлениям средневековых алхимиков, может возвращать молодость,   извлекать все болезни, превращать металлы в золото.   2. Мужественный, великодушный, высоконравственный человек.   3. Слабая, уязвимая сторона кого-либо.   4. Оторвавшийся от семьи,сбившийсяс правильного жизненного пути человек.   5. Сделать что-то быстро, не вникая в суть дела, простой подписью под каким-либо расположением, приказом.   6. Выражать в той или иной конкретной материальной форме что-либо.   7. Дело сдвинулось с мертвой точки.   8. От началадоконца.   9. Крайний предел,крайностьв чем-либо.   10. Очень громкий, звучный голос.   11. Причина ссоры.  

№ слайда 67 КОНКУРС «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА» Подобрать за 3 минуты к устаревши»м словам синонимы и
Описание слайда:

КОНКУРС «УСТАРЕВШИЕ СЛОВА» Подобрать за 3 минуты к устаревши»м словам синонимы из правой колонки: выя глаз очи победа око парикмахер виктория глаза цирюльник щеки ланиты правая рука щуйца шея сей левая рука десница этот перси говорить уста грудь внимать губы перст слушать

№ слайда 68 Кто быстрее (не более, чем за 2 минуты) выпишет в 2 колонки архаизмы и историз
Описание слайда:

Кто быстрее (не более, чем за 2 минуты) выпишет в 2 колонки архаизмы и историзмы: уста, стезя, кокошник, дворянин, чело, ланиты, очи, дворецкий, денница, внимать, десница, придворный, сей, перст, виктория, цирюльник, выя, перси, шуйца, воевода, чарка, лук, кольчуга, алтын (монета в три копейки), аршин (русская мера длины, равная 0,71 м; линейка, планка такой длины для измерения), зипун (крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, в старину без ворота), катанки (валенки), кокурка (булочка с яйцом). .

№ слайда 69 Задание. Переведите на современный русский язык фрагмент поучения из Изборника к
Описание слайда:

Задание. Переведите на современный русский язык фрагмент поучения из Изборника князя Святослава (1076 г.), используя фразеологизм, соотносимый с указанным глаголом. Чадо, заступи въ старость отьця своего и не оскърби его въ животh его, и аште (если) изумляеть ся, то … не укори его.

№ слайда 70 Ответ Чадо, защити своего отца в старости, не оскорби его при его жизни (пока он
Описание слайда:

Ответ Чадо, защити своего отца в старости, не оскорби его при его жизни (пока он жив), и если он выживает из ума, то не укори его.

№ слайда 71 Расставьте ударение в словах. 	Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, блоки
Описание слайда:

Расставьте ударение в словах. Созвонимся, камбала, приняла, скула, торты, блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать, алфавит, красивее, документ,, творог, бензопровод, баловать, балованный, звонит, каталог.

№ слайда 72 Проверь себя! Исправь ошибки Созвонимся, камбала, приняла, торты, блокировать
Описание слайда:

Проверь себя! Исправь ошибки Созвонимся, камбала, приняла, торты, блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать, алфавит, красивее, документ, творог, бензопровод, баловать, балованный, звонит, каталог.

№ слайда 73 Домашнее задание Задания по группам: 1 группа готовится к конкурсу «ЛУЧШИЙ ОФОРМ
Описание слайда:

Домашнее задание Задания по группам: 1 группа готовится к конкурсу «ЛУЧШИЙ ОФОРМИТЕЛЬ КНИГИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ" 2 группа составит сочинение - рассказ с использованием фразеологизмов. 3 группа выписывает значение фразеологизмов: Авгиевы конюшни Ахиллесова пята Вавилонское столпотворение Держать в ежовых рукавицах Блудный сын из фразеологического словаря.

№ слайда 74 Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье по
Описание слайда:

Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны.

№ слайда 75 Завершим мы нашу встречу словами Анны Андреевны Ахматовой: «И мы сохраним тебя,
Описание слайда:

Завершим мы нашу встречу словами Анны Андреевны Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим…»

№ слайда 76
Описание слайда:

№ слайда 77 СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ

№ слайда 78
Описание слайда:

Презентация по теме:"Лексика и Фразеология"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 Презентация составлена в форме игры. Она помогает привлечь учащихся к изучению данного материала по теме, является действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей студентов. Данная презентация активизирует полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски: о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах; закрепляет умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализирует уместность употребления их в речи.

 

Автор Газарова Маргарита Юрьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 583
Номер материала 15874
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓