Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений"

Презентация по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методические рекомендации к использованию пособия.docx

Методические рекомендации

по использованию электронного пособия «Методы решения тригонометрических уравнений».

Данное пособие рекомендуется применять в качестве уроков объяснения нового материала и в качестве уроков закрепления или обобщения. Можно использовать полную демонстрацию всех слайдов, или рассмотреть только часть презентации. В презентации использованы эффекты гиперссылки на ее содержание, что позволит учителю рассмотреть именно то, что ему требуется на уроке.

          Вся презентация построена на примерах решения задач и описании их способов. Существует много электронных пособий по данной теме, но «изюминкой» данной презентации является многообразие методов  и их закрепление на примере одного уравнения, которое, конечно, имеет не 5 способов, а больше. В пособии рассмотрены не все, а лишь наиболее интересные. Буду рада, если моя презентация поможет учителям провести  урок интересно.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Шутова О.Н..pptx

Скачать материал "Презентация по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Шутова Ольга  Николаевна, учитель математикиМБОУ СОШ №86 имени контр-адмирала...

    1 слайд

    Шутова Ольга Николаевна, учитель математики
    МБОУ СОШ №86 имени контр-адмирала И.И. Вереникина
    МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

  • СодержаниеПростейшие тригонометрические уравнения
Метод введения новой переме...

    2 слайд

    Содержание
    Простейшие тригонометрические уравнения
    Метод введения новой переменной
    Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)
    Функциональный метод
    Методы использования различных тригонометрических формул
    Урок одной задачи


  • Простейшие тригонометрические уравненияsinx = a
x=(-1)n arcsina +πn, nϵZ
sinx...

    3 слайд

    Простейшие тригонометрические уравнения
    sinx = a
    x=(-1)n arcsina +πn, nϵZ

    sinx = 0
    x= πn, nϵZ

    sinx = 1

    x= , nϵZ

    sinx = - 1

    x= - , nϵZ

    arcsin(-a) = -arcsina

  • Простейшие тригонометрические уравненияcosx = a
x= ± arccosa +2πn, nϵZ
cosx =...

    4 слайд

    Простейшие тригонометрические уравнения
    cosx = a
    x= ± arccosa +2πn, nϵZ

    cosx = 1
    x=2πn, nϵZ

    cosx = 0

    x= , nϵZ

    cosx = - 1
    x=π+2πn, nϵZ

    arccos(-a) = π – arccos a

  • Простейшие тригонометрические уравненияtgx = a
x= ± arctga +πn, nϵZ
ctgx = a...

    5 слайд

    Простейшие тригонометрические уравнения
    tgx = a
    x= ± arctga +πn, nϵZ

    ctgx = a
    x= ± arcctga +πn, nϵZ

    arctg(-a) = -arctga
    arcctg(-a) =π -arcctga

  • Метод введения новой  переменнойСхема решения
Шаг 1. Привести уравнение к алг...

    6 слайд

    Метод введения новой переменной
    Схема решения
    Шаг 1. Привести уравнение к алгебраическому виду относительно одной из тригонометрических функций.
    Шаг 2. Обозначить полученную функцию переменной t (если необходимо, ввести ограничения на t).
    Шаг 3. Записать и решить полученное алгебраическое уравнение.
    Шаг 4. Сделать обратную замену.
    Шаг 5. Решить простейшее тригонометрическое уравнение.

  • Метод введения новой  переменнойПример 1: Решим уравнение
2 sin2 x + sin x –...

    7 слайд

    Метод введения новой переменной
    Пример 1: Решим уравнение
    2 sin2 x + sin x – 1 = 0
    Решение.
    Вводим новую переменную
    sin x = y. Тогда мы получаем квадратное уравнение:
    2y2 + y – 1 = 0, из которого
    у1=1\2 и у2 = -1

  • Метод введения новой  переменнойТаким образом: 
  sinx=1/2 и sin x = –1
Наход...

    8 слайд

    Метод введения новой переменной
    Таким образом:
    sinx=1/2 и sin x = –1
    Находим значения x:
    1) x =  (–1)n π/6 + πk
    2) x =  –π/2 + 2πn
    Ответ: 
    x = (–1)n π/6 + πk,  k ∈ Z
    x = –π/2 + 2πn,  n ∈ Z

  • Метод введения новой  переменнойПример 2: Решим уравнение
6 sin2 x + 5 cos x ...

    9 слайд

    Метод введения новой переменной
    Пример 2: Решим уравнение
    6 sin2 x + 5 cos x – 2 = 0.
    Решение:
    Мы знаем, что sin2 x + cos2 x = 1.
    Отсюда выводим значение sin2 x:
    sin2 x = 1 – cos2 x.
    Вводим это значение sin2 x в наш пример:
    6 (1 – cos2 x) + 5 cos x – 2 = 0.
    Раскрываем скобки:

  • Метод введения новой  переменной6 – 6 cos2 x + 5 cos x – 2 = 0.
Сводим подобн...

    10 слайд

    Метод введения новой переменной
    6 – 6 cos2 x + 5 cos x – 2 = 0.
    Сводим подобные члены:
    4 – 6 cos2 x + 5 cos x  = 0.
    Поменяем местами слагаемые от большей степени к меньшей (как того требует правило):
    – 6 cos2 x + 5 cos x + 4 = 0.

  • Метод введения новой  переменнойВведем опять новую переменную y =  cos x и в...

    11 слайд

    Метод введения новой переменной
    Введем опять новую переменную y =  cos x и в результате получим квадратное уравнение:
     – 6у2 + 5у + 4 = 0.
    Решив его, находим корни: 
     у = – 1/2 или
    у =4/3
    Обратная замена:
    Рассмотрим вариант cosx= 4\3

  • Метод введения новой  переменнойМы видим, что в этом случае cos x > 1. Т.Е. р...

    12 слайд

    Метод введения новой переменной
    Мы видим, что в этом случае cos x > 1. Т.Е. решений нет.
    В другом уравнении cos x меньше 1 (cos x < 1). Значит, решаем его.
    Сначала находим значение арккосинуса:
                    1       2π
    arccos( – —) = ——
                    2        3
    Осталось найти x:
                                           2π
    x = ± —  +  2πk,  k ∈ Z
    3

  • Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)Схема решения
Ш...

    13 слайд

    Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)

    Схема решения
    Шаг 1. Привести данное уравнение к виду
    a) a sin x + b cos x = 0 (однородное уравнение первой степени)
    или к виду
    б) a sin2 x + b sin x · cos x + c cos2 x = 0 (однородное уравнение второй степени).

  • Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)Шаг 2. Разделит...

    14 слайд

    Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)

    Шаг 2. Разделить обе части уравнения на
    а) cos x ≠ 0;
    б) cos2 x ≠ 0;
    и получить уравнение относительно tg x:
    а) a tg x + b = 0;
    б) a tg2 x + b arctg x + c = 0.

    Пример 1: Решите уравнение
    3 cosx - 2 sinx = 0.
    Решение:

  • Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)3 cosx - 2 sinx...

    15 слайд

    Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)
    3 cosx - 2 sinx = 0/: cosx,
    3 – 2 tgx= 0,
    tgx= 1,5,
    x = arctg1,5 +πn, nϵZ
    Ответ: x = arctg1,5 +πn, nϵZ



  • Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)Пример 2:
5sin2 ...

    16 слайд

    Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)
    Пример 2:
    5sin2 x + 3sin x · cos x – 4 = 0.
    Решение.
    1) 5sin2 x + 3sin x · cos x – 4(sin2 x + cos2 x) = 0;
    5sin2 x + 3sin x · cos x – 4sin² x – 4cos2 x = 0;
    sin2 x + 3sin x · cos x – 4cos2 x = 0 /cos2 x ≠ 0.

  • Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)2) tg2 x + 3tg x...

    17 слайд

    Метод решения однородных уравнений (первой и второй степеней)
    2) tg2 x + 3tg x – 4 = 0.
    3) Пусть tg x = t, тогда t2 + 3t – 4 = 0;
    t = 1 или t = -4, значит
    tg x = 1 или tg x = -4.
    Из первого уравнения
    x = π/4 + πn, n Є Z;
    из второго уравнения
    x = -arctg 4 + πk, k Є Z.
    Ответ:  x = π/4 + πn, n Є Z; x = -arctg 4 + πk, k Є Z.

  • Функциональный методИспользование свойств:
1.Выделение полного квадрата из кв...

    18 слайд

    Функциональный метод
    Использование свойств:
    1.Выделение полного квадрата из квадратичного трехчлена.
    2.Свойство ограниченности функции косинус: −1≤ cosх≤ 1 
    3.Свойство ограниченности квадратичной функции:
      (x+ m)2+ k≥ k

  • Функциональный методПример 1. Решите уравнение 
cos2π x=x2−8x+17 
Решение: co...

    19 слайд

    Функциональный метод
    Пример 1. Решите уравнение 
    cos2π x=x2−8x+17 
    Решение: cos2πx=x2−8x+17
    cos2πx= (x−4)2+1 .
    Оценим левую и правую части уравнения: 
    −1 ≤cos2πx≤ 1  и  (x−4)2+1≥1  . Следовательно, равенство достигается, если  cos2πx=1 и  (x−4)2+1 =1.

  • Функциональный методРешая второе уравнение системы, получаем x = 4. Подставля...

    20 слайд

    Функциональный метод
    Решая второе уравнение системы, получаем x = 4. Подставляем это значение в первое уравнение и убеждаемся в верности равенства. Следовательно, x = 4 корень исходного уравнения.
    Ответ: x = 4

  • Методы использования различных тригонометрических формулСхема решения
Шаг 1. ...

    21 слайд

    Методы использования различных тригонометрических формул
    Схема решения
    Шаг 1. Используя всевозможные тригонометрические формулы, привести данное уравнение к уравнению, решаемому методами I, II, III.
    Шаг 2. Решить полученное уравнение известными методами.

  • Методы использования различных тригонометрических формулПример.
sin x + sin 2...

    22 слайд

    Методы использования различных тригонометрических формул
    Пример.
    sin x + sin 2x + sin 3x = 0.
    Решение:
    1) (sin x + sin 3x) + sin 2x = 0;
    2sin 2x · cos x + sin 2x = 0.
    2) sin 2x · (2cos x + 1) = 0;
    sin 2x = 0 или 2cos x + 1 = 0;

  • Методы использования различных тригонометрических формулИз первого уравнения...

    23 слайд

    Методы использования различных тригонометрических формул
    Из первого уравнения
    2x = π/2 + πn, n ϵZ;
    из второго уравнения: cos x = -1/2.
    Имеем х = π/4 + πn/2, n ϵ Z;
    получим x = ±(π – π/3) + 2πk, k ϵ Z.
    В итоге х = π/4 + πn/2, n ϵ Z;
    x = ±2π/3 + 2πk, k ϵ Z.

    Ответ:  х = π/4 + πn/2, n Є Z; x = ±2π/3 + 2πk, k ϵ Z.

  • Урок одной задачиРешим уравнение:
 sinx + cosx = 1 .
        Это уравнение мо...

    24 слайд

    Урок одной задачи
    Решим уравнение:
    sinx + cosx = 1 .
    Это уравнение можно решить несколькими способами,
    предложим 5 способов.

  • 1 способ:С помощью формул приведения. Представим sinx = cos(π/2 +x).
    Вос...

    25 слайд

    1 способ:
    С помощью формул приведения
    . Представим sinx = cos(π/2 +x).
    Воспользуемся формулой суммы косинусов:
    2cos((π/2 +2x)\2)cos π/4=1, тогда
    √2 cos (π/4 +x)=1,
    π/4 +x=±arccos(1/√2) +2πn, nϵZ
    x1=2πn, nϵZ; x2= - π/2 +2πn, nϵZ



  • 2 способ: (с помощью вспомогательного аргумента) Разделим обе части уравнени...

    26 слайд

    2 способ: (с помощью вспомогательного аргумента)

    Разделим обе части уравнения на √2 , получим: (1/√2) sinx + (1/√2) cosx = (1/√2), тогда sinx cosπ/4 +sinπ/4 cosx= (1/√2),
    sin(π/4 +x)= (1/√2),
    sin(π/4 +x)= (1/√2),
    π/4 +x1= π/4 + 2πn, nϵZ,
    π/4 +x2= 3π/4 + 2πn, nϵZ,
    x1=2πn, nϵZ,
    x2= π/2 + 2πn, nϵZ.


  • 3 способ: приведение уравнения к однородномуsin x+cos x =1
Разложим левую час...

    27 слайд

    3 способ: приведение уравнения к однородному
    sin x+cos x =1
    Разложим левую часть по формулам двойного аргумента, а
    правую часть заменим тригонометрической единицей:
    2sin x/2 * cos x/2 + cos² x/2 -sin² x/2 = sin² x/2 + cos² x/2
    2sin x/2 * cos x/2 – 2sin² x/2 = 0
    sin x/2 * (cos x/2 - sin x/2) =0
    Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а остальные при этом не теряют смысла, поэтому
    sin x/2 * (cos x/2 - sin x/2) =0 => sin x/2 = 0 или
    cos x/2 - sin x/2 = 0
    sin x/2 = 0; x/2 = πk; x = 2πk; k Є Z;


  • 3 способ: приведение уравнения к однородномуsin x/2 – cos x/2 = 0 – однородно...

    28 слайд

    3 способ: приведение уравнения к однородному
    sin x/2 – cos x/2 = 0 – однородное уравнение первой степени. Делим обе его части на cos x/2 (cos x/2 ≠ 0, так как, если cos x/2 = 0, sin x/2 – 0 = 0 => sin x/2 = 0, что противоречит тождеству sin² x/2 + cos² x/2 = 1). Получим
    tg x/2 – 1 = 0; tg x/2 = 1; x/2 = π/4 = πn;
    x = π/2 + 2πn; n Є Z.
    Ответ:
    x = 2πk; k Є Z или x = π/2 + 2πn, n Є Z.

  • 4 cпособ: Возведение обеих частей уравнения в квадратsin x + cos x = 1
sin² x...

    29 слайд

    4 cпособ: Возведение обеих частей уравнения в квадрат
    sin x + cos x = 1
    sin² x+2sin x cos x + cos² x = 1;
    1 + sin 2x = 1;
    sin 2x = 0;
    2x = πk; x = πk/2, k Є Z.
    Полученное решение эквивалентно объединению четырех решений:
    x = 2πk, k Є Z,
    x = π/2 + 2πn, n Є Z,
    x = π + 2πm, m Є Z,
    x = - π/2 + 2πl, l Є Z.
    Проверка показывает, что второе и третье решения – посторонние.
    Ответ: x = 2πn, n Є Z, или x = - π/2 + 2πl, l Є Z.

  • 5 способ:    универсальная подстановкаИспользуемые формулы:
sin x = 2tg x/2 /...

    30 слайд

    5 способ: универсальная подстановка
    Используемые формулы:
    sin x = 2tg x/2 / (1 + tg² x/2);
    cos x = (1 – tg² x/2) / (1 + tg² x/2);
    tg x = 2tg x/2 / (1 – tg² x/2).

  • 5 способ:    универсальная подстановкаС учетом приведенных формул уравнение...

    31 слайд

    5 способ: универсальная подстановка
    С учетом приведенных формул уравнение
    sin x + cos x = 1
    запишем в виде
    2tg x/2 / (1 + tg² x/2) + (1 – tg² x/2 )/( 1 + tg² x/2) = 1.
    Умножим обе части уравнения на (1 + tg² x/2):
    2tg x/2 + 1 - tg² x/2 = 1 + tg² x/2;
    2tg2 x/2 - 2tg x/2 = 0;
    tg x/2 = 0; tg x/2 =1
    x/2 = πn, n Є Z., x = 2πn, n Є Z.
    x/2 = π/4 + πn; x = π/2 + 2πn, n Є Z.

  • СПАСИБО ЗА
 ВНИМАНИЕ !

    32 слайд

    СПАСИБО ЗА
    ВНИМАНИЕ !

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данное пособие рекомендуется применять в качестве уроков объяснения нового материала и в качестве уроков закрепления или обобщения. Можно использовать полную демонстрацию всех слайдов, или рассмотреть только часть презентации. В презентации использованы эффекты гиперссылки на ее содержание, что позволит учителю рассмотреть именно то, что ему требуется на уроке.

 

          Вся презентация построена на примерах решения задач и описании их способов. Существует много электронных пособий по данной теме, но «изюминкой» данной презентации является многообразие методов  и их закрепление на примере одного уравнения, которое, конечно, имеет не 5 способов, а больше. В пособии рассмотрены не все, а лишь наиболее интересные. Буду рада, если моя презентация поможет учителям провести  урок интересно.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 339 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к внеклассному мероприятию "Математика и литература"
  • Учебник: «Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.
  • Тема: Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд
  • 30.09.2020
  • 569
  • 6
«Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Перова М.Н., Капустина Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 805
    • ZIP 645.8 кбайт
    • 22 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шутова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шутова Ольга Николаевна
    Шутова Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 45489
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 431 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 549 человек

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе