Главная / Русский язык и литература / Презентация по теме "Фонетика"

Презентация по теме "Фонетика"

МКОУ Ивановская СОШ ФОНЕТИКА Логвинова Ольга Алексеевна
В образовании звуков принимают участие лёгкие, горло, гортань, голосовые связ...
Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Это самые маленькие ...
Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не...
Гласный звук состоит только из голоса. 		В русском языке имеется шесть осно...
[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] нет парного нет парного [ л ] [ м ] [ н ]...
Гвоздь - [гвос`т`] Ёж - [j`ош] Учебник- [уч`эбн`ик] Мороз – [марос] Дождь - [...
Гласные звуки [а],[о] ,[у] ,[э],[ы],[и] под ударение произносятся отчётливо, ...
Буквы е,ё,ю,я имеют два звука: После гласных: поёт. После разделительных Ъ и ...
Способы обозначения мягкости согласных на письме 		В русском языке нет специа...
Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только ...
2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозна...
Примечание. Следует помнить, что способы обозначения  касаются только парны...
Сильные и слабые позиции звуков
Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является ...
Сильные и слабые позиции звуков 	Парные глухие и звонкие согласные различаютс...
Сильные и слабые позиции звуков Сильные позиции по твёрдости/мягкости - на ко...
Слог
Ударение
Буквы Буквы — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определ...
Алфавит
Упражнения
Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. 		Ложь, ...
Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. 		Пруд, яд, мой, ящик, с...
Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. 		Редька, место, г...
Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. 		Сверстник, лёд, пять, ...
Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие. 		Чашка, злоба, скорб...
Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие. 		Хрусталь, мебель, ...
Укажите слова, в которых все согласные звуки твердые. 		Весло, кладовка, г...
Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие: 		Зеленеть, еловый,...
Назовите звуки и буквы: 		б, л, ш, к, т, р, й 		Звуки - [б],[л],[ш],[к],[т...
Чем отличаются данные слова? 		Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел,...
Один или разные звуки в корне -рыб- в словах: 		рыба, рыбёшка, рыб, рыбка....
Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: 		а) с буквами, обозн...
Сколько раз в предложении встречается звук [д]? 		Недели две назад еду я...
Назовите звуки, которыми может передаться буква с 		 		буква с может обознача...
Назовите звуки, которыми может передаваться буква а 		 		буква а может обозна...
Назовите буквы, которыми может обозначаться на письме звук [и]. 		 звук [и] м...
Назовите слова, в которых 5 звуков: 		учиться, якорь, объезд, солнце, бо...
Назовите слова, произношение которых расходится с написанием: 		Низкий, нах...
Расставьте ударение в словах: 		Звонит, тортов, плато, щавель, углубить,...
Назовите слова, в которых произносится [шн]: 	Удачный, что, конечно, точеч...
Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: 		Девиз, ...
Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: 		Ель,...
Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. 		Атом, вьюн, глаз, гр...
Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Прос...
1 из 46

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 МКОУ Ивановская СОШ ФОНЕТИКА Логвинова Ольга Алексеевна
Описание слайда:

МКОУ Ивановская СОШ ФОНЕТИКА Логвинова Ольга Алексеевна

№ слайда 2 В образовании звуков принимают участие лёгкие, горло, гортань, голосовые связки,
Описание слайда:

В образовании звуков принимают участие лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга.

№ слайда 3 Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Это самые маленькие еди
Описание слайда:

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Это самые маленькие единицы языка. Звуки речи служат для различения смысла слов: полка –полька, том –там, том-ком, жил – шил. Слова могут состоять из одного, двух и более звуков. (и, на, ты, мы, они и т.д.)

№ слайда 4 Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не вс
Описание слайда:

Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды называются [а] , [о], [у], [э], [и],[ы]. Звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду называются [б] , [в], [г], [д], [ж],[з] и др..

№ слайда 5 Гласный звук состоит только из голоса. 		В русском языке имеется шесть основны
Описание слайда:

Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сат], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п'ил], сыр [сыр].

№ слайда 6 [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] нет парного нет парного [ л ] [ м ] [ н ] [
Описание слайда:

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] нет парного нет парного [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ] [ х ] [ ц ] нет парного нет парного нет парного нет парного [ б ` ] [ в `] [ г ` ] [ д ` ] [ з` ] [ п ` ] [ ф ` ] [ к ` ] [ т ` ] [с` ] [ х ` ] [ ч ` ] [ щ ` ] нет парного нет парного нет парного нет парного нет парного нет парного нет парного нет парного [ ј` ] [ л` ] [ м` ] [ н` ] [ р` ]

№ слайда 7 Гвоздь - [гвос`т`] Ёж - [j`ош] Учебник- [уч`эбн`ик] Мороз – [марос] Дождь - [дощ
Описание слайда:

Гвоздь - [гвос`т`] Ёж - [j`ош] Учебник- [уч`эбн`ик] Мороз – [марос] Дождь - [дощ`]и [дошт`]

№ слайда 8 Гласные звуки [а],[о] ,[у] ,[э],[ы],[и] под ударение произносятся отчётливо, без
Описание слайда:

Гласные звуки [а],[о] ,[у] ,[э],[ы],[и] под ударение произносятся отчётливо, без изменений. Звуки [и],[ы],[у] произносятся отчётливо не только под ударением, но и в любом безударном слоге. На месте букв о и а в безударном положении произносится несколько ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчётливостью. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится звук, средний между [и]и[э]. После твёрдых шипящих [ж]и[ш] и согласного [ц] на месте е произносится гласный, средний между [ы] и [э] . Запомните произношение слов [жы]алеть, р[жы] ной, ло[шы]дей В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы]: молоко - [мълако]. После мягких согласных произносится краткий гласный [ь], близкий к [и]. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн под влиянием письменной речи произносится звуковое сочетание [ч`н]. Лишь в немногих словах звучит [шн]: пустя[шн]ый, яи[шн`]ица, ску[шн]о, коне[шн]о наро[шн]о. э э э

№ слайда 9 Буквы е,ё,ю,я имеют два звука: После гласных: поёт. После разделительных Ъ и Ь:
Описание слайда:

Буквы е,ё,ю,я имеют два звука: После гласных: поёт. После разделительных Ъ и Ь: съёмка В начале слова: язва После согласных звуков эти буквы передают лишь один гласный звук и мягкость предыдущего согласного: Пёстрый [п`острыj`].

№ слайда 10 Способы обозначения мягкости согласных на письме 		В русском языке нет специальн
Описание слайда:

Способы обозначения мягкости согласных на письме В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в']ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.

№ слайда 11 Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в т
Описание слайда:

Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме — письма, тьме — тьма, возьми — возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягкий звук [с'], но мягкий знак после неё не пишется. Способы обозначения мягкости согласных на письме

№ слайда 12 2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначае
Описание слайда:

2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). Способы обозначения мягкости согласных на письме

№ слайда 13 Примечание. Следует помнить, что способы обозначения  касаются только парных п
Описание слайда:

Примечание. Следует помнить, что способы обозначения  касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Способы обозначения мягкости согласных на письме

№ слайда 14 Сильные и слабые позиции звуков
Описание слайда:

Сильные и слабые позиции звуков

№ слайда 15 Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является поз
Описание слайда:

Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой - без ударения. Например, ср.: сом - сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома - сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [а])

№ слайда 16 Сильные и слабые позиции звуков 	Парные глухие и звонкие согласные различаются п
Описание слайда:

Сильные и слабые позиции звуков Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил - бил, слой - злой, твоих - двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости - на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот - молод ([т]), киска - низко ([с]), сдал - здание ([з])

№ слайда 17 Сильные и слабые позиции звуков Сильные позиции по твёрдости/мягкости - на конце
Описание слайда:

Сильные и слабые позиции звуков Сильные позиции по твёрдости/мягкости - на конце слова (удар - ударь), перед гласными (нос - нёс), перед твёрдыми согласными (изба - резьба). Слабая позиция - перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н'])

№ слайда 18 Слог
Описание слайда:

Слог

№ слайда 19 Ударение
Описание слайда:

Ударение

№ слайда 20 Буквы Буквы — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённ
Описание слайда:

Буквы Буквы — это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. По своей функции в письменной речи буквы подразделяются на три группы: буквы для обозначения гласных звуков 10 букв буквы для обозначения согласных звуки 21 буква буквы, не обозначающие звуков 2 буквы

№ слайда 21 Алфавит
Описание слайда:

Алфавит

№ слайда 22 Упражнения
Описание слайда:

Упражнения

№ слайда 23 Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. 		Ложь, льё
Описание слайда:

Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Ложь, льёт, ёж, семья, солнце, песня, мыться, небо, честный, петля. Ложь, ёж, солнце, мыться, честный

№ слайда 24 Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. 		Пруд, яд, мой, ящик, слон
Описание слайда:

Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык. Яд, ящик, яркий, юг, язык

№ слайда 25 Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. 		Редька, место, грус
Описание слайда:

Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка. Место, въезд, ряд, объём, плёнка

№ слайда 26 Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. 		Сверстник, лёд, пять, яма
Описание слайда:

Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сверстник, лёд, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк. Сверстник, пять, счет, речь, учиться

№ слайда 27 Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие. 		Чашка, злоба, скорбь,
Описание слайда:

Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие. Чашка, злоба, скорбь, сыпь, омуль, роспись, сто, эмаль, растёт, миндаль, учиться, ясный, степь, катить. Чашка, сыпь, сто, учиться, степь, катить

№ слайда 28 Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие. 		Хрусталь, мебель, дет
Описание слайда:

Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие. Хрусталь, мебель, деталь, пора, бежит, рояль, бодрый, желаю, шампунь, луна, мозоль, близкий, гавань, нарядный, зеленеет. Мебель, рояль, бодрый, желаю, луна, мозоль, гавань, нарядный

№ слайда 29 Укажите слова, в которых все согласные звуки твердые. 		Весло, кладовка, гнез
Описание слайда:

Укажите слова, в которых все согласные звуки твердые. Весло, кладовка, гнездо, боязнь, холода, походка, моток, вода, доктор, сядь, маслёнка, орёл, голосок, чашка, жив. Кладовка, холода, походка, моток, вода, доктор, голосок, жив

№ слайда 30 Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие: 		Зеленеть, еловый, ща
Описание слайда:

Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие: Зеленеть, еловый, щавель, семья, укрощать, ясень, зверёк, прославлять, девять, кисель, морщинка, питьё, хищение, тянуть, чаша Зеленеть, щавель, семья, ясень, девять, кисель, питьё, хищение

№ слайда 31 Назовите звуки и буквы: 		б, л, ш, к, т, р, й 		Звуки - [б],[л],[ш],[к],[т],[
Описание слайда:

Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й Звуки - [б],[л],[ш],[к],[т],[р],[й]. Буквы – бэ, эль (или эл), ша, ка, тэ, эр, и краткое

№ слайда 32 Чем отличаются данные слова? 		Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, на
Описание слайда:

Чем отличаются данные слова? Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи. Занос – занёс, завал – завял, сток – стёк. Груздь – грусть, туш – тушь. Лёд – лёт; лёд – лот

№ слайда 33 Один или разные звуки в корне -рыб- в словах: 		рыба, рыбёшка, рыб, рыбка. Ры
Описание слайда:

Один или разные звуки в корне -рыб- в словах: рыба, рыбёшка, рыб, рыбка. Рыба – [рыб], рыб, рыбка – [рып], рыбёшка – [рыб,]

№ слайда 34 Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: 		а) с буквами, обознача
Описание слайда:

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука. Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька

№ слайда 35 Сколько раз в предложении встречается звук [д]? 		Недели две назад еду я по
Описание слайда:

Сколько раз в предложении встречается звук [д]? Недели две назад еду я полем. Ответ: 2, в словах две и еду, в слове недели – [д] мягкий, в слове назад звук [т]

№ слайда 36 Назовите звуки, которыми может передаться буква с 		 		буква с может обозначать
Описание слайда:

Назовите звуки, которыми может передаться буква с буква с может обозначать звуки: [с] (сад [сат]), [с’] (сюда [с’уда]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’э́лат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашшы́т’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’и́т’]

№ слайда 37 Назовите звуки, которыми может передаваться буква а 		 		буква а может обозначат
Описание слайда:

Назовите звуки, которыми может передаваться буква а буква а может обозначать звуки: [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’исы]), [ы] (жалеть [жыл’эт’]

№ слайда 38 Назовите буквы, которыми может обозначаться на письме звук [и]. 		 звук [и] може
Описание слайда:

Назовите буквы, которыми может обозначаться на письме звук [и]. звук [и] может быть обозначен буквами: и (мир [м’ир]), а (часы [ч’исы́]), я (ряды [р’иды́]), е (певун [п’иву́н]).

№ слайда 39 Назовите слова, в которых 5 звуков: 		учиться, якорь, объезд, солнце, боязн
Описание слайда:

Назовите слова, в которых 5 звуков: учиться, якорь, объезд, солнце, боязнь, счетчик, белая [уч,ица], [йакар,], [сонцэ], [ш,оч,ик]

№ слайда 40 Назовите слова, произношение которых расходится с написанием: 		Низкий, находк
Описание слайда:

Назовите слова, произношение которых расходится с написанием: Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, хвастун, ошибка, добрый. Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, ошибка

№ слайда 41 Расставьте ударение в словах: 		Звонит, тортов, плато, щавель, углубить, зв
Описание слайда:

Расставьте ударение в словах: Звонит, тортов, плато, щавель, углубить, звонить, цемент, фарфор, простыня, арест, верба, диалог, случай. ЗвонИт, тОртов, платО, щавЕль, углубИть, звонИть, цемЕнт, фарфОр, простынЯ, арЕст, вЕрба, диалОг, слУчай

№ слайда 42 Назовите слова, в которых произносится [шн]: 	Удачный, что, конечно, точечный
Описание слайда:

Назовите слова, в которых произносится [шн]: Удачный, что, конечно, точечный, скучно, скворечник, точно, двоечник, Ильинична. Что, конечно, скучно, скворечник, двоечник, Ильинична

№ слайда 43 Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: 		Девиз, дет
Описание слайда:

Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета. Детектив, бизнес, экземпляр, пюре, тире, бутерброд, теннис, коктейль

№ слайда 44 Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: 		Ель, лё
Описание слайда:

Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: Ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток, яр, ешь, тля. Лей, ноль, люк, лёд, лён, толь, пол, кот, рай, шей, альт

№ слайда 45 Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. 		Атом, вьюн, глаз, грязь
Описание слайда:

Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, мир, ель, жизнь, клад, ключ, диво, плуг, принц, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, ширь, пир, шок, юг. С ударным [а] – атом, глаз, грязь, клад, ряд; с ударным [у] – вьюн, ключ, плуг, сук, юг; с ударным [э] – ель, поэт, шест; с ударным [о] - еж, черный, шелк, шок; с ударным [ы] – жизнь, сыр, цирк, шип; с ударным [и] – мир, диво, принц, пир

№ слайда 46 Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещ
Описание слайда:

Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение. 1995. Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун-т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, 2008. http://gramma.ru/ http://www.traktat.com/language/book/fonetic/fon.php Картинки и рамки из инфотеки Интергуру В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория.5-9 класс. – М.: Просвещение, 1993 год. Учебники для общеобразоват. Учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

Презентация по теме "Фонетика"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель данной презентации: повторение и систематизация знаний по разделу фонетика.

Назначение: подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку

Содержание:

а) Теоретическая часть:

  • Понятие фонетики
  • Понятие звуки речи
  • Классификация звуков речи
  • Тонкости о которых нужно знать и помнить
  • Обозначение мягкости согласных на письме
  • Двойная роль букв е,ё,ю,я
  • Отличие букв от звуков

б) Практическая часть

Используя презентацию, вам удастся повторить теоретические основы по данной теме, а также практически закрепить на практике. Данной презентацией могут пользоваться не только учителя, но и учащиеся для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Автор Логвинова Ольга Алексеевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 694
Номер материала 15718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓