Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Работа с лексическими упражнениями
Выполнила Климова Н.И.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ д. Ямник
Новгородской области
2 слайд
Работа с
синонимами
3 слайд
К словам левого столбика подберите слова из правого столбика, близкие им по значению.
Старый старательный Прилежный грузная
Тяжелая смелая
Храбрая дряхлый
Веселый смешной
4 слайд
Замени слово
Смелый человек бесстрашный
Тихая погода безветренная
Ясное небо безоблачное
Тревожный сон беспокойный
Прозрачная жидкость бесцветная
5 слайд
Найдите синонимы в тексте
Бураны, вьюги и метели -
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
6 слайд
Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.
Не спеши языком, торопись делом.
Рука победит одного, знания поборют тысячи.
Без волнения, без заботы не жди радости от работы.
7 слайд
Найдите карточки с синонимами, с антонимами, с однокоренными словами.
8 слайд
Замените подчеркнутые слова синонимами
Лето в лесу.
Стояло жаркое лето. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь. В лесу мы с интересом наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое. Вокруг радостно пели птицы.
9 слайд
Работа
с антонимами
10 слайд
Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться, широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада.
Выписать пары слов с противоположным значением
11 слайд
С легким рюкзаком – с тяжелым рюкзаком.
Легкую задачу – трудную задачу.
По легкому морозу – по …морозу.
В старом саду – в … саду.
На старую квартиру – на … квартиру.
О свежем хлебе – о … хлебе.
В свежей рубашке – в … рубашке.
Глухим голосом – … голосом.
В глухом переулке – в … переулке.
Подобрать сочетания по образцам с противоположными значениями.
12 слайд
Высокий – широкий; звонкий – глухой;
облачный–безоблачный; добрый – умный;
положительный – хороший;
большой – маленький
Глубоко – мелко; выразительно –
невыразительно; близко – далеко; назад –
влево; тихо – шумно; твердо – мягко;
широко – глубоко.
К каким словам антонимы указаны неверно?
Правильно подберите антонимы к этим словам.
13 слайд
Напиши данные фразы,
используя антонимы
Когда мы вошли в зал, вечер уже начался. Антон рассказал мне грустную историю из своей жизни. Экскурсовод кончил рассказывать о Москве. Саша, закрой, пожалуйста, окно, очень холодно! В прошлом году мой младший брат окончил школу.
14 слайд
В словах с противоположным значением
выделить ту часть, которая вносит
противоположное значение.
Быль – небыль, правда, неправда, друг- недруг.
Честь – бесчестье, сильный – бессильный, порядок, беспорядок.
Прибавлять – убавлять, приезжать – уезжать.
Зацветать – отцветать, загадывать – отгадывать.
15 слайд
Волк – лиса (по хитрости),
лев – заяц ( по храбрости),
муха – слон (по величине),
ягненок – волк (по силе),
лисица – ворона (по уму).
С помощью слов-антонимов охарактеризуйте названных ниже животных – героев сказок и басен. Подчеркните антонимы.
16 слайд
Работа
с фразеологизмами
17 слайд
Вспомни, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
а) о том, к чему трудно придраться;
б) о том, кто сам пользуется, а другим не даёт;
в) о том, кто легко, непринуждённо себя чувствует;
г) о том, кто очень быстро бежит;
д) о том, кто постоянно бывает в хлопотах, суетится;
е) о том, кто чувствует себя неловко, суетится, нервничает.
18 слайд
Найдите фразеологизмы:
От нашей дачи до леса рукой подать. Пошли мы с другом за грибами. Люди сказали, что их там тьма – тьмущая. Зашли мы в лес, грибы собираем, природой любуемся. Кругом ни души. Вдруг впереди ветки затрещали. «Медведь», - подумали мы. Пора брать руки в ноги. Хоть мы – ребята не робкого десятка, а зуб на зуб не попадает. Вдруг из-за кустов выскочил заяц. Не успели мы опомниться, а его и след простыл. Правду в народе говорят, у страха глаза велики.
19 слайд
Замените предложения фразеологизмами. (Учитель показывает рисунки – подсказки).
- Очень большая теснота в помещении;
- Состояние тоски, тревоги;
- Ничто не действует на кого- то;
- Проливной дождь;
- Тщательно, заботливо охранять что-то.
20 слайд
Что это?
а)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают.
в)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека;
г)его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
21 слайд
Укажите сначала фразеологизмы со словами – антонимами, затем со словами – синонимами:
-Ум за разум заходит;
- из огня да в полымя;
- ни сыт ни голоден;
- переливать из пустого в порожнее;
-ни конца ни краю;
-цел и невредим;
-от мала до велика.
22 слайд
Фразеологический зверинец
грязный как (свинья)
надутый как (индюк)
здоров как (бык)
голоден как (волк)
болтливый как (сорока)
колючий как (ёж)
хитрый как (лиса)
упрямый как (осёл)
неуклюжий как (медведь)
болтливый как (сорока)
нем как (рыба)
23 слайд
Работа
с пословицами
24 слайд
Доскажи пословицу:
Слово - не воробей, ... (вылетит, не поймаешь).
Видит око, ...(да зуб неймёт).
Слышит звон, ...(да не знает, где он).
У семи нянек ... (дитя без глазу).
Пуганая ворона ... (и куста боится).
Не на пользу читать ... (коли только вершки хватать)
Горьки корешки ученья … (зато сладки его плоды).
25 слайд
Готовь лыжи летом.
Мал городок, да дорог.
Цыплят считают и зимой.
Посадка в чужие сани уже объявлена.
Когда в соседях согласья нет ...
Проводили по одёжке.
Трус - кормит, а лень - портит.
Два сапога - тара.
Голод - не щётка.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.
26 слайд
1)а) У семи нянек дитя без глазу.
б)Семеро одну соломинку поднимают.
в)Дело всех - ничьё дело.
г)Где все стригут - там овцы голы.
2)а) Не учи собаку лаять.
б)Скажи курице - она всей улице.
в)Яйца курицу не учат.
г) Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.
3)а) Волков боятся в лес не ходить.
б)Волка ноги кормят.
в)Собака, которая рыщет, находит кость.
г)Будешь трудиться, будешь кормиться.
"Четвёртый - лишний".
В каждой группе из четырёх пословиц найти пословицу,
которая не подходит к остальным трём по смыслу.
27 слайд
... дело лучше ...безделья (маленькое - большое).
... бояться -... не видать (несчастье - счастье).
... сторона - мать, ... - мачеха (родная - чужая).
У мудрого человека ... уши и ... язык (длинный - короткий)
... земля ... рук не любит (родная - чужих).
Легче друга ..., чем ....(потерять - найти).
Труд всегда ..., а лень ... (даёт - берёт).
Лучше горькая ..., чем сладкая ...(правда - ложь).
Дополни пословицы
28 слайд
1 .Что любят деньги? /счет/
2. На какой роток не накинешь платок? /на каждый/
3. В какие сани не следует садиться? /не в свои/
4.Чем долг красен? /платежом/
5. Что не вырубишь топором? /что написано пером/
6.Когда считают цыплят? /по осени/
7.Чем клин вышибают? / клином/
8.Кого не проведешь на мякине? /воробья/
9. Какой конь борозды не портит? /старый/
Ответить на вопрос пословицей
или поговоркой
29 слайд
Список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений.
верность, верный, верить. внимание, внимательный, гостеприимство, гостеприимным, гуманность, гуманный: доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный: доверие, доверчивый. доверять: дружба, дружный. дружить; жестокость, жестокий, ожесточиться, забота, заботливый, заботиться: ласка, ласковый, ласкать, милосердие, милосердный: ненависть. ненавистный ненавидеть, нежность, нежный, нежить; наивность, наивный; насмешка. насмешливый насмехаться; отзывчивость, отзывчивый, отзываться; преданность, преданный: простота, простой; равняйте, равнодушный: тактичность, тактичный: совесть, совестливый; уважение, уважаемый, уважительный: чуткость, чуткий: человечность, человечный: честь, честный: правда, правдивый: ложь, лживый. лгать.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В презентации собран материал для лексических упражнений на уроках русского языка в начальных классах. Он представлен в виде 5 разделов: работа с синонимами, работа с антонимами, работа с пословицами, работа с фразеологизмами, работа с многозначными словами. Эти разработки могут представлять интерес для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, учителей русского языка, могут быть использованы на уроках по программам развивающего и традиционного обучения, на групповых и индивидуальных занятиях, при подготовке к итоговому тестированию в 4 классе. Предложенная методика позволит наиболее полно использовать возможности урока для обогащения словарного запаса младших школьников путем лексических упражнений.
6 626 615 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Гусакова Анастасия Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.