Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку "Текст. Типы речи" (5 класс)

Презентация по русскому языку "Текст. Типы речи" (5 класс)

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку "Текст. Типы речи" (5 класс)"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие речиУрок-обобщениеАвтор работы:
Цедрик Елена
Станиславовна
МОУ «Финн...

    1 слайд

    Развитие речи
    Урок-обобщение
    Автор работы:
    Цедрик Елена
    Станиславовна
    МОУ «Финно-угорская
    школа», г. Петрозаводска

  • Формы речиустнаяписьменнаяГоворим-слушаемПишем-читаем(от слова «уста» - губы)...

    2 слайд

    Формы речи
    устная
    письменная
    Говорим-слушаем
    Пишем-читаем
    (от слова «уста» - губы)
    (от слова письмо)

  • Основные средства грамматической связи предложений в тексте:
Порядок предлож...

    3 слайд


    Основные средства грамматической связи предложений в тексте:
    Порядок предложений;
    Порядок слов в предложениях;
    Интонация и др.
    Текст
    ряд предложений, связанных
    по смыслу и грамматически

  • М.Горький: 
«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: 
ЧТО хочу на...

    4 слайд

    М.Горький:
    «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
    ЧТО хочу написать, КАК написать и ДЛЯ ЧЕГО написать».
    Тема текста
    Тема текста
    Тема текста –
    это то, о чём (или о ком) в нём говорится.
    Тема текста часто отражается в его заглавии (темы «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу» -
    близкие, но разные)
    Основная мысль текста –
    это то, к чему он призывает, чему учит, ради
    чего он написан.

  • Упражнения.
		Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство....

    5 слайд

    Упражнения.

    Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства. (С.Михалков)
    1. Прочитайте текст. Найдите слова,
    которыми можно выразить основную мысль
    текста.

  • 2. Прочитайте заглавия журнальных заметок. Подумайте, какие из них отражают...

    6 слайд

    2. Прочитайте заглавия журнальных заметок. Подумайте, какие из них отражают тему, какие – основную мысль.


    Конкурс юных пианистов.
    Спорт учит мужеству.
    Мы на выставку идём.
    Бросьте, мальчики, рогатки!
    Улетели птицы за море…
    Пожалейте рябину!

  • Связь предложений в тексте1. Цепная:
23...	Дворец Трёх Толстяков стоял посред...

    7 слайд

    Связь предложений в тексте
    1. Цепная:

    2
    3
    .
    .
    .
    Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями. (Ю.Олеша)
    1

  • Связь предложений в тексте	2. Параллельная:
 1234...Весна в лесу.
	Радостна,...

    8 слайд

    Связь предложений в тексте
    2. Параллельная:

    1
    2
    3
    4
    .
    .
    .
    Весна в лесу.
    Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
    (И. Соколов-Микитов.)
    .

  • Лексические средства связи предложений в тексте: Лексический повтор 
	(Вокру...

    9 слайд

    Лексические средства связи
    предложений в тексте:
    Лексический повтор
    (Вокруг города раскинулись леса. В лесах попадались глухие озёра.)
    Текстовые синонимы
    (В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.)
    Антонимы
    (У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.)

  • Местоимения 
	(Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные...

    10 слайд

    Местоимения
    (Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные шарики.)
    Описательные обороты
    (Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.)

    Лексические средства связи
    предложений в тексте:

  • Типы речиповествованиеописаниерассуждение

    11 слайд

    Типы речи
    повествование
    описание
    рассуждение

  • Повествование Рассказ о каком-либо событии, случае, 
поездке, походе.
Что про...

    12 слайд

    Повествование
    Рассказ о каком-либо событии, случае,
    поездке, походе.

    Что произошло?
    Повествовать – значит рассказывать.

  • Плохо.		Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, при...

    13 слайд

    Плохо.
    Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
    В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
    - Как вам не стыдно!
    - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
    - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева)
    Задание. 1. Прочитайте текст, определите тип речи, своё мнение обоснуйте.
    2. Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

  • Прочитайте пункты плана к рассказу В.Осеевой «Плохо». Восстановите их последо...

    14 слайд

    Прочитайте пункты плана к рассказу В.Осеевой «Плохо». Восстановите их последовательность. Запишите план.
    Женщина отогнала собаку.
    «Как вам не стыдно!»
    Котёнок «жалобно мяукал».
    Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».
    «Собака яростно лаяла».
    Перескажите текст по плану.

  • ОписаниеОписание внешности человека, игрушки, картины, природы, помещения, од...

    15 слайд

    Описание
    Описание внешности человека, игрушки, картины, природы, помещения, одежды, костюма и т.д.

    Какой?

  • В музее Конёнкова на подоконнике лежит удивительная шкатулка в форме большой...

    16 слайд

    В музее Конёнкова на подоконнике лежит удивительная шкатулка в форме большой рыбы. Сделана она из одного брёвнышка. Из сучков получился хвост и плавники, на которых лежит эта рыба-шкатулка. В середине спинки искусно вырезана пластина. Её можно вынуть за плавник, и тогда увидишь внутри ящичек, куда можно положить на хранение бусы и ленты, карандаши и краски, а хочешь – конфеты и пряники!
    (Н. Кончаловская)

    Прочитайте текст, озаглавьте его. Объясните, почему шкатулку автор называет удивительной.

  • Определите стиль описания; докажите правильность своего ответа. Озаглавьте оп...

    17 слайд

    Определите стиль описания; докажите правильность своего ответа. Озаглавьте описание. Подготовьте пересказ, близкий к тексту.
    Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
    (В.Солоухин)

  • Рассуждение Доказательства, объяснения, аргументы, доводы.Почему?Рассуждать –...

    18 слайд

    Рассуждение
    Доказательства, объяснения, аргументы, доводы.
    Почему?
    Рассуждать – значит доказывать.

  • Схема рассуждения.Тезис (то, что надо доказать или объяснить).
Доказательства...

    19 слайд

    Схема рассуждения.
    Тезис (то, что надо доказать или объяснить).
    Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения):
    а). … ;
    б). … ;
    в). … .
    Вывод.

  • Спасибо за работу

    20 слайд

    Спасибо за работу

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация к обобщающему уроку по развитию речи, в которой говорится о формах речи (устной и письменной), даётся понятие "текста", "темы текста", "основной мысли текста". Каждая микротема урока сопровождается рядом упражнений. Ряд слайдов посвящён видам связи предложений в тексте (цепной и параллельной), лексическим средствам связи предложений в тексте.

Вторая часть презентации посвящена типам речи (повествование, описание, рассуждение). На каждый тип речи предлагается текст и задание к нему, даётся схема рассуждения.

Эту презентацию можно использовать на уроке полностью, а можно частично (разбить на несколько отдельных уроков). Всё зависит от времени, отведённого на такого рода уроки, подготовки детей и целей, которые Вы ставите.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 953
    • PPTX 1021.5 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цедрик Елена Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цедрик Елена Станиславовна
    Цедрик Елена Станиславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 138524
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека