Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку "Текст. Типы речи" (5 класс)

Презентация по русскому языку "Текст. Типы речи" (5 класс)

Развитие речи Урок-обобщение Автор работы: Цедрик Елена Станиславовна МОУ «Фи...
Формы речи устная письменная Говорим-слушаем Пишем-читаем (от слова «уста» - ...
Основные средства грамматической связи предложений в тексте: Порядок предлож...
М.Горький: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: ЧТО хочу напи...
Упражнения. 		Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. ...
2. Прочитайте заглавия журнальных заметок. Подумайте, какие из них отражают ...
Связь предложений в тексте 1. Цепная: 2 3 . . . 	Дворец Трёх Толстяков стоял ...
Связь предложений в тексте 	2. Параллельная: 1 2 3 4 . . . Весна в лесу. 	Рад...
Лексические средства связи предложений в тексте: Лексический повтор 	(Вокруг ...
Местоимения 	(Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные ...
Типы речи повествование описание рассуждение
Повествование Рассказ о каком-либо событии, случае, поездке, походе. Что прои...
Плохо. 		Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, пр...
Прочитайте пункты плана к рассказу В.Осеевой «Плохо». Восстановите их последо...
Описание Описание внешности человека, игрушки, картины, природы, помещения, о...
Прочитайте текст, озаглавьте его. Объясните, почему шкатулку автор называет ...
Определите стиль описания; докажите правильность своего ответа. Озаглавьте оп...
Рассуждение Доказательства, объяснения, аргументы, доводы. Почему? Рассуждать...
Схема рассуждения. Тезис (то, что надо доказать или объяснить). Доказательств...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Развитие речи Урок-обобщение Автор работы: Цедрик Елена Станиславовна МОУ «Финно
Описание слайда:

Развитие речи Урок-обобщение Автор работы: Цедрик Елена Станиславовна МОУ «Финно-угорская школа», г. Петрозаводска

№ слайда 2 Формы речи устная письменная Говорим-слушаем Пишем-читаем (от слова «уста» - губ
Описание слайда:

Формы речи устная письменная Говорим-слушаем Пишем-читаем (от слова «уста» - губы) (от слова письмо)

№ слайда 3 Основные средства грамматической связи предложений в тексте: Порядок предложени
Описание слайда:

Основные средства грамматической связи предложений в тексте: Порядок предложений; Порядок слов в предложениях; Интонация и др. Текст ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически

№ слайда 4 М.Горький: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: ЧТО хочу написат
Описание слайда:

М.Горький: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: ЧТО хочу написать, КАК написать и ДЛЯ ЧЕГО написать». Тема текста Тема текста Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Тема текста часто отражается в его заглавии (темы «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу» - близкие, но разные) Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

№ слайда 5 Упражнения. 		Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Есл
Описание слайда:

Упражнения. Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства. (С.Михалков) 1. Прочитайте текст. Найдите слова, которыми можно выразить основную мысль текста.

№ слайда 6 2. Прочитайте заглавия журнальных заметок. Подумайте, какие из них отражают тем
Описание слайда:

2. Прочитайте заглавия журнальных заметок. Подумайте, какие из них отражают тему, какие – основную мысль. Конкурс юных пианистов. Спорт учит мужеству. Мы на выставку идём. Бросьте, мальчики, рогатки! Улетели птицы за море… Пожалейте рябину!

№ слайда 7 Связь предложений в тексте 1. Цепная: 2 3 . . . 	Дворец Трёх Толстяков стоял пос
Описание слайда:

Связь предложений в тексте 1. Цепная: 2 3 . . . Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями. (Ю.Олеша) 1

№ слайда 8 Связь предложений в тексте 	2. Параллельная: 1 2 3 4 . . . Весна в лесу. 	Радост
Описание слайда:

Связь предложений в тексте 2. Параллельная: 1 2 3 4 . . . Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. (И. Соколов-Микитов.) .

№ слайда 9 Лексические средства связи предложений в тексте: Лексический повтор 	(Вокруг гор
Описание слайда:

Лексические средства связи предложений в тексте: Лексический повтор (Вокруг города раскинулись леса. В лесах попадались глухие озёра.) Текстовые синонимы (В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.) Антонимы (У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.)

№ слайда 10 Местоимения 	(Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные шар
Описание слайда:

Местоимения (Кругом стояли высокие травы, и на них дрожали крупные водяные шарики.) Описательные обороты (Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.) Лексические средства связи предложений в тексте:

№ слайда 11 Типы речи повествование описание рассуждение
Описание слайда:

Типы речи повествование описание рассуждение

№ слайда 12 Повествование Рассказ о каком-либо событии, случае, поездке, походе. Что произош
Описание слайда:

Повествование Рассказ о каком-либо событии, случае, поездке, походе. Что произошло? Повествовать – значит рассказывать.

№ слайда 13 Плохо. 		Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижа
Описание слайда:

Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. - Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. (В.Осеева) Задание. 1. Прочитайте текст, определите тип речи, своё мнение обоснуйте. 2. Что выражено в названии рассказа: тема или основная мысль?

№ слайда 14 Прочитайте пункты плана к рассказу В.Осеевой «Плохо». Восстановите их последоват
Описание слайда:

Прочитайте пункты плана к рассказу В.Осеевой «Плохо». Восстановите их последовательность. Запишите план. Женщина отогнала собаку. «Как вам не стыдно!» Котёнок «жалобно мяукал». Мальчики стояли рядом и «ничего не делали». «Собака яростно лаяла». Перескажите текст по плану.

№ слайда 15 Описание Описание внешности человека, игрушки, картины, природы, помещения, одеж
Описание слайда:

Описание Описание внешности человека, игрушки, картины, природы, помещения, одежды, костюма и т.д. Какой?

№ слайда 16 Прочитайте текст, озаглавьте его. Объясните, почему шкатулку автор называет уди
Описание слайда:

Прочитайте текст, озаглавьте его. Объясните, почему шкатулку автор называет удивительной. В музее Конёнкова на подоконнике лежит удивительная шкатулка в форме большой рыбы. Сделана она из одного брёвнышка. Из сучков получился хвост и плавники, на которых лежит эта рыба-шкатулка. В середине спинки искусно вырезана пластина. Её можно вынуть за плавник, и тогда увидишь внутри ящичек, куда можно положить на хранение бусы и ленты, карандаши и краски, а хочешь – конфеты и пряники! (Н. Кончаловская)

№ слайда 17 Определите стиль описания; докажите правильность своего ответа. Озаглавьте описа
Описание слайда:

Определите стиль описания; докажите правильность своего ответа. Озаглавьте описание. Подготовьте пересказ, близкий к тексту. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище. (В.Солоухин)

№ слайда 18 Рассуждение Доказательства, объяснения, аргументы, доводы. Почему? Рассуждать –
Описание слайда:

Рассуждение Доказательства, объяснения, аргументы, доводы. Почему? Рассуждать – значит доказывать.

№ слайда 19 Схема рассуждения. Тезис (то, что надо доказать или объяснить). Доказательства (
Описание слайда:

Схема рассуждения. Тезис (то, что надо доказать или объяснить). Доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения): а). … ; б). … ; в). … . Вывод.

№ слайда 20
Описание слайда:

Презентация по русскому языку "Текст. Типы речи" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация к обобщающему уроку по развитию речи, в которой говорится о формах речи (устной и письменной), даётся понятие "текста", "темы текста", "основной мысли текста". Каждая микротема урока сопровождается рядом упражнений. Ряд слайдов посвящён видам связи предложений в тексте (цепной и параллельной), лексическим средствам связи предложений в тексте.

Вторая часть презентации посвящена типам речи (повествование, описание, рассуждение). На каждый тип речи предлагается текст и задание к нему, даётся схема рассуждения.

Эту презентацию можно использовать на уроке полностью, а можно частично (разбить на несколько отдельных уроков). Всё зависит от времени, отведённого на такого рода уроки, подготовки детей и целей, которые Вы ставите.

Автор Цедрик Елена Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2072
Номер материала 24575
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓