Главная / Русский язык и литература / Презентация по русскому языку "Преданные имена прилагательные"

Презентация по русскому языку "Преданные имена прилагательные"

Документы в архиве:

136 КБ Открытый урок 6 кл..doc
9.5 МБ Песенка паровозика-Паровозик из Ромашково.mp4
2.98 МБ Презентация.ppt
2.2 МБ Русский язык. Учим правила легко. Прилагательные с суффиксом -ан,ян,ин..mp4
9.85 МБ Супер физкультминутка.exe

Название документа Открытый урок 6 кл..doc


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 59

Ульяновской области г. Ульяновска.












«Преданные имена прилагательные».
























Разработала урок

Каштанкина Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.




г. Ульяновск

2014

Тема: «Преданные имена прилагательные».

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»;

  • формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные, определять их грамматические признаки;

  • совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”;

  • повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;

  • повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к урокам русского языка;

Развивающие:

  • совершенствовать устную и письменную монологическую речь, навыки работы со словарями и справочной литературой;

  • формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

  • личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.


Форма урока: путешествие.

Методы обучения: деятельностный и исследовательский.

Оборудование и ресурсы: компьютеры, проектор, экран.

Межпредметные связи: русский язык, литература, информатика, МХК.


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Включение детей в деятельность.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: саморегуляция.


2. Мотивация к учебной деятельности.

Работа над эпиграфом к уроку.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!


- Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное, которое делает нашу речь выразительной, яркой, образной, красочной. Мы закончили изучение этой замечательной части речи.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи.

Личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом.


3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка целей урока и выделение проблемы.

- Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Обобщение по теме: «Преданные имена прилагательное».

- Чем интересна наша тема?

Преданными обычно называют верных людей или животных (собак, например), а тут это слово характеризует имя прилагательное.

Какую главную проблему выделим сегодня на уроке?

Нам надо будет выяснить, почему имена прилагательные можно назвать преданными частями речи.

- Какова же цель нашего урока?

На уроке мы повторим  и закрепим пройденный материал, все, что узнали о прилагательном. Также будем учиться работать в группе.

- Почему так важно изучение имени прилагательного?

От успешного усвоения темы «Имя прилагательное» зависит развитие  коммуникативных навыков, а также навыка грамматически правильного оформления высказываний в устной и письменной форме.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

Сегодня мы отправимся в трудное, но увлекательное путешествие. Задача нашего путешествия – побывать в стране «Прилагательное» и узнать, как живут жители этой страны. Компасом будут служить ваши знания.


Паровозик из Ромашково нам желает доброго пути.

(Отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашково».)


Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний.


4. Этимологическая страничка.

Запишите тему урока «Преданные имена прилагательные».

- Какая орфограмма встретилась в названии части речи?

Чередование гласных в корне слова.

- Как вы понимаете смысл названия части речи?

Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное». Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное».

Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется.


Задание: найдите в тексте эпитеты.

Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Все покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

(По И.Корнееву).

- Какова роль прилагательного в нашей речи?

С помощью прилагательных автор рисует образную картину природы, которую мы можем легко представить по этому описанию, выражает и отношение к увиденному.

Что за жизнь без прилагательного? Есть очень нужные слова,

Оно такое увлекательное, Их важно применять.

Крепкое и сильное, И с ними станут предложения

И всегда активное. По-новому сверкать.


Лес и горы – то какие?

Кто им прелести придал?

Я, конечно, обязательное,

Главное я – прилагательное.


Вы послушайте, друзья,

Там, где признак, это я:

С прилагательным все ясно,

Жизнь цветаста и прекрасна!


Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном)


5. Лабиринт.

Чтобы попасть в страну «Прилагательное» нам нужно пройти через лабиринт.

Деление на команды.

Словарная работа: лабиринт.

- А кто знает, что это такое?

1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].

2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.

Задание.

Напишите транскрипцию слова лабиринт.

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна.

С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. На выходе из лабиринта нас ожидают «5» и «4».

Счастливого пути!

1 препятствие.

Разгадайте шарады, но не забывайте, что мы идем в страну «Прилагательное», зашифрованные слова должны быть прилагательными.

Корень из слова «приветствие».

Приставка из слова «отличник».

Суффикс и окончание из слова «откровенный».

Ответственный

1. Несущий ответственность за что-л.

2. Связанный с ответственностью;

Синонимы: очень серьезный, важный.



Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный».

Приставка – в слове «приезд».

Корень – в слове «подлежащее».

Прилежный –

Синонимы: усердный, старательный.

- Как вы думаете, почему лабиринт начинается именно с этих прилагательных?

Эти качества нам помогут пройти лабиринт и добраться до страны «Прилагательное».



2 препятствие «Ты – мне, я – тебе!»

Чтобы успешно преодолеть это препятствие, нам нужно ответить на теоретические вопросы, которые вы готовили дома. Вопросы у меня написаны на листочках, каждая группа задает вопрос любому учащемуся из другой группы.

Вопросы:

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?

  3. У каких прилагательных есть краткая форма?

  4. Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

  5. Как образуются имена прилагательные?

  6. Какие орфограммы связаны с правописанием прилагательных?

  7. Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

  8. Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис?

  9. Назовите постоянные морфологические признаки прилагательных.

  10. Качественные прилагательные.

  11. Относительные прилагательные.

  12. Притяжательные прилагательные.

  • Как вы считаете, мы успешно преодолели это препятствие? Отправляемся дальше.

3 препятствие.

Игровые технологии, используемые в коучинге. (Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. Отличие коучинга — ставка на реализацию потенциала ученика.)

(СИНГЛ РАУНД РОБИН) - проговаривание ответов по кругу по одному разу

Цель: осуществлять взаимодействие Ученик – Ученик.

Учитель: «Какой красивый человек!» - говорим мы, провожая взглядом понравившегося человека. А какой человек для вас красивый?

Игра, которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)

Я счастливая (ый)

Я умная

Я красивая

Я спокойная

Я нежная

Я добрая

Я веселая

Я вижу, что вы умеете образовывать разные формы степеней сравнения. Знаю, что и находить их вы тоже умеете.

- На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?


4 препятствие. «Вкралась ошибка!»

Развитие событий в этой картине становится более  интереснее.

Волга шире Дона.

С наступлением весны дни становятся длиннее.

Из двух зол выбирай более меньшее.

Нет ничего красивше природы родного уголка.

Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в данных предложениях?

 (грамматические: неправильное образование степеней сравнения  имён прилагательных)

Физминутка.

Учитель: Скажите, чем еще красив любой человек? Он красив своим здоровьем.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При жизни здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные, жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Поэтому необходимо заниматься физкультурой и спортом.

5 препятствие.

(Видео фильм «Учим правила легко») Закончи правило.

Самостоятельная работа «Выполни и оцени себя сам».

Команды суммируют оценки и получают общий балл.

Задание: вставьте пропущенные буквы и сформулируйте правило.

Соломе…ый безветре…ый осе…ий

деревя…ый глиня…ый кожа…ый

стари…ый комари…ый серебря…ый

карти…ый овся….ый гуси…ый

лу…ый оловя…ый це…ый

звери…ый обществе…ый водя…ой

ю…ый ветре…ый масля…ый


6 препятствие.

Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»:

сумка из холста (холщовая сумка),

платье из парчи (парчовое платье),

компот из груш (грушевый компот),

обувь из замши (замшевая обувь),

цвет апельсина (апельсиновый цвет).

- Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?

Парча́ — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром и другими металлами.

Замша мягко выделанная кожа любых животных жирового дубления.


- Сформулируйте правило.

- Обратите внимание на правильное произношение слова ГРУШЕВЫЙ. От ударения зависит выбор гласной в суффиксе прилагательного.



7 препятствие. Групповое задание.

"Мозаика"  Сказка.  

Задание: подберите как можно больше прилагательных с НЕ.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать. 

- Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте? 

(Прилагательные для мозаики: голубой, небольшие глаза, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, незлой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).


8 препятствие.

Волшебная шкатулка.

В волшебной шкатулке спрятаны прилагательные. Нужно выходить по одному человеку от группы, прочитать записанное на нем имя прилагательное, определить разряд по значению. Каждая команда выбирает прилагательные в соответствии с разрядом.

(Взаимопроверка задания групп)

Прочитайте шуточные стихотворения и ответьте на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. КАЧЕСТВЕННЫЕ


Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею –
Вот что я вам, братцы расскажу.
Я французский иль немецкий,
Сельский или городской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

Притягивать предметы – моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Путин,
Пушкин, Лермонтов, Кольцов. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ


Содержимое шкатулки.

Кожаный портфель, белоснежная скатерть, твердый характер, оконная рама, юный пианист, бабушкин пирог, аистиное гнездо, голубиная душа, каменный уголь, свободный человек, серебряное кольцо, хитрый лис, лисий хвост, добрые дела, папин заказ, богатый опыт, картонная коробка, малиновое варенье, теплый хлеб, оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос, соловьиные трели, добрый человек, чудесное превращение.


9 препятствие.

 А теперь вам предстоит сделать очень важную работу, которая требует внимания, взаимодействия, ответственности, равного участия и конечно же наша работа должна проходить на позитиве. Слушаем внимательно задание (Структура РАФТ: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН) перед вами 3 темы, каждая команда получает одну из этих тем и разрабатывает свой проект. Это может быть брошюрой, постером, объявлением, сказкой, стихотворением и т.д.

Качественные прилагательные.

Морфологические признаки прилагательных.

Роль прилагательных в речи.

1 группа.

Инсценировка.

Некогда в каком-то царстве,

Тридесятом государстве,

То ли здесь, а то ли там

Жил-был царь Абдурахман.

Миновало много лет,

Собирает царь совет.

Дочерей к себе зовет

И такую речь ведет:

«Мне вопрос который год

Все покоя на дает:

Для чего живет на свете

Прилагательное, дети?

В дальний путь скорей спешите

И вопрос сей разрешите».

Три девицы собирались,

С царем-папой распрощались,

Стали думать-размышлять,

Как им тайну разгадать.

Вот выходят в сад сестрицы,

Слышат пенье райской птицы.

Говорит одна сестрица:

- Как поет красиво птица!

Голос звонкий, золотой,

Нежный, чистый и родной.

- А уж птица-то какая,

Маленькая, озорная, -

Ей вторая говорит

И на птицу все глядит.

- Знать та птица не простая, -

Молвит тут сестра другая.

К ней решили обратиться,

Чтоб ответа лишь добиться.

- Ты по свету ведь летала,

Может, где его встречала?

Нашу душу успокой

И секрет скорей открой:

Что есть прилагательное?

- Оно замечательное.

Частью речи называют

И по падежам склоняют.

Мир без этой части речи

Был бы тускл и не расцвечен.

Недалече здесь живет,

Песни добрые поет.

Вы теперь к нему спешите

И вопрос сей разрешите.

В путь отправились сестрицы

По совету мудрой птицы.

Долго ль, коротко ли шли,

Но дворец его нашли.

У порога их встречало,

О себе все рассказало.

- Признаки обозначаю,

Все предметы украшаю,

Разукрашу, опишу,

Какой есть предмет скажу.

Так отцу и доложите,

Ко мне в гости пригласите.

Пусть подружится со мной,

Станет добрым, коль был злой.

К отцу сестры поспешили

И секрет ему открыли.


2 группа. Реклама качественных прилагательных

Каких только прилагательных ты не найдёшь в этой стае! Маленькие и большие. Взрослые и юные, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие, они так и вьются над поляной Имён Прилагательных. И каждый стремится победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше? У кого меньше?

Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделён на два полюса. Жители этих полюсов – вечные антагонисты, или лучше назвать их более подходящим, мирным словом – антонимы.

Но мир качественных прилагательных безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растёт и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественней!

3 группа. Сказка об имени Прилагательном.

Это великолепный, солнечный, яркий город Русского языка. В нем живут очень гостеприимные, дружные, веселые и умные жители: Части Речи. В одном из этих домиков живет Имя прилагательное: очень красивая и талантливая девушка, которая сочиняет чудесные песни обо всем, что происходит вокруг. Но, как и в любой сказке, на другом конце города живет ужасный, злой колдун, который не любит Имя Прилагательное за ее красоту и веселый характер.

Он так не любил Имя прилагательное, что хотел избавиться от девушки. Однажды ночью, пробравшись в ёе дом, колдун начал говорить свои магические заклинания, которые состояли из одних кратких прилагательных: некрасива, уродлива, зла, неприветлива, неталантлива, мала. Но чар колдуна не хватало, потому что Имя Прилагательное была очень красива, добра, приветлива, талантлива, гостеприимна, умна, очаровательна… Все, что мог сделать старый колдун – это превратить красавицу в очень маленькое Имя прилагательное (краткое). Колдун очень злился, что не избавился от веселого Имени прилагательного, поэтому совершил еще одно зло: он отправил ее в лес и посадил на огромный гриб.

Но Имя прилагательное не отчаивалось, ведь у нее было любимое занятие: она сочиняла песни. Она так красиво пела, что лесные гномики забывали о страхе, выходили из своих домиков-мухоморов и долго слушали прекрасные песни девушки. Когда день был пасмурным, шел дождь, песни получались грустными. Но когда денек становился солнечным, теплым, радужным, а воздух золотистым, прозрачным, ароматным, песни были радостны, веселы, мелодичны, красивы.


Регулятивные: саморегуляция, оценка результатов работы.

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи.

Коммуникативные: управление поведением партнера.


6. Заключительный этап урока.

Вот и прошли мы трудный лабиринт и прибыли в страну «Имя Прилагательное»

Учащихся встречает имя Прилагательное.

Я - слово замечательное,-

И называюсь Прилагательное.-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Я с Существительным живу на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно меня не бросит в воде и на земле:

Стою в одном с ним роде, числе и падеже.

Я имя занимательное, преданное и обаятельное.


- Кому или чему преданы имена прилагательные?

Потому что прилагательные не только лексически привязаны к существительным (они характеризуют предмет с разных сторон), но они, как хамелеоны, приспосабливаются к существительным, приобретая не только их число и падеж, но и род.


7. Синквейн (групповая работа)

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

Имена прилагательные

Яркие, разнообразные

украшают, описывают, уточняют

Без них речь наша пуста!

Богатство


Прилагательное

Интересное, поучительное

Знать, находить, пользоваться.

Моя любимая часть речи

Важно.


Имя прилагательное

Замечательные, прекрасные;

Определяют, украшают, замечают;

В речи к месту их вставлять;

Правильно применять.


Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Логические: выведение следствий.

Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли.


8. Рефлексия.

Выразите ваши впечатления от урока.

Урок подходит уж к концу

И  требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого пути!



Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.

Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.


9. Оценивание учащихся.

Учащиеся оценивают свою работу в группе.

Индивидуальная оценка учителем.



10. Домашнее задание.

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями).

- Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного».

Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Логические: анализ истинности утверждений.

Регулятивные: оценка результатов работы.






Кожаный портфель белоснежная скатерть

твердый характер оконная рама

юный пианист бабушкин пирог

аистиное гнездо голубиная душа

каменный уголь свободный человек

серебряное кольцо хитрый лис

лисий хвост добрые дела

папин заказ богатый опыт

картонная коробка малиновое варенье

теплый хлеб оловянный солдатик

заюшкина избушка приятный собеседник

стальное колечко тихий голос

соловьиные трели добрый человек

чудесное превращение






















1 группа.


7 препятствие.

"Мозаика"  Сказка.

Задание: подберите как можно больше прилагательных с НЕ.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

(Прилагательные для мозаики: голубой, небольшие глаза, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, незлой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).


8 препятствие.

Волшебная шкатулка.

В волшебной шкатулке спрятаны прилагательные. Нужно выходить по одному человеку от группы, прочитать записанное на нем имя прилагательное, определить разряд по значению. Каждая команда выбирает прилагательные в соответствии с разрядом.


Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. КАЧЕСТВЕННЫЕ






Синквейн

Имена прилагательные

Яркие, разнообразные

украшают, описывают, уточняют

Без них речь наша пуста!

Богатство












2 группа.


7 препятствие.

"Мозаика"  Сказка.

Задание: подберите как можно больше прилагательных с НЕ.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

(Прилагательные для мозаики: голубой, небольшие глаза, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, незлой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).


8 препятствие.

Волшебная шкатулка.

В волшебной шкатулке спрятаны прилагательные. Нужно выходить по одному человеку от группы, прочитать записанное на нем имя прилагательное, определить разряд по значению. Каждая команда выбирает прилагательные в соответствии с разрядом.


Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею –
Вот что я вам, братцы расскажу.
Я французский иль немецкий,
Сельский или городской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ




Синквейн.

Прилагательное

Интересное, поучительное

Знать, находить, пользоваться.

Моя любимая часть речи

Важно.












3 группа.


7 препятствие.

"Мозаика"  Сказка.

Задание: подберите как можно больше прилагательных с НЕ.

На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши.  Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости.

(Прилагательные для мозаики: голубой, небольшие глаза, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, незлой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий и др).


8 препятствие.

Волшебная шкатулка.

В волшебной шкатулке спрятаны прилагательные. Нужно выходить по одному человеку от группы, прочитать записанное на нем имя прилагательное, определить разряд по значению. Каждая команда выбирает прилагательные в соответствии с разрядом.


Притягивать предметы – моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Путин,
Пушкин, Лермонтов, Кольцов. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ





Синквейн.

Имя прилагательное

Замечательные, прекрасные;

Определяют, украшают, замечают;

В речи к месту их вставлять;

Правильно применять.













  1. Что такое имя прилагательное?


  1. Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?


  1. У каких прилагательных есть краткая форма?


  1. Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце?


  1. Как образуются имена прилагательные?


  1. Какие орфограммы связаны с правописанием прилагательных?


  1. Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?


  1. Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис?


  1. Назовите постоянные морфологические признаки прилагательных.


  1. Качественные прилагательные.


  1. Относительные прилагательные.


  1. Притяжательные прилагательные.


17


Название документа Презентация.ppt

Преданные имена прилагательные
Ученику – удача. Учителю – радость.
Преданные имена прилагательные
Образовательные: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении...
Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В э...
Выделим проблему. Почему имена прилагательные можно назвать преданными частям...
Этимологическая страничка Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «прил...
Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Всё по...
Словарная работа. Лабиринт 1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся др...
Схема лабиринта 1. Изучи теорию 3.Расскажи теорию 2. Разгадай шарады 6. Выпол...
Корень из слова «приветствие». Приставка из слова «отличник». Суффикс и оконч...
«Ты – мне, я – тебе!» 2 препятствие. Что такое имя прилагательное? Какие морф...
(СИНГЛ РАУНД РОБИН) - проговаривание ответов по кругу по одному разу. Я счаст...
4 препятствие. «Вкралась ошибка!» Развитие событий в этой картине становится ...
Выполни самостоятельно и проверь! Соломе…ый безветре…ый осе…ий деревя…ый глин...
Проверь! Соломенный безветренный осенний деревянный глиняный кожаный старинн...
Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»: 6 препятствие. Сумка из...
7 препятствие. Мозаика «Сказка». На ... ... планете жили... ... человечки, у ...
8 препятствие. Волшебная шкатулка.
9 препятствие. (Структура РАФТ: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН) Проект «Реклама прилаг...
Урок подходит уж к концу И  требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилага...
* Используемая литература 1. Мордас Е.М. Русский язык. Литература. 5-11 класс...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Преданные имена прилагательные
Описание слайда:

Преданные имена прилагательные

№ слайда 2 Ученику – удача. Учителю – радость.
Описание слайда:

Ученику – удача. Учителю – радость.

№ слайда 3 Преданные имена прилагательные
Описание слайда:

Преданные имена прилагательные

№ слайда 4 Образовательные: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении те
Описание слайда:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»; формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные, определять их грамматические признаки; работа над орфографическими и пунктуационными навыками; * повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”. Воспитательные: воспитание интереса к урокам русского языка. Развивающие: развитие устной и письменной монологической речи, формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

№ слайда 5 Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом
Описание слайда:

Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить!

№ слайда 6 Выделим проблему. Почему имена прилагательные можно назвать преданными частями р
Описание слайда:

Выделим проблему. Почему имена прилагательные можно назвать преданными частями речи. Почему так важно изучение имени прилагательного? От успешного усвоения темы «Имя прилагательное» зависит развитие  коммуникативных навыков, а также навыка грамматически правильного оформления высказываний в устной и письменной форме.

№ слайда 7 Этимологическая страничка Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложе
Описание слайда:

Этимологическая страничка Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное». Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – «эпитет». И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

№ слайда 8 Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Всё покры
Описание слайда:

Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Всё покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. И. Корнеев. Задание: назовите эпитеты.

№ слайда 9 Словарная работа. Лабиринт 1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг
Описание слайда:

Словарная работа. Лабиринт 1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами]. 2. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. (Перен.) Лабиринт улиц. Лабиринт мыслей.

№ слайда 10 Схема лабиринта 1. Изучи теорию 3.Расскажи теорию 2. Разгадай шарады 6. Выполни
Описание слайда:

Схема лабиринта 1. Изучи теорию 3.Расскажи теорию 2. Разгадай шарады 6. Выполни задание и оцени себя сам 4. СИНГЛ РАУНД РОБИН 5.Исправь ошибку 7. Мозаика - сказка 9. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН 8. Волшебная шкатулка 10. Синквейн

№ слайда 11 Корень из слова «приветствие». Приставка из слова «отличник». Суффикс и окончани
Описание слайда:

Корень из слова «приветствие». Приставка из слова «отличник». Суффикс и окончание из слова «откровенный». Ответственный Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный». Приставка – в слове «приезд». Корень – в слове «подлежащее». Прилежный 1 препятствие Разгадайте шарады, но не забывайте, что мы идем в страну «Имя Прилагательное», зашифрованные слова должны быть прилагательными.

№ слайда 12 «Ты – мне, я – тебе!» 2 препятствие. Что такое имя прилагательное? Какие морфоло
Описание слайда:

«Ты – мне, я – тебе!» 2 препятствие. Что такое имя прилагательное? Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное? У каких прилагательных есть краткая форма? Каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться в написании кратких прилагательных с шипящей на конце? Как образуются имена прилагательные? Какие орфограммы связаны с правописанием прилагательных? Правописание НЕ с именами прилагательными. Правописание сложных существительных. Назовите морфологические признаки прилагательных. Какие прилагательные называются качественными? Какие прилагательные называются относительными? Какие прилагательные называются притяжательными?

№ слайда 13 (СИНГЛ РАУНД РОБИН) - проговаривание ответов по кругу по одному разу. Я счастлив
Описание слайда:

(СИНГЛ РАУНД РОБИН) - проговаривание ответов по кругу по одному разу. Я счастливая (ый) Я умная Я красивая Я спокойная Я нежная Я добрая Я веселая 3 препятствие.

№ слайда 14 4 препятствие. «Вкралась ошибка!» Развитие событий в этой картине становится бол
Описание слайда:

4 препятствие. «Вкралась ошибка!» Развитие событий в этой картине становится более  интереснее. Волга шире Дона. С наступлением весны дни становятся длиннее. Из двух зол выбирай более меньшее. Нет ничего красивше природы родного уголка.

№ слайда 15 Выполни самостоятельно и проверь! Соломе…ый безветре…ый осе…ий деревя…ый глиня…ы
Описание слайда:

Выполни самостоятельно и проверь! Соломе…ый безветре…ый осе…ий деревя…ый глиня…ый кожа…ый стари…ый комари…ый серебря…ый карти…ый овся….ый гуси…ый лу…ый оловя…ый це…ый звери…ый обществе…ый водя…ой ю…ый ветре…ый масля…ый 5 препятствие.

№ слайда 16 Проверь! Соломенный безветренный осенний деревянный глиняный кожаный старинный
Описание слайда:

Проверь! Соломенный безветренный осенний деревянный глиняный кожаный старинный комариный серебряный картинный овсяный гусиный лунный оловянный ценный звериный общественный водяной юный ветреный масляный

№ слайда 17 Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»: 6 препятствие. Сумка из хо
Описание слайда:

Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»: 6 препятствие. Сумка из холста Платье из парчи Компот из груш Обувь из замши Цвет апельсина Холщовая сумка Парчовое платье Грушевый компот Замшевая обувь Апельсиновый цвет Парча́ — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром и другими металлами. Замша — мягко выделанная кожа любых животных жирового дубления.

№ слайда 18 7 препятствие. Мозаика «Сказка». На ... ... планете жили... ... человечки, у них
Описание слайда:

7 препятствие. Мозаика «Сказка». На ... ... планете жили... ... человечки, у них были ....глаза, .... волосы,... уши. Зато  очень... характер. Домики у человечков были ...., с .....крышами. Возле каждого домика  сидела... собачка. Собачки на этой... планете были вместо кур, потому что... домики охраняли... дракончики и ...страусы. Они сидели на ... веревочках и рычали. На ... ... деревьях пели ... песни ... мухи. В ... лесах водились ... слонята, ... цыплята, ... ежики и  ... ящерицы. А на ... черепахах ... человечки ездили в гости. (Прилагательные для мозаики: голубой, небольшие глаза, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, незлой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий).

№ слайда 19 8 препятствие. Волшебная шкатулка.
Описание слайда:

8 препятствие. Волшебная шкатулка.

№ слайда 20 9 препятствие. (Структура РАФТ: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН) Проект «Реклама прилагате
Описание слайда:

9 препятствие. (Структура РАФТ: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН) Проект «Реклама прилагательных».

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 Урок подходит уж к концу И  требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилагател
Описание слайда:

Урок подходит уж к концу И  требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилагательными только. Его вам надо оценить двумя-тремя словами И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким? Рефлексия. Выразите ваши впечатления от урока именами прилагательными.

№ слайда 23 * Используемая литература 1. Мордас Е.М. Русский язык. Литература. 5-11 классы.
Описание слайда:

* Используемая литература 1. Мордас Е.М. Русский язык. Литература. 5-11 классы. Уроки- путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины. Волгоград: «Учитель», 2008.2. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Тесты. 2. Русский язык. 5-6 классы. М.: Дрофа, 2009. 3.Тропкина Л.А. Дидактический материал по русскому языку. 6 класс. Волгоград: «Учитель», 2002. 4. Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку. 6 класс. М.: Сфера, 2009. 5. Стахова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 6 класс. С-Пб.: Литера, 2008. 6. Якунина А.М. Комплексный анализ текста. Дидактические материалы / Под ред. Л.И. Сухарёвой. М.: Айрис-пресс, 2005. 7. http://pyat-pyat.ru

Презентация по русскому языку "Преданные имена прилагательные"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема:  «Преданные имена прилагательные». 6 класс.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»;
  • формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные, определять их грамматические признаки;
  •  совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме “Имя прилагательное”;
  • повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;
  • повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к урокам русского языка;

Развивающие:

  • совершенствовать устную и письменную монологическую речь, навыки работы со словарями и справочной литературой;
  • формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

:jusw;e@v@o:-18.0pt;mso-list:l1 level1 lfo1'>·        воспитание бережного, уважительного отношения к живому;

 

·        воспитание культуры работы в группах.

Развивающие:

·        развитие творческих способностей;

·        совершенствование  устной  и письменной монологической и диалогической речи;

·        формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

 

Форма урока: теле - урок.

 

Методы обучения: экспериментальный.

Автор Каштанкина Светлана Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 556
Номер материала 15862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓