Тема: «Однородные члены предложения»
Цели:
1. Закрепить сведения об однородных членах предложения.
Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
2. Развивать речь учащихся, творческое мышление, внимание.
3. Воспитывать любовь к природе через текст писателя В.В.Бианки.
Тип урока: Урок – практикум
Ход урока
Стоит только присмотреться к
окружающему, задуматься над ним – все
окажется удивительным, загадочным.
В.В.Бианки
I. Оргмомент. (1 мин )
II. Словарная работа (запись на доске) (5 мин)
Эпиграф, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный,
повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, параллельная, цепная.
Задания:
1. Запишите слово, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте по цепочке»
2. Запишите слово, лексическое значение которого – «тип речи, отвечающий на вопрос почему?»
3. Запишите слова, обозначающие стили речи.
4. . Запишите слово, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте без сцепляющих слов.
Запись в тетради ученика:
1. Цепная
2. Рассуждение
3. Разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой
4. Параллельная
Самопроверка и самооценка по «ключу» на доске:
0 ош - «5»
1 ош - «4»
2-3 ош – «3»
Оценки выставляются в рабочие карты
III. Целеполагание. (1 мин)
Ребята, сегодня у нас последний урок по теме : «Однородные члены предложения»
Какие цели мы должны поставить на уроке?
IV. Практикум по тексту В. В. Бианки.
1. Слово учителя. (1 мин)
В.В.Бианки - известный писатель, певец родной природы. Ребята, с которыми он общался, часто задавали ему вопросы. А один повторялся: «Почему вы пишете про лес?». Виталий Валентинович не любил слово природа и часто заменял его словом лес. По мнению писателя, все началось в детстве. Позднее В.В.Бианки скажет: «Есть среди нас редкие люди: широко раскрытыми глазами ребенка смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам – и все, что он рассказывает им о себе, переводят для нас на наш, человеческий язык – язык любви к полной красоты...нашей Вселенной».
Именно таким чутким человеком и «переводчиком» был В.В.Бианки .
Сегодня мы будем работать по фрагменту его произведения.
2. Работа с текстом(текст, с пропущенными знаками препинания в предложениях с однородными членами, на столе у каждого ученика).
Растения и животные, леса и горы, море и ветра, дожди и зори – весь мир вокруг
7
нас говорит с нами всеми голосами.
Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.
Я поднял глаза, впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.
«Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.
«Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».
Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
Меня все очень удивляло в этой птичке: и блеск ее перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.
1). Выразительное чтение текста учителем (2 мин)
2). Беседа по содержанию (2 мин)
Как можно озаглавить текст?
Определите тему и идею текста.
Как связаны предложения в третьем абзаце? ( сначала параллельная, потом цепная)
Определите стиль текста. (художественный)
3) Работа в группах с консультантом (30 мин )
Задание 1.
Выписать предложение с однородными членами, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.
Задание 2.
Найдите в третьем абзаце неоднородные определения, выпишите их вместе с определяемым словом x x
( маленькая белогрудая птичка, веселой зимней песней)
Задание 3.
[ О : О и О, О и О, О и О, О и О-…]
Растения и животные, леса и горы, море и ветра, дожди и зори- весь мир вокруг нас
говорит с нами всеми голосами
(Весь мир вокруг нас: растения и животные, леса и горы, море и ветра, дожди и зори-
говорит с нами всеми голосами)
Задание 4.
Найдите в тексте слово заливалась, что оно обозначает по тексту? ( звонко пела )
Найдите синоним к слову оляпка ( утопленница )
Итог работы в группе подводится после каждого задания , оценка каждого члена группы заносится в рабочую карту. Консультанты отчитываются за результаты выполненной работы .
V. Домашнее задание. ( 3мин )
Назовите автора текста, по которому мы сегодня работали?
Как В.В.Бианки относился к природе?
Как вы относитесь к природе?
Написать сочинение – миниатюру на тему: «Что меня удивляет в природе?», используя однородные члены предложения.
VI. Рефлексия. (2 мин )
Что понравилось на уроке?
С какими трудностями вы встретились?
Над чем еще надо поработать?
Вопросы для рефлексии
Рабочая карта урока
Урок русского языка класс 8
Тема урока : Однородные члены предложения (закрепление )
Цель урока:
Закрепить сведения об однородных членах предложения.
Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Ф.И.О ученика
Словарная работа
Работа в группах
Итоговая отметка
Задание1
Задание2
Задание3
Задание4
Текст В.В.Бианки
Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори весь мир вокруг
7
нас говорит с нами всеми голосами.
Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.
Я поднял глаза . Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.
«Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.
«Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».
Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
Меня все очень удивляло в этой птичке и блеск ее перьев, и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.
3) Работа в группах с консультантом ( 30 мин )
Задание 1.
Выписать 2 предложения с однородными членами, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.
Задание 2.
Буквенный диктант (Н.О.)
Задание 3.
Найдите предложение (значок «7») и перестройте его по следующей схеме:
[ О : О и О, О и О, О и О, О и О-…]
Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Задание 4. (записать в тетрадь)
Текст В.В.Бианки
Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори весь мир вокруг
7
нас говорит с нами всеми голосами.
Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.
Я поднял глаза . Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.
«Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь исчезла подо льдом.
«Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».
Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
Меня все очень удивляло в этой птичке и блеск ее перьев и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.
Текст В.В.Бианки
Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори весь мир вокруг
7
нас говорит с нами всеми голосами.
Словно в ответ на мои мысли невдалеке послышалось тихое щебетание.
Я поднял глаза . Впереди была прорубь. По краю ее, у самой воды, прыгала маленькая белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой зимней песней.
«Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз?» Мне хотелось поближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь, исчезла подо льдом.
«Утопилась!» - мелькнула страшная мысль. Слезы навернулись мне на глаза. Дома отец мне сказал : «Дурачок! Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя».
Я опять побежал на реку. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь пошел к ней и заметил мою утопленницу. Она была живая и здоровая бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, напоминающую журчание ручья.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями. Потом побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности, а через полминуты она уже выскочила из другой проруби.
Меня все очень удивляло в этой птичке и блеск ее перьев и пузырьки воздуха на ее жирных крыльях.
Ф.И.О ученика
Словарная работа
Работа в группах
Итоговая отметка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Ф.И.О ученика
Словарная работа
Работа в группах
Итоговая отметка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Ф.И.О ученика
Словарная работа
Работа в группах
Итоговая отметка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.